По понятным причинам, не много отчетов о поездках и новых склонах появляется в этом году на СКИ.ру, кажется, пришла пора посты о Северном Кавказе разбавить суровым Севером и Хибинами! В первый раз ездили в Хибины, сбор информации перед поездкой преимущественно осуществлялся на этом сайте, но свеженького и подробного о БигВуде давно не было, надеюсь, что мой пост пригодится :)
Общие впечатления (стоит ли ехать? + и -). Глазами катальщиков среднего уровня, предпочитающих подготовленные склоны.
- + северная природа, красотища Хибин, необычные пейзажи (даже Полярное сияние, если очень повезет)
- + хорошее состояние трасс, качество снега, интересный рельеф, много снега!!
- + несложно, хорошо для новичков и есть интересные трассы для тех, кто хорошо катается, возможности фрирайда
- + бюджетно
- + транспортная доступность, наличие инфраструктуры (магазинов)
- - мало км трасс, бугели
- - суровая и переменчивая северная погода
- - скудный выбор номерного фонда и еще более скудный выбор общепита
Как доехать?
Добраться до Кировска можно разными способами, в зависимости от точки отправления - о них много раз писали (на самолете до Мурманска + трансфер от аэропорта, на поезде, на автобусе - если из СПб). Мы приехали из Москвы на своем автомобиле, любим автопутешествия зимой и летом и при расстоянии менее 2500 км всегда едем своим ходом. Дорога от Мск до Кировска составляет ~ 1800 км, из которых примерно 600км автобан - "телепорт" М11, далее одноколейка до финиша в основном по Р-21 "Кола".
Состояние трасс - в основном отличное или хорошее, М11 всегда убирают, так же хорошо и постоянно убирают "Колу". Нам повезло, что не было сильных снегопадов, на обратном пути в р-не Киришей попали на неприятный льдистый участок трассы во время мокрого снега. Траффик по дороге не большой, дорога в основном прямая, много возможностей для обгонов фур.
Курорт BigWood.
Он же Горнолыжный курорт БОЛЬШОЙ ВУДЪЯВР (сайт). Небольшой, но, надеюсь, с перспективами. Благодаря финансированию со стороны ФосАгро, развивается, меняются подъемники, есть надежда на хорошее будущее, новые трассы. БигВуд состоит из северного и южного склонов, соединенных между собой связкой гондола-креселка:
Соотношение лыжников и сноубордистов примерно 40/60, преобладают бордеры из СПб и Северо-запада РФ. Для СПб курорт вообще домашний, так как люди доезжают до него одним днем или в ночь на поезде/машине/автобусе. В основном - молодые люди, пары без детей. В феврале людей было не много (особенно, если сравнить с РХ в Сочи). В феврале, когда мы были, были подготовлены и ежедневно ратрачены все трассы курорта.
Приятно впечатлил общий уровень катания - скребущихся чайников не на своей трассе/ломов/неадекватов - практически не было. Даже в очереди все стояли культурно и в ровную линеечку!
Немного о Кукисвумчорр (25-ый км).
Изначально у нас был запланирован один день катания на Кукис. По причине ухудшения погодных условий (в этот день был сильный снегопад с ветром и "молоком" в нижней части склона), удалось лишь несколько раз скатиться. Трассы на 25-м км местами плохо промаркированы, и в тумане, куда едешь, вообще не видно, в сочетании с не плюшевым рельефом, один раз меня вынесло с трассы в сугроб. Помучались и уехали на БигВуд, где получше с маркировкой и видимостью.
Так что буквально пару слов: трассы серьезнее, чем у БигВуда, подъемники - бугели, ратрак каждое утро работает, людей - очень мало. Надеемся попасть туда в более лучших условиях.
Катание, трассы и подъемники.
На Бигвуде одна гондола, ведущая на верх северного склона (К6), и одна сверхмедленная холодная 4х креселка (К4), поднимающая со стороны юга на тот же верх. Ее скорость, пожалуй, можно сравнить со знаменитой Беседой в Розе, и то, я бы хорошо подумала, кому отдавать приз по медлительности.
Когда они работают, можно без проблем перемещаться между склонами. Из-за ветра чаще всего первой закрывают именно гондолу. Раньше вместо нее ездила двухкреселка, по отзывам старожилов, заменить ее на гондолу было гениальным решением. В наст. момент она демонтирована, от старой креселки на пике сохранился домик, где все делают шикарные фоточки.
Заброшенный домик канатки.
Гондола К6 очень пригодилась нам в первые два катальных дня, когда стояли морозы (-22-25 с ветром), подъем на ней позволял хоть немного согреться вместо альтернативы - бегать в домик с кассами и прокатом. К6 пользуется популярностью - это место образования очередей в период 11:30-12:30. В это время наибольшее число людей поднимается наверх, среднее время в очереди - около 15 минут. Способ избежать стояния: подняться и уехать с севера до 11:30, приехать сразу на южный склон и кататься там (на юг ведет серпантин из города, можно добраться на машине или такси).
Остальные подъемники - бугели типа "швабра" и "блюдце" (К3). Расположены на южном склоне. Общее время подъема на них занимает больше 15-ти минут, при расстоянии 1+км. Кого-то напрягает, самое главное - чтобы не было сильно холодно. На бугели иногда тоже образуются небольшие очереди, когда погода хорошая и люди активнее собираются на юге. Проблему полностью решила бы замена на креселку двух очередей швабр, вдруг когда нибудь это чудо случится, остается верить!
Характер трасс и катание мне напомнили австрийские ледники: хорошее состояние склонов и жесткость снега, широкие и широченные трассы без ёлочек или кустиков. Нет никаких засад в виде крутых поворотов и сужений до траверсы в самом интересном месте. В сочетании с хорошим состоянием склона и малым числом людей, можно кататься на высокой скорости.
Слева направо: окончание "крутой" части черной трассы 14, пологая часть красной 9, выше виднеются кпутые куски черных 13 и 4.
Трассы несложные: местные красные где-нибудь в Австрии были бы синими, а черные - это скорее красные. Новичкам будет проще начать с южного склона - здесь синие более пологие и длинные. А затем перейти на север. Если не страшно, рекомендую попробовать связку трасс 6 (черная) + 7 (синяя). Когда мы катались, выехать сразу на 7 без вынужденного фрирайда было невозможно: выезд был закрыт и не подготовлен, хотя на карте курорта он есть. Трасса 7 представляет из себя желоб, ложбину между двух склонов, где можно прикольно кататься по "бортикам". Похожий желоб я видела в Андорре, в Грандвалире.
Для опытных кратко опишу характер наиболее запомнившихся трасс. Красная трасса 23 на севере является наиболее длинной. На своем протяжении имеет 2 относительно крутых места, 2 поворота и длинный выкат в конце. Красные 15 на севере и 3 на юге являются широкими и прямыми, как стрела, идут вдоль подъемников, при этом на трассе 3 людей в разы меньше. Так как север менее солнечный, здесь чаще дуют ветры и к концу дня есть обледенелые места.
Понравившиеся черные: 6 (которая уходит в желоб) - просто прямой ровный широкий кусок, 13 - черная с самым крутым уклоном, тоже широкая, в конце выходит в длинный пологий выкат красной 9, здесь лучше в самом конце черной набрать скорость, чтобы потом долго и мучительно не толкаться палками. Выкат 9-ой трассы, думаю, "любимое" место сноубордистов, так как доехать до ее конца они не могут из-за пологости - приходится снимать борд и идти пешком.
О жилье.
Типичный представитель номерного фонда.
Основной "номерной фонд" - аренда квартир в советских пятиэтажках с разной степенью свежести ремонта. Гестхаусы в стиле "шале" - отсутствуют. Есть ски-ин: пятиэтажки прямо через дорогу от северного склона БигВуда. Для особо взыскательных господ по отзывам катающихся определились два варианта: гостиница "Северная" в центре города (номера с завтраком, современный ремонт) и санаторий "Тирвас" (завтрак "шведский стол", бассейн, сауна, хамам). "Тирвас", по отзывам, рекомендуют больше. К тому же он вне города в окружении красивой приороды, с парком и достопримами рядом.
Апре-ски (где поесть и погулять).
Еда на горе: ровно 2 варианта - домик с баром и фастфудом "Баревич" на севере и домик большего размера с 2-мя этажами и общепитом, встроенным баром и предприятием самообслуживания. Еда в целом вкусная. Бургеры в Баревиче - очень рекомендую, но домик маленький, большая вероятность того, что есть придется стоя, приткнувшись в уголке. На юге всегда можно найти стол, где приземлиться. Цены приемлемые: на 2-их с глинтвейном, горячим и гарниром не более 1000 руб.
Ресторанов в городе, в общем то, 4 - бар Баревич (старший брат того, что на склоне) для "апрески" в широком понимании (дискотеки, крафт и вот это всё), заведение "В своей тарелке" с аутентичными блюдами (подают оленину), "пафосный" ресторан отеля "Северный (тоже подают оленину, цены на уровне средне-московских), и грузинский (ХЗ, не попали, так как все столы были заняты). Всё остальное - микрокафе, шашлычные и пиццерии. Так как заведения явно не способны справиться с потоком всех желающих, помещения внутри маленькие - лучше заранее бронировать столик.
Развлечения (стандартные): бассейн санатория "Тирвас" (сами не были, по отзывам на склоне за 300р пускают всех), там же сауна и хамам, еще есть несколько бань в/около города. Прогулки по центру города и городскому парку. Посещение музея города.
Развлечения (практически эксклюзивные): катание на снегоходах, прогулки в полярном ботаническом саду, посещение Снежной деревни с ледяными скульптурами. Можно проехать немного дальше и посетить этнодеревню саамов (олени, хаски, катание на упряжках с ними).
И конечно же! Можно скачать специальные приложения для контроля за активностью солнца и ночью поехать ловить Полярное сияние. Здесь была статья о процессе в Хибинах. Один из пунктов хорошего вида на Полярное сияние находится непосредственно на трассе Р-21 Кола и обозначен спец. табличкой на парковке. Наверное, здорово ... (мы не осилили, сияния прогнозировали 2 раза в промежуток с 0 до 5 утра, но после каталки так хотелось спать).
Беговые лыжи.
В Кироске есть несколько подготовленных трасс для катания на беговых лыжах - около "Тирваса" и в парке в городе. Есть еще не подготовленная самонатоптанная лыжня у Кукис. Мы катались у "Тирваса" коньком. Ратраком ежедневно готовились трассы на 2,3 и 5 км для конька и нарезалась лыжня под классику. Трассы ночью освещаются. Пользование трассами - 200р. (дают майку).
Трассы имеют некислый рельеф - даже на зеленой "новичковой" 2 км ждет подъем на 1 км, затем на столько же пологий спуск. Погода в поездке не позволила проехать много - первые 2 дня, когда было за -20, мы не бегали, затем несколько дней снегопадов не позволили полноценно насладиться: лыжи тонули в густом снегу.
И о погоде.
Наша поездка начиналась с -28 в воскресенье и закончилась +1 в следующее воскресенье. От -17 и ниже, когда сопровождается ветром, кататься не комфортно, хоть и одевали теплое термобелье во много слоев, 2 слоя перчаток, носков и прочее. Очки запотевают или замерзают, а когда на скорости едешь со спуска, мерзкий холод просачивается в мельчайшие щели и морозит мозг)) Большинство скорее не каталось, а бегало греться в домики. На юге почти никого не было, так как катались с помощью согревающей гондолы. Далее потеплело и стало хорошо, но в один день из-за ветра закрыли гондолу, в другой день из-за сильного снегопада видимость местами была "молоко". Зато наверху, над тучами, открываются великолепные виды на море облаков.
На этом, пожалуй, всё. Ничуть не жалеем о поездке, если сравнивать с покатушками на НГ в Красной поляне (в КП были 3+ раз), понравилось гораздо больше. Много настоящего снега, недорого, настоящий, красивый Север, уникальная природа. Обязательно вернемся снова!
Хороший отзыв :)
Добавлю только что из Москвы в Апатиты летает S7 а из Питера Северсталь (суперджеты). С лыжами у Северстали всё ок, только надо не забывать их регистрировать. Судя по погоде, мы там были примерно в ту же неделю :)
Ну и что касается бюджетного жилья, не забываем хостелы, их несколько и они достаточно неплохие.
А разную полезную информацию еще можно найти тут https://www.offsk.com/kirovsk