- Можно подводить, кажется, итоги?!... Итак, какую бы ты оценку поставил горнолыжке? – спрашиваю я, мысленно радуясь, что катание обошлось без происшествий.
Юра слегка прищуривается и быстро создает из пальцев правой руки рогатину.
- Что? Двойка??! Реально двойка?! – как будто до конца протрезвев, восклицаю я.
- Ну а что? Сколько ты там минусов написала? И сколько плюсов? – верно подмечает Юра.
- Наверное, да... 22 против 8 с натягом... Но, может, влепить все же трояк? Трояк, например, с минусом, а!? Двойка – это ты уж загнул... В четверг же отлично покатались... И виражи! Ну, есть же положительное?!... Слабо, конечно. Слабо – оно и есть слабо...
Плохое, как обычно, забывается, и, спустя 2 недели после возвращения из отпуска, многое не кажется таким фатальным... А смотришь на фото, так совсем красота!
В этом сезоне Европой и каталкой нужно было заниматься сильно заранее, поэтому нарисовалась неведомая Киргизия с ее курортом близ Каракол.
Логистика
Авиа по итогу обошелся более чем в 13 тыс, обратно потребовали оплату за снаряжение (перевозчик Air Manas), хотя в Москве я созванивалась с представителем, который заверил, что горнолыжное – бесплатно. Еда и напитки у авиакомпании тоже за деньги.Из Бишкека до Каракол через северный берег Иссык-Куля вчетвером добрались на такси (5 тыс. сом) с остановкой на источниках. Конечно, мне мечталось во второй половине дня открыть катальный сезон, но, как заметил практически уже местный, наш товарищ Юра (https://vk.com/yuriy_trachenko), без которого во многих отношениях поездка была бы менее разнообразной и более геморной (вообще Юра может организовать практически все, что угодно!!! Обращайтесь!), лучше расслабиться в необыкновенных ваннах молодости, так как прокататься все равно не успеем. И это был верный совет! Если бы была возможность, я каждый день приезжала б к этому чуду природы – источники Таш-Суу! Всего 200 сом/человек, а удовольствия...! Конечно, переодевание зимой в купальник в холодном домике, срубленном на скорую руку, – удовольствие так себе, но вот сами купели – сказка!
Сначала вы, как Иван Царевич до своего чудесного превращения, опускаетесь в относительно прохладную ванну (градусов так 20 оС), потом переползаете в +30 оС, плаваете, довольно расплываясь в улыбке, и начинаете приглядываться и притрагиваться к третьей заключительной купели, в которой температура поболее 40-45 оС! Когда сердце учащенно устает биться и практически выскакивает наружу от такой температуры, у вас все же есть выбор: либо начать круг по новой, либо пробежаться по снегу до проруби, изначально покрытой корочкой прекрасного хрупковатого льда!
Была не была! Юра делает презентацию жемчужины этого места, разрушая зеркальность воды, скованной морозом и... погружается в ооочень бодрую воду!
В общем, навеселились и даже повалялись в снегу!
- Нужно еще выровнять дыхание, когда окунаетесь в купель, – со знанием дела говорит наш Юра-гид!
Я смогла последовать этому совету лишь на третьей попытке, и, более менее что-то, может, и выровняла!..
Бархатные и уставше-довольные, мы докатили до города Каракол, где и остановились на все лыжные дни.
Добраться до горнолыжки на общественном транспортом не получится. Только арендованная полноприводная машина или она же, но в виде такси. 350 сом/человек туда и обратно (при заполняемости 5-6 человек).
Сервис или театр начинается с вешалки
Работу курорт начинает с 9:00 до 15:45 (крайний подъем). Здесь не принимают банковские карты. Нельзя вернуть ски-пасс (200 сом).Отсутствует какая-либо гибкая система покупки ски-пассов, к тому же ежедневно необходимо его пополнять. Развлечение на любителя.
Выходные дни на курорте – с пятницы по понедельник включительно. 1200 сом/день (+ в праздничные). Со вторника по четверг – 900 сом/день. Разовый подъем на Панораму – 350 сом.
Подъемники. Об этих прекрасных устройствах написано… Да! Они, действительно обладают скоростным режимом на подъезде к своим «жертвам», но приноровиться к креселкам все же можно: необходимо побороть страх! А еще помогает ловить их уверенно рукой, тем самым гася скорость! Проделав все это, у вас получится безопасно сесть и не заработать синяк!
Всего креселок четыре. Одна – супертормознутая – для начинающих. Вторая (для двоих), в народе прозванная «бубенчики», поднимет вас на Панораму весьма размеренно. Тормознутая и травмоопасная (с железной трубкой на сиденье). Но деваться некуда. В ходе движения можно отлично успеть перекусить. Поднимает 15 минут. Работать начинает в начале одиннадцатого. Один день из-за сильного ветра (по сути, как нам показалось, из-за желания сэкономить, так как людей было мало) подъемник открыли за час до закрытия.
Третий и четвертый, частично дублирующие друг друга (при большом количестве людей), дают возможность сесть втроем. Они просто тормознутые.
Подпопник для всех креселок обязателен! Иначе... Все подъемники не имеют закрывающегося верха и отверстий для перевозки сноубордов и лыж. Насколько комфортно сидеть в бодрый минус и даже в погоду с незначительным ветерком – не оценили, так как такой возможности, слава Богу, природа нам не предоставила. Сноубордистов жаль.
Если вдруг вам случится захотеть по нужде, то вы познакомитесь с туалетами. Они представляют собой кабинки, сбитые из досок и отделанные кровельным железом, с дыркой посередине. Не запираются, естественно).
Склон
Несмотря на то, что накануне подвалил долгожданный снег (см 8-10), трассы оказались странными – заснеженными. Дело в том, что ратрак проходит сразу после катального дня (да и то не каждый день и не по всем малочисленным трассам), а если вечером или ночью опять идет снег, то подготовленные склоны оказываются под снегом! Вот такая штука. Вообще трассы киргизы готовить умеют (для местных соревнований они сделали один участок, мы урвали аж два спуска), а вот для простого люда ровным счетом ничего не делают! И это при том, что нам все в один голос говорили: «Ребята, как же вам повезло! И снег выпал, и собственник приехал покататься!»И представить себе сложно обстановку, когда собственник отсутствует…
Многие участки трасс представляют собой проскрябанные до камней проплешины. Пушки....?! Сначала было мы решили, что они о таком и не слышали, но ошиблись! Пушки у них есть, и все кучкой стоят внизу. То ли сломаны, то ли работники не знают для чего они и как их использовать... Поговаривают, нужно трубы тянуть для подачи воды... Ну! Такое не для киргизов! Еще и тянуть что-то... Нафига?! И так покатаются... К слову сказать, я адово испоганила себе лыжи, и это при том, что большую часть времени каталась вне трасс. А еще к слову – достаточно много людей, которые из года в год приезжают сюда кататься... Многое не нравится, не нравится все больше и больше, поэтому те, с кем удалось перекинуться парой фраз, подумывают о том, что нужно искать другие места, вместо этого, которое застряло где-то в 80 годах прошлого столетия...
Да, на склонах мало людей, что плюс, но при этом немало местных, которые еле стоят на лыжах, без шлемов, чуть ли не в джинсах… И это летящее чудо может просто напросто прибить как в момент своей езды, так и при попытке осуществить торможение! Но, надо отдать должное, извиняются.
Ключевое по склонам – очень ограниченная зона катания, которая не имеет ни общепринятой маркировки, ни заграждений на опасных участках. Ничего!
Безобразие на трассах вытолкнуло меня искать снег и, как итог, внетрассовое катание. Это было, конечно, здорово! И белый снег, и без боязни налететь на камни возможность нестись по пухляку, и виражи серпантина…! Но за все нужно платить… Из зоны фрирайда необходимо выбираться пешком. Хотя можно было бы решить данный момент, расширив как раз зону трассового катания.
Итог: катание получается недешевым, учитывая «подготовленность» трасс, их «разнообразие», «сервис» и общепринятые вещи. Возможно, что трагедия, унесшая жизнь ребенка при сходе небольшой лавины 1 марта, не случилась, будь на курорте достаточно подготовленных трасс и иное отношения к отдыхающим… А так здесь каждый предоставлен сам себе.
Итак, объединив некоторые минусы в распространенные предложения, можно переходить к плюсам. Они, безусловно, есть.
1. Мало людей! Что такое очереди – забудете!
2. Есть внетрассовое катание! Пушистый снег, отсутствие чайников и протертостей до скал!
3. Доброжелательность местного населения.
4. Очень-ОЧЕНЬ красивые ели!!! Просто сказочно красивые!
5. Надписи с напоминанием о бережном отношении к природе.
6. Не было перебоев со светом!) (а могло бы!!!)
7. Наличие туалетной бумаги в туалетах, о которых уже упоминалось. Пусть она имеет вид наждачной, но она была – факт!
8. Возможность полетать на параплане! (3000 сом/12-15 минут в небе и минус час от катального дня)
Еда
На склоне и самом курорте есть 2 или 3 кафешки. Сами не ели, но, вроде, ничего, говорят. Преимущественно шашлык.В Караколе можно посоветовать Дасторкон. Есть и вегетарианское меню, и вкусный плов огромными порциями, и обстановка приятная. Цены норм. В общем, там нам понравилось.
Есть местный рынок, на котором продают молочную продукцию. Творог на любителя (сухой), а остальное – очень вкусное. Местные сладости, фрукты и овощи, орехи и сухофрукты – все отличное и недорогое. Работает до 17:00-17:30. Рядом с рынком – сувенирный магазинчик. Тоже в него попадали после 17:00.
Вне каталки
После пяти катальных дней по плану был один прогулочный по горам и два – ледолазание. Долина сказок и что-то еще прогулочное недалеко от Иссык-Куля оказались прекрасны своими красками и постоянно меняющимися цветами.Однако грязно. Очень грязно. Просто свински.
Отношение к животным – потребительское... Решила после двух пойманных моментов не погружаться, потому что больно... Потому что другая непонятная культура. Даже не культура, а бескультурие – для меня...
От ледолазания высшие силы отвели, наградив непонятным киргизским вирусом. Накануне – сопли, сутки держалась высокая температура, после болезнь перешла на горло, а затем все исчезло...
Поговаривали местные многократно о скитуре, но это совсем другая тема… Сейчас мечтается все же об европейских местах... А на курорт Караколы ехать не советуем, хотя сами по себе места красивые!
Интересно, а когда вы ехали, что вы ожидали? В плане катания и сервиса.