Проект кратчайшей дороги из Кисловодска в Сочи представило правительство Ставропольского края на выездном заседании комитетов Совета Федерации.
Об этом мечтало не одно поколение граждан Советского Союза и России, отдыхавших на отечественных южных курортах: утром попил нарзана в кисловодском или пятигорском санатории, днем искупался в Черном море, погулял по сочинской набережной, а вечером ты снова любуешься красотами Кавминвод.
Ответом на чаяния граждан стал проект автомобильной дороги Черкесск – Адлер на перегоне станица Преградная – поселок Красная Поляна. Его в 1961 году представило управление дорог «Ростов – Баку».
Чтобы у сенаторов не возникло и тени сомнения в преемственности идеи, заместитель председателя правительства Ставропольского края Роман Петрашов продемонстрировал участникам заседания фотокопию проектного задания полувековой давности.
– Безусловно, сегодня этот проект требует пересмотра и корректировки технических решений с учетом сложившихся реалий и современных требований, – отметил Р. Петрашов. – Перед нами стоит ключевая задача сохранения экологической обстановки курортного региона. Архиважно предусмотреть перераспределение существующих транзитных потоков с выводом их за пределы городов, а также создать новые, дублирующие направления.
Кратчайшая дорога на Черноморское побережье обеспечит оптимальную транспортную связь курортов Кавказских Минеральных Вод, Карачаево-Черкесской Республики (Домбай, Архыз) с курортами Краснодарского края и Республики Абхазия, а также позволит существенно разгрузить круглогодично перегруженные автотрассы Ставропольского и Краснодарского краев, а именно: М-29 «Кавказ», М-4 «Дон», М-27 «Джубга – Сочи».
Общая протяженность маршрута составит около 290 километров. Трасса пройдет по территории трех субъектов Российской Федерации: по Ставропольскому краю – 7 километров, Карачаево-Черкесии – 235 и Краснодарскому краю – 48 километров. Причем ее большая часть уже существует. Разумеется, кое-где дорогу надо подремонтировать, расширить, но это не проблема. Тот вариант трассы, за который ратует правительство Ставропольского края, предусматривает лишь 95 километров нового строительства. Правда, на этом участке придется пробить два тоннеля общей протяженностью 12 километров. Трудно, сложно, однако отечественным метростроителям вполне по силам. По расчетам проектировщиков, на строительство новой автомобильной дороги через Главный Кавказский хребет уйдет три года.
С учетом тоннелей строительство автомобильной дороги Кисловодск – Сочи обойдется примерно в 60 миллиардов рублей. Еще около пяти миллиардов составят эксплуатационные расходы. И хотя это втрое меньше стоимости возводимого моста из Тамани в Крым, государственные мужи крепко призадумались.
Прежде всего над тем: когда и как эта дорога себя окупит? По мнению экспертов правительства Ставропольского края, предполагаемая интенсивность движения составит около 12 тысяч автомобилей в сутки. При реализации проекта на основе государственно-частного партнерства плата за проезд одного автомобиля ориентировочно составит 950 рублей. Следовательно, за 30 лет удастся окупить все расходы на строительство.
Реализация проекта даст мощный импульс развитию экономики Краснодарского края и субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Так, например, путь от Нальчика до Сочи с нынешних 780 километров сократится до 470, от Махачкалы – с 1200 до 840 километров.
Источник: stapravda.ru
Ретроспектива планов строительства дороги
12.02.2008Новая дорога напрямую свяжет Сочи с Кавказскими Минеральными Водами
Проект строительства дороги Черкесск-Адлер будет разморожен.
Об этих планах правительства заявил первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос о перспективах строительства трассы. Решение будет принято в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной сети в Российской Федерации".
Напомним, что речь идет о проекте пятилетней давности, по которому предполагалось связать Карачаево-Черкесию с Черноморским побережьем новой автомобильной дорогой. Трассу планировалось проложить по одному из девяти вариантов маршрута, включая тот, что проходит по территории Адыгеи. Однако предпроектную стадию, включая обоснование инвестиций, прошел только один из них, общей протяженностью 230 километров, - "Черкесск - Псемен - Дамхурц - озеро Кардывач - Красная Поляна - Адлер". Этот маршрут и рассматривался Федеральным управлением автомобильных дорог в качестве основного.
Однако в связи с тем, что трасса затрагивала территорию Кавказского биосферного заповедника, проект не прошел государственную экологическую экспертизу.
- Мы немного скорректировали маршрут, чтобы свести к минимуму возможные последствия для окружающей среды, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник Управления федеральных автомобильных дорог по Карачаево-Черкесии Павел Романюта. - Непосредственно территория заповедника затрагивается на участке протяженностью не более километра - между двумя тоннелями, по пять и семь километров каждый, которые соединяют долины рек Дамхурц, Цахвоа и Мзымта.
По словам Павла Романюты, в 2003 году проект оценивался в 20 миллиардов рублей.
Источник: газета "Российская газета".
P.S. от kuba: Как видим, проект имеет более чем полувековую историю и нет гарантии, что дело дойдет до реализациии.
Однако, работы ведутся:
- со стороны Архыза в сторону перевала Пхия проложена технологическая дорога до слияния рек Архыз и Дука:
- со стороны Красной Поляны по левому берегу реки Мзымта горный курот Роза Хутор планирует в течении 3-х лет довести дорогу до Энгельмановой поляны и в перспективе до горного узла Кардывач. Кстати, интересное совпадение трех событий: планы ГЛ Роза Хутор, выход закона о изъятии земель заповедников для строительства и возбудившийся СовФед с проектом Кисловодск - Сочи;
- от перевала Пхия до р. Дамхурц существует хорошая грунтовая дорога.
Интересная деталь: заявление Медведева и просочившиеся слухи инициировали взрывной рост цен на недвижимости в с. Пхия. Добротные дома с участком и садом до этого можно было купить за 20 000 рублей, а уже в 2010 доходило до 300 000 и выше.
А вообще мечтать - это очень по-советски. Регулярно из архивов вытаскиваются всяческие планы времен СССР, начиная от Военно-Сухумской дороги и кончая Майкоп-Красная Поляна. Последняя новость о появлении иностранного инвестора в проекте дороги Майкоп-Дагомыс.
Лично я отношусь положительно к строительству дорог. Это откроет новые регионы для туристической и горнолыжной индустрии и для нас с вами.
И с этим ничего не поделаешь - рано или поздно эти дороги будут.