«В Альпийском поселке не катаясь можно только удавится.
Одна улица, хорошо если хоть одна есть и по ней пройти можно.
Одна кирха, на двух концах поселка по магазину - Спар и Билла.
Несколько прокатов, пара кабаков. Больше нет нихрена.»
Volk1
Я тут не так давно озадачился вопросом, куда поехать на лыжах в 2025 году, в связи с тем, что купил недорогие билеты до Венеции и стал прикидывать разные варианты, куда из нее можно отправиться. О чем написал в рассказе «Куда поехать кататься в 2025 году? Может в Италию?» Спасибо всем, кто откликнулся и поделился своими соображениями на эту тему.
В свою очередь, решил поделиться своими воспоминаниями о поездке в Кортину д’Ампеццо через Венецию, которая имела место в 2020 году с некоторыми расчётами применительно к нынешним реалиям в случае, если сейчас выбирать тот же маршрут. Ну и с некоторым акцентом на описание самой Кортины для понимания, чем там можно заняться кроме катания.
Прошлый раз Кортину д’Ампеццо мы выбрали по нескольким причинам 1) мы там раньше не были 2) было хорошее предложение у туроператора ICS на отель и перелет 2) была возможность удобного и недорого самостоятельного трансфера от аэропорта до курорта. До Кортины ежедневно ходят автобусы Cortina Express и FlixBus, при этом время в пути 2 часа 10 мин 3) на курорте есть трассы для беговых лыж, на которых катается жена.
Кроме того, Кортина входила (и входит сейчас) в число престижных альпийских курортов Best of the Alps. На тот момент в этом списке также были Шамони-Монблан, Давос Клостерс, Гармиш-Партенкирхен, Гриндельвальд, Китцбюэль, Лех Цюрс-ам-Арльберг, Межев, Зеефельд, Санкт-Антон-ам-Арльберг, Санкт-Мориц и Кран-Монтана.
Перелет регулярным рейсом Уральских авиалиний и отель Pontichiesa 3*HB 7 ночей нам тогда обошлись на 2-х человек в 1560 евро. Причем, перелет вместе с оборудованием. Ну вот скажите, какой внутренний туризм был возможен при таких ценах? Но теперь все изменилось к лучшему. И сейчас, судя по ценам на сайте отеля, этот вариант проживания и питания обойдется нам в 1960 евро, а авиабилеты на двоих, при хорошем раскладе и без оборудования, примерно в 700 евро. Ну т.е. все вместе примерно 2700 евро. Трансфер Cortina Express в оба конца тогда стоил 72 евро на двоих. сейчас – 90 евро. В 2020 г. ски-пасс на 6 дней на зону Кортина стоил 292 евро, Доломиты Super Ski - 319 евро. В этом сезоне 375 и 404 соответственно. Лыжи в прокат тогда мы не брали, посмотрел сейчас - цены проката на 6 дней лыж и ботинок medium/top/exclusive 130/178/189 евро.
Подводя итог, в 2020 г. расходы на перелет, проживание, питание, трансфер, ски-пассы на 2-х человек составили бы 2270 евро или 120 тыс. рублей по тогдашнему курсу. На сегодняшний день стоимость такого же варианта поездки (с учетом аренды оборудования) составит 3914 евро или 410 тыс. рублей. Т.е. сейчас для нас, россиян, имеется очевидный резон кататься на российских горнолыжных курортах. Ну а повышение цен на зарубежные горнолыжные поездки позволяет владельцам российских курортов приподнять цены здесь и инвестировать полученную прибыль в дальнейшее развитие горнолыжного спорта и отдыха в нашей стране. Что нам всем только на пользу.
Но вернемся в прошлое. 1-го февраля мы прилетели в Венецию. На улице тепло, 13 градусов. Ощущение весны. По дороге красивые итальянские пейзажи и полное отсутствие снега. Дорога до Кортины заняла 2 часа. Из Москвы тогда мы тогда вылетели в 12.10, а в Кортине были уже в 17.30. Неплохо ведь, даже с учетом разницы во времени? А по нынешним впеменам вообще фантастика.
Кортина считается модным итальянским курортом. Ее называют «Королевой Доломитовых Альп», так как она расположена среди короны горных вершин. Сюда приезжает потусоваться состоятельная итальянская публика. Городок, действительно, стильный. Много всяких магазинчиков, включая, конечно, бутики известных брендов. Есть три музея: Музей современного искусства «Марио Ремольди», Палеонтологический музей «Ринальдо Дзардини», Этнографический музей «Реголе д’Ампеццо». Мест для прогулок предостаточно. Как в самом городе, так и окрестностях. Например, по маршруту старой железной дороги Кортины, который зимой расчищается для прогулок. Ну или совершенно уникальный музей под открытым небом, посвященный Первой войне, куда можно добраться на лыжах по маршруту Great War Ski Tour или на снегоступах по маршруту The Great War snowshoe hike.
Но, надо сказать, во время нашего приезда Кортина была обычным спокойным городком. Не было какого-то шумного и яркого движения. В барах не гремела музыка, на улицах не собирались шумные компании. В общем, сложилось впечатление, что отрываться по полной здесь как-то не принято. Ну а прогуляться или посидеть в хорошем ресторане вполне есть где. Кстати, в Кортине 5 ресторанов, отмеченных звездой Мишлен, и 30 ресторанов из мишленовского гида в категории Good cooking. Так что хорошо поесть можно не только на горе. Хотя, конечно, и в горах есть достаточное количество интересных мест апре-ски. Считается, что самым известным из них является Chalet Tofane, расположенное на выходе подъемника Сокрепес. В нем, кроме ресторана, есть винно-устричный бар, предлагающий около 500 марок вин и прочих алкогольных напитков, а по выходным с обеда до заката здесь чередуются международные ди-джеи и звучит живая музыка.
Отель Pontichiesa, в котором мы разместились, оказался семейным заведением со столетней историей, расположенным в красивом месте на берегу горной речушки. Номера небольшие, но уютные, чистые. Удобная кровать, хорошее постельное белье. В отеле есть небольшой, но очень приличный СПА (сауна, хамам, контрастная зона для хождения), спортзал. Посещение – 15 евро с человека. Первоначально нас поселили в номер без балкона. Мы попросили сделать замену. Сразу это не получилось, но пообещали сделать это на следующий день, что и было исполнено. Женщина на ресепшене, с которой мы общались, оказалась совладелицей отеля. С утра до вечера она находилась на работе и была всегда готова помочь в решении каких-то текущих проблем или пожеланий. Мы даже как-то в шутку сказали ей, что нельзя так много работать, и что все, в том числе забота о клиентах, хорошо в меру. Вспомнил, кстати, как в этом году наблюдал аналогичную картину в Сауз д’Улькс, где пожилой владелец отеля помогал во время ужина на кухне, а жена стояла на раскладке десертов. Ну и на ресепшене они регулярно при этом присутствовали. Но, собственно, чему тут удивляться. У нас тоже сплошь и рядом владельцы отелей на престижных горнолыжных курортах сами гостей принимают и обслуживают.
Еще одно из немаловажных достоинств отеля – хорошее лыжехранилище. Утром ботинки были всегда сухими, что существенно для комфортного катания. До ближайшего подъемника Tofana пешком минут 10-15. Остановка Skibus в 5 минутах ходьбы. Но автобус, который здесь останавливается, идет к подъемнику Faloria и лишь потом, сделав круг по городу, подъезжает к Tofanа. В итоге дорога на автобусе занимает минут 15-20. Так что до Tofana я добирался пешком.
Говоря об отеле, не могу не упомянуть о кухне. Завтраки в отеле традиционные. А вот ужин всегда был чем-то особенным. У нас с женой, как я писал, был полупансион, а для приходящих это стоило 25 евро на человека. Буфет с салатами и сладостями, а по меню 2 основных блюда на выбор. Меню, надо сказать, очень достойное. Как по содержанию (аутентичная итальянская кухня, так и по подаче. Ну вот пример одного меню на ужин:
Аперитив: Бокал Просекко Bellussi брют.
1. Тимбаль из баклажан, томатным соусом и сыром моцарелла.
2. Паста паппарделли с грибами
3.Паста с томатным соусом и оливками
4. Овощной суп
1. Отбивная из телятины на гриле
2. Жареный поросенок
3. Запечённое филе морского леща
4. Сыровяленая ветчина с легким сыром (холодное блюдо)
Жареный картофель
Вареный мангольд.
Подача основных блюд выглядела следующим образом: официант начинал развозить по залу заказанные блюда из первой части меню. При этом на тележке стоял набор посуды, необходимой для сервировки и подачи определенного блюда. Подъехав к столику, официант начинал наливать, выкладывать, оформлять заказанные блюда и ставить вам на стол. Ну, соответственно, потом начиналась подача второй части заказа. Очень стильно, изящно и, даже можно сказать, респектабельно. При этом официант очень доброжелательно общался, шутил и создавал такую, очень теплую и непринужденную атмосферу дружеского ужина.
Как я писал, салаты, закуски, сладости находились в буфете. Салаты - в основном натуральная зелень, помидоры, огурцы, маринованные овощи. Непременно «русский салат» - в простонародье «оливье». Очень хороший выбор сыров – от мягких, до благородных выдержанных. Столь же разнообразный выбор сладостей: несколько видов паннакотт, тортов, крем-карамель, хворост, пирожные, штрудель, запечённые фрукты. Ну и, конечно, неповторимое нежное тирамису. Как известно, родиной тирамису является Италия, а именно Тревизо. И при всем разнообразии десертов мы в первую очередь наслаждались именно им.
Ну а теперь, собственно, к лыжам. И чтобы сразу не было снисходительных суждений, что настоящим лыжникам и горнолыжникам тут делать нечего сообщу, что в Кортине в 1956 году проходила зимняя Олимпиада, в 2021 г. чемпионат мира по горнолыжному спорту, в 2026 году зимняя Олимпиада также пройдет в Кортине и Милане. При этом на этой Олимпиаде впервые состоятся соревнования по ски-альпинизму. С 2011 года здесь проводятся соревнования по фрирайду Punta Nera Challenge, которые являются квалификационным мероприятием для Freeride World Tour и Freeride Junior Tour. Помимо соревнований по фрирайду также проводятся соревнования по ски-альпинизму, по боулдерингу и так называемый «Вертикальный комбинированный трофей Марко да Поццо» - объединенное соревнование по фрирайду и скалолазанию. Надеюсь, что этого достаточно для профессионалов горнолыжного спорта.
Ну а для любителей продолжу свое описание. Зона катания собственно Кортина д’ Ампеццо - это 120 км. трасс для горных лыж и 70 км для беговых. Перепад высот 1224 – 3243 м. Если брать зону Доломиты Суперски – 1220 км. Но до Доломиты Суперски я не добрался, т.к. случилось два неудачных погодных дней, когда прошел дождь и обледенели все склоны. Так что я катался только в зоне Кортина. Фактически это 3 зоны: Tofana, Faloria и Chinque Torri. Зоны Тоффана и Фалория не связаны между собой. Они расположены на разных концах Кортины, и вы попадаете в них на одноименных гондольных подъемниках. Ну или в зону Tofana также можно попасть, доехав на автобусе № 3 до Сокрепеса. Это, кстати, важное практическое замечание. Дело в том, что из-за сильного ветра 2 дня основные подъемники Tofana и Faloria с утра были закрыты, а вот подъемники в Сокрепесе работали, и в зону катания можно было попасть именно этим путем. Кроме того, район Сокрепес пониже и там не было такого жесткого обледенения, которое случилось в упомянутые 2 ветренных дня с дождем и мокрым снегом. Здесь много пологих трасс и здесь катаются начинающие лыжники. Из Tofana можно попасть в Chinque Torri, но придется проехать на скибасе. У меня сложилось впечатление, что с точки зрения состояния снега в разную погоду есть определенные различия между зонами. В Tofana больше солнечных склонов и снег в солнечную погоду более влажный и плотный. В Faloria другая ориентация и достаточное количество трасс, идущих в лесной зоне. Так что снег, соответственно, более легкий.
Ну а в целом, трасы достаточно разнообразны. И простые, и сложные. Например, в Faloria проходит трасса, на которой проводят чемпионаты по гигантскому слалому. Но, несмотря на наличие простых трасс, я бы не рекомендовал Кортину для начинающих лыжников и для катания с детьми. Все-таки есть определенное неудобство с логистикой и легких трасс не много либо они перемежаются с более сложными, что создаст для новичков определенные проблемы.
Еще из запомнившегося в зонах- подъемник Faloria. Помещение, в которое вы приходите сохранило свой интерьер с прошлого века, в витринах можно посмотреть на ретро лыжи. Сама кабинка также очаровательная. И, как полагается, управляется лифтером. В общем, поездка на этом подъемнике доставляла мне огромное эстетическое удовольствие.
Ну а пока я катался в горах, жена осваивала трассы для классических лыж. При этом оказалось, что как раз в выходные, в которые мы приехали, здесь проходили соревнования 10-го сезона Visma Ski Classics - серии лыжных гонок на длинные дистанции, которые проводятся с 2011 года. А через Кортину шел этап этой гонки на 32 км. по маршруту Toblach-Cortina. Часть гонки проходила по городу, так что на улицах насыпали снега и поставили ограждения. И вот по маршруту этих гонок жена в последующие дни и каталась на беговых лыжах, наслаждаясь красивыми пейзажами.
Подводу итог впечатлениям от катания в Кортине, с поправкой на то, что покататься получилось только в зоне самой Кортины. Она, конечно, не поражает количеством и разнообразием трасс и качеством подъемников. Поэтому, горнолыжные волки, которые здесь окажутся, скорее всего выскажутся в том ключе, что им пару дней хватило, чтобы откатать все склоны. А горнолыжные сибариты насчет того, что преимущественно старые подъемники не идут ни в какое сравнение с привычными им современными комфортабельными кабинами 1-го класса. Но для меня это была просто потрясающая поездка. Поскольку 5 месяцев назад мне сделали операцию на мениске, и я тогда думал, что больше на горных лыжах кататься уже не буду. В общем, мое состояние можно было сравнить с состоянием ослепшего человека, у которого вновь открылось зрение. И который, конечно, в такой момент меньше всего думает, что вот, дескать, дороги грязные, на улице пасмурно и физиономии у прохожих какие-то скучные. Так и я, поднимаясь на стареньком скрипучем подъемники был бесконечно счастлив, что опять в горах и моя горнолыжная жизнь продолжается. В общем, я пребывал в состоянии полной эйфории.
Напомню, что это был февраль 2020 года. Когда мы уезжали в Венеции начинался карнавал. И одновременно с ним в регионе началось распространение коронавируса, который вскоре добрался и до нас. Но тогда никто из нас не мог даже предположить, какие это будет иметь последствия и как сильно изменится мир. Что люди окажутся запертыми в домах, возникнут новые железные занавесы по границам вакцинации. Ну а потом, когда вроде бы все начнет налаживаться, придет февраль 2022 года и начавшие открываться границы опять начнут закрываться. В общем, та поездка в Кортину стала последней зимой того мира, который уже не вернется.
Ну и вот тут возникает, конечно, вопрос. Нужно ли смириться с новыми реалиями или продолжать цепляться за прошлые воспоминания и рваться в ставшие недружественными Доломитовые и прочие Альпы или надо принять реалии нового мироустройства. Вопрос, на который нет однозначного ответа. Но будем его искать. Вот съездим, если получится, в феврале в Доломиты, может и найдется ответ. Помнится, в 1990 году, когда я оказался в Штатах, переводчик Миша, который туда эмигрировал с семьей еще в доперестроечные времена, рассказал такую историю. У него мама очень скучала по родине. И когда начали открываться границы, полетела в СССР. Когда вернулась, то первые ее слова были: «Ну, Миша, от ностальгии излечилась совсем!» Так что будем надеяться, что наша поездка в Доломитовые Альпы, если она состоится, будет иметь столь же душеуспокаивающий результат. О результатах не премину вам сообщить.
Узнав, что Azal везет из Москвы в Милан (с багажом) за 52 тыс. рублей (сейчас - немного дороже) и 10 часов, начали строить планы на январь. Тем более, что хотелось обновить Шенгенскую визу - заканчивалась пятилетняя французская. Однако, узнав, что подруге, с похожей историей долгосрочных виз, новую итальянцы дали только на месяц (аккурат - время запланированной поездки), сразу как-то охладели. К сожалению, нам деньги с неба не падают, поэтому - жалко, в дополнение к и так подорожавшим услугам, выкладывать еще за каждую поездку сумму консульского и сервисного сбора визового центра. Это было бы примерно 10% от суммы планируемых расходов на двоих. Сразу вспомнились школьные уроки истории - церковная десятина...