+6

Классификация сложности фрирайд-маршрутов – впрячь не можно коня и трепетную лань

kuba Лента автора 7 Ноября 2017 (13:08) Просмотров: 2693 25

В наше время существует сложная и запутанная схема определения категории сложности фрирайдовых маршрутов. Почему?
 

В основу используемой в России схемы положена альпийская версия категорийности, разрабатываемая с 70-х годов прошлого столетия. Я считаю, что она мало полезна обычному фрирайдеру-любителю.

Первая причина – слишком много факторов, влияющих на сложность маршрутов. В течении сезона одна и та же линия может иметь разную категорию, в зависимости от состояния и количества снега, а также изменений рельефа, вызванными лавинами, ветровым переносом и тд.

Вторая причина – это классификация для ски-альпинизма, учитывающая не только спуски, но и подъемы. В ски-альпинизме сейчас ударение на второе слово – спуск там вторичен. В итоге, между ски-альпинизмом и фрирайдом столько же общего, сколько между бобслеем и катанием на санках в овраге. То есть – эта система пригодна исключительно для профессионалов – спортсменов, экспедиционщиков или гидов по фрирайду.

Сама по себе идея загнать понятие freeride (ключевой корень – «свобода») в классификатор и «разложить по полочкам» мне кажется порочной и противоречащей здравому смыслу.

Иногда хочется больше свежатинки. Портильо, Чили
Там же

Как это работает?

Примерно так :-)

Серьезно интересующихся этой темой за детальным разъяснением отсылаю к профессиональной статье Алекса Кузмицского – российского гуру фрирайда.

Схема выглядит простой:
Но 99% катающих фрирайд полезна только категорийность технической сложности спуска:


И то с большими оговорками:
- если достаточно простой пологий спуск начинается 1 категории дропом в 5 – 7 м, явно не для начинающих фрирайдеров, то насколько корректно его таковым считать?
- лавинная опасность – фактор нестабильный, и то, что вчера было безопасным выкатом, сегодня может оказаться под ударом лавины, очаг которой находится далеко от места катания, и т.д...
Сложность 3 категории – это предел для любителя. Именно с этого уровня требуется техничное катание, прыжки, навыки альпинизма, большой накат в разных условиях. То есть у катальщика знания должны трансформироваться в безусловные рефлексы.

Картина маслом. Киргизия
Ледник Мюллера, Mont Cook, Новая Зеландия
Такое бывает – в определенной ситуации начинаешь чувствовать дискомфорт и тревожность, обусловленную внешними факторами, которые мозг проанализировал на подсознательном уровне, и этот сигнал – посыл для дальнейшей детальной оценки ситуации и корректировки линии спуска.

Более сложные категории требуют профессионализма – регулярных тренировок, постоянного шлифования навыков, глубокого изучения темы.

Мне самому пришлось столкнуться с тем, что без минимальных навыков альпинизма невозможно катать безопасный фрирайд даже в пределах курорта, с канаток.

В «одну харю». Гладенькая
Насколько актуально это для фрирайдеров, которые приезжают в горы за кайфом и драйвом и ненадолго? Ответ очевиден – наличие хорошего гида позволяет большинству катальщиков не заморачиваться занятиями по альпинизму, доскональному знанию особенностей лавинообразования и тонкостями выбора интересной, но безопасной линии спуска. Тем более, что катание с дополнительным весом (веревкой, обвязкой и альпжелезом) большинству «не в кассу».

Но, что безусловно стоит постоянно совершенствовать, так это технику катания и элементы преодолевания сложностей: соскальзывание, короткие повороты, дроппинг. Это дает повышение сложности (та же категорийность) проезжаемых линий и количество полученного драйва.

Там будет кайф, говорили они… Сахалин
В какой-то момент происходит чудо и (к примеру) проезд «этих долбанных кулуаров» приносит тебе не мучения, но кайф и адреналин.

В итоге получается, что категория сложности спуска – это категория твоего уровня катания. А специфические знания и умения оставим специально обученным людям – гидам по фрирайду.

Так мы добываем адреналин. ГК Роза Хутор.
Все фото сделаны автором.
+6
+1  
irbes    7 Ноября 2017 (13:35)   #
Классно классифицировал Фрирайд, молодец!
имхо
Осмелюсь добавыить самый главный раздел - состояние склонов(снега) и погоду.
Эти два фактора, могут легко превратить самый сложный маршрут в простой и наоборот.
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    7 Ноября 2017 (21:47)   #
увидемся в КП? пора... готов кров и стол
0  
Korr    7 Ноября 2017 (14:47)   #
Поправь фамилию Алекса, он КузьмиЦкий
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    7 Ноября 2017 (21:46)   #
сорри
  • 8
  • 3
  • 1
+4  
rossfree    7 Ноября 2017 (21:44)   #
По-моему, эта классификация неудобна для описания маршрута и его прочтения. Слишком много цифр, нужно помнить легенду. Главный смысл такой классификации - это очевидная возможность померятся в цифрах. Но если такое соревнование по трудности понятно в болдеринге, то во фрирайде оно слишком условно. Там, где для одних возможны лишь повороты прыжком и боковое соскальзывание, для парней из фильма La Liste - красивое катание. Еще один момент - надуманные усложнения, нелогичность линии спуска для увеличения общей трудности - там, где можно флюентно съехать, ради цифр начнутся линии над сбросами с верёвкой. И в итоге мы как альпинизме придём к спорам за чистоту стиля))
Я за человеческое описание маршрута, где доступно описывается его характер и возможные опасности.
-1  
trixs    8 Ноября 2017 (11:59)   #
Мне кажется одно другое не заменяет. Готовясь в новый район, в идеале мне было бы удобно выбрать набор маршрутов, подходящей "категорийности", и для этого указанная классификаций подходит, а потом уже читать детальное описание в рамках окончательного выбора маршуртов и их проработки.
0  
freeski    8 Ноября 2017 (18:46)   #
Совершено верно...загонять фрирайд в рамки , там так все условно.... 100% поддержка, изложили лучше чем я пытаюсь
  • 1
+1  
Мидвед    7 Ноября 2017 (22:22)   #
Я так понимаю, что следующий пост будет - что такое трасса, бугель и что делать в гондо...е )))))))
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    8 Ноября 2017 (08:25)   #
сам напишешь или опять мне?
  • 1
0  
Мидвед    8 Ноября 2017 (08:46)   #
Догадайся ))
+1  
Hock    7 Ноября 2017 (22:50)   #

категория сложности бугеля?))

+1  
Chazm    7 Ноября 2017 (23:07)   #

категория сложности бугеля?))

Отличная идея кстати!

  • 14
  • 4
  • 3
+1  
Smith    8 Ноября 2017 (09:01)   #
Вот есть такая схема. Кто-нить разрисуйте марщруты по предложенному рейтингу?

 
0  
freeski    8 Ноября 2017 (15:10)   #
Точно, пусть КузмиЦкий раставит свои бредовые радужно1буквенный индексы. Полеый бред! Куба не зачет. Это статья не понимаю о чем....Исть только одна аксиома,, маршрут должен быть таким , кот осилит самый слабый учасьник группы, а дальше проыессионализм гида , выбрать ту трактории что бы былоткомфортно и интересно вмем усастникам группы...при тех снежнызх и погодных условиях сведя риски к минимальному. 
P.S. с чего это КузмиЦкий гуру фрирайда!? Может он конечно спец, особенно в ски-туре, но фрирайд понятие более широкое, он не входит в моем ретинге в ТОП -10 тосно... Куба давай проведем опос в фб и тут , пусть люди выберут топ 10 и сочтавим рейтиг гидов-аля1форбс
+1  
marien    8 Ноября 2017 (09:42)   #
 Подозреваю, эту классификацию канадцы придумали. А  этот гид только статью перевел.
 
0  
trixs    8 Ноября 2017 (11:47)   #
А не надо подозревать, достаточно прочитать первоисточник у Кузмицкого. Шкала европейскай, "подсмотрели", в хорошем смысле слова, у Рейджа. Для Казахстана оказалось очень удобно, т.к. потенциал огромен, линий много, многие катаются единичными проездами и ориентироваться в этом многообразии как-то надо. По теме, выбор категории сложности спуска - это правильная оценка твоих технических, физических и психологических кондиций на данный момент времени, а не уровень твоего катания в целом. Особенно справедливо для тех кто катается, когда есть возожность и не имеет спортивного бэкграунда, как я, а не постоянно. Касательно легенды выше, можно иметь наклейку, и помнить легенду становится не обязательным. Основной вопрос этой категорийности, на мой взгляд, что она не отражает изменение сложности от изменений условий, например снежных.
0  
marien    8 Ноября 2017 (12:43)   #
Так и пишите тогда "наш гид перевел такую то иностранную шкалу на свой язык. И вот что вышло."    Тут получается швейцарская для казахстана подошла? 
0  
freeski    8 Ноября 2017 (15:13)   #
Пункт 5.
Покажите мне эти сколоны, покажите мне гида кот катается на 55гр, покажите мне людей которые написали завещяние решишись на этот спуск!
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    8 Ноября 2017 (16:50)   #
славик, я написал завещание на твое имя laugh
0  
Nxxx    8 Ноября 2017 (16:47)   #

Точно, пусть КузмиЦкий раставит свои бредовые радужно1буквенный индексы. Полеый бред! Куба не зачет. Это статья не понимаю о чем....Исть только одна аксиома,, маршрут должен быть таким , кот осилит самый слабый учасьник группы, а дальше проыессионализм гида , выбрать ту трактории что бы былоткомфортно и интересно вмем усастникам группы...при тех снежнызх и погодных условиях сведя риски к минимальному.
P.S. с чего это КузмиЦкий гуру фрирайда!? Может он конечно спец, особенно в ски-туре, но фрирайд понятие более широкое, он не входит в моем ретинге в ТОП -10 тосно... Куба давай проведем опос в фб и тут , пусть люди выберут топ 10 и сочтавим рейтиг гидов-аля1форбс


А давай прямо тут рейтинг. Интересно прямо..
0  
freeski    8 Ноября 2017 (18:24)   #
1.Анисимов
2.Веселовский
3. Поляков
4.Паль
5.Ануфриков
6.Маврин
7. Фурсов
8.Захаркин
9. Краснов 
10. Мороз
11.Балу
это так навскидку 
  • 1
  • 1
+1  
selfit57    8 Ноября 2017 (18:09)   #
Чем и хорош карвинг что никаких групп и группенфюреров.Максимум вдвоём всегда можно гнать на пределе возможного.
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    8 Ноября 2017 (18:49)   #
этим и плох laugh
во фрирайде нет предела
  • 1
  • 1
0  
selfit57    8 Ноября 2017 (18:54)   #

этим и плох teeth_smile.png
во фрирайде нет предела

Группа для лучших всегда будет обузой скорости слабейшего.
  • 1
  • 1
  • 1
+3  
Kir A    8 Ноября 2017 (20:18)   #

Могу предложить прогрессивный способ- рэп баттл, тем более вы там все в поляне, пусть куба устроит движуху smile.png

а если серьёзно - фу, плохая идея,с рейтингами, тем более на общественных ресурсах. всем в итоге будет хуже- и гидам и их клиентам. Критерии очень условные, как и места работы и специфика... Да в общем пусть каждый выбирает по себе- где , как и с кем кататься, кого предпочесть и с кем может просто элементарно комфортнее общаться. Так что может завяжем с рейтингами пока это все не растеклось и не переросло в взаимные обиды?