Формирование тура в ситуации вялотекущего кризиса в экономике происходило предсказуемо: за неделю до вылета турагент сказал, что не гарантирует получение австрийской визы для моей спутницы, и пришлось срочно переходить к Плану «Б», a.k.a. «сделай сам». В результате всё, от визы и билетов до гостиницы и трансфера, было заказано и оформлено самостоятельно, что, впрочем, позволило снизить стоимость тура примерно на 10-15%.
Рилическое отступление
О, Благословен Господь за то, что даёт нам возможность воздвигнуть стопы свои на склон не раз в три (по грехам нашим) или даже в два года (по заслугам нашим), а каждый год! Да еще в Тироле, этой Мекке правоверных лыженосцев, сохраняющих верность Её Величеству Лыжне! О, какое блаженство снова ощутить себя частью этого подвижного и немного снобского братства, несмотря на свои NN лет, добрая треть которых проведена в качестве офисного планктона!..
И нетерпеливо соскакивать с креселки, и, торопясь, путаясь в палках, распихивать зазевавшихся бюргеров, и мести хвостом, и проноситься мимо (вернее, сквозь) покорно замерших поперек склона групп SkiSchulle!.. и не знать – и не желать знать – что там (или, скорее, кто там), за перегибом, за поворотом... и легкомысленно принести траверс в жертву градиенту... и разгоняться настолько, что не знаешь, сможешь ли при необходимости остановиться без нанесения себе телесных повреждений средней тяжести... И молоденькая немочка в непорочно-белоснежных штанах, изумленно-бесцеремонно вылупившаяся на восточного варвара в давно вышедшей из моды флиссовой «пидорке», несущегося вниз на полусогнутых (дрожат-с!), ничего не видя и не слыша... Очки – на бессовестные глаза, Aerosmith – в многострадальные уши, и понеслась....
Эх, юная фройляйн, Вы даже не представляете, насколько Вам повезло!.. Ведь Ваш покорный слуга в Вашем возрасте, вместо того, чтобы старательно, не спеша, осваивать премудрости езды «плугом», был вынужден зарабатывать продажей матрешек на Арбате свои первые матнезависимые дензнаки, а заодно и приснопамятную 88-ю, ибо часть упомянутых дензнаков в качестве признака платёжеспособности несла на себе портреты ныне покойных президентов США, равно как и поныне здравствующих монархов Соединенного Королевства, что закономерно возбуждало живейший профессиональный интерес со стороны работников соответствующих и ну оооочень правоохранительных органов... да чего уж там, каждому своё...
(Конец рилического отступления)
Гостиница: Пансион «Alpenrose»*** Pension Alpenrose (Рис. 2). привлек доступностью расценок (€65/чел/сутки в высокий сезон) - ведь как показал опыт прошлого года, соотношение цена/качество отнюдь не всегда оптимально при выборе гостиниц ****. На этаже по 4-5 комнат, гостевых этажей 2. Комната просторная, гигантский санузел (около 10 м2), обнаружился даже бонус в виде мини-кухни. Впрочем, есть и недостатки: кредитные карты не берут – только нал (при этом, что самое интересное, хозяйка фрау Алиса приняла заявку по электронной почте без предоплаты!!! – кризис?), отсутствует ряд допуслуг (напр., стирка белья гостей, не говоря уже о WiFi и прочих излишествах, вроде халатов, тапочек и фена). До подъёмника далековато (пансион расположен по другую сторону ж/д от подъёмников, недалеко от церкви), хотя пансион и рекламируется как расположенный «в пределах досягаемости»... Москальское восприятие поразил голубоватый оттенок водопроводной воды, каковую воду можно пить прямо из крана без особого ущерба для здоровья, подорванного нарзанами (в отсутствие боржомов). Парковка для гостей бесплатная, есть лыжехранилище, кабельное ТВ, балкон в каждом номере. Завтрак очень неплох, уборка номеров каждый день, очень тихо – что и требовалось получить.
Есть гостиницы прямо на склоне (****), но это для отшельников и фанатов круглосуточного катания.
Прокат www.skirent-michael.at не запомнился ничем особенным. Недёшево – прокат двух комплектов (лыжи, ботинки, палки) – €279, с учетом 10% скидки как клиентам фрау Алисы. Упорные попытки всучить откровенное, сильно поюзанное, барахло, терпеливо и вежливо нами отклонённые, закончились выдачей (нехотя) более–менее сносных ботинок. (Я бы не особо заострялся на этой теме, если бы не видел, как говорящим по-немецки пожилым фрау на первую же примерку сломя голову несли новые - из коробки – ботинки последней модели, по несколько пар на выбор). Лыжи, не вполне подошедшие с первого захода (бывает), были молниеносно заменены на другую модель. (NB: Меня всегда интересовал вопрос: куда в конце сезона деваются бесчисленные комплекты арендных лыж, ботинок и палок, отслуживших свой срок? Сдаются японцам в качестве вторсырья? Принимают бесславную кончину в качестве наполнительного материала для гатей в бескрайних болотах австрийских Альп? Или в принудительном порядке продаются по цене новых нашим бывшим восточноевропейским братьям по соцлагерю, в качестве «нагрузки» к членству в ЕС?)
Утеря палки закономерно обернулась штрафом в 15 евро. Есть лыжехранилище – совсем необязательно переть «дрова» каждый день до гостиницы и обратно.От подъёмника, правда, данный прокат расположен далековато – метров 300-400. С этой точки зрения лучше всего InterSport, расположенный прямо на станции подъёмника Hohnbahn - ближе некуда.
Город очень традициональный, но в облачную погоду показался мрачноват, зато сразу начинает «играть» на солнышке. Очень опрятный, много заведений Apres Ski, в которых послушно (как все - отдых же, ёпрст!) бухают «с устатку», не вылезши из ботинок и комбезов, наши особо нетерпеливые братие и сестрие; полно и просто цивилизованных кафешек-ресторанчиков-забегаловок. Магазины, в основном, бутикового типа, но если попасть на распродажи, то можно неплохо отовариться (автором этих строк в порыве мещанских страстишек были куплены штаны Atomic с подтяжками, «форточками» и карманáми всего за каких-то жалких €150, супротив первоначальных €265).
Неприятно поразила крайне, тысызыть, избирательная политика местных банков в отношении обмена валюты (а менять пришлось значительные суммы, чтобы расплатиться за гостиницу): в Junge Bank не обменивают 100-долларовые купюры (якобы отсутствует машинка для их проверки – чушь, просто боятся подделок), в Volksbank отказываются менять более 200 долларов «в одни руки». При этом вежливая просьба показать нормативные документы или по крайней мере предоставить возможность обсудить эти вопросы с менеджментом в обоих случаях была встречена не менее вежливым, но твёрдым отказом. «Полноте, да банк ли это!» - хотелось вскричать мне в отчаяньи... Эх, старушка Европа! Видать, кризиса мало (или этого кризиса пока – мало), чтобы преодолеть осложнения социалистической болезни левизны 70-х – 80-х! Выручил родной Raffeisen – там меняй хоть мильён, даже паспорт не всегда смотрят... Банки себя не жалеют – работают с 10-00 до 12-00 (12-30) и с 14-00 (14-30) до 16-00. Итого – рекордные 4 часа в день!!! А чё тогда удивляться, шо европейская экономика уже чуть не десятилетие благолепно пребывает в состоянии устойчивой стагнации...
Из ресторанов в городе можно рекомендовать Zinnkrug, держат то ли чехи, то ли словаки – быстро, вкусно, доступно; правда, зело накурено.
Из развлечений – музеи (один в городе, второй на склоне, верхняя очередь подъёмника Hohnbahn). Есть бассейн AquArena: две горки, два бассейна, толпы веснушчатых англичан с детьми-подростками в бракетах. Стоимость захода - €8.50 с человека без ограничения времени, прокат полотенца - €5 с залогом в €10. Работает кафе, куда можно прямо в купальных костюмах (интересно, где при таком раскладе хранить кошелек?) Не верьте рекламе, гласящей, что наличие скипасса обеспечивает скидку до 50% - это работает только при предъявлении «малого» скипасса (только на трассы самого Kitzbuhel); «максимальный» скипасс на все склоны курорта такой скидки не обеспечивает.
[page]Вкатывание проходило в условиях, максимально приближенных к никаким. Туман, снег, парализованные ратраки по периферии склонов, полное отсутствие сколь-нибудь цивилизованного покрытия. Синие трассы превратились в красные, красные – в чёрные, а чёрные – в полный абзац.
Передвигаться иногда приходилось буквально наощупь: трасса возникала перед носками лыж и тут же пропадала снова. Сам процесс напоминал торжественную церемонию братания генно-модифицированных коров в последней стадии алкогольного опьянения на Большой Ледовой арене Дворца Спорта в Лужниках. (А где-то в Австралии горит саванна...)
Катание больше всего, есссно, понравилось в самом Kitzbuhel. Хрестоматийная эталонность курорта, обеспеченная более чем столетней историей катания (в 2002 году справляли 100-летие местного горнолыжного клуба), гарантирует максимум удовольствия при минимуме затраченных усилий. Очередей на подъёмники почти не было (опять же – кризис?). Много германоговорящих (или, простите, как правильно? немоговорящих?) бабушек (глазки в кучку, ротик в гузку), громко и чётко комментирующих вслух буквально всё вокруг: от того, что все кругом только и говорят на Englische, до молнии на Rucksack Вашего покорного слуги. (Сразу вспоминается песня Ю. Визбора «Берлинское кафе»: «<…>И сказали старухи: "Надо было раньше добить англичан"... <…>»)))
Трассы ратрачатся исправно, каждую ночь. Равномерно разбросанные по склонам ресторанчики обеспечивают подзарядку батарей практически везде и всюду.
Некоторые трассы отратрачены только слева; справа же оставлен «пухляк», для любителей. Преобладают лыжники, что подтверждается низким рейтингом курорта для сноубординга. (Было откровенно жалко смотреть на бедолаг с «самокатами», вынужденных топать иногда до полукилометра [напр., на 26-й синей] до нормального склона).
[page]
Уровень сложности трасс практически всегда соответствует цветовой маркировке. Правда, есть несколько исключений: 22-я красная в первой трети откровенно «отдает синевой», а некоторые участки синих трасс (29, 25, 30) больше напоминают красные. Маркировка аккуратная и в целом зрительно воспринимается адекватно; единственное место, где постоянно путался – это перекрестье синих трасс 16, 18 и красной 24 юго-восточнее Ehrenbach-hohe в районе «úглу»-парка: при неоднократных попытках проскочить по 16-й до 26-й и далее вниз постоянно скатывался к основанию подъёмников С4 и Е3. Приходилось покорно садиться на Е3 и тащиться до 26-й синей «инвалидом». Оказалось, на 16-й синей сразу после забегаловки №14 надо забирать влево и потом правее вдоль склона.
Лично мне больше всего подходила 25-я синяя трасса: всегда отратраченая, широкая, как круп цирковой кобылы, но при этом довольно скоростная, без длинных переходных «тягунов» по траверсам. Довольно приятственными являются красные, но без сюрпризов, вставки 25а в верхней половине трассы, рекомендую. Узкий (примерно 2.5 м в ширину) проезд между хатами примерно в середине трассы заставляет сбросить скорость, особенно если впереди развернулся поперёк чайник на «самокате».
Очень приколола 27-я синяя: начинается с 16а чёрной (т.е. не кажный отважится) и более нигде не пересекается ни с какой другой трассой до самого низа подъёмника Pengelstein (в просторечии – Пингвин Штейн). В самом верху – идеально ухоженная, примерно в полпервого дня мой след был третьим. С середины начинается лёд, кое-где продранный до глины (это при переизбытке снега-то!). Дальше – вообще кошмар. В конце она совсем теряется, и по причине отсутствия внятных указателей я выкатился на синюю 31а, по которой и добрался вполне благополучно до подъёмника. «Папа, а что это было?»
Попытка в погоне за пейзажами перебраться на другой склон долины в Jochberg на фуникулёре 3S (D9) обернулась блужданием ёжика в тумане: на знаменитой канатке видимость была никакая, и самым захватывающим зрелищем, таким образом, становился силуэт выплывающей навстречу гондолы. Склонов в Jochberg ровно 3 штуки, красный уровень поддерживается за счёт неухоженности склона (сюда, по-видимому, давно не ступала гусеница ратрака).
[page]
Попытка сменить кармические предназначения путем высадки на другой склон Pass Thurn обернулась разочарованием. Грязненький и при этом насквозь прокуренный (!!!) Skibus (стеклянная пепельница у водителя-чеха демонстративно расположена прямо на панели приборов) доставит Вас в этот райский уголок с автостанции Kitzbuhel за 36 минут. В самом Pass Thurn Вас радостно встретят древние 2-кресельные подъёмники, неряшливо отратраченные склоны, коротенькие трасски... Прикол этого места раскрылся неожиданно: во время подъема на креселке заметил большое количество одиночных следов по целине... и все понял: малое количество растительности (кусты-деревья практически отсутствуют) и предсказуемость рельефа (минимум оврагов и скалистых участков), а также очевидная толерантность (a.k.a. пофигизм) персонала привлекает любителей Freeride, а «частокол» подъёмников гарантирует возможность подняться практически из любой точки, куда бы ни вынесла нелёгкая...
Я сам хоть и не любитель подобного рода катания (предпочитаю широкие отратраченные склоны, где можно разогнаться – на пятки садиться не люблю, да и не умею толком), но поклонников целины понимаю и рекомендую Pass Thurn для этого развлечения.
Цены подтверждают славу курорта для «не очень бедных» (не зря здесь так плотно окопался старик Батурин со чады и домочадцы). Skipass на 6 дней – 209 евро!!! SkiSchulle - €179 на те же 6 дней. Ужин в городе на двоих без спиртного– от 30 до 45 евро. Приятно порадовал ресторанчик под названием Staudachstub’n на 25-й синей трассе (№31 на путеводителе): стакан неизменного Almdudler + капучино + пара длинных венских (их тут называют «зальцбургскими») сосисок с картошкой фри и кетчупом практически даром - всего за €10.50! Единственное, чего я откровенно не понял – это ценовые политики в забегаловках Pass Thurn: в заведении с гордым названием Sonnalm (№4 на путеводителе) стакан Almdudler за €4.40 при крайне ненавязчивом сервисе – это перебор!
Резюме: В целом курорт оправдывает свою репутацию одного из самых престижных (и заодно самых дорогих) мест для катания в Австрии. Есть выбор мест для проживания как молодёжных компаний, так и семейных пар, в т.ч. и с детьми. Ухоженность склонов в самом Kitzbuhel оправдывает высокую стоимость Skipass’а, а наличие разнообразных трасс и мест для внетрассового катания привлечет самых взыскательных любителей горнолыжного спорта, гыы.
Даты поездки: 07–14 февраля 2009 г.
Автор: Veniamin Kopchik
Другие статьи автора на сайте:
Бад Хофгаштейн, январь 2008 г.
Mt Whistler – BlackComb, февраль 2006 г.