-Я считаю, что надо еще одно кресло в район "Северных" и "Букашки" до гребня.
Больше ничего в Кировске развивать не надо.
-Продублировать К2 еще парой бугелей. Места там дохрена!!!
(из комментариев к статье «Под покровом полярной ночи из Москвы в Кировск, или Двадцать лет спустя»)
«В марте в Кировске – горнолыжный рай…» - так начиналась статья в одном из номеров журнала «Лыжный спорт», вышедшего лет 35 назад. С тех пор в заполярном Кировске многое изменилось – кроме, пожалуй, того, что в марте-апреле «горнолыжный рай» по-прежнему остается раем: комплекс «Большой Вудъявр», который является теперь хозяином «городского» склона горы Айкуайвенчорр, продолжает развиваться. Меняется и инфраструктура в самом городе, все больше поворачиваясь «лицом к потребителю», т.е. в сторону туризма. Вот только пока что большой горнолыжный спорт обходит «Большой Вудъявр» стороной, хотя и здесь есть положительные сдвиги. О спортивном будущем Кировска и о перспективах развития горнолыжного комплекса рассказал директор ГК «Большой Вудъявр» Александр Лапп.
- В последнее время компанией «Фосагро», которая является и владельцем ГК «Большой Вудъявр», было потрачено 3,5 млрд руб., большая часть которых пошла на развитие города Кировска. Цель этих вложений – уйти от статуса моногорода, выйти на самоокупаемость и привлекать сторонние инвестиции. В прошлом году был подписан указ о создании зоны экономического развития города Кировска, с целью привлечения сюда инвестиций, не связанных с производством, а именно для развития туристического направления.
- А кроме «Фосагро» в Кировск пришли какие-нибудь крупные инвесторы?
- Если говорить про город Кировск, то главным инвестором здесь остается «Фосагро». Есть, конечно, мелкие компании в сфере обслуживания, но их пока немного. Если же говорить о туризме, то основным центром притяжения является горнолыжный комплекс «Большой Вудъявр». Хибины – самые высокие горы на северо-западе, с нами сложно конкурировать по протяженности горнолыжных трасс и перепаду высот. Конечно, рядом есть горнолыжный центр 25-й км, который развивается на частные инвестиции. У нас хорошие отношения с его владельцем, мы его всегда поддерживаем, поскольку понимаем, как сложно развивать горнолыжную инфраструктуру на личном энтузиазме и за свои деньги. Он пытается это делать, у него есть свои постоянные гости, которые приезжают именно на 25-й км, а не на Большой Вудьявр.
- Давайте поговорим о планах. Как дальше будет развиваться «Большой Вудъявр»?
- Повторюсь: есть понимание, что Кировск потенциально может стать туристическим центром. Но нужно также иметь ввиду, что никто пока не собирается вкладывать сюда огромные деньги за короткий срок – как это происходит сейчас в других горных регионах России, где курорты развиваются практически за счет государственных средств. У нас ситуация иная – речь идет о государственно-частном партнерстве: скажем, гондольная канатная дорога была построена при поддержке государства, но на частные деньги. В этом же ключе мы планируем развиваться и дальше – поэтапно и не торопясь, поскольку для «Фосагро» горнолыжный центр все же не является профильным объектом, а приоритетной задачей остается развитие города Кировска.
- Стимулируется ли приобретение или развитие объектов бизнеса в Кировске?
- Как я уже сказал, Кировск имеет статус Зоны экономического развития. То есть любое вложение в туристическую инфраструктуру автоматически означает, что вы подпадаете под программу развития и существенные налоговые преференции.
- Ведется ли какая-то статистика, кто приезжает сюда – сколько здесь туристов и откуда они, сколько «Большой Вудъявр» посещает местных жителей? Интересен ли горнолыжный центр жителям Кировска, или для них это такой одноразовый аттракцион?
- Ответом на этот вопрос может стать летняя тема: летом в Кировск туристы практически не приезжают. Но когда мы прошлым летом запустили канатную дорогу, то подняли 6000 пассажиров. То есть это были местные жители, поскольку о работе канатной дороги знали только жители Апатитов и Кировска. В этом году мы перевезли еще больше людей, хотя думали, что интерес к канатной дороге спадет. Таким образом, для людей это не одноразовое развлечение, а форма отдыха – погулять по горам, поднявшись наверх с помощью канатной дороги. Что касается зимы, то выделить из всей массы туристов местных жителей довольно сложно. В основном к нам едут из трех регионов – это Мурманская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Москва. На 4-м месте – Архангельская область. Если поток гостей из Мурманска и Петербурга довольно логичен, то поток туристов из Москвы мы связываем с наличием аэропорта в Кировске, в развитие которого в настоящее время также вкладываются немалые средства, в том числе и федеральные. Сейчас зимой аэропорт принимает два рейса из Москвы и один из Санкт-Петербурга.
- К сожалению, цена на билет из Москвы получается немного завышенной. Долететь, скажем, до Мурманска и затем доехать до Кировска на такси получится дешевле…
- Да, пока это так. Компания «Северсталь», которая летает сюда, выполняет не туристические рейсы, а производственные. К тому же, рейс в Апатиты выполняется по маршруту из Череповца – через Москву. Пока «Северсталь» является единственной авиакомпанией, которая летает к нам, и которая выполняет вполне конкретную задачу – осуществляет связь между предприятиями холдинга и Москвой. Но в мае должна быть закончена реконструкция аэропорта (курсо-глиссадочная система и специальные посадочные огни) и ему будет присвоен 1-й класс – такой же, как у аэропорта Мурманска. Поэтому в следующем году возможно появление еще одной авиакомпании, которая будет летать в Кировск – вероятно, по более низким ценам.
- В этом году официальное открытие сезона в Кировске было 15 декабря, что довольно странно для заполярной территории. Примерно в эти же дни было открытие сезона на курортах в Сочи. В связи с этим вопрос: будут ли на Большом Вудьявре трассы с искусственным снегом, которые позволят не только раньше открыть сезон, но и предоставить соответствующие условия для тренировок спортсменов. Ведь в соседней Финляндии курорты делают ноябрьский бюджет только за счет привлечения на тренировки команд, в том числе и из России…
- Да. Правильно. В Кировске есть все условия, чтобы открыть сезон уже в конце октября – при наличии системы искусственного оснежения. Вообще проблема открытия сезона, скажем, с 1 декабря связана больше не с количеством снега, а с тем, что склоны были не спрофилированы. Два года назад мы взялись за капитальные земляные работы. Те склоны, которые открыты сейчас – при небывало малом количестве снега всего в 35 см – это результат нашей работы по планировке склонов. То есть мы в первую очередь работаем над тем, что можем сделать сами. В прошлом году мы были готовы к открытию уже 20 ноября, а полноценно курорт заработал 1 декабря. Но начало этой зимы стало аномальным – у нас прошел всего один снегопад. Поэтому вопрос искусственного снега мы не закрываем, но сейчас это достаточно проблематичная для нас история, связанная с огромными инвестициями.
У нас есть незаконченная система оснежения в Южном секторе, которая досталась нам с начала 2010-х годов – вдоль бугельного подъемника. Вообще эта история длится еще со времен апатитского горнолыжного клуба «Айкуай», силами которого началось освоение южного склона. Тогда были построены две очереди подъемника Татрапома, затем еще один бугель. В 2013-м году была построена кресельная канатная дорога, которая позволила выйти на северный «городской» склон. В 2014-м году была построена гондольная дорога и выкуплен участок северного склона, ранее принадлежавший Кола-Спортлэнд. С тех пор мы навели там порядок - вывезли горы металлолома и обследовали старые подъемники. В прошлом году много сил вложили в реконструкцию 23-го маршрута, который прошел по части бывшей трассы скоростного спуска еще времен СССР. Поскольку сейчас решены все юридические вопросы, связанные с правами на собственность обоих склонов, то мы можем спокойно строить планы по дальнейшему развитию курорта.
Теперь что касается спорта – тут есть хорошие новости. Надо отдать должное Российской федерации горнолыжного спорта, которая уже много лет поднимает вопрос о создании в Кировского центра по развитию спорта – горнолыжного и фристайла. В этом году, в соответствии с принятой федеральной программой, стартовало строительство двух объектов – Кировской горнолыжной школы и кресельной канатной дороги. Цокольный этаж школы можно увидеть уже сейчас – это будет большое здание площадью 3000 кв.м, где под одной крышей расположатся тренажерные, гимнастические залы, зал восстановительной медицины, раздевалки, тренерские комнаты и т.д. Внизу будет техническая зона для ратраков. Мы готовы оказывать посильную помощь, федералы готовы обсуждать с нами вопросы взаимодействия, в общем – все стараются помогать друг другу.
- Где именно появится кресельная канатка?
Кресельная канатная дорога пройдет от здания школы, а ее верхняя станция будет построена чуть выше нашего бугельного подъемника К7. Проектом предусмотрено обустройство двух горнолыжных трасс и трассы могула, которая, в принципе, здесь уже была в 1990-х. К сожалению, пока нет средств на планировку склонов, их освещение и на строительство системы оснежения. Поэтому мы со своей стороны прорабатываем вопрос о дополнении тех объектов, которые строятся за федеральные деньги, теми объектами, которые мы готовы инвестировать за счет своих средств. В итоге в Кировске должен появиться качественный современный центр спортивной подготовки, т.е. комплекс, функционирующий с октября месяца, куда могли бы приезжать на тренировки команды, вплоть до уровня сборной.
Кроме того, на месте здания старой кресельной канатной дороги мы могли бы построить гостиницу по типу ski-in/ski-out, в непосредственной близости от горнолыжной школы. Все эти планы озвучены нашему руководству, нам уже поручены работы по проектированию сооружений, в т.ч. буксировочной дороги на месте старого бугеля «Северный-2». Раньше мы планировали просто ее восстановить, но после заключения экспертизы по безопасности стало понятно, что строить ее придется заново. Таким образом, появление этих объектов – спортивного центра, гостиницы, новых подъемников и системы оснежения двух склонов – позволит нам интегрировать этот комплекс в остальную часть курорта и открывать горнолыжный сезон значительно раньше.
- А что будет с недостроенной системой искусственного снега в Южном (Апатитском) секторе?
- Скорее всего ее реконструкция будет увязана со строительством новой гондольной дороги, которая заменит первую очередь бугельного подъемника. Пока я не могу назвать конкретных сроков, поскольку еще нет подтверждения экспертизы по строительству. Хотя уже сейчас я могу сказать, что это будет канатная дорога фирмы Bartolet – эта же фирма построила нам подъемник и на городском склоне. Почему именно Bartolet: их кабины имеют хороший конструктив в плане устойчивости к раскачиванию и аэродинамики – в наших условиях это очень привлекательная особенность.
- А почему бы новую канатную дорогу не дотянуть прямо до вершины?
- Опять же из-за наших погодных условий: при сильном ветре канатную дорогу пришлось бы останавливать и это могло бы занять до 60% времени ее использования. Поэтому мы решили остановиться на данном проекте и замене верхнего бугельного подъемника на двойную «швабру». Кроме того, строительство гондольной канатки решит проблему очередей на южном склоне в течение всего сезона.
- Еще личная жалоба, вы уж простите. Канатная дорога К4, которая связывает южный сектор с городским склоном, уж очень медленная. Пока поднимешься, успеваешь намертво примерзнуть к сидениям. Замена ее на более быструю, с подогревом и защитными колпаками от ветра в корне бы улучшило ситуацию.
- Абсолютно согласен, сами мерзнем. Правда, в то время, когда появилась К4 свою функцию она выполняла. К тому же дополнительных средств не было, поэтому решили сэкономить и не усложнять конструкцию. В настоящее время модернизировать ее не имеет смысла: строительство разгонного траволатора добавит нам только 0,2 м/с в скорости и проблему не решит. То есть на этом месте нужно строить полностью новую канатную дорогу. Пока это вопрос отдаленного будущего.
- Вы упомянули проблему очередей – то есть очереди на подъемники бывают?
- Очереди не просто бывают – в высокий сезон, а это конец марта и начало апреля, очереди на южном склоне превышают 30 минут. На северном склоне ситуация чуть попроще, мы пытаемся решать проблему организацией посадки в кабины – стараемся заполнить все посадочные места. Бугельные же подъемники уже давно выработали свой потенциал. В настоящее время весной пропускная способность курорта уже не выдерживает спрос. Конечно, у нас есть провальные периоды – это декабрь и вторая половина января. В феврале начинается рост, который в конце марта достигает своего пика. Пока мы справляемся, но альтернативы строительству новых подъемников нет. С появлением новых канаток мы выйдем на новый же уровень и будем готовы к организации как развлекательных, так и спортивных мероприятий. Кстати, сейчас мы вынуждены отказываться от многих программ, так как это может нанести репутационный ущерб курорту. Только один PR не всегда благо.
- На самом деле не ошибусь, если скажу, что в России про Кировск знают все. Другое дело, что люди, которые уже давно здесь не были, не представляют, насколько сильно изменился и горнолыжный центр, и сам город. Но возможности для отдыха на севере огромные – достаточно посмотреть на соседнюю Финляндию, где существуют недельные программы активного отдыха, включающие, кроме горных и беговых лыж, катание на собачьих и оленьих упряжках, походы на снегоступах, езду на снегоходах и т.д.
- Да, конечно. Курорт «Большой Вудъявр» не может развиваться отдельно от города. И тут много делается для развития и других видов спорта. В городском парке проложена очень качественная лыжня – под коньковый ход и «классику». В 5-ти километрах есть парк Тирвас, с сертифицированными и освещенными трассами. Кстати, спортсмены-лыжники приезжают на сборы в конце октября, а в ноябре у нас проводится «Хибинская гонка». Но повторюсь: курорт развивается поэтапно и без какой-либо финансовой помощи от государства. Поэтому решить все вопросы за короткое время просто не получится.
- Ну и последний вопрос: появятся ли на склонах кафе или рестораны? Внизу места в «Айс-баре» категорически не хватает…
- Я могу объяснить, почему «Айс-бар» такой маленький. Чисто технически в этом месте просто невозможно было построить большое здание. Однако мы приступили к реализации большого проекта – ресторана прямо на вершине горы, недалеко от верхней станции гондольного подъемника. Проект должен быть реализован уже до конца 2019 года: здание площадью 3000 кв.м, с панорамным баром, рестораном a la carte на 50 мест и рестораном самообслуживания на 200 мест. Еще 80 мест будет на большой открытой веранде. Конечно, это очень сложный проект – в первую очередь из-за короткого строительного периода, с июля по конец сентября. Но наша задача – ввести ресторан в эксплуатацию до декабря этого года.
- Александр, спасибо за интервью. Будем надеяться, что все проекты осуществятся и отдых в Кировске станет еще более комфортным.
Текст, фото: (с)mausefalle