Фото предоставлено спортивным клубом «Новая лига»
- Вы проводите Открытый кубок России в Куршевеле второй год. Уже можете сравнивать.
– Соревнования в этом году были более представительными, участвовали спортсмены из 16 стран – это больше 125 сильнейших горнолыжников. В том числе участвовал и победил в утренних стартах 7 января олимпийский чемпион 2002 года в Солт-Лейк-Сити Жан-Пьер Видаль.
Что странно для меня и уже привычно для обывателей, утренние старты не вызвали такого ажиотажа, как вечерние. Мы сделали параллельный слалом вечером, когда отдохнувшие после соревнований гости прогуливались до ресторанов. Во время этого вечернего дефиле обитателей Куршевеля мы поставили свет, музыку, пиротехнические эффекты и прошел старт 16 сильнейших спортсменов Кубка. Правда, там были в основном иностранные спортсмены. Вообще из 125 участников Russian Open Cup было всего 9 наших, и особых спортивных результатов мы не добились. Хотя наши спортсмены и вошли в тридцатку лучших, но в мировую горнолыжную элиту мы пока не попадаем. Пока мы только учимся.
На вечерний слалом собралось очень много русских – около 3–4 тысяч отдыхающих. Было красиво, закончилось все фейерверком и танцами.
– Как относятся ко всему происходящему местные французские власти? И правда ли, что вы подумываете о перенесении горнолыжных соревнований в Австрию?
– Здесь ситуация такая: кое-какие разногласия, конечно, есть, но позитива гораздо больше, иначе мы бы туда не ездили. Существуют проблемы вот какого рода – французы борются с незаконными инструкторами. Они считают, что обучать лыжников на трассах Куршевеля могут только французские тренеры. Обучение катанию стоит в среднем 300 евро в день. Сумма немалая. Но есть много компаний, которые привозят туда русских лыжных инструкторов. Они составляют конкуренцию французской школе инструкторов, нарушают монополию. Поэтому в Куршевеле несколько настороженно относятся к русским. Мы встречались даже у Фетисова, приезжал президент французской Гильдии инструкторов, а это очень влиятельный во Франции человек. Основной вопрос, который поднимала французская сторона на этих встречах, – это вопрос об инструкторах. Но его решение находится вне компетенции нашего клуба. Во всем остальном я французскими партнерами и коллегами доволен.
– И все-таки почему Открытый кубок России проводится во Франции?
– Во-первых, в России нет пока склонов для проведения соревнований подобного уровня. Второй момент: даже если бы такой склон был, мы никогда не смогли бы в середине сезона привезти в Россию такое количество знаменитых спортсменов – у них очень жесткий турнирный график. У них 2–3 старта в неделю, и вырваться куда-нибудь на Урал или Кавказ не представляется возможным. И третье: именно там, в Куршевеле, можно собрать столько русских, объединенных и национальной идеей, и любовью к лыжам. Даже если бы соревнования проходили на Воробьевых горах, мы бы не смогли зазвать туда столько народа. Так уж устроен русский человек.
– Известно, что Владимир Потанин занят сейчас созданием русского горнолыжного курорта в районе Сочи, который мог бы стать серьезной альтернативой Куршевелю. Как вы считаете, это реально?
– Работа над этим проектом должна была на самом деле начаться еще лет 10 назад. Изначально идея принадлежала Леониду Тягачеву. Были проблемы с оформлением земли. Широкая инвестиционная программа по освоению земель в поселке Красная Поляна в Сочинском районе началась только сейчас. Но так, чтобы сразу получился Куршевель, – этого не будет. Куршевель строился десятилетиями, и даже при огромных вложениях и быстром подписании всевозможных бумаг создать ему альтернативу за один год просто невозможно. Когда это случится, я с удовольствием поеду в Красную Поляну.
– Значит, ни на Кавказ, ни в Австрию вы переезжать с Кубком не планируете?
– Только закончились соревнования, а мы уже ведем переговоры по поводу будущего года. В рождественские каникулы в Куршевеле одновременно отдыхают 5–6 тысяч русских. 4 тысячи собираются на соревнования. Можно, конечно, и в Финляндии, но для кого? Там будет 10 русских.
– А как местное население на русские сезоны реагирует?
– На самом деле неадекватно и неоднозначно. Французы не понимают, почему русские тратят столько денег и почему могут оставить не 10 процентов чаевых, как положено, а намного больше. У них не принято давать взятки за то, чтобы быстро накрыли стол в ресторане. Они не привыкли к тому, что у нас является нормой жизни, и побаиваются нас. Они не понимают, почему из всего многообразия вин наши выбирают то, что дороже. Там принято хорошо разбираться в многообразии вин с детства, а русские, если знают, что две марки вина из всего ассортимента принято считать лучшими, они их и покупают. Французы от нас в шоке: коньячные дома проводят дискотеки, автомобильные компании – тест-драйвы, русский яхт-клуб в этом году выстроил там ледяную яхту. С другой стороны, я не понимаю и журналистов, которые, освещая положение дел в Куршевеле, пишут, что номер в гостинице там стоит от полутора тысяч долларов в день. Это бред. Мои сотрудники жили в этом сезоне в центре Куршевеля и платили по 100 евро в день. За полторы тысячи в день и в Москве можно много мест найти. В прошлом году в «Намедни» Леонид Парфенов сказал: «Бутылка вина в Куршевеле стоит от 10 тысяч долларов». При желании и в Москве можно найти такое вино. И в Куршевеле – можно за 10 тысяч, а можно и за 30 долларов. Там можно найти все, что ты хочешь и можешь себе позволить. Другой вопрос, что русские действительно едут туда именно отдыхать и тратить деньги.
– Расскажите подробнее про Кубок миллионеров. По какому принципу миллионеры допускаются к участию?
– Кубок миллионеров проводится в рамках Открытого кубка во второй раз. Если честно, мы долго думали, прежде чем устраивать его в этом году, потому что в прошлом году именно это мероприятие вызвало негативную реакцию со стороны СМИ. Не давало покоя название. На самом деле, оно шуточное: ведь среди тех, кто приезжает в Куршевель, есть действительно очень и очень состоятельные люди, но справок о доходах мы не требовали, и принять участие в соревнованиях могли все желающие. «Соревнования для миллионеров и не очень» – так было обозначено в приглашениях и афишах. Единственно для кого были ограничения – это для профессиональных спортсменов и бывших спортсменов. В этом году Кубок вызвал настоящий ажиотаж. Все, кто отдыхает в Куршевеле, неплохо катаются на лыжах. Обычное произвольное катание им надоедает, им хочется соревнований. И мы их организуем. Год назад это было соревнование в едином зачете. В этом году мы сделали соревнования отдельно для мужчин и женщин.
– И кто же стал сильнейшим?
– Первое место среди мужчин занял Иван Потанин, а среди женщин - Настя Потанина.
– Все было честно? Не подсуживали?
– Да, надо отдать им должное – это спортивная семья. А насчет честности – все было без обмана. Соревнования судили французы, время отслеживалось электронными системами.
– Во сколько среднему миллионеру обходится участие в соревнованиях?
– Все, что требовалось, – купить номер за 50 евро. На эти деньги создается призовой фонд. Всем дарят грамоты, медали, победителям – ценные подарки.
– Как отдыхаете в Куршевеле? На дискотеки ходите?
– Да, конечно. Там есть два особенно популярных клуба – «Ле Кав» и «Ле Гранж». Что еще интересного? Устраивается знаменитое традиционное русское Рождество, которое проводит глава «Норильского никеля» Михаил Прохоров. На это светское мероприятие съезжаются не только куршевельские завсегдатаи, приезжают россияне из Швейцарии, с других курортов. Попасть туда трудно, но если знаешь кого надо, то можно. Кстати, куршевельских диджеев русские не воспринимают. Большим успехом пользуются московские и лондонские. В «Ле Гранж», например, в этом году на вечеринку по случаю закрытия Кубка яхт-клуб «Буревестник» привозил московского диджея Smart. В общем, наши вкусы от французских отличаются. Хотя не одни русские там такие «смешные». Куршевель – туристическая Мекка. Там кроме русских есть, например, и арабские сезоны, бразильские – у всех свои праздники.
– Но русских все-таки больше?
– Я разговаривал с местным вице-мэром. Последние два года наблюдается отток русских туристов из Куршевеля: если раньше приезжали единовременно до 11 тысяч отдыхающих из России, то сейчас – не больше 5–6 тысяч. Думаю, это связано с тем, что создается искусственный ажиотаж вокруг Куршевеля. Он пропагандируется как безумно дорогой курорт в СМИ, туристические агентства нагнетают обстановку, номера в гостиницах бронируются за полгода.
Статьи по теме:
Открытый Кубок России по горным лыжам в Куршевеле