
В воскресенье, 7 апреля, стало известно о серьезной травме, полученной одним из самых опытнейших специалистов в горнолыжном мире – тренером мужской команды Австрии Райнером Гштрайном (Rainer Gstrein). По словам его коллеги, Херберта Мандля (Herbert Mandl), по окончании соревнований национального чемпионата на леднике в Питцтале они вдвоем спускались в долину по так называемой Sicherheitsweg – «Безопасному пути», открытому для спуска на лыжах лет шесть назад. Погода была не слишком хорошая – Гштрайн и Мандль попали в туман. По оценке тренера австрийских горнолыжниц, видимость была «около 25-30 метров», и спускались они не слишком быстро. Что значит это определение из уст профессионального горнолыжника, не совсем понятно. Возможно, оба тренера действительно ехали осторожно, но возможен и другой вариант – седина, как известно, в бороду…

В итоге Райнер Гштрайн выехал за пределы Sicherheitsweg и упал с пятиметровой высоты, получив травмы грудной клетки и головы. Как «настоящий тренер» он был без шлема, да и защита была ему вроде бы ни к чему…
Вертолет спасателей не смог подлететь на место происшествия из-за тумана, пришлось вначале спускать Гштрайна в долину и уже затем по воздуху он был переправлен в Инсбрук. В настоящее время он находится в реанимационном отделении, поддерживается состояние медикаментозной комы, по оценкам врачей состояние Гштрайна «стабильное».

Немного расскажу про Sicherheitsweg – для тех, кто не был в Питцтале или же спускался с ледника в долину только с помощью «метро», в вагоне глетчер-экспресса. Спуск вниз начинается в районе нижней станции канатной дороги Mittelbergbahn и вначале идет по широкому ледниковому полю, прямо в сторону зёльденовского Реттенбаха (он как раз находится там сверху).

Но затем все радикально меняется – дорога проходит под скалой, откуда на нее постоянно падают мелкие и крупные камни, поскольку эта сторона находится под прямыми лучами солнца. С другой стороны дороги – обрыв, огороженный сеткой. После скалы дорога попадает в тень Миттельберга и представляет собой извилистый и обледенелый серпантин – половина тех, кто решил спуститься здесь на лыжах, едут в плуге. Затем путь становится все более пологим и прямым, однако склоны справа и слева очень лавиноопасны. Сам как-то пробирался по двум лавинным сбросам – было очень неприятно.

Ну и последний участок, совсем пологий, где нужно просто разогнаться и по прямой докатиться до парковки у станции глетчер-экспресса. В общем, Sicherheitsweg – это не горнолыжная трасса и даже не ski-route в обычном понимании (как, например, дорога с ледника Реттенбах в соседнем Зёльдене). Это что-то более стрёмное, часто вообще закрытое для спуска на лыжах (при этом народ все равно там спускается). Кстати, если раньше дорога была отмечена на картах спусков Питцтальского глетчера, то в этом сезоне она там отсутствует. Но, как видно, люди по ней все равно спускаются.
…Кронплатц, март месяц, поднимаюсь наверх в кабине канатки Alpen в обществе двух спортивных украинских девушек – Оли Курдыбахи и Иры Андреевой. Только что откатали 4-часовую тренировку – 2 часа по трассе гиганта и 2 часа «свободного» катания и упражнений в составе группы «Спорт» горнолыжной школы Aktiv-Sport Чеслава Домбровского. «Ну что, говорю, заключительный спуск по Сильвестру?» (для тех, кто не в курсе и никогда не был на Кронплатце: трассы Sylvester и Herrnegg – два «условно черных» спуска в долину длиной до 5 км с перепадом 1300 м. Считаются главными «аттракционами» Кронплатца и одними из самых захватывающих спусков всего региона).
Ольга отрицательно качает головой: «Нет, я на подъемнике». Опа! Спортсменка, от шлема до ботинок закованная в пластиковый «обвес» для слалома-гиганта – и поедет вниз, как обычная горнопляжница! «Оля, это же неспортивно!» Смотрит на меня взглядом умудренной опытом медсестры: «Ничего-ничего, это пройдет».
Задумался...

В заключение немного статистики, хотя цифры не являются главной целью этого поста.
Есть разница между травматизмом на коротких склонах вблизи больших мегаполисов и травматизмом в «настоящих» горах. Если на небольших горках травмы в основном получают начинающие любители, которые стоят на лыжах или сноуборде не более 3 сезонов, то в горах – опытные люди, катающиеся 10 и более сезонов. Именно для них проблема «крайнего» спуска действительно является проблемой. Если с утра (с 9 до 11-00) в медицинском кабинете рядом с нижней станцией канаток на Кронплатц обычно пусто, то в конце дня на прием ко врачу – очередь. Две серьезные трассы в долину, «убитые» за день катания, делают свое «черное» (по цвету маркировки) дело. И как уж ни называй этот злосчастный спуск – «крайним» или «последним», но, может, все-таки лучше на подъемнике?
UPD: Вчера, в среду 10 апреля, Райнеру Гштрайну была сделана первая операция - некое хирургическое вмешательство в позвоночник. По мнению врачей, операция прошла успешно. Гштрайн по прежнему находится в состоянии искусственной комы, сегодня по плану операция повреждений челюсти и костей лица.
По поводу подробностей происшедшего: всё произошло в самом начале этой дороги, в месте съезда с ледника. Там есть небольшой мост, проехать который можно лишь разогнавшись заранее, иначе придется толкаться палками. Видимо из-за тумана Гштрайн промахнулся мимо моста, либо свернул не в ту сторону.
UPD 2: Сегодня Гштрайна начали постепенно выводить из состояния медикаментозной комы. По информации из клиники Инсбрука, австрийский тренер постепенно приходит в сознание, но говорить пока не может. Состояние остается стабильным. Врачи считают, что все идет по плану.
UPD 3: По сообщению врачей Университетской клиники Инсбрука, где сейчас находится австрийский тренер, начиная с прошлого понедельника Гштрайна постепенно вывели из состояния медикаментозной комы. В настоящее время он может самостоятельно дышать, делать движения руками и ногами, а также говорить. Были сделаны неврологические тесты, которые дали обнадеживающие результаты. Возможно, Гштрайн будет переведен из реанимации в хирургическое отделение в ближайшие несколько дней.
Тренер, крутой значит. Два мужика на пустой дороге, которую по уклону то и зеленой не назовешь.
Для мамочек дорога.
Мужикам, и их тестостерону и адреналину СКУЧНО.
Начинают гнать, и подначивают. А фигли - они же боги гор, профессиональные спортсмены.
Но у гор не может быть богов.
Бац.
У меня так же было в Паландакене, на спусковой дороге в сумерках налетел на ледяную глыбу отвал от ратрака. Вывих плеча.
А сколько знакомых альпинистов, словили проблему именно на спуске! Когда кажется, вот, все главное уже пройдено, осталось просто по ровному протопать немного, или по простым скалам спуститься...