В наше время существует сложная и запутанная схема определения категории сложности фрирайдовых маршрутов. Почему?
В основу используемой в России схемы положена альпийская версия категорийности, разрабатываемая с 70-х годов прошлого столетия. Я считаю, что она мало полезна обычному фрирайдеру-любителю.
Первая причина – слишком много факторов, влияющих на сложность маршрутов. В течении сезона одна и та же линия может иметь разную категорию, в зависимости от состояния и количества снега, а также изменений рельефа, вызванными лавинами, ветровым переносом и тд.
Вторая причина – это классификация для ски-альпинизма, учитывающая не только спуски, но и подъемы. В ски-альпинизме сейчас ударение на второе слово – спуск там вторичен. В итоге, между ски-альпинизмом и фрирайдом столько же общего, сколько между бобслеем и катанием на санках в овраге. То есть – эта система пригодна исключительно для профессионалов – спортсменов, экспедиционщиков или гидов по фрирайду.
Сама по себе идея загнать понятие freeride (ключевой корень – «свобода») в классификатор и «разложить по полочкам» мне кажется порочной и противоречащей здравому смыслу.
Как это работает?
Примерно так :-)Серьезно интересующихся этой темой за детальным разъяснением отсылаю к профессиональной статье Алекса Кузмицского – российского гуру фрирайда.
Схема выглядит простой:
Но 99% катающих фрирайд полезна только категорийность технической сложности спуска:
И то с большими оговорками:
- если достаточно простой пологий спуск начинается 1 категории дропом в 5 – 7 м, явно не для начинающих фрирайдеров, то насколько корректно его таковым считать?
- лавинная опасность – фактор нестабильный, и то, что вчера было безопасным выкатом, сегодня может оказаться под ударом лавины, очаг которой находится далеко от места катания, и т.д...
Сложность 3 категории – это предел для любителя. Именно с этого уровня требуется техничное катание, прыжки, навыки альпинизма, большой накат в разных условиях. То есть у катальщика знания должны трансформироваться в безусловные рефлексы.
Такое бывает – в определенной ситуации начинаешь чувствовать дискомфорт и тревожность, обусловленную внешними факторами, которые мозг проанализировал на подсознательном уровне, и этот сигнал – посыл для дальнейшей детальной оценки ситуации и корректировки линии спуска.
Более сложные категории требуют профессионализма – регулярных тренировок, постоянного шлифования навыков, глубокого изучения темы.
Мне самому пришлось столкнуться с тем, что без минимальных навыков альпинизма невозможно катать безопасный фрирайд даже в пределах курорта, с канаток.
Насколько актуально это для фрирайдеров, которые приезжают в горы за кайфом и драйвом и ненадолго? Ответ очевиден – наличие хорошего гида позволяет большинству катальщиков не заморачиваться занятиями по альпинизму, доскональному знанию особенностей лавинообразования и тонкостями выбора интересной, но безопасной линии спуска. Тем более, что катание с дополнительным весом (веревкой, обвязкой и альпжелезом) большинству «не в кассу».
Но, что безусловно стоит постоянно совершенствовать, так это технику катания и элементы преодолевания сложностей: соскальзывание, короткие повороты, дроппинг. Это дает повышение сложности (та же категорийность) проезжаемых линий и количество полученного драйва.
В какой-то момент происходит чудо и (к примеру) проезд «этих долбанных кулуаров» приносит тебе не мучения, но кайф и адреналин.
В итоге получается, что категория сложности спуска – это категория твоего уровня катания. А специфические знания и умения оставим специально обученным людям – гидам по фрирайду.
Все фото сделаны автором.
имхо
Осмелюсь добавыить самый главный раздел - состояние склонов(снега) и погоду.
Эти два фактора, могут легко превратить самый сложный маршрут в простой и наоборот.