Приведу некоторые мнения, высказанные на форуме любителями горных лыж :
- "Для инициализации резанного поворота не нужно ровным счетом ничего. Женщина в белых брюках едет ваще без проскальзывания, при этом не делает ничего."
- "Главное - самый первый поворот запустить, а все остальные уже сами получаются.
Самоподдерживающийся процесс."
Точно такое же мнение сложилось и у меня когда-то, после изучения ряда книжек и статей по технике горных лыж, в которых рассматривался случай резаного поворота.
В ранних работах это даже почеркивалось, что, мол, лыжам НОВОЙ геометрии усилия лыжника не нужны - их нужно только закантовать а они все за тебя сделают.
На некрутом подготовленном склоне это мое мнение подтверждалось моими личными субъективными ощущениями. Но крутой, даже и отратраченный, склон это мое мнение опровергал. Процесс поворотов на таком склоне самоподдерживаться не хотел. Нарочитое ничегонеделание приводило к разносу и плачевным результатам.
Как видно из эпиграфа, по мнению одного из ведущих горнолыжников на пространстве бывшего СССР - Ю. Данилочкина, простой постановки лыж на кант не достаточно для того, чтобы поворот стал резаным. Но ТОГДА я этого мнения не знал.
Углубленный поиск ключа к решению этой проблемы в литературе результата не дал. Рекомендации поддерживать правильную стойку, загружать в основном только внешнюю лыжу, стараться давить голенью на язык ботинка, раньше переносить вес на "новую внешнюю" лыжу и прочие рекомендации, на крутых и сложных склонах работали слабо, а точнее - никак.
В итоге длительной практической работы над своей проблемой, выполнения многочисленных упражнений я существенно улучшил свои отношения с крутыми и сложными склонами. Это произошло достаточно случайно и в пртиворечие с рекомендациями инструктора. В Зельдене я по заданию инструктора выполнял упражнение на склонах разной крутизны - езда короткими резаными поворотами с вытянутыми вперед руками. Инструктор говорил мне что не нужно "принуждать" (force) лыжу к повороту. Но на крутых склонах мне приходилось что-то с лыжами делать, чтобы это упражнение получалось. Инструктор же был озадачен тем, что на более крутых склонах я делал это упражнение гораздо лучше, чем на более пологих. При этом он моих понуканий лыж на более крутых склонах почему-то не замечал. Это дало мне некий толчок к пониманию, на уровне ощущений, пути решения проблемы. Но сейчас я понимаю, что я тогда ПОМОГАЛ лыжам войти в очередной поворот, интуитивно совершая движение о котором пойдет речь ниже. Это движение инструктор не заметил. В его понимании "принуждать лыжу в поворот" было связано с каким-то другим движением, очевидно, связанным с созданием в начале поворота "угла атаки", который и вовлекает лыжу в поворот, но именно этого я как раз и не делал.
В литературе теоретичекие моменты, связанные с инициацией поворота, излагаются крайне туманно и неубедительно. О неэффективности рекомендаций раннего переноса веса на "новую" внешнюю лыжу, поддержания правильной стойки и других я уже говорил.
Полагаю, что если бы мне тогда удалось найти в литературе теоретические объяснения того, в чем заключается корень моих неприятностей с крутыми и сложными склонами, то это позволило бы мне избавиться от этой поблемы с гораздо меньшими затратами времени и сил.
Эффект, который является причиной таких неприятностей, связан исключительно с динамическими закономерностями вращательного движения тела горнолыжника, как трехмерного объекта, относительно центра масс горнолыжника во всех фазах резанного поворота. В физике и технике давно известно, что трехмерные объекты без проблем могут свободно вращаться вокруг своих, так называемых, главных осей инерции. При этом трехмерный объект не так-то просто заставить свободно вращаться вокруг произвольной оси, проходящей через центр масс этого объекта и не совпадающей с главным осями инерции этого объекта. В последнем случае для обеспечиния вращения требуется приложение внешних сил и моментов сил. Если эти силы и моменты перестают действовать на объект, то вращение объекта резко усложняется - "старая" ось вращения сама начинает вращаться в пространстве достаточно сложным образом и общее вращение объекта становится хаотичным.
В интерненте можнот найти визуальные примеры "парадоксального" поведения вращающихся трехмерных объектов. Например "эффект Джанибекова" и "эффект теннисной ракетки".
Также всем известно, что в технике все быстрые вращения колес, валов и прочих объектов происходят относительно осей симметрии этих объектов. Если ось вращения не совпадает с осью симметрии, то быстрое вращение вокруг такой оси становится крайне затруднительным и приводит к различным проблемам вплоть до аварийной ситуации.
До настоящего времени эти динамические закономерности вращательного движения тела лыжника в повороте не получили в профильной литературе надлежащего освещения. При расмотрении движения лыжника в резанном повороте авторы использовали самые простые модели и влияния инерции вращательного движения тела лыжника относительно его ЦМ на движение лыжника в резаном повороте не учитывали. Между тем именно инерция вращательного движения тела лыжника относительно его ЦМ несет ответственность за то , что лыжи начинают "уезжать" от лыжника и лыжник оказываеися в "задней стойке" со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями.
Лыжник может инициировать первый поворот каким либо из способов, описанных в литературе, войти в этот первый поворот в идеальной стойке и сохранять эту стойку в течение всего этого первого поворота, но если лыжник не предпримет мер, чтобы погасить инерцию вращательного движения своего тела относительно его ЦМ, которую имеет тело лыжника на выходе из первого поворота, то в следующем повороте он не сможет загрузить лыжу с носка даже если его лыжи будут сохранять по отношению к его телу то правильное положение, с которым он входил в первый поворот, так как инерция "старого" вращения лыжника вокруг вертикальной оси его тела бутет стремиться оторвать нос лыжи от склона и загрузить ее пятку.
В этой ситуации для нормального входа в поворот и для поддержания надлежащей "стойки" лыжнику уже не помогут способы, описанные в литературе. Он неминуемо окажется в задней стойке, он не сможет полагаться на силы инерции движения по окружности и вынужден будет опиратся на "внутреннюю" ногу, тобы не потерять равновесие.
Хочу обратить внимание читателей на одно важное и парадоксальное обстоятельство. Указанное выше непогашенное вращение тела лыжника относительно его ЦМ, которую тело имело на выходе из предыдущего поворота, будет мешать лыжнику загрузить лыжу с носка в начале нового поворота даже при интенсивном "продвижении" лыжником своего тела "вперед и внутрь" нового поворота. При этом лыжник в самом начале новой дуги может находится во вполне "передней" стойке.
Указанная рекомендация - интенсивно "продвигать" тело "вперед и внутрь" нового поворота является в настоящий момент хрестоматийной и обязательной для техничного катания.
Но парадокс заключается в том, что, чем ближе стиль катания лыжника к спортивному, а именно, когда в начале и в конце фазы транзита лыжи достаточно сильно закантованы, тем сильнее непогашенное вращение мешает загрузить лыжу с носка и тем бесполезнее оказывается само по себе движение - "продвижение тела вперед и внутрь" нового поворота.
Проиллюстрировать это лучше на примере спортсменов-слаломистов КМ, так как для характерных для слалома КМ скоростей движения (примерно 14м/с для слалома) и углов закантовки в апексе слаломного поворота (70о), упомянутый мной эффект настолько значителен, что для его преодоления от спортсмена требуются достаточно серьезные усилия даже при движении по пологому участку склона.
Для иллюстрации воспользуемся известной кинограммой: Резаный поворот определим как поворот, в котором радиус R дуги по которому движется центр лыжи, когда она находится в контакте со склоном, однозначно связан с углом закантовки лыжи А в данный момент и радиусом Ro лыжи, указанным в каталогах, известным соотношением R=Rocos(A). Это и есть достаточно строгое определение понятия "резаный поворот". Техника резаного поворота является некой идеальной техникой трудно реализуемой на практике.
Однако, есть все основания утверждать, что спортсмены КМ владеют техникой поворота, которая в наибольшей степени приближена к указанной идеальной технике резаного поворота. Более того, на этапах КМ выигрывает тот, кто обеспечивает наибольший процент чисто резаного ведения лыж при похождении конкретной трассы.
Движение лыжника, например, в спортивном слаломе, характеризуется выраженной фазой безопорного транзита между двумя активными резаными дугами поворота, или - "полетом" лыж. Это демострируется в представленных в данной статье кинограммах проездов ведущих мировых лыжников - М.Хиршера и Л.Вонн. Представляется, что именно от динамики в этой фазе зависит предельная скорость в трассе и обеспечение резаного ведения в следующей за этой фазой активной дуге поворота.
Теоретически показано, что техника идеального резаного поворота также характеризуется выраженной фазой "полета" лыж. Теория этого вопроса достаточно строго и подробно расматривалась мной в https://www.ski.ru/az/blogs/post/pochemu-slalomist-edet-medlennee-gigantista-ili-effekt-absolyutno-uprugogo-sklona/ , а также в https://www.ski.ru/az/blogs/post/kak-davit-na-lyzhu-ili-princip-sokhraneniya-davleniya-na-sklon/. В этих статьях показано, что конкретные численные данные, взятые с сайта ФИС, например, о скорости прохождения лыжниками КМ слаломных и ГС трасс, а также практические особенности постановки трасс слалома и ГС, с очень хорошей точность предсказываются теоретически, если исходить из предположения о том, что лыжники на КМ ездят чисто резаными дугами. Это и дает основания утверждать, что лыжники КМ в своей технике практически реализуют технику, очень близкую к технике резаного поворота.
Рассмотрим ситуацию в первом - грубом приближении, как говорят физики - "на пальцах". Без формул и без ссылок на какую-либо сложную физику. Однако, некоторые численные оценки нам понадобятся.
Пусть в положении 1 лыжник изображен непосредственно перед моментом отрыва лыж от склона.
Пусть в положении 3 лыжник изображен сразу после момента "приземления".
В положении 2 лыжник находится в фазе полета и его лыжи не касаются склона.
(Прошу учесть, что кинограмма взята мной ТОЛЬКО для иллюстрации. Положения 1 и 3 на этой кинограмме несклоко не соответствуют приведенному мной описанию, так как лыжник в положении 1 изображен ДО момента отрыва лыж от склона, а лыжник в положении 3 изображен ПОСЛЕ момента приземления - его лыжи уже активно режут дугу. Вместе с тем эта кинограмма подходит для объяснения сути вопроса в первом, достаточно грубом приближении. Читатели, которым хотелось бы увидеть реальную кинограмму "полета" могут это сделать просмотрев приведенное ниже видео слаломного проезда Вонн (с 0.30 по 0.50).)
Тогда для характерных для слалома КМ скоростей движения (14 м/с) и углов закантовки в апексе слаломного поворота (70о) получаем, что тело лыжника в положении 1 вовлечено во вращение вокруг нормальной к склону оси с угловой скоростью примерно в 2 рад/с.
В положении 3 тело лыжника в также вовлечено во вращение вокруг нормальной к склону оси с угловой скоростью примерно в 2 рад/с но В ДРУГОМ НАПРАВЛЕНИИ, в чем и заключается суть проблемы. Тем, кто давно учился в школе, напомню, что угол 360о измеренный в радианах составляет 6.28... рад или 2 π рад (или 1 оборот)).
Здесь необходимо подробнее пояснить какое именно вращение я имею ввиду, говоря о вращении лыжника в положениях 1 и 3.
Рассмотрим движение человека по окружности, например когда он катается на карусели
Допустим, человек сел в кресло в положении 1 и совершил оборот до положения 2 на угол 180о в направлении, указанном стрелкой. Тогда, совершенно очевидно, что, для стороннего наблюдателя, тело этого человека, сидящего в кресле карусели, также совершило оборот на 180о вокруг вертикальной оси, проходящей, например, через центр масс сидящего челловека, причем в том же самом направлении.
То есть для стороннего наблюдателя, человек в кресле карусели "как целое" двигается по дуге окружности (1-2), а в это же время этот сторонний наблюдатель видит, что тело этого человека вращается вокруг указанной вертикальной оси. Причем эти два вращения происходят с одинаковой угловой скоростью.
Если представить, что во время движения карусели кресло с человеком по какой-либо причине, потеряет контакт с каруселью, то для стороннего наблюдателя, который смотрит на карусель сверху, человек с креслом "как целое" полетит по прямой линии, направленной по касательной к дуге окружности, по которой двигалось кресло с человеком непосредственно перед моментом потери контакта с каруселью. Этот факт всем известен со школьных времен и никаких затруднений в его восприятии не имеется.
Сложнее с восприятием другого очевидного факта, а именно того, что указанное выше вращение тела человека вокруг вертикальной оси сохранится во время всего указанного полета человека "как целого". И это вращение будет наблюдаться сторонним наблюдателем, смотрящим на карусель сверху.
Оба указанных факта являются следствием законов сохранения импульса и момента импульса.
Рассмотренное выше вращение подобно, но несколько проще того вращения, которое я имею ввиду, говоря о вращении лыжника в положении 1 и 3, так как в рассмотренном случае ось, вокруг которой происходит вращение тела человека из моего примера, практически совпадает с одной из главных осей инерции тела этого человека.
Наглядным примером того, что при движении по окружности с некоторой угловой скоростью тело "как целое" также вовлечено во вращение ровно с той же уголовой скоростью, и это вращение будет сохраняться и проявляться как вращение вокруг центра масс этого тела при переходе тела в безопорное состояние, является данное видео полета велосипедиста
В данном случае трамплин имеет форму окружности некоторого радиуса. Велосипедист (вместе с вилосипедом), проезжая по этому трамплину, двигался по дуге этой окружности. При переходе в безопорное состояние соответствующие вращения тела велосипедиста "как целого", а также его велосипеда "как целого" "сохранились" и их можно непосредственно наблюдать.
Приведу соответствующий пример из практики КМ
Еще раз повторю, что в случае модели "твердое тело" говорят об уловой скорости тела без указания конкретной точки тела, через которую проходит ось вращения. Угловая скорость твердого тела будет инвариантной относительно выбора конкретной точки, к которой отнесено вращение этого тела, причем эта точка может быть выбрана как внутри самого тела, так и за его пределами. Необходимо только, чтобы расстояния между этой внешней точкой и любыми двумя точками тела были постоянными.
Поэтому лыжник вращается вокруг центра поворота ровно с такой же угловой скоростью, с какой он вращается вокруг нормальной к склону оси, проходящей через его ЦМ. Самопроизвольному прекращению этого вращения "препятствует" закон сохранения момента импульса. Поэтому, если лыжник по какой-либо причине прекратил движение вокруг центра поворота, то далее ЦМ лыжника будет продолжать двигаться по касательной к дуге поворота, а само тело лыжника "сохранит" свое вращательное движение с той же угловой скоростью (как вектор) вокруг нормальной к склону оси, проходящей через его ЦМ, которую лыжник имел в конце дуги поворота.
В данном случае И. Костелич прекратил движение вокруг центра поворота из-за того, что "лег" на бок, однако его тело "сохранило" туже угловую скорость вращения вокруг своего ЦМ, которую имело в самом конце дуги поворота. Эта скорость примерно 6 рад/с (1 оборот в секунду) соответствует движению в ГС повороте на "30 метровых" лыжах, со скоростью примерно 20 м/с с углом закантовки около 80о .
Итак, повторю, что для характерных для слалома КМ скоростей движения (14 м/с) и углов закантовки в апексе слаломного поворота (70о) получаем, что тело лыжника в положении 1 вовлечено во вращение вокруг нормальной к склону оси с угловой скоростью примерно в 2 рад/с.
В положении 3 тело лыжника в также вовлечено во вращение вокруг нормальной к склону оси с угловой скоростью примерно в 2 рад/с но В ДРУГОМ НАПРАВЛЕНИИ, в чем и заключается суть проблемы.
Если предположить, что лыжник, двигаясь в дуге поворота, до положения 1 ничего не сделает для смены направления вращения своего тела вокруг нормальной к склону оси со "старого" ( в положении 1) на "новое" (в положении 3), то ему эта возможность больше не представится вплоть до достижения им положения 3, так как в фазе "полета" что-либо сделать лыжник не сможет. В соответствии же с законом сохранения момента импульса, тело лыжника останется вовлеченным в "старое" вращение в течение всей фазы "полета".
Это приведет к тому, что по достижении лыжником положения 3 его тело, включая лыжи повернется по отношению к таковому в положении 1 на 30-40о вокруг нормальной к склону оси в направлении "старого" вращения. То есть, лыжи окажуться поставленными почти поперек направления предполагаемого движения, что ничем хорошим для лыжника закончится не может.
Мало того, инерция "старого" вращения тела лыжника будет препятствовать загрузке лыжи "с носка", не говоря о том, что лыжа в данном случае будет в положении 3 "приземляться" на пятку. Это приведет к затянутому входу лыжи в поворот со всеми связанными с этим негативными последствиями.
Рассмотрим еще одну кинограмму Лемастера, которая великолепно иллюстрирует то, что я сказал выше
Видно, что верхняя састь тела лыжника почти не вращается относительно нормальной к склону оси. Между тем нижняя часть тела лыжника, включая лыжи в фазе поворота 1-2 интенсивно вращается относительно нормальной к склону оси против часовой стрелки (если смотреть на лыжника сверху), а в фазе поворота 4-5 нижняя часть тела лыжника, включая лыжи интенсивно вращается относительно нормальной к склону оси по часовой стрелке (если смотреть на лыжника сверху). Между положениями 3 и 4 такое изменение вращения произойти не может, так как лыжи находятся в разгруженном состоянии, а лыжник - в состоянии невесомости. Поэтому, при движении из положения 1 в положение 2 лыжник изменил направление вращение своего тела "в целом" относительно нормальной к склону оси с вращения против часовой стрелки (если смотреть на лыжника сверху), на вращение по часовой стрелке (если смотреть на лыжника сверху). Это в частности заметно по повороту линии плеч лыжника в фазе 1-2-3.
Более строгое рассмотрении вопроса, учитывающее особенности динамики движения тела лыжника в фазе "полета" требует некоторого погружения в физические закономерности общего движения твердого тела и в данной статье не приводится. Но такое более строгое рассмотрение вопроса приведет к выводу о еще более плачевных для лыжника последствиях его ничегонеделания. Приведу эти выводы.
Так, если лыжник, двигаясь в дуге поворота до положения 1 вообще ничего не сделает для смены направления вращения своего тела вокруг нормальной к склону оси со "старого" ( в положении 1) на "новое" (в положении 3), то в положении 3 лыжник окажется в положении "спиной к склону", его ноги опередят корпус, а носки его лыж будут направлены вверх, что приведет к неминуемому падению.
Подобные казусы иногда происходят на КМ и не на КМ и по этому поводу в ютюбе имеются многочисленные видео. Напимер на данном видео видно, что лыжник явно ничего не сделал, или не успел сделать для смены направления вращения своего тела вокруг нормальной к склону оси со "старого" на "новое". Возможно, что неровность на трассе "завершила" дугу поворота раньше, чем того ожидал лыжник
это тот случай, который я имел ввиду. Корпус - спиной к склону, лыжи - носками вверх, ноги - вперед по ходу и --- падение. При этом, в уровне квалификации этой лыжницы - Николь Хосп (Австрия) - нет никаких сомнений.
Николь Хосп была обладатель КМ 2007 г. Она - чемпионка мира 2007 года в гигантском слаломе и чемпионка мира 2013 и 2015 годов в командном первенстве, двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр (2006 — слалом, 2014 — суперкомбинация). За карьеру Николь одержала 12 побед на этапах Кубка мира. В 2015г. она выиграла этап КМ по слалому, опередив М. Шифрин. Это падение произошло в 2015г в Банско. (информация с сайта ФИС)
Необходимо отметить, что Хосп приземляется ПОЧТИ там где нужно - у красной вешки, ее корус ЗНАЧИТЕЛЬНО "продвинут" (заклонен) в новый поворот, как этого требуют все рекомендации, лыжу Хосп ставит на склон значительно - на 30-40о закантованной. НО ее тело ориентировано "лицом вверх" и она не может поставить на склон другую лыжу. Но что гораздо хуже - тело Хосп продолжает вращение "наружу" нового поворота, что не дает ей загрузить носок лыжи, которую она ставит на склон. Лыжа "срывается" и Хосп падает.
В точно такую же ситуацию как Хосп попал и лыжник на следующей раскадровке
Так как лыжники КМ с трассами слалома справляются, то, безусловно, они справляются с указанной проблеммой, а именно, они своевременно изменяют направления вращения своего тела вокруг нормальной к склону оси со "старого" на "новое". Это хорошо видно на slow motion ведущих мировых звезд, например так поступает Д.Куш - видно, что в начале безопорного транзита, когда лыжи Куша теряют контакт со склоном, нижняя часть тела Куша, включая его лыжи, уже вовлечена в "новое" вращение.
Это может прочуствавать каждый желающий, если испонит указанный выше поворот прыжком вокруг вертикальной оси на 180о за 1 с в полном лыжном снаряжении, включая лыжи и держа горизонтально в руках тяжелый стержень длиной около 2 м и весом около 14 кг.
Не мудрено, что существуют технические элементы существенно уменьшающие эти энергозатраты. Так лыжники используют укол палкой для остановки старого вращения, стараются чтобы верхняя часть их тела (корпус) не была вовлечена во вращение относительно нормальной к склону оси, для чего используют подвижность своего тела в области поясницы и тазобедренных суставов и стараются держать свой корпус "в долину". В дополнение они за счет бедренной ангуляции стараются держать свой корпус по направлению нормали к склону, как говорят "вертикально", то есть не "заваливать" корпус в поворот. Необходимо упоминуть про использование палок, которое существенно облегчает лыжнику задачу по смене вращения в конце активной дуги поворота.
Эти известные и широко применяемые технические приемы существенно уменьшают момент инерции тела лыжника относительно нормальной к склону оси и, соответственно, существенно снижают энергозатраты на смену в каждом повороте "старого" вращения на "новое", позволяя лыжнику эфективно производить эту смену вращений в каждом повороте и этим обеспечивать загрузку лыжи "с носка" и оптимальную стойку в начале каждой активной дуги поворота.
Важность умения топовых спортсменов использовать в своей технике некие вращения и контрвращения своего тела во время поворота была подмечена давно, но физические механизмы объясняющие и обосновывающие эту важность, а также объясняющие какие именно действия должен предпринять лыжник, чтобы добиться оптимального эффекта, не были поняты вплоть до настоящего времени.
Так Рон Лемастер в своей книге "На кантах" упоминал о неких существенных вращениях, как о необходимой составляющей техники топ лыжников, не понимаемой лыжниками-любителями. Правда упоминал он их в некотором ином смысле, отличном от того, который я рассматриваю в данной статье. Я взял иллюстрацию из указанной книги с авторским пояснеием к ней. Лемастер говорит о том, что спортсмен на фото, якобы, вращает лыжами для начала поворота при переходе из одной дуги в другую, однако это наблюдение Лемастера не совсем отражает действительность.
Замеченное Лемастером "вращение лыжами" возможно только в том случае, если все тело лыжника вовлечено во вращение вокруг нормальной к склону оси в том же направлении. Если бы это было не так, то попытка лыжника так "вращать лыжи" привела бы к эквивалентному закручиванию верхней части корпуса лыжника в противоположном направлении, так как момент инерции нижней части тела лыжника с лыжами примерно равен моменту инерции верхней части его тела.
Стабильность положения корпуса лыжника на раскадровке (положения 1 и 2) говорит о том, что его тело "в целом" вращается вокруг нормальной к склону оси, а лыжник с помощью контрвращения (гибкости своего тела в поясничной области) поддерживает ориентацию корпуса постоянной относительно поверхности склона, при этом нижняя часть тела лыжника вместе с лыжами имеет видимое для стороннего наблюдателя вращение. То есть лыжник на фото сумел активным действием в конце "старой" дуги поворота сменить "старое" вращение на "новое", при этом он удерживал свой корпус от вращения относительно нормали к склону, что существенно уменьшило энергозатраты на упомянутое активное действие.
Интересно, что "поворот лыж", который наблюдается на раскадровке Лемастера (40о), совпадает с теоретическими оценками сделанными мной выше.
Все приведенные выше рассуждения, касающиеся техники топовых спортсменов имеют к катанию любителей самое прямое отношение. Конечно, с некоторыми оговорками.
Ничегонеделание в случае любителя на пологом подготовленном склоне приводит только к хронической задней стойке, сидении на "внутренней" ноге и вялым "открытым" нерезаным поворотам. Дело в том, что в любительском катании стадия резаного ведения лыж занимает незначительный процент в процессе прохождения лыжами дуги поворота, несмотря на то, что лыжи оставляют "резаные" следы на отратраченном склоне. Дуга поворота у любителя, имеет в разы бОльший средний радиус, чем у профи, едущего на тех же лыжах. Поэтому стадия "полета" в любительском катании наблюдается редко, а инерция вращения в повороте тела лыжника-любителя не такая значительная, как у топовых спортсменов.
Указанная "смена" "старого" вращения на "новое" в конце резаной дуги поворота является необходимым условием, можно сказать - ключом, для входа в следующий резаный поворот в нейтрально-передней "стойке" при гарантированной загрузке носков лыж при входе в поворот,так как лыжа в новом повороте ставится на кант, когда она уже имеет нужную угловую скорость. Тогда ее движение по склону начнается чисто резано - без "угла атаки", лыжа при этом будет загружена с носка, а лыжник будет находиться в "передней" стойке. При этом, выход из поворота лыжник будет осуществлять на задниках своих лыж.
Достаточно наглядное физическое обоснование этого факта, не перегруженное формулами и расчетами, существует, и я его опубликую в блоге дополнительно. Это физическое обоснование следует из известного факта окотором я уже говорил, а именно, того, что твердое тело "не желает" вращаться вокруг оси, если эта ось не совпадает с одной из главных осей инерции этого тела. Повторю, что этот факт известен достаточно давно и достаточно давно учитывается в различных областях деятельности человека. Так, всем известно, что элементы механизмов, которые при работе должны быстро вращаться, вращаются вокруг оси симметрии соответствующего элемента, например, валы вращаются вокруг их продольной оси симметрии. Даже при небольшом несовпадении оси вращения с осью симметрии вала возникают биения, которые ведут к поломке механизма.
Разъяснение в самом первом приближении изображено на схеме
При постановке лыж на кант в новом повороте - в положении 1 угловая скорость ω тела лыжника и лыж относительно вертикальной главной оси инерции тела лыжника 1 имеет "старое" направление и не "согласована" с угловой скоростью Ω которую должны иметь лыжи в в дуге нового поворота в данный момент. Вследствие этого, за счет инерции этого "старого" вращения разгружается носок лыжи и загружается ее пятка, а также носок лыжи смещается с линии траектории центра лыжы наружу нового поворота. Это препятствует движению лыжи по новой дуге, так как лыжа не может "врезаться" в поверхность склона и "загребает" своим кантом. При дальнейшей инклинации ЦМ ( что влечет наклон вертикальной главной оси инерции тела лыжника из положения 1 в положение 2 на достаточно малый угол в плоскости ZoY) ситуация с загрузкой носка лыжи СРАЗУ изменится НЕ может в силу "многозвенности" человеческого тела. Возникает порочный круг, а именно, ЦМ лыжника наклоняется в новый поворот, но "поддерживающая центробежная сила" не возникает какое-то время. Лыжник вынужден страховаться от падения опираясь на внутреннюю лыжу. При этом закантованную внешнюю лыжу лыжник ставит под некоторым углом к направлению своего движения, чтобы заставить ее резать дугу поворота. В итоге, лыжник находится в хронической задней стойке.
Когда лыжи уже режут активную дугу (в соответствии с формулой Howe (или формулой косинуса)), то увеличение инклинации ЦМ от положения 1 до положения 2 (и, соответственно, увеличение закантовки лыж) автоматически загружает носок лыжи, что приводит к тому, что лыжа, при увеличении инклинации ЦМ, режет дугу все меньшего радиуса в соответствии с формулой Howe (формулой косинуса). Угловая скорость Ω вращения тела лыжника и лыж относительно нормальной к поверхности склона оси Z увеличивается даже при постоянной скорости движения лыжника.
Так, в положении 1 угловая скорость ω тела лыжника и лыж относительно вертикальной главной оси инерции тела лыжника 1 "согласована" с угловой скоростью Ω движения тела лыжника и лыж в в дуге в данный момент и это вращение никак не сказывается на загрузке/разгрузке носов и пяток лыж. При достаточно небольшом увеличении инклинации ЦМ и, соответственно инклинации оси 1 в ось 2, совершенно очевидно, что инерция вращения тела лыжника и лыж относительно вертикальной главной оси инерции тела лыжника в данный момент - оси 2 будет загружать носок лыж и разгружать пятку.
У читателя возникает резонный вопрос - какое конкретно движение должен делать лыжник, чтобы указанная "смена" вращений произошла и когда он должен делать это движение? Постараюсь это объяснить.Во-первых:
Лыжа на кант должна ставиться когда она уже имеет нужную уловую скорость относительно нормали к склону. Величина этой скорости определяется упомянутым углом закантовки. Так как лыжа связана с лыжником достаточно "твердо", то такую же угловую скорость должно иметь в этот момент и тело лыжника.
Для этого лыжник должен движением ног придать своему телу эту угловую скорость. Движение это такое же, как движение ног человека в начале очень невысокого прыжка, когда человек хочет развернуться за счет этого прыжка на, скажем, 180о.
Тогда лыжа сразу начнет резать, даже на небольшой скорости, и лыжник сразу сможет использовать все возможности, которые ему дает инерция движения по окружности, как то - смело "бросить" свое тело в поворот не опираясь для страховки на "внутреннюю" ногу. При этом носок лыжи будет загружаться за счет инерции вращательного движения лыжника вокруг так называемой "вертикальной" оси, связанной с ЦМ лыжника. Лыжник может при этом не давить голенью на язык ботинка для загрузки лыжи. Инерция движения в повороте сама будет "тянуть" его в переднюю стойку.
Получить примерное ощущение этого движения можно так - встаньте на пол и попробуйте легким, как можно более низким прыжком повернуть свой корпус примероно на 180о. Самое начало этого движения и даст примерные ощущения.
Во-вторых:
Совершается это движение тогда, когда лыжи еще не потеряли контакт со склоном в самом конце "старого" поворота.
Следует отметить, что это движение не связано с видимым вращением тела лыжника. Более того, естественным представляются технические приемы препятствующие вовлечению всего тела лыжника во вращение в резаном повороте, такие как бедренная ангуляция и поддержание положения корпуса лыжника в положении "лицом в долину". Эти приемы существенно уменьшают усилия, затрачиваемые лыжником на смену "старого" вращения на "новое" и упрощают тем самым лыжнику надлежащий вход в следующий резаный поворот.
Парадокс заключается в том. что если лыжник указанное движение, которое сменяет направление вращения со "старого" на "новое", выполняет надлежащим образом, то он никуда не вращается, а наоборот - его корпус и лыжи, с точки зрения стороннего наблюдателя, двигаются в фазе полета "так как надо", как это делает Л. Вонн
Прочуствовать то, что это движение действительно необходимо и то, как, примерно, Вы его должны делать можно, также, так - попробуйте спуститься по несильно крутой горке в той технике, которую Вы обычно используете, НО держа в руках что-нибудь достаточно тяжелое - килограмм в 20-25. Вы почуствуете, что чтобы сохранить привычный технический рисунок Вам придется существенно прибавить в работе ногами.
Лет 5 тому назад я решил покатать с горки моего маленького сына, взял его на руки и поехал с горки моими любимыми короткими поворотами. В этот момент я вдруг понял, что лыжи хотят от меня уехать, меня перекручивает в повороте и что до этого момента ногами я сильно в повворотах НЕ дорабатывал. Ввиду особой ценности груза я прочуствовал какое движение нужно делать более выражено, чтобы ехать с прежней легкостью, но с ребенком на руках. Тогда он весил 27 кг. Это дало толчок к теоретическим размышлениям о причинах такого казуса.
В качестве подводящего упражнеия, дающего некоторое понятие о типе и интенсивности движения, о котором идет речь, предлагаю использовать известное упражнение "плуг", но с некоторыми оговорками, которые несколько усложняют это упражнение.
Начните движение в плуге на небольшой скорости, выполняя его обычным для вас образом. Добейтесь, чтобы опорная лыжа начинала идти по дуге ("резать") без заметного бокового проскальзывания канта сразу же после переноса на нее Вашего веса. Для этого во время переноса веса на эту лыжу придавайте своему телу соответсвующее (небольшое) вращательное движение относительно нормальной к склону оси, Соответствующее движение ногами, придающее Вашему телу вращение, достаточное для того, чтобы опорная лыжа начинала идти по дуге ("резать") без заметного бокового проскальзывания канта сразу же после переноса на нее Вашего веса, не должно придавать Вашему телу заметного дополнительного импульса, направленного от склона.
Поэтапно увеличьте скорость до достаточно, но не слишком, большой, добиваясь каждый раз, чтобы опорная лыжа начинала идти по дуге ("резать") без заметного бокового проскальзывания канта сразу же после переноса на нее Вашего веса. С увеличением скорости выполнять упражнение будет сложнее. Вам придется прикладывать бОльшие усилия для его выполнения.
Более сложное подводящее упражнение - попробовать начать движение резаными поворотами почти "с места" как это делает демонстратор
Все сказанное в полной мере относится к технике катания на сноуборде.
На раскадровке видно, как активную смену "старого" на "новое" производит член сборной России, двукратный чемпион олимпийских игр в Сочи Вик Вайлд.