+5

Хроники одного ратрака. Часть финальная. Третьей годовщине утопления ратрака посвящается

mnogosnega Лента автора 14 Февраля 2012 (11:35) Просмотров: 2335 5
...Вместо предисловия
Ну вот... По прошествии почти двух лет наконец-то собрался духом, отодвинул в сторону дела (или отговорки), которые мешали закончить повествование об утоплении Ратрака и продолжить Хроники (будни) нашей Boni.

Дабы не углубляться в предыдущие части Хроник, коротко напомню, что вытащить ратрак из болота при помощи техники нам не удалось, поэтому было принято Сложное волевое решение — тянуть руками.
Как бы это абсурдно ни звучало, но тянуть многотонную махину, погруженную в непонятную субстанцию посреди тайги, человеческими руками в отсутствие каких-либо специализированных приспособлений, кранов и т. п. было более рационально, поскольку при помощи трактора было больше шансов навредить, чем вытащить Бони. Приехав домой назавтра (в понедельник после работы), мы встретились в офисе с целью выработки тактики и стратегии по осуществлению поставленной задачи.

Взяли листок бумаги и начали рисовать и обсуждать все мыслимые и немыслимые варианты. Хорошо, что люди собрались неглупые, некоторые даже (не побоюсь этого слова) умные, а самое главное — верящие в то, что все получится, и ни на секунду не сомневающиеся в этом. А правильный настрой плюс смекалка и желание способны не только ратрак из болота вытащить, но и... утопить его там! Тем жарким январским вечером мы вспомнили все: и прикладную механику, и сопромат, и физику, и... Да всё, что знали, то и вспомнили. А у кого остались после института пробелы в знаниях, — их восполнили.

Путем долгих дебатов, обсуждения чертежей, разложения сил по векторам пришли к следующим основным решениям:
  • тянуть ратрак нужно только вперед;
  • нужна мощная лебедка;
  • вектор тяги должен быть направлен по оси расположения ратака в болоте (25-30%);
  • нужно параллельно приподнимать заднюю часть.
Решения приняты, однако их реализация не так-то проста, многие (пессимисты или осведомленные оптимисты) утверждали, что это нереально. И некоторые их доводы, как выяснилось позже, оказались вполне обоснованными (об этом ниже).

Итак, вот что нам предстояло выяснить и преодолеть, чтобы затея имела шанс на успех.

1. Как и к чему крепить лебедку зимой в центре болота?
Это было основной сложностью и проблемой, при удачном решении которой можно было надеяться на успех мероприятия. На стратегически-тактическом собрании решили так: в земле (субстанции, болоте) роется яма 2 м./1 м./1 м. для закладки двух поперечных анкеров, которые будут в «мягком» грунте (субстанции) держать основные вертикально забитые бревна. Когда мы на месте сняли первые 30-50 см. промерзшего и твердого грунта, то поняли, что началось  настоящее болото. Это была жижа, из которой бревна вывернуло бы с легкостью даже при незначительной нагрузке. Нужно было укреплять все конкретно. В качестве основных были применены бревна 25-30 см. в диаметре. Дальше нужно было вогнать каким-то немыслимым способом 7-8 бревен в жижу в ранее подготовленной яме. Еще раз хочу напомнить, что техники не было и все делалось вручную. Вышли из положения так: бревно поднималось, 4-5 человек вставали по кругу, сверху привязывались веревки для страховки и для того, чтобы тяжеленное бревно никого не придавило. Затем все дружно поднимали столб вверх и с усилием (как сваебитные машины) вгоняли его в болото, — и так сантиметр за сантиметром. Когда на поверхности оставалось 3-4 метра бревна, поднять его и с усилием опустить вниз уже не представлялось возможным. Действовали как могли: одного из нас сажали наверх, и он активно начинал прыгать на своем мягком месте (которое превращалось после таких процедур в каменное), остальные пытались вращать – «ввинчивать» столб. Так нам удалось ввинтить два основных столба, к которым планировалось крепить лебедку. Дальше по диагонали уложили поперечные бревна-анкера, задача которых была не дать вывернуть основные опоры. Вертикальные бревна связали между собой проволокой. Далее надо было как-то утромбовать-закрепить анкера в яме. Просто заваливать жижей было бессмысленно. Благо на улице было далеко за -20, а по ночам под -40, решили постепенно заливать водой, давая ей промерзнуть. Заливали первый слой 5-7 см, ждали 3-4 часа, затем следующий и так далее... Ездили подливать воду по ночам по очереди, чтобы подготовить всё побыстрей. Одновременно на расстоянии около трех метров от основных вертикальных столбов по той же технологии поставили страховочные, а за ними ещё такие же, чтобы наверняка. Итак, фундамент заложен, и заложен качественно. Опасения, что бревна от нагрузки могут сломаться, улетучились в первый же день, после того как мы начали тянуть ратрак.

За три дня точка опоры, о которой мечтал Архимед, чтобы перевернуть земной шар, была готова. Осталось этот «шар» (читай ратрак) перевернуть (читай вытащить).
Итак, первый и один из самых важных этапов готов... Строим дальше...

2. Лебедка и полиспасты.
В закромах у Кости, оператора ратрака (он вообще у нас парень запасливый и практичный), совершенно случайно нашлась паромная лебёдка.

Такой лебедкой ещё во времена Гражданской войны тягали паромы с берега на берег. Лебедка была в отличном состоянии. В Иркутске её погрузили на прицеп и повезли на базу в деревню Выдренная. Но тут же возникла проблема: как доставить лебедку до ратрака (а это три километра метрового снега по лесу и ЛЭП). Здесь нам на помощь в очередной раз пришел Крюкоход (Polaris widetrack). Из листов фанеры (благо, ее у нас было в изобилии, за что отдельное спасибо Толе Казакевичу) мы сделали сани а-ля Каюр.

 На сани поставили Диму Яскина, который на поворотах откренивал и не давал лебедке с высоким центром тяжести перевернуться. Несмотря на некоторые сложности, когда на спусках сани пытались обогнать снегоход, лебедку благополучно доставили на место. Установили её на специально подготовленную из фанеры площадку и закрепили к вертикальным столбам.
Тянуть многотонную машину руками «напрямую», хоть и используя лебедку, было бессмысленно. Вектор тяги в таком случае направлен параллельно земле, а при данном положении ратрака усилие должно было быть тонн 25-30, не меньше. Такое усилие человеческим мускулам развить нереально.

3. А-конструкция и блоки.
На тактико-стратегическом собрании решили: чтобы задать нужный вектор тяги, нужно делать А-образную конструкцию (разборную) с подвешенным блоком (см. фото). Её изготовил Саша Мяктов у себя на заводе, доставили её так же, как и лебедку. Из школьного курса физики известно, что блок дает выигрыш в силе в два раза. Нам этого было мало, поэтому использовали полиспаст (см. фото), а какой он дает выигрыш в силе — задача для самых умных... Позвонив по знакомым, обнаружили два механизма — такие используются в кранах (15-тонных, кажется), каждый в диаметре 30-35 см. и весом под 30 кг. Для крепления к лебедке через трос нужны были «уши» на полиспасте. В качестве ушей использовали крючья от крана грузоподъемностью 8 т. (так на крюках написано было), которые были приварены мастерами Выдренского ГУИНА. Выставили и закрепили вспомогательными лебедками А-конструкцию, «зарядили» тросы через блоки, — всё, тяговый механизм готов. Дальше по плану нужно было приподнять заднюю часть ратрака.

Вообще, как ни удивительно, хотя не раз возникали ситуации, когда хотелось все бросить, мы всё-таки старались придерживаться плана, который изобразили на клочке бумаги. И несмотря на то, что много раз возникал соблазн: «И так пойдет, давай уже тянуть», сдерживали себя, понимая, что если не получится, то конструкции порушатся. А восстанавливать их заново — ой как много сил потребовалось бы, и физических, и моральных.
 

4. Козлокраны и прочие козло-хай-джекомеханизмы и решения.
Следующей частью конструкции стали козлокраны. Первый такой кран был построен, когда пытались вытаскивать ратрак техникой. Но тогда это не принесло результата, т. к. была допущена ошибка — блок, через который трос от ратрака крепился на лебедку трелевочника, был подвешен посередине, и вся нагрузка на 8-метровую березу (20 см. в диаметре) пришлась на центр. Естественно, дерево сломалось, а ратрак даже не пошатнулся. Даже когда сделали «пучок» из трех берез – результат был тот же.

Новый козлокран представлял собою 8-метровую балку-бревно, в качестве опоры для которой использовались треноги из бревен. Во льду выдалбливались отверстия, чтобы под нагрузкой «кОзлы» не разъезжались. Укреплялось все это ледяными блоками, которых было в изобилии, и заливалось водой (см. фото). Адски сложно было тяжеленное бревно затянуть на козлы и выставить его, не «завалив» конструкцию. Напряглись... Сделали.

 Чтобы не повторилась поломка бревен, нагрузку разнесли по краям — практически в точки опоры на «кОзлы». К этим точкам были прикреплены реечные домкраты (хай джеки), и от них тросы шли в центр, где цеплялись к фалу (см. фото). Фал был закреплен под водой (жижей) к раме — (история про дайв погружение в предыдущей части).

Всё! Подготовительные работы выполнены. Осталось в очередной раз обпилить и отбить от льда Бони, и можно, скрестив пальцы, зажмурив глаза и сжав "21", приступать к делу!

5. Тянем-потянем.
Процесс извлечения Бони изо льда уже стал обыденным и происходил автоматически.

В очередной раз освободив ото льда Бони, мы приготовились к извлечению, да простят мне этот термин из Спилберговских фильмов и прочих Х-файловых материалов.

Вот он, момент истины! Слишком много за и против, слишком много пессимистических и фантастических высказываний, вообще уже слишком много всего... Пора всё прояснить и либо опровергнуть, либо подтвердить эти заявления. Как говорится, или на коне, или под ним. Мне, если честно, больше нравятся девушки :), и эти животные конные развлечения не по душе. Это было ещё одним стимулом вытащить ратрак.

 Процесс извлечения был сложным и многоступенчатым. Первый шаг — приподнять заднюю часть машины. Начинаем отщелкивать хай джеком деление за делением, и вот она, первая радость от проделанного огромного объема работы — Бони начинает приподниматься из болота. Вот уже увидели верх грузовой платформы, раму и крепление троса... Угол наклона уже не такой критический, можно применить лебедку. Да и домкраты уже не справляются с нагрузкой, рейка одного из хайджеков превращается в дугу – минус один хайджек (в утиль их ушло ой как много, см. в конце статьи). Техника практически подвешена, для облегчения спереди также за отвал приподняли машину.

...Лебедка! Пора тянуть, все в напряжении. Выдержит или нет? Оправданы ли труды и потраченные силы, нервы и время, или всё впустую? Участники начинают вращать ручки лебедки и... И всё работает! Бревна-крепления даже не шелохнулись, лебедка, хоть и с усилием, но крутится. Ратрак начинает медленно двигаться вперед. Радости нет предела! Все уже в полной уверенности, что ещё 30-40 минут, и всё! Это нас и подвело.

 Когда ратрак сдвинулся на 1,5-2 м., нагрузка на лебедке увеличилась. Задняя часть, прикрепленная к балке, уже её прошла (проекция вертикали), и кран уже работал не «за нас», а был на стороне «болота». Думали протянуть «через силу», и в этот момент... Рвётся крюк на полиспасте, причем не по сварке, а по цельному металлу. Можно только предположить, какая была нагрузка. Ратрак откатывается на полметра назад – ровно под «козлы».

Это была первая победа! Мы воодушевились. Всё стало на места, развеялись сомнения и появилась уверенность:
а) Это реально.
б) Конструкция работает.
в) Это уже всего лишь вопрос времени.

Тем не менее, очередные выходные (уже сбился со счета какие) подошли к концу и большинству из «спасателей» надо было ехать в город – поработать немного. А те, кто остался на всю неделю, занялись строительством очередного козлокрана, ремонтом полиспаста и прочими подготовительными работами к следующему рывку. За это время ребята построили кран, в ГУИНЕ на одном полиспасте вместо крюков загнули лом 30 мм, второй пока так и оставили.

Рабочая неделя пролетела как миг – все ждали выходных? чтобы вытянуть Бони из болота. В пятницу ночью все собрались на базе, кто-то смог приехать чуть раньше и помочь ребятам затянуть на кран тяжеленную балку.

Суббота. С утра все готовы к очередному этапу. Опять обпиливаем ратрак, все уже отработано до автоматизма. Но начали появляться дополнительные сложности. Пока машина была в глубокой части, с обпилкой сложностей не было: 40 см льда, пешней поработай — и вытащишь лед. Однако после сдвига на 1,5 метра вперед – появилась проблема. Передняя часть уже была не в воде, а в жиже, на глубине 60-70 см. Таким образом, ратрак начал вмерзать в грунт всей своей площадью, и обпилка заняла уже почти весь световой день.

 «Сорвать» с места машину удалось, но с большим трудом. По уже отработанной схеме прошли очередные 2-2,5 метра. Кран ставили на метр впереди от точки крепления к раме, чтобы, когда приподнимаем вверх, он работал маятником и толкал машину вперед. Исчерпав «ресурс» очередной конструкции и продвинувшись еще на шаг к победе, мы поехали отдыхать, тем более что световой день уже закончился. Назавтра снова строили, готовили очередную конструкцию и вели прочие подготовительные работы.

Очередная неделя пролетела... Конструкции готовы, уже пора вытащить. Вся суббота ушла на отковыривания вмерзшего всей площадью (12 кв. м.) ратрака. Мох и прочая болотная растительность армировали лед, и он не поддавался. Укутав ратрак баннерами и отогревая мощной пушкой, чтобы как-то вызволить, приходилось залезать под него с пешней, пилой.

Была предпринята попытка сорвать силой. Когда стали крутить ввосьмером лебедку, вся конструкция напряглась и тут... рвется крюк, оказавшийся самым слабым звеном. 15-килограммовый крюк пролетает на полметра выше кабины Бони и уносится на 150 м., давая понять, как всем повезло, что никто не стоял рядом... Его так и не нашли, хотя искали долго . Пришлось «разрядить» полиспаст и поехать гнуть очередной лом. Все остальные занимались отогревом и отколупыванием льда от машины.
Итак, на поверхности уже 60% гусениц, и большинство из присутствующих наконец-то увидели, какая она – Бони. Ведь до «спасательной операции» почти никто с ней не был знаком, а до последнего момента из воды торчала только кабина. Чтобы не дать машине снова вмёрзнуть, ночью мы по очереди ездили дежурить и заправлять пушку соляркой. А на улице уже за -40 – крещенские морозы. Назавтра – законный выходной, но мы, как на работу, отправились на стройплощадку, недоспавшие, уставшие, но не павшие духом. Весь световой день грели, долбили, ковыряли, пилили и уже в сумерках решили предпринять очередную попытку. Крутим лебедку, вся система напряглась, «зазвенела». Тут решили не тянуть «через силу» и сделать паузу на 5-10 минут, чтобы нагрузка из самых напряженных мест распределилась по системе. Время прошло, вращаем шестерни лебедки, уже идет легче, но движения нет. Следующая пауза. Третий подход – вся система напряглась и... Мы услышали хруст – треснул лед – и мы сорвали Бони. И она «побежала» на нас, будто запущенная из рогатки, так, что мы не успевали крутить колесо. Заканчивали работать уже при свете прожекторов под урчание бензогенератора.

Передняя часть ратрака была уже на суше, оставалось вытащить 2-3 м – и всё! Все были уверены, что сегодня закончим. Дотянули машину до А-конструкции. Теперь надо было ее перенести на 2-3 метра к лебедке, но нам немного не хватило времени. Так закончились очередные рабочие выходные.
 
Мы остались с ребятами вчетвером для финального рывка. Всю ночь по очереди каждые 2 часа ездили проверять пушку: нельзя было дать опять вмерзнуть Бони.

А на следующий день занимались разбором системы и перемещением А-конструкции.

Уже село солнце, на улице мороз за -30. «Купель» обросла метровыми бортами, поскольку после каждой обпилки лед отбрасывали в сторону, и только участки, по которым ходили около ратрака, остались по 10-15 см.
 
Я шел по краю борта и хотел попасть к задней части купели, чтобы перецепить трос. Но по углам намерзли ледяные скаты, и пройти не было возможности. Чтобы не вылезать и не идти по кругу, не долго думая, перепрыгиваю через угол с одного края на тыльную сторону – благо расстояние всего один метр, но поскользнувшись, падаю в купель с ледяной водой. Я был в прорезиненном костюме рыболова до груди, и когда упал (а упал в самой глубокой части) – зачерпнул в него воды. Эта вода начала меня тянуть на дно... Моего падения никто не видел, все были заняты делом. А мне от холода всё сдавило, и я не мог даже крикнуть. Беспорядочно искал в темноте, за что зацепиться – Под руку попал трос, который висел на кране, по нему я начал пытаться карабкаться вверх, но соскальзывал и барахтался на месте. К счастью, в этот момент меня увидел Костя, и ребята вызволили меня из плена.

На месте не было сухих теплых вещей, в которые можно было бы переодеться. Меня усадили на снегоход и помчали домой. Не знаю, от чего я замерз больше – от ледяной воды или от скорости, с которой нёсся Дима. Со снегохода я встал с трудом, так как по пояс покрылся ледяной корочкой. Отогрелся только выпив 200 г. коньяку и 2 часа просидев у печки.

Впереди была ёще одна ночь дежурств. Следующий день начался как обычно и ничего особенного не предвещал. В штатном режиме приехали на место, собрали систему, закрепили тросы и...

И вытянули Бони... К обеду она уже стояла на берегу. Казалось, мы должны были бы прыгать до потолка. Прыгали бы, но уже не было сил.

6. Поехали!
Все ребята разъехались по домам, остался Костя, Дима и я. Теперь нужно было отогреть Бони и попытаться завести. Построили теплицу и двое суток грели пушками и фенами. Вода попала везде и замерзла. Все агрегаты, шланги, магистрали – все было во льду. Когда основную массу льда отдолбили и оттаяли – пришло время для «тонкой» работы.

Основным нашим опасением было, что вода попала в мотор. Ратрак утонул ровно по горловину залива масла. Открыли сливную пробку, и оттуда полилось чистое масло! (Если бы попала вода – была бы белесая субстанция). Отлично! Но на всякий случай решили масло поменять, а это 50 л.

Вообще, весь процесс восстановления утопленного ратрака происходил увлекательно. Никто и никогда этим не занимался, ни у кого не было опыта работы с дизелями и такой гидравликой. Нам повезло, что на болоте была сотовая связь. Процесс восстановления сопровождался информационной поддержкой по телефону, причём все консультации давались непосредственно из Словакии. Не будь я участником этого «безобразия», в жизни бы не поверил, что такое бывает.

Радость, что мотор не пострадал, омрачилась тем, что вода попала в гидравлику и замерзла там, закупорив все клапаны и трубки – (такое называется «полный звиздец»). Пришлось сливать 150 литров дикстрона (уже перемешанного с водой), рассоединять все шланги и трубки и прогревать феном, растапливая ледяные пробки. Затем все собирать, заливать дикстрон и прокачивать систему. Ой, как было все это непросто: днём на улице за -30, вечером и ночью за -40. Следующий 7-8 день начался обычно. Утром мы поехали на место, во второй половине дня съездили за аккумуляторами, и, направляясь к ратраку, Дима сказал: «Сегодня мы оттуда уедем». Я поинтересовался, откуда у него такая уверенность. Оказывается, там, у дома, стояли ведра полные воды...

Глупая примета. Я вообще стараюсь в приметы не верить, но место было каким-то заколдованным, и там всё это работало. Начиная с того, как мы утопили ратрак у столбика №13, и заканчивая обстоятельствами его вызволения.

Приехав уже в сумерках, немного покопошились, завели ратрак, и компьютер не выдал ошибок. За 30 минут скидали все барахло (тросы, лопаты, хайджеки, генераторы) и помчались домой. Скестив пальцы, ехали на всех парах, промчались 300 м. болота в надежде не утонуть опять. Затем ЛЭП, потом 1,5 км. узкой извилистой лесной дороги. На улице -44°С, это был один из самых морозных дней. И несмотря на то что, судя по паспорту, ратрак можно эксплуатировать до -25°С, компьютер хоть и выдавал ошибки, но машину не стопорил. Еще 30 минут – и мы дома! Вот теперь радости не было предела.

Мы отметили это событие бутылочкой коньяка и легли спать. Назавтра ратрак никуда не захотел ехать — компьютер опять начал ругаться и выдавать ошибки. Оказывается, на болоте нам не удалось выгнать из системы всю воду. Когда ехали до дома, дикстрон в системе был теплый и не давал остаткам воды замерзнуть, а ночью мороз сделал свое дело.

Безрезультатно потратив неделю на попытку повторить ремонт на улице в морозы – и поняв, что это бессмысленно, мы решили везти Бони в город в теплый бокс и там заняться ратраком основательно.

Вот так закончилось вызволение нашей BONIты из болотно-ледяного плена. После этого мы полностью оттаяли машину и подготовили к новым приключениям. Уже в первых числах марта Бони поехала первый раз на Даван...

Ах, какой это был Даван! Самый яркий, эмоциональный и снежный. За неделю нашего катания Бони ни разу не подвела. Это была благодарность всем тем, кто высвобождал её из плена.

  
...
Куда приводят мечты?! В болото... Именно так начиналось это повествование. Да, туда они нас и привели. Но желание и те же Мечты нас оттуда и вытащили, причем абсолютно нереальными усилиями. Я убедился, что ничего невозможного не бывает. Хорошая сплоченная команда + мотивация (мечта) могут и горы свернуть, и болота в цветущие сады превратить в январе.

Это рассказ о мечте... Не бойтесь мечтать, ведь мечты сбываются!

P.S.
А что сейчас?! А сейчас все хорошо, наша красавица радует фрирайдеров, доставляя их в «сладкие» места на бескрайних просторах Давана. Проект http://www.mnogosnega.ru уже отработал три сезона.

За это время мы сделали немало: провели соревнования на Мамае вместе с ребятами из «Байкальского Экстрима», на которые собралось около 50 участников – при помощи ратрака осуществляли завоз участников наверх. Откатали три замечательных сезона на Даване. Каждый сезон был разный и по уровню снега, и по участникам, но все сезоны прошли на ура!
...
Что дальше? А дальше новый сезон, пушистый снег, по которому все так истосковались, яркие и запоминающиеся спуски... Воплощение очередной мечты.
И у каждой Boni должен быть свой Claid, а будет это Leitwolf или Eurocopter – время покажет...

P.P.S. Благодарности:
Ну и, по прошествию трех лет награды (благодарности) наконец-то нашли своих героев... Пусть немного запоздало (затянул чуток с написанием статьи), с каждым участником мероприятия ни раз благодарились-бухались, однако ОФИЦИАЛЬНО-ПУБЛИЧНО делается впервые.
Итак, от лица BONI выражаю благодарность следующим НЕЛЮДЯМ, потому что нормальным людям такое не под силу:
  • Коля Чувашов (Пингвин)
  • Мяктов Саша
  • Крюков Саша
  • Рома Неудачин
  • Дима Яскин
  • Дима Шепелин
  • Костя Демин
  • Ваня Васильев
  • Александр Викторович
  • Юрсон
Также всем тем, кого забыл упомянуть, кто был с нами мысленно и материально, тем кто помогал снаряжением, хайджеками (которых убили больше 10 шт.), и добрыми мыслями-советами. Отдельное спасибо Сан Санычу – сторожилу деревни Выдренная, дом которого был нам и базой, и домом, и ночлегом...

В общем, всем спасибо огромное. Как говорится IN POWDER DAY идите в Ж.ПУ.

До встречи на склонах...

P.P.P.S.
  

   

Автор: Михаил Шепелин
Проект: http://www.mnogosnega.ru/
 

+5
0  
aiskido    17 Февраля 2012 (02:00)   #
Реально круто! yessmiley
0  
AWolf    17 Февраля 2012 (16:49)   #
Да-а, ребята... Вот это и называется ГЕРОИЗМ! То что вы сделали умом не понять и наверно не повторить... Удачи вам!!!
  • 3
  • 2
0  
kagarich    17 Февраля 2012 (19:10)   #
В полнейшем восторге!
Ну. Вы. Даете.

Собственные злоключения на фоне ваших кажутся детским садом -)
Удачи во всём!
  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    20 Февраля 2012 (00:21)   #
Браво!
Я пока читала все части  - твердо решила, что надо съездить на Даван, хоть это и весьма нам неблизко))

На "нелюдей" посмотреть))
0  
mnogosnega    20 Февраля 2012 (11:29)   #
Ну, мы просто очень хотели!))) её спасти и всё-таки кататься!))
Спасибо вам за поддержку!
А на Даван приезжайте! "Нелюди" никогда не упустят шанс придумать себе приключений!) но, надеемся, что таких "приключений" больше не повторится.  И будем теперь только весело кататься и радовать, что когда-то тогда всё удалось!