+4

Хроники одного ратрака или куда приводят мечты. Часть III

mnogosnega Лента автора 1 Февраля 2012 (13:47) Просмотров: 3490 6

Часть III. А я его за что тянул?!...

Мы с Костей пошли вперед, а Александр и Андрей потихоньку за нами, у меня была еще надежда, что найдем трактор и ночью (или сразу с утра) вытащим Бони из болота.

Пришел домой, сразу же сел в машину и отправился на поиски техники, параллельно позвонив ребятам и «обрадовав» их…

— У меня для вас две новости… Хорошая – проехали мост, плохая – утопили ратрак.

С «наскоку» технику найти не удалось, подключил ребят в городе. По итогу нашли трелевочник Т-55, принадлежавший ГУИНу поселка Выдрино. В ночь никто даже никаких разговоров о поездке не вел, да и это правильно… Осознал я позже.

Утром, уже 30.12.08, я выдвинулся за трактором, а ребята пошли к Бони. К обеду мы добрались до места и увидели все это при дневном свете – ПОЛНЫЙ ЗВИЗДЕЦ!!! Бони была в болоте в 60 метрах от одного берега и в 300 метрах от другого. Подъехать вплотную к ратраку трактор не мог – 99,9% , что утонул бы в болоте… Было принято решение, что надо строить ГАТЬ, чтобы трактор подъехал и вытащил нас из болота, а при таком раскладе соваться ближе никто не будет… Я понимал, что завтра НГ и найти кого-либо или собрать друзей и построить гать – не реально. Подумал… И скрепя сердце, решил – встречать новый 2009 год БОНИ придется в болоте, иных вариантов (мыслимых и не мыслимых) нет. Уехав в город, проводили Андрея в Москву, встретили НГ. Не получилось веселиться – постоянно в голове была одна мысль – КАК?... Ну ничего, впереди еще праздники и мы вытащим БОНИ…

Обзвонил друзей, собрали команду и 03.01 было запланировано приступить к работам. Я с Костей выдвинулся 01.01 уже на место. По пути заехав к ребятам в Выдрино и отметив с ними новый год, рассказал эту историю – ВСЕ В ШОКЕ. Народ догуливал 01.01, а назавтра все планировали на Мамай кататься (в ожидании увидеть РАТРАК)!

Между тем, с 1–го и все праздники, народу на Мамае с каждым днем прибавлялось, все шли по ШИРОКОЙ лесной дороге и укатанному ратраком следу… И у всех был один вопрос – «ГДЕ РАТРАК»?

Историю с утоплением мы тщательно скрывали и старались не выпускать за пределы УЗКОГО КРУГА. Дабы не обросло все новыми сплетнями и домыслами… Но информация все таки утекла и слухи поползли… Слухи разные, на то они и слухи. Некоторые УТКИ мы запускали сами, например:
— А что, правда ратрак утопили?
— Да!
— А как?
— Да по пьяни поехали по льду Байкала кататься и провалились, еле выбрались…

А потом эту и множество других версий, уже исковерканных, слушали от ЗАВСЕГДАТЫХ МАМАЙЦЕВ.

Вся страна встретила НГ и начались новогодние каникулы. Кто-то уехал кататься в Европу, кто-то в теплые страны погреться на солнышке, у некоторых был запланирован НОВОГОДНИЙ ОГОНЕК и ему подобные ТВ передачи на все 10 дней. Другие шли в горы, катались в Байкальске, гуляли и веселились – в общем, ПРОДУКТИВНО использовали каникулы и, наверное, никто ДАЖЕ думать не хотел о работе.

У нас же все было проще – не было проблемы в выборе места и способа проведения каникул… 03.01.2009 все собрались в Выдренной в нашем домике, пока это казалось забавным происшествием и приключением. Все веселились, спрашивали – КАК?! Пока не увидели своими глазами… Позвали ребят, которые работают на «СЕВЕРАХ», для них утопление техники в болотах, переправах – рутинное дело. Технику там топят постоянно, и опыт извлечения есть, и не малый. Но даже они, когда увидели, куда мы умудрились ЗАСАДИТЬ Бони – развели руками.

За 4 дня ратрак крепко накрепко вмерз в болото-ручей, толщина льда была 30-40 см. Для большинства собравшихся это было ЗРЕЛИЩЕ!!! Когда много народу и нет одного явного лидера-руководителя – начинается бардак. Каждый начинает предлагать свой способ решения проблемы и яростно его отстаивать. В итоге вместо продуктивной и слаженной работы ничего не происходит. С подобной ситуацией нам пришлось столкнуться при строительстве мостов – там мы достаточно быстро решили эту проблему, и основной рабочей фразой было: «Кончай БОЛТАТЬ, давай бревна таскать». Здесь поначалу, было сложнее – во первых народу много больше (первые дни), во-вторых ситуация другая – грех не «обмусолить». Вот и получалось немного работы и много БОЛТОВНИ.

Прежде чем приступить к действу, нужно было придумать план и понять, как будем вытаскивать и что для этого нужно сделать. И тут ОСТАПА понесло… Посыпало как из рога изобилия…

Предлагались десятки вариантов, но в основном ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и НЕВЫПОЛНИМЫЕ, были еще безумно смешные и глупые. Некоторые из них:

— Давайте осушим болото! — Пожалуй, лидер из идей, можно смело записывать в ПЕРЛ (сама идея осушения болота абсурдна, ну а если еще учесть что хотели высушить мотопомпой производительностью 6 кубов в час – лет этак на 200 справились бы, наверное);

— А что, если вертолетом!? — Ратрак стоял прямо под проводами ЛЭП – 4 м до проводов, 70% было в болоте. Да и грузового вертолета, способного поднять, не то что вытащить из болота, в радиусе 2000 км не было. Да и если бы был – дешевле еще 2 ратрака купить.

В общем, народ ИСКРИЛ идеями.

Пока любители по ..., ой… в смысле, порассуждать, искали варианты – другая часть приступила к действу по уже проверенной схеме: «Кончай БОЛТАТЬ, пошли бревна таскать». Остановились на том, что будем выкладывать гать 60 метров до твердого грунта. Это нужно для увеличения площади опоры и уменьшения давления… Короче, чтобы трелевочник смог максимально близко подъехать к ратраку и выдернуть его. Желающие поработать на праздники прибывали, попросили ребят привезти из города материалы для крепления ГАТИ.

Приятно было посмотреть на работающих людей, барахтающихся по пояс в снегу, таскающих тяжелые бревна, старательно укладывающих и увязывающих гать – в общем, НА ЛЮДЕЙ ПОЛУЧАЮЩИХ УДОВОЛЬСТВИЕ. И я там был, мед пиво пил. После долгого трудового дня мы ехали в наш домик и … ОТМЕЧАЛИ ПРАЗНИКИ… Смеялись, веселились. Все были в полной уверенности, что несколько дней и миссия будет завершена. В маленьком домике нас умудрялось разместиться 10-12 человек. Доставка всех до места ПРОЦЕДУР осуществлялась снегоходом Саши Крюкова – КРЮКОХОДОМ. Грузились на него, и цепляли фалы для буксирования 3-4 сноубордистов. Если смотреть на это со стороны – БОРДЕР КРОСС отдыхает.

К рождественским праздникам гать была закончена, и оставалось, как нам тогда казалось, зацепить ратрак и вытащить его из болота трактором – НИЧЕГО проще. Еще раз оценив все что может произойти во время ИЗВЛЕЧЕНИЯ машины из плена решили, что нужно увеличить ширину ОТВАЛА дабы не уронить и утопить Бони целиком когда потянем трактором. Тянуть нужно было назад. Мы закрепили пару бревен к отвалу и сделали лыжи-направляющие, и ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛИ. По плану требовалось зацепить ратрак снизу мягкими стропами, подъехать по построенной ГАТИ вплотную к КУПАЛЬНИ, лебедкой затянуть на "ГОРБ" трелевочника заднюю часть машины и медленно выезжать, а передняя часть опираясь на лыжи-направляющие скользить как по рельсам.

Идея неплохая, осталось реализовать…

Первое, что требовалось сделать – лыжа-направляющая… Никаких сложностей – сделали. Следующий шаг – обпилить ратрак от намерзшего льда, а его намерзло 30-50 см!!! Здесь нам пришла добрая и надежная НОЖОВКА STIHL, не раз помогавшая на этапе строительства мостов и расчистки завалов. Три часа и ратрак ОБПИЛЕН, огромные глыбы льда извлечены из воды, дабы не добавлять лишнего весу, а его немало. Шаг третий – самый интересный: требовалось мягкую стропу закрепить к раме ратрака на грубине 2,5 метра.

Краткая характеристика места ДАЙВ погружения:
•    температура воздуха – -25°С;
•    январь месяц;
•    место заныривания – БОЛОТО с видимостью под водой 0 метров, абсолютно никакой видимости;

Нужен был доброволец – и он НАШЕЛСЯ!!! Мяктов Саша – оказался еще и любителем ЗИМНЕГО ДАЙВИНГА в болоте, да еще и в "мокром" гидрокостюме 7 мм. Облачение в гидрокостюм происходило в домике в деревне при помощи детского шампуня "Дракоша", затем доставка до места погружения на снегоходе. Представьте себе картину: зима, тайга, снега по самые я..ца… По снежным полям мчится снегоход (Крюкоход), и пассажир в ГИДРОКОСТЮМЕ и СНОУБОРДИЧЕСКИХ очках. Увидел бы кто со стороны … Короче зрелище то еще…

Да, такой народ, действительно, НЕПОБЕДИМ.

Все было готово к погружению, установили палатку и прогрели ее, чтобы сразу после водных процедур наш ДОМОРОЩЕННЫЙ водолаз мог переодеться в сухие вещи. Саша погрузился в выпеленную КУПЕЛЬ – ему там хорошо!!!

— Саша, как водичка?

— Мокрая!

Так, с шуток-прибауток начался один из важных этапов – закрепление строп к раме. Маски не было, да она бы и не помогла. Видимости не было никакой. Нырять приходилось в жидкой субстанции, на всякий случай к Саше прикрепили веревку – чтоб, в случае ЧП, можно было выдернуть. Весь процесс крепления строп к ратраку приходилось делать на ощупь. Мяктычу пришлось нырять несколько раз, в итоге он СДЕЛАЛ, то что требовалось. Саша закрепил стропы, а мы параллельно готовились к вытаскиванию ратрака. Однако Мяктов не торопился вылазить из «БАССЕЙНА», ему там понравилось и он продолжал принимать водные процедуры – начал получать удовольствие от происходящего. Представьте картину (см. фото) – в нашем Бассейне посреди тайги лежит УЧАСТНЕГ и ест бананы с довольным лицом.

Основной этап выполнен – дело осталось за техникой… По построенной Гати трелевочник подъехал вплотную к БОНИ, уперся щитом. Закрепленные к ратраку стропы присоединили к лебедке Т-55 и все было готово к извлечению БОНИ!— Пошел!!!

Трелевочник по команде начал наматывать на барабан трос лебедки, Бони начала (задняя ее часть) приподниматься из болота. Однако место крепления строп было высоко, это не позволило выдернуть ратрак на сушу. Ниже не было возможности закрепить ратрак – не за что, мешали гусеницы. Снять их не было возможности. В итоге задняя часть приподнялась, а когда трелевочник потянул на себя – уперлась в край ручья. Нужно было каким-то образом ратрак задрать на 1,5 м чтобы выдернуть – способов не было. Начали тянуть «через силу» – машина уперлась в БОЛТИНУ и начали вдавливать в БОЛОТНУЮ субстанцию – что в последствии усложнило работу. Все болото задрожало. Когда потянули назад ратрак, осознали – как хорошо что не поленились и сделали лыжи направляющие! Ратрак повис передней частью на отвале и прикрепленных к нему бревнах. Если бы их не было – ушел бы целиком в болото и шансов достать его оттуда, целиком утопленный… пожалуй не было бы…

А между тем световой день подходил к концу и нужно было что-то предпринимать… Подумали! (Иногда это бывает очень опасно!) Чтобы «задрать» и выдернуть заднюю часть просматривалось два варианта – закрепить стропы пониже, данный вариант отпадал из-за невозможности. Второй – соорудить какой-нибудь рычаг и вектор тяги направить вверх… Из подручных средств (березы и проволока) сделали треугольный (А-образный) рычаг…

Уже были сумерки и времени ДОВОДИТЬ ВСЕ ДО УМА не было. Закрепили трос, потянули… Ратрак сделал «ленивое» и неуверенное движение вверх… И наша, на скорую руку сделанная конструкция, развалилась. Все! На этом было принято решение остановиться, день выдался очень сложным, было сделано все возможное, да и в темноте особо не поработаешь. Продолжим завтра…
Назавтра для «УСИЛЕНИЯ» к трелевочнику пригнали махину К-700. Когда он ехал – зрелище непередаваемое… Мы стоим на холме под ЛЭП, видимость несколько километров и эта 18 тонная махина ПЛЫВЕТ по 2-х метровому снегу. Ночью выпал свежий, пухлый снег и он облаком поднимался вокруг трактора – зрелище чумовое! При подъезде к месту утопления ратрака есть довольно крутой подъем, ходом К-700 его не осилил и начал искать "ЕВРЕЙСКИЕ" (иные, хитрые) варианты заезда. В ИТОГЕ – ПЕРЕВЕРНУЛИ восемнадцатитонную махину. Не каждый день такое увидишь. БОЛОТО продолжало собирать урожай! На фоне утопленного ратрака нам это показалось детской забавой и проблему решили довольно быстро… Закрепили трос к Т-55, проинструктировали водителя по принципу: «Не ССАТЬ и Х..ть»…. 20 минут и машина на колесах, водитель и пассажиры хапнули, конечно, свою долю адреналина. ЗАБАВНО БЫЛО СМОТРЕТЬ КАК ОНИ ВЫПРЫГИВАЛИ ИЗ ТРАКТОРА КОГДА ТОТ заваливался на бок… К-700 подъехал к болоту…

К этому времени мы уже обпилили ратрак, эта процедура уже превратилась в ШТАТНУЮ. Температура ночью -25-35°С и за ночь лед промерзает на 10-20 см. Забегая вперед, скажу, что всего нам пришлось обпиливаться 6-7 раз, не один десяток кубов льда был нами выкидан… Чего говорить, если начали все с РОВНОГО поля, а когда заканчивали – по бокам были ледяные бордюры больше 1 м высотой. Дополнительную сложность добавило то, что мы его вдавили в БОЛОТИНУ (мох, кочки). Если обпиливать лед не составляло особого труда, здесь он всей площадью вмерз в БОЛОТО. Большую часть дня мы потратили на ВЫКОВЫРИВАНИЕ его оттуда.

Подогнали Т-55 к ратраку, на берегу (на твердом грунте) в 60 м. поставили К-700 и тросом для страховки закрепили трелевочник. Хоть и была построена гать, но не хватало ему массы и он «ерзал» по ней… Все готово, поехали…

Boni неуверенно приподнялась из болота, вся система напряглась… Тут лопнул 20 мм трос. Стало ясно, что пытаться вытянуть ратрак назад – бессмысленная затея. Однако и тянуть вперед недопустимо. Расстояние до твердого грунта 300 м, трактор нужно ставить на вершине холма, ну а если натянуть оттуда трос, то расстояние до ЛЭП будет 1-2 метра, а это уже опасно для жизни. Тем более очень велика вероятность обрыва троса. Тут нам в очередной раз пришлось призадуматься. (Как и писал выше, иногда это может быть очень опасно!). Было принято непростое, но все же РАЗУМНОЕ решение – ТЕХНИКА ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЖЕТ! БУДЕМ ТЯНУТЬ РУКАМИ!!!

Продолжение следует...

Автор: Михаил Шепелин
Проект: http://www.mnogosnega.ru/



















Видео со спасением ратрака:
+4
0  
AWolf    2 Февраля 2012 (01:04)   #
Вот это настоящий Team Spirit, кэмел трофи отдыхает! Ждем продолжения...!
0  
a.bond    2 Февраля 2012 (11:35)   #
ждемс!
0  
Ultimatе    2 Февраля 2012 (15:57)   #
И что дальше было-то? Ы...
0  
Walerievlev    2 Февраля 2012 (16:38)   #
Руками!!! 
Не ужто полиспас и ворот на вмороженном бревне!
Ждем дальнейшего освещения подвига!
0  
SERJ-SARKIS    2 Февраля 2012 (19:42)   #
Интересно что будет дальше........
  • 8
  • 8
  • 17
+1  
цаца    3 Февраля 2012 (01:56)   #
Нет, эту страну не победить:)))