Для начала, не доедете вы в это место. На машине - не доедете. Ну, в принципе - почти доедете, конечно. Это ещё не из тех мест, где, кроме канатки, другого транспорта нет. Есть. Но только до околицы. По деревне машины не ездят. Так что припарковать любимую маффынку строго водительской дверью напротив подъезда, как это принято у нас в Митино или Жулёбино - не получится. Ставите на деревенскую стоянку, вот эту (на заднем плане)
и дальше пешком-с... ножками... Нет? Ну, на свете есть много других мест, более комфортных для хомо автомобиликус. И, соответственно, менее удобных для тех, кто приложением к автомобилю не является. Выбирайте себе соответственно своим интересам, и не пеняйте потом, что ваш выбор им не соответствует.
Ладно, машину поставили, заплатили денег, идём дальше. Следующее, чем встречает вас деревня на выходе из паркинга - это, конечно же, помойка. Столь же капитальное сооружение, лишь немного меньше размерами. Точнее, как она официально называется, "зона сбора вторсырья". Огромные контейнеры отдельно для пластика, для стекла, для макулатуры, для жести/алюминия... ещё несколько категорий поменьше, начиная от использованных батареек. Отдельно - щелочные "пальчики", отдельно - часовые "таблетки". Не перепутайте. Для местных жителей выносить сюда мусор - привычная и естественная процедура жизнедеятельности. Но если крупномасштабное производство пустой стеклотары является неотъемлемой частью вашего пребывания на г.лыжном курорте, то вам определённо не сюда.
Есть, конечно, и обыкновенный, никуда не годный, мусор. Его надо паковать строго в специальные пакеты, которые продаются в супермаркете за полторы монеты (в эту цену и включёна стоимость его вывоза), и складывать в забавные избушки на курьих ножках - kerichthaus. В соседней долине, кстати, долго над этими порядками смеялись: "А, это там, у них..." Но потом сделали точно так же.
Если же вы сюда не бутылки опорожнять приехали... то для чего же? Ах, вам трассы лыжные? Ну, их здесь есть. Целых две с половиной. Одна справа от ледника, другая слева. С 3500 (не считая верхних бугелей) до 1800. И сбоку ещё одна маленькая - считаем за половинку - с 2500. И ещё в соседних деревнях, по общему скипассу: в одной полторы (3100-1500) и в другой половинка. Итого уже четыре с половиной. Сколько это в километрах? Понятия не имею, сходите сами на сайте посмотрите. Да мало, мало, конечно. За многосотенными километрами трасс тоже надо ехать не в это место.
Трассы здесь проложены, по большей части, по линии наиболее комфортного уклона, поэтому от самого верха до самого низа ехать не очень долго. Были бы здесь эффективные маркетологи и менеджеры - они бы, конечно, понастроили трасс почти траверсом, растяа-а-агивая любой вертикальный перепад на многие горизонтальные километры. И ещё все варианты справа-слева от одного камня посчитали бы за два. Но эти трассы построены явно не коммерсантами, а по-деревенски просто. (В выходной день, кстати, многих уважаемых людей нашей деревни можно запросто встретить на трассе или в вагоне. А не слишком уважаемых, кого работа держит менее строго - и в будний тоже.) Так что как стоят эти горы - так и трассы по ним идут, самым естественным образом. Плато - так плато, пусть в этом мире и что-то голубое будет. Крутяк - так крутяк, не взыщите-с... цветом от слегка розоватого до густого садо-мазо-чёрного. Физическая гора - она, знаете ли, несколько отличается от математической равномерной и бесконечной наклонной плоскости. Хотя в целом, конечно, лыжи - это и есть одно сплошное движение по наклонной.
Хотя трасс немного - зато скипасс негуманный. Более негуманный есть только в Церматте. И это хорошо, потому что по этой причине народу сюда приезжает не очень много. За исключением рождественских и новогодних каникул, даже во второй половине дня не редкость встретить обширные куски нераскатанного вельвета на краях трассы. Кому он здесь нахрен нужен-то?
Снег - тоже натуральный, по большей части. То есть сухой, упругий, и, как бы это поделикатнее выразиться... не очень скользкий. Почти как в Шерегеше. Если вы катаете как лом, то вам здесь будет летаться не очень хорошо. Хотя, конечно, всяко бывает. Меня в прошлом году бабулька одна снесла, одуванчик божий. На чёрной трассе. Сзади догнала. В самой вершине поворота. Ну, ничего, извинилась и дальше поехала. И ни фига у них косточки не хрупкие...
Зато снега этого - много. Идти он начинает в ноябре, задолго до Рождества и начала зимнего сезона, и кончает в мае, сильно после Пасхи, когда сезон уже давно закрылся. Хотя наверху может идти и в любом другом месяце. В июле, например. Зимой же может идти сутками напролёт. А если не идёт снег - то дует ветер. Может 30 км/ч - это когда подъёмники ещё не закрывают, а может и 100-120 - это удобнее уже в Махах считать. Ещё есть облака, тоже вещь нередкая на этой высоте и даже ниже. Хотя вряд ли стоит всё это раскладывать так подробно по полочкам. Обычно здесь приключается всё перечисленное вместе и одновременно. Если же нет ни снега, ни ветра, ни обложных облаков - то остаются ещё лавины. В общем, не стоит брать скипасс на все 6 или 13 дней подряд. Берите что-нибудь типа "5 из 7" или "10 из 13". Откатать здесь все дни без перерыва вам почти гарантированно не удастся.
Настоящим фрирайдерам, однако, я бы тоже сюда ехать не советовал. Хоть похоже на Шерегеш (а ещё больше - на Эльбрус в прошлом веке), только всё же не Шерегеш. И свободное место между трассами занимают не ёлки, а ледники.
Может, лет через миллион оттаете где-нибудь внизу, аки мамонт на берегах Индигирки. И если вашу тушку не схомячат тотчас же голодные полярные лисицы, то её определённо выставят в музее, прямо с непонятными предметами, пристёгнутыми к задним ногам, а учёные тех веков будут долго гадать: и на фига ж вы туда попёрлись?
Местные жители являют собой норную породу человечества. Копать норы в своих горах они любят и умеют. Глубокие и длинные. Поэтому для доскеров здесь рай. А именно, рай для доскеров - это то самое место, где они могут безнаказанно и с полным правом глумиться над лыжниками, не так ли? Топать по бесконечным коридорам от одного подъёмника до другого в мягких ботинках, в обнимку с одной лишь доской - гораздо удобнее, чем в лыжных кандалах и с 4 предметами в руках. Вы даже можете позволить себе старомодно-галантно обнять свободной рукой
Также не стоит ехать сюда любителям бурного и продолжительного послелыжья. Нет, в какой-то степени оно, конечно, имеет место даже здесь. Ближе к концу дня в кабаках на дальнем конце деревни, со стороны подъёмников, собирается немалое число любителей вливать себе в рот жидкость светло-жёлтого цвета, а в уши - громкую музыку, ритмичную, как звук отбойного молотка. Но это ненадолго, к счастию. К 18:30 вся общественная жизнь прекращается, магазины закрываются, улицы пустеют, и даже самые буйные отправляются мирно почивать перед завтрашним первым вагоном. И это правильно. Нездоровый распорядок дня, злоупотребление алкогольными напитками и высота над уровнем моря, вместе взятые, могут иногда приводить к таким вот конфузам:
Подъёмники крутятся, вельвет простаивает, а организм... "Лапки подгибаются, глазки закрываются..." ((С)Т.Баженов)
Можно, конечно, тихо посидеть вечером в аутентичных национальных ресторанчиках - но это уже не создаёт атмосферу массовидного явления. Для самых упёртых есть, судя по рекламе, даже пара ночных клубов, упрятанных в глубокие подвалы - от греха подальше. Но в общем, если период вашей максимальной активности приходится не на то время суток, в которое крутятся подъёмники, то это место вам не понравится.
Ну и в заключение. Если вы - весёлые и общительные, и каждое утро, едва прийдя в офис, с жадностью читаете раздел "Ищу попутчика", то подумайте ещё раз хорошенько, прежде чем собраться сюда. Иначе, не ровен час, рискуете встретить здесь печального старого зануду. Ведь должно же быть какое-то равновесье на земле...