Китцбюэльские лыжи, или Второе рождение легенды
В австрийском Китцбюэле, проходя мимо витрин магазинов спортивного снаряжения, можно увидеть лыжи, на которых нет логотипа известных мировых брендов, зато есть надпись Kitzbueheler Ski. Можно подумать, что, следуя последним веяниям моды, богатый курорт позволил себе заказать лыжи у одного из производителей и выставить их под своей маркой – дословно, Лыжи из Китцбюэля. Однако, это не совсем так, поскольку в Китцбюэле действительно существовало и существует семейное предприятие, которое производит горные лыжи. История лыжной фирмы семьи Шлехтер насчитывает уже более 100 лет…
В 1861 году Иоганн Георг Шлехтер открыл в Китцбюэле мастерскую по ремонту телег. Через 60 лет, в 1921 году на семейном предприятии Шлехтеров были выпущены первые лыжи с козленком – за основу был взят логотип города, придуманный художником Альфонсом Вальде. В 1933 году Лео Гасперль и Фриц Хубер на лыжах из Китцбюэля разогнались до скорости 135 км/ч – продукция Kitzbueheler Ski получила известность за пределами Австрии.
В 1961 году руководство компанией перешло к Хансйоргу Шлехтеру – после того, как в возрасте 42 лет его отец погиб при восхождении на Малый Реттенбах. Для лыж из Китцбюэля наступили тяжелые времена – у компании не хватало средств на индустриализацию производства, конкурировать с грандами мирового лыжестроения они были не в состоянии, и в результате с начала 1970-х годах деятельность фирмы сосредоточилась на продаже, прокате и сервисе мировых горнолыжных брендов.
«Но в душе я всегда оставался лыжным мастером», - говорит Хансйорг, которому сейчас уже 76 лет. В подвале его дома до сих пор висит на стене рекламный плакат тех, самых первых, Китцбюэльских лыж. Шлехтер с удовольствием вспоминает старые времена, когда он сам был маленьким мальчиком, а у взрослых на все было гораздо больше времени – и на праздники, и на катание с гор на лыжах. Времена, когда одна канатная дорога могла поднять за один час не 1000 туристов, а только 30 – зато это были настоящие энтузиасты гор и лыжного спорта.
В течение нескольких последних лет Хансйорг и его дочь Катрин пытались возродить бренд Kitzbueheler Ski. Вначале в их магазине появились куртки, шапки и другие товары со знаменитым логотипом. Однако мечтой семьи Шлехтер всегда оставались лыжи. И вот в прошлом году произошло второе рождение легенды – в магазине появились лыжи с надписью Kitzbueheler Ski. Конечно, речь не идет о собственном производстве – это попросту нерентабельно. За основу были взяты модели Blizzard и Atomic, соответствующие самым строгим требованиям. «Для начала мы решили остановиться на моделях allround – для людей, которые просто с удовольствием катаются на лыжах», говорит Хансйорг. Первой появилась модель лаконичного дизайна: черный кэп с серебристой надписью Kitzbueheler Ski и эмблемой – китцбюэльским козленком. Две другие модели появятся к следующему сезону и будут иметь вполне эксклюзивный вид – верхнюю поверхность одной модели украсит ретро-изображение по мотивам одной из знаменитых картин Альфонса Вальде, другую – реальное фото отца Хансйорга, сделанное в Санкт-Антоне во время Кандагарских гонок 1934 года. Но это только внешняя сторона дела – что касается «начинки», то это будет продукт самых высоких технологий, с цепкой хваткой кантов, стабильностью в дуге и хорошей торсионной жесткостью.
Такое слияние традиций и инноваций в новом продукте Kitzbueheler Ski является примером фирменной философии Шлехтеров, особенно для Катрин. Это не удивительно, ведь она выросла на рассказах своего отца о китцбюэльской «чудо-команде» 1960-х и историях о горнолыжном спорте. «Очень важно взять из прошлого все хорошее, но былые времена не стоит идеализировать, так не годится», - считает она. Катрин делает ставку на будущее – как ее родители, как родители родителей. Без этого невозможно вести бизнес. «Мы как-то раз пытались посчитать, сколько в Китцбюэле осталось предпринимателей – коренных жителей города. Оказалось, совсем немного», - говорит Хансйорг.
Конечно, страх перед будущим хорошо знаком и Катрин. Но, «если все время думать о плохом, то будешь тормозить сам себя». Каждый новый день должен приносить радость. Для нее выход новой коллекции лыж, лыжной одежды, аксессуаров – это не только бизнес, это жизнь. Ей нравится уже сегодня закладывать новые традиции своей фирмы, в которых, тем не менее, можно проследить ностальгию по старым временам.
Что касается Хансйорга, то с фамильным лыжным брендом у него связано много личных воспоминаний. Однако два случая он помнит особенно хорошо. Как-то раз, уже поздней весной, он на лыжах поднялся на Китцбюэлер Хорн. На солнце было очень жарко, и из-за теплового эффекта верхняя металлическая поверхность лыжи неожиданно отошла на 20 см. Шлехтер удивился, однако при спуске лыжа остыла и снова «съёжилась». Когда Шлехтер добрался до альпенхауса на Хорне, лыжа окончательно развалилась. «Я был не силен в физике», - смеется Ханс-Йорг. Конечно, сегодня информации о свойствах различных материалов гораздо больше. «В свое время я сделал 1000 ошибок, но в результате смог использовать накопленный опыт». В итоге Шлехтер зарегистрировал несколько патентов на изобретения, а Китцбюэльские лыжи какое-то время стали примером инновационных технологий для производителей горных лыж во всем мире.
В 1968 году Ханс-Йорг Шлехтер вместе с друзьями отправился на лыжах во Францию. Поход длился 7 дней, каждый из участников нес на себе 27-29 кг груза, длина лыж была 210 см, на них стояли обычные крепления с фиксированной пяткой. Сейчас лыжи для ски-туринга стали короче и намного легче, появились специальные крепления, одежда из специальных материалов – одолеть подобный маршрут стало гораздо проще. Но осталась ли прежней острота ощущений, гордость от совершенного подвига, радость от общения с единомышленниками и восторг от полета по снежному склону? Наверное, да, ведь именно за такими эмоциями люди и ходят в горы.
По материалам статьи Doris Martinz, издание Bahnorama
Источник: SKI.RU
Симпатичные лыжки))