Люди в мире делятся на две категории — одиночки и те, кто предпочитают компанию. Так же и в лыжах. Есть райдеры, которые катаются только в компаниях и есть одиночки, предпочитающие спуски соло. Однако, катание в одиночестве крайне опасно. Ни для кого не секрет, что в горах случаются ситуации, в которых помощь других людей жизненно необходима, к примеру: получил травму, провалился в трещину, попал в лавину и др.
Поэтому первое правило безопасного катания — не катайтесь в одиночестве, минимум вдвоем. Наиболее оптимальное число участников группы от трех до шести человек. Вместе с тем, незнание правил катания в группе и неумение вести себя могут быть также опасны для жизни райдера и его товарищей. Увлекшись приятным спуском, человек может заехать на лавиноопасный участок склона, подрезать лавину и засыпать всю группу.
Нередко, желая продемонстрировать своё умение кататься, райдер развивает слишком высокую скорость на сложном участке, а затем тормозит над группой, создавая опасность для неё. Правильно, когда райдер завершает свою линию чуть в стороне от группы и подъезжает к ней сбоку. Таким образом, он ни в кого не врежется, не спустит лавину на группу и сохранит спокойствие в коллективе.
Нередко, желая продемонстрировать своё умение кататься, райдер развивает слишком высокую скорость на сложном участке, а затем тормозит над группой, создавая опасность для неё. Правильно, когда райдер завершает свою линию чуть в стороне от группы и подъезжает к ней сбоку. Таким образом, он ни в кого не врежется, не спустит лавину на группу и сохранит спокойствие в коллективе.
Второе правило безопасного катания — это порядок в группе. Как правило, когда люди катаются организованной группой, у них есть лидер. Именно он ответственен за порядок в своей группе. Уметь донести до каждого члена команды порядок действий — важнейшее качество лидера. Ведь все по-разному воспринимают информацию. Лидер, общаясь с группой, должен убедиться, что все поняли его правильно.
Зачастую люди приезжают в горы, знакомятся с другими людьми и начинают кататься вместе. В таких «случайных» командах также необходимо договариваться о правилах поведения. Если вы присоединились к компании, не стесняйтесь спрашивать о существующих порядках. Каждый, кто катает фрирайд, должен знать об основах безопасного спуска. К ним относятся:
- спуск осуществляется строго по одному. Во время спуска райдера все члены команды должны наблюдать за ним;
- остановка осуществляется в местах безопасных, защищенных от лавин, падения камней, сераков и прочего;
- не осуществлять спуск непосредственно над группой;
- тормозить рядом или ниже группы, но не над ней.
Катание в организованной группе с четко определенными правилами поведения гораздо безопасней и приятней.
Третье правило безопасного катания: ты должен знать свою компанию. Знать — это значит быть уверенным в том, что у каждого члена группы имеется необходимое лавинное снаряжение и каждый умеет с ним работать. Важно именно с этими людьми провести тренинг по лавинной безопасности, чтобы иметь представление, как кто ведет себя в чрезвычайной ситуации.
Четвертое правило безопасного катания — это ответственность каждого за каждого. Катаясь в группе, важно следить за остальными людьми. Как правило за теми, кто едет впереди тебя. Если ты предпоследний, необходимо контролировать замыкающего. Особенно это актуально, когда группа передвигается по леднику или сложному рельефу. Лидер обязан контролировать всех. Более слабые члены группы должны располагаться в середине группы. Замыкает группу наиболее сильный член команды.
Пятое правило безопасного катания — связь между членами команды. Очень хорошо, если на группу имеется хотя бы один комплект раций. Наличие связи делает катание более комфортным и спокойным. Лидер сможет информировать остальных о состоянии склона. Наличие связи особенно актуально на закрытых участках маршрута.
Шестое правило безопасного катания — понимание региона. Даже если вы катаетесь в группе, необходимо представлять себе регион и примерный маршрут, по которому вы едете. Следуя за лидером, старайтесь сохранять наблюдательность, анализировать рельеф и запоминать его особенности. Придерживаясь этих правил, вы обезопасите не только себя, но и своих товарищей.
Шестое правило безопасного катания — понимание региона. Даже если вы катаетесь в группе, необходимо представлять себе регион и примерный маршрут, по которому вы едете. Следуя за лидером, старайтесь сохранять наблюдательность, анализировать рельеф и запоминать его особенности. Придерживаясь этих правил, вы обезопасите не только себя, но и своих товарищей.
- некоторые слишком буквально воспринимают это - бывают исключения - лес , ледник с непросматриваемыми участками и в состоянии что лучше на нем где попало не топтаться,
Представьте себе ситуацию - проехали лесочек - все приехали вниз а одного нету - и где его искать? Или вперед ушел чел по леднику должен где то там далеко внизу выехать и не выехал - едем за ним выезжаем за перегиб а его нигде не видно...
"Нередко, желая продемонстрировать своё умение кататься, райдер ..."
- стоит понимать что если что приключиться даже просто со снарягой на дальних маршрутах то как минимум у половины группы будут проблемы по вызволению такого райдера из неловкой ситуации... ну например съем лыжи распердолившегося чела со скал может занять часика полтора а то и два. Конечно без таких приключений скучно - но не надо устраивать лишние прыжки и работу на камеру на тех маршрутах с которых что случись непонятно сколько по времени выбираться
Одиночки ...
- пожалуй есть категория маршрутов где ни второй ни третий ничем не помогут кроме как "статистика" Тут столкнулся с французским методом - 2-3 человека выходят на рядом находящиеся линии спуска и уходят "каждый в свою дырку" - снизу встречаются ... если кого нет то ясно в какой дырке с ним что то приключилось не то... категорически не подходит для вечернего времени или портящейся погоды и если никого не осталось "свободного" наверху - так как случись что нужен второй спуск по маршруту "попаданца"...
Участие в таком принимал - сольником едешь кстати гораздо аккуратнее чем в группе но и голова лишним не занята...
- Время выхода на маршрут ... даже на знакомый и относительно близкий. мало ли что может приключиться . Не стоит все таки идти "с последней канатки" особенно если световой день короткий.
- Снаряга на случай ЧП
Вполне возможно что придется долго где нить торчать и ничего не далать ( допустим в случае если кто то лезет снимать лыжи со скал) или ... вертолет ждать пришлось... Киньте с собой спасодеяло, мелкий термос, шоколадку - не перевесит... А то некоторые считают что в альпах все в кафе можно купить а потом лишают других честно привезенного на место ЧП -сидения глинтвейна :-)
- Очень желательно чтобы маршрут не смутно знали более 2-х членов группы, если предполагаются дюдьферы - то неплохо иметь запасную веревку... Так чтобы если что случилось и надолго а группа большая можно было бы разделиться ...