-Слава, ранее ты рассказал о своих поездках в Альпы и Пиренеи. Регионы, конечно, замечательные, но в настоящее время по ряду причин не очень доступные для большинства катальщиков. А есть ли фрирайд с подъемников у наших соседей – бывших коллег по строительству светлого будущего?
-Есть у меня и таких историй. Несколько раз съездив в Альпы, я пришел к мысли, что все курорты довольно однотипны: похожий снег, одинаковые рельеф и пейзажи, развитая инфраструктура, но стертая национальная идентичность. Кто-то может со мной не согласиться, его право, но мне захотелось экзотики. Еще в детстве я слышал от родителей про Среднюю Азию и горы Тянь-Шаня. Мой отец работал там при Ташкентском университете - изучал ледники, лавины и сели. Поэтому мой выбор пал в первую очередь на Узбекистан. Было это около 10-12 лет назад, и в Узбекистане ещё тогда не был построен современный курорт Амирсой. В наследство от СССР оставались два небольших ГЛК, где стояли старые креселки и бугеля, неподалеку друг от друга -Чимган и Бельдерсай.
Перед выездом я собрал максимум информации от тех, кто там уже был и через Эльбрусского лавинщика Игоря Комарова вышел на местных ребят. Альберт Попов, Григорий Тербисовский и Олег Черногорский оказались суперпрофессионалами, знатоками региона с огромным многолетним опытом, всем уже далеко за полтинник. Встретили они меня с таким душевным приёмом, что было очень приятно. Снег на Тянь-Шане особенный, он очень пушистый и лёгкий, но весьма нестабильный. Ребята рассказали, где чего опасаться и как можно с минимальным риском покатать вне трасс.
Я приехал с группой на Новогодние праздники - снега было немного, он был переморожен и на крутых участках сходил на раз. Большинство спусков заканчивались узкими кулуарами, поэтому все заходы приходилось разгружать, подрезая мягкие доски. Конечно, в то время горнолыжной инфраструктуры здесь почти никакой не было, на Бельдерсае одна 2-хместная креселка и бугель и никаких там ресторанов с отелями на горе. На Чимгане то же самое кроме парочки кафе под горой. Зато местный колорит присутствовал в изобилии: деньги пачками при обмене из-за большой инфляции, в горах основной надёжный транспорт наши старые Лады-Нивы, а главное радушие местных жителей: узбеков и таджиков - чувствуешь себя «дорогим гостем».
Что касается услуг гидов и инструкторов, этого я не встретил, так что собираясь туда вы должны рассчитывать только на себя и свой опыт-знания. Кому интересно поделюсь контактами аксакалов -Григорий и Альберт ещё в строю. Теперь, когда в Узбекистане появился новый курорт Амирсой, возможно, с услугами сопровождения стало проще.
Следующим моим выездом в Среднюю Азию стал киргизский Каракол, бывший Прежевальск, город на берегу Иссык-Куля. Там с инфраструктурой было намного получше. На горке три относительно современных подъемника, когда то стоявшие на одном из курортов Франции, местами остались логотипы курорта на опорах, кажется, Авориаз. Под горой отель ски ин - ски аут чуть ли не 4*, где в основном отдыхают богатые казахи, которым рукой подать до Каракола и к тому же им тут все дешевле чем на родном Чимбулаке. С верхней станции подъемника есть ратрак, который забрасывает выше по хребту. Форма горы в отличии от узбекских Чимгана и Бельдерсая более похожа на Чегет: хребет, по которому тянутся две очереди канаток, нижняя с растительностью, верхняя - большие поля, переходящие в долину кулуарами. Можно ездить во все стороны. Снег похож на узбекский, что не удивительно ибо тот же Тянь-Шань , такие же высоты.
Я опять же приезжал на Новогодние праздники, и снежная обстановка была аналогичной: все сходило от малейшего давления, благо объемы были небольшие, площадь очагов и высота отрыва тоже. Абсолютно везде, выезжая на линию трека, приходилось из начальной точки спуска провоцировать пласт, и в 90% случаев он сходил почти до грунта. В это раз меня по наводке узбекских лавинщиков консультировали местные хели-ски гиды Слава Митрошкин и Паша Воробьев.
Как оказалось, Паша много лет назад в начале нулевых был у меня в группе в Приэльбрусье и катал со мной, а, спустя десятилетия, жизненный путь привел его в горы, и он пришел к тому, чтобы связать свою профессию с горами. Было так неожиданно и приятно, когда он с шампанским встретил нашу группу в аэропорту среди ночи. Ну а гостеприимство киргизов меня удивило ещё больше, чем в Узбекистане. В такси и гостевых домах, в кафе и на склонах мы испытывали среднеазиатское радушие и обходительность. Особенно запомнился такой момент: я захотел с группой встретить Новый Год на горе. Через Пашу Воробьева удалось договориться о том, чтобы нам открыли кафе посередине горы, куда ведёт первая очередь канатки. Как я был приятно удивлен , когда нам специально включили канатку после закрытия горы, часов примерно в 8 вечера, в сопровождение дали девушку, которая заведовала баром. Мы заказали доставку свежего мяса и решили самостоятельно на мангале приготовить шашлык. Спохватившись, обнаружили, что нет шампуров. Позвонили кому-то вниз, и нам на снегоходе доставили шампуры и решетку. Встреча Нового года получилась запоминающейся. После боя курантов примерно в час ночи стали на лыжах спускать вниз, предварительно позвонив администратору канатки. Я спускался с ведром шашлыков и не допитой бутылкой шампанского. Спустившись, мы увидели, что нас встречает Дед Мороз и Снегурочка. Это были работники администрации курорта. Во Франции, к примеру, такой сценарий сложно представить.
Следующим колоритным моментом была заброска на лошадях, своеобразное хорс-бэккантри. Когда мы откатали все достижимые с канатки и ратрака линии нам предложили такое приключение. Эмиль, один из авторитетных людей района, хозяин большого гостевого дома, где жила часть группы, предложил поехать в его родовое село, где живут его родственники и содержат табун лошадей. Нам дали двух проводников-пастухов и мы стали карабкаться на ближайший склон. Лошади проваливались в снег по грудь, но упорно шли наверх. Каждый из нас себя чувствовал монголо-татарским воином, только вместо лука и колчана, за спиной на рюкзаке были лыжи. Когда крутизна склона стала непроходимой для лошадей, мы спешились, пешком преодолели предвершинный взлет и вышли на слабо наклонную полку, где снега было выше пояса. Дальше не имело смысла идти, т.к. был протяженный плоскач. Встегнувшись и выбрав траекторию, параллельную линии подъёма, понеслись на лыжах вниз (с соблюдением всех правил, конечно) и через 15 мин были у дома хозяина.
А там нас ждал потрясающий дастархан. На ковре были свежеиспеченные сладкие лепешки, чай и всякие вкусности. Вот это приём!!! Так было здорово попасть в самобытный уклад жизни киргизов: посредине жилища стояла печь, все было увешано коврами, нас окружали детишки хозяев, а вокруг нас суетились старшие дочери главы семьи. Запомнилось на всю жизнь!
Также довелось побывать в казахстанском Чимбулаке с его большими высотными значениями, частыми ветрами, уплотненным ветром снегом в виде снежных лавиноопасных досок, с ограниченным рельефом. Честно говоря, он мне показался так себе для внетрассового катания. А вот вблизи Алматы (всего примерно в часе езды) есть горнолыжка, сочетающая в себе Чегет и Газпром. Место называется Акбулак. Перепад горы в 1000м с двумя очередями канатных дорог, нижняя гондольная, верхняя кресельная, некоторые из трасс верхней части оборудованы противолавинными газексами. Вся гора лесистая в верхней части множество куларчиков среди леса.
Под канаткой идёт черная трасса, с достаточно большим уклоном, которую раскатывают в бугры, поэтому она напоминает Чегет. Нижняя часть представляет собой широкие и пологие трассы , которые идеальны для новичков и обучения. Склоны северной экспозиции защищены от ветра лесом, поэтому снег остаётся пушистым, но это не значит , что в кулуарах не образуются лавинные очаги. Снег зачастую перемороженный с подложкой из травы и земли с возможным образованием слабого слоя глубинной изморози. Структура, стабильность и скольжение похожи на каракольские и чимганские. Тянь Шань есть Тянь-Шань - схожие климатические условия, циклоны , высоты и рельефы.
Близ Алматы есть ещё две горнолыжные базы, на которые я бы обратил внимание из-за их уникальной фишки. Первый это Еликсай (он так же расположен в пригороде Алма-Аты), который отличается тем, что ты попадаешь во времена СССР: ни тебе ратраков, ни ухоженных трас, ни газексов и прочей инфраструктуры, а подъемники представляют из себя «крючки». Немногие знают, что это такое, зато хорошо помнит старшее поколение за 50+. Во времена СССР множество любительских баз при заводах и институтах, учебных заведениях , на турбазах имели такие чудо-подъемники, представлявшие из себя трос, который вращается вверху и внизу через шкив –колесо, к которому лыжник или сноубордист на излом цепляет металлический крюк с веревкой и поперечной деревяшкой. На Еликсае три таких очереди с приличным перепадом и крутизной, подняться даже мне было не просто, а уж о сноубордистах и говорить не приходится. Поэтому место немноголюдное, там как раз и самая интересная фрирайд-зона. Рельеф схож с Акбулаком – кулуары, окружённые лесом. Нужно отметить, что сам лес очень густой и мало катабельный, приходится все время выбирать траекторию по кулуару, желательно с заходом в верхнюю часть, чтобы разрушить лавинный очаг, иначе может прилететь сверху самосходом.
Другой местечковый курорт - это «Лесная Сказка». Мне посчастливилось отработать там сезон в качестве начальника службы трасс, где под моим руководством были сформированы горнолыжный патруль и спасательная служба. Место интересно тем, что при условии хорошего снега между трассами и чуть в сторону от них можно покататься среди яблоневого сада. Не зря Алма это с казахского яблоко, и сорт "Апорт" был культивирован именно в этих садах.
В общем и целом, Средняя Азия имеет весьма неплохие условия для фрирайда с подъемников (ну или с лошадей), главное при этом – соблюдать все правила лавинной безопасности, лучше если делать это в сопровождении гида-проводника.
-Спасибо за обстоятельный рассказ, будем ждать следующие истории.
То что было 10-12 лет назад можно забыть.
Так уже не будет.