Много на свете скитуров хороших: суровая классика Шамони, комфорт заснеженного Тиня, первобытная прелесть Приэльбрусья, затерянность Арадана или экзотика Индии. Но скитур на Колыме вышел, пожалуй, самым оригинальным. Готов поспорить, что у читателя и в мыслях не было, что скитур на Колыме это не только возможно – но и безумно интересно, красиво, а главное вполне катабельно на уровне вышеуказанных коллег. Вот и я был таким… Но, обо всем по порядку.)
Начало
Эта история, как это часто бывает в жизни, произошла из-за цепочки случайных событий и совпадений. В далеком 2014 году свела меня судьба в Гульмарге с парнишкой из Магадана – Егором. У нас группе было одно место, и он очень органично влился в нашу дружную компанию. Вечером, на апрески Егор частенько рассказывал о своих краях, что, мол, живет на Колыме, ГЭС обслуживает, любит лыжи и у них для этого дела есть суровая колымская горнолыжка.
В общем, и осталось бы это знакомство лишь интересным эпизодом, если бы в Мае того же года, я не получил от него такое сообщение:
- Слава, привет! Не хочешь к нам в следующем году, испробовать колымские горы?))
Воображение сразу нарисовало сумеречную полярную ночь, бескрайнюю тундру с заснеженным ягелем и вышки зон строгого режима, уныло взирающие на промозглый пейзаж. На вышках стоят беззаботные пулеметчики, жадно тянущие беломор, а мимо них тонкой струйкой просачивается группа скитуристов в белых маск-халатах. «Что-то не очень», - подумал я. Небось шняга какая-то, передутые сопки и кусты. Но на всякий случай ответил:
- Привет! Ну, теоретически-то можно. А в каких числах? Фотки е?
А он мне вот такую картинку в ответ:
- Оппа! Ничеси сопочки, а можно поподробнее?
- Это Синегорье – горы рядом с нашей ГЭС (Колымской). Вечером они становятся синего цвета, отсюда и название. На майские мы с другом ходили скитуром прогуляться и обнаружили вот такое замечательное ущелье!
В общем, слово за слово, и я обещал подумать.
Тем же летом, судьба и аэропорт Женевы свели меня в Шамони с Аней Ханкевич. В перерывах и релаксе, между покорениями вершин, мы делились планами на ближайший сезон.
- Хочется чего-то необычного. Место, где никто никогда не был и даже не думал об этом, - размечталась как-то Аня.
- Хм, есть у меня такое место. Колыма!
- Колыма? А можно поподробнее? – заинтересовалась она.
В результате середину апреля следующего года решено было посвятить этому необычному проекту. Но все оказалось не так просто – видать, не зря этот район называют «Ущельем Дьявола»…
Первый блин. Кулуар «Книжка»
Поездка не задалась, еще не начавшись. Сначала отклеилась Аня, сдававшая гидский экзамен. Срочно дергать кого-то из проверенных друзей было уже поздно, и поэтому пришлось идти вдвоем с Егором.
Перелет в Магадан, 500 километров машиной до Синегорья, и к середине апреля мы добрались до запланированного лагеря – небольшой полянки с полузасыпанным снегом ручейком. Попробовали поставить платку, но не тут-то было! Жизненное пространство пришлось вырубать в вездесущем стланнике – сибирском проклятье скитуриста. Но через пару часов ползучая сосна была побеждена, палатка установлена, ужин сварен. Мы устроились поудобнее, налив по кружечке «ароматного магаданского чая» и начали строить планы на будущее.
Первым маршрутом была выбрана ближайшая вершина с относительно пологим кулуаром в виде раскрытой книги (впоследствии мы его так и назвали - «Книжка»). Набор высоты от лагеря около 800 метров, не густо - планировали управиться до обеда.
В тот год светало рано. В три часа ночи уже было вполне светло, поэтому вышли в районе шести. Снег в долине был неплох для ходьбы – недавнее потепление создало плотную подложку. Около часа мы шли под маршрут, скрипя камусами по перемороженному снежку и наслаждаясь окружающими вершинами, на которые падали первые лучи холодного северного солнца. Первая часть подъема представляла собой узкий кулуар, перепадом метров 200, с большим количеством курумника и бетоном под ногами. Я надел кошки и через 40 минут был у начала «книжки», где расположился в ожидании Егора, нежась под пришедшим светилом. А вот Егору, у которого кошек не было, пришлось немного попотеть – все-таки кошки - это очень полезный девайс.
Шаг за шагом, поворот за поворотом, мы поднимались все выше, наслаждаясь картинами открывающихся таинств, и к 11 утра финальная точка нашего маршрута была достигнута. Отсюда открывалась прекрасная панорама на все ущелье: скалистые пики, острые гребни и кулуары, полные снега. Конечно, мы достали фотоаппараты и защелкали затворами.
Но самый сок добавляло ощущение того, что здесь ни один камус до нас не ступал. Все это в ближайшей перспективе было наше. «Вот это я хочу катнуть, и вот это тоже хочу» - мысли кружились в голове, наступая друг другу на пятки. «И вот сюда бы я сходил, и вот оттуда бы пульнул!». Но фантазиями сыт не будешь, да и кататься по ним тоже не получится, поэтому мы немного перекусили и погнали вниз.
Не сказать, что спуск был шикарен, но он был очень и очень неплох. Местами встречался мягкий свежий снег, но попадался и передутый наст. Но самый смак ждал нас в нижней части: курумник, сильно мешающий при подъеме – на спуске оказался отличным прыжковым аттракционом. Коим мы не преминули воспользоваться, с радостными криками оппрыгав все попадающиеся на пути кочки.
Где-то к часу дня мы вернулись в лагерь, довольные собой и проделанным. Начало было положено, первый маршрут схожен, первый первопроезд совершен. И тут, словно почуяв нашу расслабленность, ворохом начались неприятности: сначала у меня разнылось колено, потом, во время готовки супа, лопнул шланг от горелки, и, чудом избежав пожара, мы остались с одним джетбойлом. Но заключительный дьявольский аккорд ждал нас на следующий день.
Утром я вел серьезную беседу с собственным коленом, уговаривая его немного потерпеть и поскитурить. Параллельно с этим занимательным диалогом, Егор размашисто колол дрова. Неожиданно диспут был прерван резким криком. Обернувшись, я увидел обескураженного Егора с удивлением смотрящего на палец, из которого тягучей струей лилась кровь.
«Ну …. твою мать», - проскочило у меня в голове. Пожалуй, достаточно нам приключений. И быстро собрав свои пожитки, прихрамывая и замотав палец, мы свалили вниз, в цивилизацию и травмпункт…
С первого раза Колыма так и осталась понадкусанной, но не покоренной… А Синегорские пики дерзко глядели мне в след, словно спрашивая: - хватит ли у меня пороху попробовать еще раз?
Продолжение следует...
Шаповалов Слава, "На кураже - Компания горных гидов"