По профессии я преподаватель. Разговаривая с моими студентами, я обнаружила, что, по их мнению, понятия «удовольствие», «активный образ жизни» (то есть, все то, что входит в забытое ныне понятие «ортобиоз», придуманное русским физиологом и Нобелевским лауреатом Ильей Мечниковым 100 лет назад) существует в возрастных рамках «до 35-ти». При этом блиц-опрос показал, что никто из этих «андеров» спортом не занимается и интересуется, в лучшем случае, ТВ-картинкой с Олимпиады.
Я принадлежу возрастной категории «после 35-ти жизни нет», при этом катаюсь (с перерывами, в силу разных обстоятельств) лет 25, а окружают меня люди еще постарше, и горные лыжи для них – существенная часть образа жизни, поэтому и хотела немного поговорить о предметах взрослых: о честности и смелости, о стиле и вкусе и всяком разном, что сопровождает мир горных лыж.
За Кортину обидно!
Я приехала в этот пресловутый «норковый выгул» (по словам оставивших отзывы на сайте) 9-го января 2010 года. Приехала на две недели в самый дешевый из предлагавшихся российскими агентствами в Кортине-д-Ампеццо сингл в «трех звездочках» - 1472 евро за пакет(самолет-трансфер-виза-завтрак-керосиновый сбор). Мой отец и мачеха (они в Кортине второй раз) выбрали еще более дешевую «двушку» - пакет за 113 тысяч на двоих – на центральной «гулябельной» Корсо Италия. За эти деньги мне достался довольно просторный номер (сильно больше сингла в Альба ди Канац(з)еи в прошлом году). А отцу – вообще шикарный в мансарде, с балконом и видом на колокольню, с ванной – что в Италии редкость не только в двух звездах. И отличный завтрак, и огромный кофейный автомат с кофе на выбор. Да, это дороже, чем в Каназеи, но Кортина – это то место, которое может себе это позволить. Как Джоконда, которая, по словам Раневской, сама может выбирать, на кого производить впечатление, а на кого – нет.
Так за что Кортина берет свои деньги?
За солнце и красоту. Это ущелье считается самым солнечным в северной Италии. Как-то оно так хитро расположено, что тучи туда либо не доходят, либо приходят сильно ослабленными. Все две недели стояла совершенно волшебная погода – в 9 утра на склоне в Сокрепесе минус 7 при ярком солнце, к часу дня – плюс 3. К трем солнце заходит за гору и опять начинается легкий минус. В это же самое время народ в Канац(з)еи дурел от снегопадов и буранов – всего-то два перевала или полтора часа на машине.
Красота – это и лесистые еловые склоны, настоящая Берендеевка, и красные на закате скалы, и Чинкве Торри – 5 башен, и башня-памятник жертвам Первой мировой – Оссарио. И подсвеченные ночью трассы с карабкающимися по ним ратраками (уход за склонами отличный!). И олимпийский трамплин, на котором тоже электричество не экономят. И акведук, и старенький вагон на Фалорию.
И сам город – стильный, породистый, нарядный. Город с историей. Там чтут, как и везде в итальянских и австрийских Альпах, память жертв обеих мировых войн. Там помнят, что Хемингуэй очень любил эти места и даже подрабатывал там лыжным инструктором. Витрины на Корса Италия – произведения дизайнерского искусства – сделаны не просто дорого, но и со вкусом, и с юмором. В одной из них отец заметил «украшение» - красные деревянные хедовские лыжи ростовкой 2.10 с металлическими креплениями и ржавыми пружинами. Рядом – кожаные ботинки на шнурках. Восторгу не было предела – на чем-то подобном (только, конечно, не хедовском – болгарском) он катался 50 лет назад. Этой радостью отец пытался поделиться на ломаном английском с неаполитанкой лет 30-ти, оказавшейся рядом, и, знаете, был понят - с улыбкой, удивлением и приязнью.
И сервис. В отеле – предельная вежливость, никакой навязчивости. Общения ровно столько, сколько позволяешь ты. При этом идеальная уборка номера незаметными барышнями. В кафе, которое мы облюбовали для ужина, в первый же вечер официантка (югославка) говорила с нами по-русски, хотя заказывали мы по-итальянски, с англичанами – по-английски, с поляками – по-польски. Подтащила мельницу с чили корейцу, который методично покрывал толстым слоем перца принесенное ему блюдо, и ахала в ужасе над этим зрелищем.
Лирическое отступление 1. О стильности
Да! Там гуляют бабули в норковых шубках и туфельках! А также дедули в пальто из тяжелой шерсти и шляпах с пером. Очень может быть, что норка и тирольское пальто – единственные дорогие вещи в их гардеробе. Но есть ощущение правильного и достойного - пройтись вечером в одежде, не подверженной веяниям моды, под руку со спутником. На их неотпилингованных лицах – все прожитые годы, но седые головы всегда в аккуратной укладке. В недорогом универсаме и утром на храмовой службе – бабушки в простеньких куртках и пальто, но с неизменными кудряшками. И на тебя никто не посмотрит оценивающе и с презрением, если ты гуляешь в горнолыжном костюме или в джинсах и куртке, там вообще никто ни на кого не смотрит с презрением.
На улицах лежат «корпоративные» бесплатные кортиновские журналы – об искусстве (количество картинных и антикварных галерей на квадратный метр этого города действительно зашкаливает), о новостях и стиле жизни, об автомобилях. Отличная полиграфия и фото, моего итальянского пока не хватает, чтобы оценить тексты, но, думается мне, с этим тоже все в порядке.
Да, в кооперативе продают мужские шейные платки и кашемир, золингеновские ножи и посуду Вилерой и Бох, и чудесные шляпы с перьями за кучу евроденег, но я даже представить не могу, что какая-то продавщица обдаст тебя холодом за то, что ты только смотришь. Но даже бумага в кооперативе, в которую заворачивают сувениры, - дивная, с эдельвейсами и фирменной кортиновской наклейкой с белкой.
Чищеные дороги, мытые витрины, традиционная улыбка и «джорно» на входе, «грацие» на выходе. Тысячи стильных безделушек, не отдающих Китаем, какие-то милые тряпочки и кружавчики. И ничего «слишком», ничего, про что можно было бы сказать «по богатому», при том, что в некоторых местах – очевидно дорого (там в витрине просто нет ценников), но никогда ничего – напоказ, сверх меры.
Склоны
Катание прямо в Кортине – на две стороны. С утра солнце на Тофане, и если вы захотите подняться в лагуну Ра Валлес, попасть туда можно двумя способами: первый - на 8-ом ски-бусе до стадиона, откуда вагон на 80 человек поднимет сначала на Коль Дуче (1770 м), а вторая очередь – на 2470м. Есть и третья, на 3243м, но, похоже, она не работает. По крайней мере, ни в 2006-м отцу, ни в этом попасть нам туда не удалось.
Второй способ: на третьем ски-бусе до Сокрепеса, далее – тремя креселками и несколькими сине-зелеными траверсами – до Коль Дуче. Затем – вторая очередь вагона.
Лагуна Ра Валлес – это несколько широких, отлично отратраченных, метров по 60 шириной, трасс, которые маркированы на карте как синие и красные, но большая часть их длины (они все приходят в одну точку, 5-ю путями) – особенно в последней части, все же красные, а не синие. Это как раз такие склоны, на которых жалко останавливаться. Набираешь скорость, а потом – бац! – и крутячок метров на 500 до финиша. По прибытии в ногах ощущение хорошо сделанной работы. В лагуне 3 креселки, и ранним утром холоднее, чем на склонах Сокрепеса, и ветер посильнее. Поэтому в это время и ратраченый склон там не вельветовый, а, скорее, стирально-досочный. Кто любит неразбитое и ненарытое – самое то. Одна из креселок поднимает высоко, с нее открывается вид на дырявую (естественным образом) скалу, а сваливается оттуда трасса сильно красная.
Один раз за это время лагуна была закрыта из-за ветра. Вернуться оттуда можно или на вагоне (я именно так и делала), или, если хочется попугать себя, 51-ой черной трассой. Те из моих давно и отлично катающихся знакомых, кто там спускался, говорят об очень узком и крутом куске в начале спуска, на котором пришлось сильно покарячиться. Дальше склон становится чуть шире, но ничуть не положе.
С вершинки Коль Друче, куда приходит первая очередь вагона, проложена одна черная, 41-я трасса, на которой в 1956 году мужчинам ставили спецслалом. Есть и две синих объездных – красивейшие, в лесу, на полпути они соединяются в одну, которая идет мимо олимпийской бобслейной трассы и приходит прямо в город, к стадиону – старту вагона.
Если спускаться по левой объездной, то очень быстро попадаешь к подъемнику Румерло – Дюка-д-Аоста, который поднимает на Дюку, то есть к знаменитой трассе «Олимпия», где двадцатилетние гладиаторши «белого цирка» ходят супер-джи. Помимо «Олимпии», все остальные трассы, что там есть, не для новичков. Хотя только одна из них обозначена черным, они широкие, но все – с приличным уклоном. Начинающие или опасающиеся будут там спускаться долго и мучительно – для себя и тех, кто едет рядом.
Единственная «прогулочная» с самого верха трасса – Тофанина – длины немеряной, километров шесть, наверное – очень комфортная. Правда, из-за Кубка был сильно сужен самый ее верх, от которого остался леденистый узкий крутячок. Поэтому некоторые из тех, кто рассчитывал на «синее», попадали в неприятную ситуацию: кое-кто (кто без комплексов) снимал лыжи и спускался эти 50 метров «попслеем».
Лирическое отступление 2. О храбрости и трезвой оценке своих способностей
На Коль Дуче мы встретили «групетту» из «русо туристо», как раз когда отменили второй вагон из-за ветра. Ребята приехали на Тофану на день и спросили, где покататься. Мы честно предупредили, что красный цвет на карте обманчив, по градусу эти 33-34 склоны тянут на черный. Через полтора часа жена отца встретила их посредине 34-го склона в позе «зю».
Это отступление возникло у меня потому, что очень часто здесь на сайте я вижу тексты типа «Мы летели по черной трассе…» или «трассы слишком легкие, скучные», «дайте мне чего повыше да покруче…». Каждый раз думаю: «Ну надо же, молодцы какие! Только вот интересно, где все эти крутые мастера обитают в «междугорье»?
Можете кинуть в меня тапком, но на подмосковных склонах я вижу лишь единицы людей, катающихся красиво и грамотно: то есть владеющих лыжами и своим телом как инструментом, позволяющим гармонично и безопасно спускаться на склоне любой сложности, при любом качестве снега. Зато, к сожалению, я вижу «амбулансы», регулярно отъезжающие от черных трасс в Альпах.
У этих «понтовых» заявлений есть еще один побочный эффект. Новички, первый раз попавшие в настоящие горы после подмосковных «пупырей», без инструктора могут растеряться даже на синем. Мне всегда было интересно: сколько взрослых людей, начитавшихся про «только лохи катаются на синих трассах», полезли туда, куда им не по силам, чтобы не казаться лохами? А сколько навсегда зачехлили лыжи, так и не переборов страх перед крутизной и скоростью, посчитав себя трусами и обзаведясь комплексами, и лишили себя громаднейшего удовольствия, чего не было бы, если бы они не постеснялись начать с инструктором и по синему.
Наверное, в чьих-то глазах я трусиха, потому что я, как Учитель Кастанеды, стараюсь не попадать в неприятные для меня условия. Но мой кайф – это не излишняя доза адреналина, а красивое и раскованное ощущение себя в движении, радости, удовольствии и спокойствии среди дивной природы и вечных невозмутимых гор. Кайф быть, а не доказывать кому-то что-то.
Еще о склонах
Тем, кто едет с малышами или сам только учится кататься – прямая дорога в Лачедел (что практически одно и то же с Сокрепесом, чуть левее). Чудный регион «халявы», где занимаются и с дет-, и «дед» - садами. Лично наблюдала ученика лет 80-ти с «маэстро» лет 65-ти. Оба были весьма довольны жизнью и друг другом.
Если ехать еще дальше на автобусе или машине, попадаешь на перевал Фальцарего. От Кортины далековато без машины, столько же – от Араббы, ближе от Корвары, Альта Бадии. Это все же для неутомимых исследователей и, лучше, «омашиненных». Агенты предлагают сервис «встретим с Фальцарего», но цена довольно кусачая.
Вторая сторона – Фалория и Кристалло. Подъем – вагоном из Кортины. Солнце там не с самого утра, склоны в основном в тени, жестче и красно-черные. Спуск в город ногами оттуда закрыт. Меняя склоны и подъемники, можно перебраться через дорогу в Кристалло. Стоит учесть, что все это очень «рабочие» склоны не для новичков, и «синего» с этой стороны нет вообще. Но для хорошо катающихся кайф «летания» по широким склонам с хорошим уклоном обеспечен.
Трасса с забавным названием «нормале» местами очень напоминает Люпо Бьянко в Каназее.
С этой же стороны за два дня был выстроен сноупарк для бордеркросса, и там в субботу проходили редбулловские соревнования. А уже в воскресенье склон вернулся к своему естественному состоянию – будто и не было всех этих трамплинов.
Словом, в этом «королевстве» есть, где разгуляться лыжнику и бордеру любого уровня, кроме фрирайдеров. Этого спорта там нет.
[page]Еда
С этим на склонах все в порядке, но в наиболее популярных местах столики на обед просят бронировать. Но всегда есть где вкусно и недорого поесть и без брони. «Вино брюле» в наличии всегда и везде разное: слаще, кислее, с апельсином и без.
В городе – два больших продуктовых универсама, а вечерняя еда начинается после 19. Есть вполне демократичные места, есть подороже, есть повеселее и «ночнее». Дело вкуса. Порции – огромные. Попытки ограничиться только «антипастой», то есть закуской, вызывают искреннее недоумение официантов , а отказ дамы от десерта – настоящее горе. Почти везде «обслуживание» включено в счет, но 10% чаевых этим ребятам дать не жалко.
Куда поехать?
Это может оказаться проблемой, если вы без машины, потому что паровоз через Кортину не ходит, и до всего довольно далеко. Ближе всего – Добиак (Тоблах) – 30 км, тишайшее и уже двуязычное место, где композитор Малер написал свои лучшие вещи. Красивейшее озеро Мизурина, на котором зимой играют в поло.
В 70-ти км – Беллуна, один из самых комфортных для жизни городов Италии. Есть, что посмотреть и где приодеться, как в спортивное, так и в «цивильное». Автобусом – 1 час 50 мин. Машиной – около часа.
До Больцано (Бозена) – немецкоязычной столицы провинции Тренто – 180 км, столько же – в другую сторону – до Венеции. Еще дальше Падуя и Виченца, но эти города стоят того, чтобы посвятить им день отпуска.
Так что горные лыжи в элегантном возрасте – это роскошный повод к наслаждению вкусом жизни в ее самых разных ипостасях: единением со спокойным величием гор, радостью свободного движения, приятным общением или разделенным молчанием, вином и едой, которые были приготовлены с любовью и достоинством и приправлены улыбкой персонально для тебя. А еще – благодарностью высшим силам за то, что у тебя есть возможность здесь быть, и ты научился все это чувствовать.
Даты поездки: январь 2010
Автор: Наталья Д. |
По содержанию об итальянских курортах хотелось бы поговорить отдельно, потому, как намереваюсь в будущем году в Мадонну ди Кампильо. После, подряд нескольких лет Австрии, организм требует вина из Тосканы в компании Amici.