Самый модный курорт этой зимы. Самый новый на Северном Кавказе. Долгожданный и заведомо любимый. Но, как показывает время — совсем неоднозначный. Одним словом, Архыз. Визитная карточка «нового» Кавказа.
Я побывал здесь на минувших выходных. И вот, что хочу рассказать...
Общее впечатление
На первый взгляд, Архыз, или, если точнее, «поселок Романтик, ВТРК «Архыз» – небольшой, по-настоящему европейский горнолыжный курорт. Выстроенный в едином архитектурном стиле, оснащенный быстрыми современными канатками. По лесу вьются трассы разной длины и крутизны, а в сервис-центре (хотя название «Офис по туризму» всё-таки было бы более привычно) можно задать вопросы улыбчивым девушкам, взять в чистом и просторном прокате свежие лыжи и посетить (принцессы, закройте глаза и уши) теплый и уютный туалет.
Даже кафе, оплот карачаевского горного бизнеса — и те хоть и не блещут стропилами из мореного дуба, но хотя бы не выбиваются из общей картины. Небольшие шатры с открытой террасой — на первое время очень даже неплохо. А по сравнению с Домбаем или Приэльбрусьем — просто другая планета. Как бы я ни любил эти курорты.
Подъемники и трассы
В сезоне 2015/2016 в Архызе действует 3 канатных дороги: гондольная, короткая 4-кресельная и 6-кресельная с отцепляемыми креслами. Плюс траволатор на учебном склоне. В штатном режиме эти сооружения с лихвой покрывают потребности понаехавших отдыхающих. Загвоздка в том, что «штатный режим» случается далеко не всегда.
В первый день нашего путешествия, в пятницу, работало всё. Людей было очень немного, хотя, предполагаю, ВСЕ гостиницы пос. Романтик и самого Архыза были забиты. Укатанные ратраками трассы сохранили вид, близкий к изначальному, до самого вечера. Временами казалось, что Я очутился в Лез-Уше, а под ногами - «Кандагар», а не трасса 2В курорта Архыз.
В субботу началось лёгкое столпотворение. На стоянке уже не находилось места автобусам из Ставрополя, Невинномысска, Пятигорска, Краснодара и других городов Юга, хотя подъемники и трассы ещё выдерживали нахлынувший поток. И тут сломалась 6-креселка.
В полдень пропускная способность и подъемников, и трасс снизилась ровно в 2 раза. Пока одни висели в замерших креслах, другие пешком топали от Лунной Поляны до Романтика (по карте — 700-800 метров. В лыжных ботинках), третьи штурмовали оставшуюся в живых «гондолку» – вплоть до вечера воскресенья.
Стоит признать, что даже «аварийный» режим не вызвал совсем уж чудовищных очередей. Да, приходилось потолкаться, но через 10-15 минут можно было гарантированно втиснуться в уходящий вагончик. Больше смущает тот факт, что поломка 6-креселки — далеко не первая в её дебютном сезоне. Закрытые трассы и неработающие канатки становятся для Архыза нормой — хотя хочется верить, что рано или поздно всё заработает так, как нужно.
И ещё пару слов о склонах. Под каждой из трех канаток проложено минимум 2, а то и 3 широких и ухоженных спуска. 4-креселка и связка зеленых и голубых трасс обслуживают новичков, а трассы под гондолкой и 6-креселкой — тех, кто катает уверенно. Плюс — весьма неплохие условия для «околотрассового» катания: в пятницу удалось застать вполне приличный и радующий пухляк. Конечно, с Австрией или Францией сравнивать рано, но на Северном Кавказе Архыз, безусловно, №1. Ещё чуть-чуть — и догонит Гудаури.
Централизованное управление курортом приносит свои плоды. На Романтик хочется возвращаться — кататься, гулять, участвовать в развлекательных мероприятиях. Одним словом, просто быть там. Тем не менее, и в Архызе есть свои особенности, над которыми стоит поработать.
Чего не хватает Архызу?
Во-первых, скипасс. Он один на все канатные дороги, что для курортов СК — нонсенс и чудо. Однако новички вряд ли этому рады: для того, чтобы попасть на 70-метровый траволатор, или на 4-кресельную дорогу, под которой проложены ТОЛЬКО пологие учебные трассы, нужно приобрести скипасс. Стоимостью 1400 рублей в будни и 1700 рублей — в выходные. Для сравнения, в Домбае расходы на подъемники составят 700-1000 рублей/день (примерно 500 — подъем в зону катания+бугеля на отдельном, выделенном учебном склоне), в Приэльбрусье — от 300-400 рублей/день (бугеля на общем выкате). Конечно, сравнивать условия в Архызе и Домбае не совсем корректно, но цена 1700 рублей за, по факту, «учебный» скипасс — на мой взгляд, изрядно завышена. Решение Тиня (несколько коротких бесплатных подъемников для новичков), или недорогой скипасс на траволатор и 4-кресельную дорогу, без доступа на «большие» трассы — это первое, чего не хватает Архызу.
Второе — это транспорт. Утром добраться из поселка Архыз в зону катания можно либо на такси, либо на личном автомобиле. Вечером — только на попутке (стоянки такси на Романтике нет) или, опять же, на своей машине. Вроде бы, есть шаттл — но как, откуда и куда он ходит — неизвестно. Слабо верится, что когда-нибудь будет запущен ски-бас (просто потому, что ВТРК Архыз — это поселок Романтик, и никакого отношения к «старому» Архызу он не имеет), поэтому тут больше пожелание к местным жителям: наладить регулярное и понятное сообщение между поселками. На УАЗиках, «Газелях» и «Волгах» – как в Приэльбрусье.
Третье — это информация. Пока её приходится выуживать по капельке из разных источников, или узнавать задним числом — как, например, было со скидками на скипассы, о которых было объявлено в день проведения акции, и то ближе к вечеру. Понятно, что интеграция европейских схем работы в карачаевский стиль жизни — непростая задача, но сделать это нужно. Потому что только так можно избавиться от изложенного в заключительном разделе этой заметки.
И главное. Архызу не хватает высоты. В конце января, в разгар сезона, снег больше напоминал кашу, чем халву. Но увы — такие недостатки не исправляются, и хорошее катание здесь возможно только с начала января до конца февраля.
Что говорят об Архызе люди?
Архыз — объективно лучший курорт Северного Кавказа. Не похожий ни на Цей, ни на Домбай, ни на Приэльбрусье. Здесь лучше трассы, быстрее канатки, приятнее вид и выше уровень сервиса. При этом в очередях и на страницах в социальных сетях — совсем другие комментарии:
«Млять, приехали всей семьей, надеялись покататься, а у них канатка сломалась! Совести у них нет, работать не хотят! Больше ни ногой сюда, Архыз — испортился!»
«Почему не написали заранее, что будет мероприятие???? Я хотел поучаствовать, но узнал только сегодня, когда было уже поздно! Архыз, у вас это любимая шутка — объявлять тогда, когда всё уже прошло?»
«У вас написано про стоянку — я её не нашел! Скипасс дорогой! И ещё очереди на канатку! Испортили отдых!»
И так далее, и тому подобное... Увы, это расстраивает. Не ошибки курорта, нет. А постоянное недовольство публики всем и всеми. Не очень приятно слушать подобные речи в короткой очереди на быстрый подъемник. Вспоминая попутно Приэльбрусье начала 2000-х годов, когда на станции Кругозор МКД можно было проторчать 1,5-2,5 часа за душевными разговорами со случайными попутчиками... Или нынешний Домбай, где за похожие деньги предлагают всего 1 трассу. Или Валь-Торанс, где значительно больше трасс и гостиниц, но поездка стоит в 10 раз дороже. Или Ростов-на-Дону, где вообще ни одной трассы, ни грамма чистого воздуха и пробки почти как в Москве.
Одним словом. Архыз — отличный курорт для своего статуса и стадии развития. Хочется верить, что дальше будет только лучше. Настраивайтесь на доброе, светлое, вечное, когда отправитесь сюда, и не зацикливайтесь на ошибках и недочетах. Горы — это, в конце концов, лучшее, что бывает зимой. Брюзжать и ругаться здесь явно не стоит.