Я не специалист по лавинам, но меня удивляет, как много времени требуется краснополянским специалистам, чтобы ликвидировать известные лавинные очаги. На мой чисто потребительский взгляд, сформировавшийся в ходе прежних альпийских туров, нигде более трассы и подъемники не закрывают столь масштабно, как в Поляне. Либо место неудачное, либо квалификация персонала хромает, либо просто вытягивают маржу на заоблачные высоты, пользуясь исключительным положением Поляны. Впрочем, об этом уже было сказано в прошлом году.
Перейдем к новым впечатлениям. В основном они касаются бытовых и организационных вопросов. По поводу катания, когда есть снег и подъемники работают, уже многие рассказывали красочно и эмоционально. Именно за этим едут на Поляну, но далеко не всегда получают ;-). Вот пара-тройка фотографий в качестве отчета. Разумеется, они сделаны в те дни, когда с неба не сыпало и не лило как из ведра.





В этот раз мы поселились в Горки-Город 540. Подход сей принимающей стороны, который заключается в продаже, так называемых, no name апартаментов, слегка удручает. Иными словами, забронировав номер, Вы не знаете дом, в котором будете жить (то есть можно оказаться далеко от подъемника или у шумного заведения). Это допустимо для экономичного жилья, но цены ГГ не столь низки, ИМХО. Да, они заметно ниже, чем в Роза-Хутор, но явно выше, чем у no name.

На форуме многие отмечали, что в апартаментах ГГ мало посуды, однако я не помню упоминаний о том, что это не недосмотр, а целенаправленная политика администрации. В документации, прилагаемой к каждому номеру, черным по белому говорится, что в апартаментах абсолютно всех категорий и размеров полагается ровно 1 кастрюля, 1 сковородка, и еще куча утвари не более чем в одном экземпляре. Дополнительные штуки можно арендовать за 150 рублей в день. Это та самая цена, при которой Вы уже задумываетесь, не пойти ли в магазин и купить ту же вещь - например, кастрюли/сковородки стоят в среднем 1500 рублей. В обоих случаях курорт в лице ГГ или магазинов наварит на Вас кое-какие дополнительные деньги. Причем кастрюля или сковородка не подразумевает наличие крышки. В нашем случае, в частности, не было крышки для сковородки и приготовить яичницу толком не удалось. А крышка для кастрюли была без ручки ;-). Я звонил на ресепшен по этому поводу и просил дать крышки. Мне ответили, что, мол, жарить и варить можно и без крышки. У них крышек нет, и они их не собираются закупать. И добавили, что если я недоволен таким обслуживанием, то могу написать про них отзыв. Это хамское заявление - одна из причин, по которым я пишу этот пост - пусть он послужит в качестве отзыва ;-).

Что касается горной инфраструктуры, то ГГ остался единственным курортом, который не вошел в новый единый скипасс - он с этого года включает РХ, Лауру и Альпику (причем два последних региона теперь не имеют отдельных скипассов). Такое отщепенство - видимо, сознательный шаг ГГ. Это напрашивается, в частности, из-за того, что они вывели из обращения уже построенную кресельную канатку K7 в третьем цирке (которая приблизила бы их к Альпике - а это ж конкуренты - негоже делиться с ними туристами). По словам канатчиков её "гоняли" 1 неделю и потом остановили. Я слышал версию, что там якобы обнаружилась повышенная лавинная опасность ("старая песня"), но тогда возникает вопрос - а как же её так спроектировали? И кроме того, на склонах над канаткой в два ряда торчат Газексы, создавая впечатление достаточно мощной системы предотвращения самопроизвольных лавин. Я вижу пока, что вместо того, чтобы делать деньги на горнолыжном бизнесе, Сбербанк предпочитает продвигать "пляжный" отдых: тюбинг, зоопарк, анимация и полеты над пропастью на троссе. Знаете, какой лозунг у ГГ? - "Всесезонный и горный курорт", но в слове горный буква "о" заменена на фишку, так что фраза превращается во "Всесезонный игорный курорт". Это объясняет, что здесь на первом месте, и почему горные лыжи на втором плане.

В общем-то, эта тенденция с приоритетом на развлечения и развитием альпийской инфраструктуры по остаточному принципу сквозит в действиях и соседних курортов. Например, Газпром по-прежнему не может организовать связки между секторами G и F - перебираться между ними приходится окольными путями - с помощью горизонтальной гондолы A2 и бугелей. Я в курсе, что на некоторых старых схемах была нарисована пара синих трасс между этими секторами, но по факту они не работали ни в прошлом году, ни в этом. А на новой схеме-раскладушке эти трассы вовсе не помечены, как будто курорт их специально закрыл. Видимо удобство навигации обычных клиентов было расценено, как угроза безопасности для некоторых избранных, посещающих иногда сектор F. Но ведь можно было перекрывать данные траверсы только в моменты приема высоких гостей, а не искоренять их полностью? Ну да ладно. Газпром не был основной частью нашего отдыха. Вернусь к ГГ.
При проживании в ГГ часто возникает необходимость трансфера на альтернативные склоны - все-таки регион катания в ГГ довольно мал. По опыту прошлого года мы знали, что вроде бы должны ходить бесплатные скибасы на РХ, Лауру и Альпику. Но выяснить что-либо об их существовании в ГГ не удалось. На ресепшен ГГ на вопрос об автобусах мне нагло ответили, что ничего такого не знают и знать не хотят, потому что это, дословно, - "лишняя информация"! В Городе есть и так называемый информационный центр. Там проявили такое же неприкрытое, демонстративное невежество, хотя автобусы эти приходят на остановку в 100 метрах от инфоцентра.
Все это навевает мысли о намеренном замалчивании данного факта по указанию руководства или из чувства солидарности со своими знакомыми таксистами. Итого - профессионализм персонала в ГГ - под большим вопросом, по крайней мере, в части готовности предоставить сервисы по минимальной цене и не разводить Вас на деньги.
Еще один камень в тот же огород - касается воды в кране. Она несколько раз вдруг становилась желтая и мутная. При этом в номере стоит здоровая платная бутыль с чистой водой. Вот и думай тут, что причина, а что следствие: то ли они в курсе, что через день делают ремонт труб и потому дают бутилированную воду, либо они намеренно "ремонтируют" трубы, намекая, что нужно потратиться и на воду.
Но вернемся к автобусам. Они существуют в виде 2 маршрутов. Раньше назывались A и B, теперь 1 и 2, "Единый ski pass". Идея была в следующем: один из маршрутов следует из ГГ в РХ напрямую, минуя Газпром, и заезжает на него только на обратном пути. Другой маршрут едет из РХ в ГГ напрямую, минуя Газпром, и опять же заезжает на него только на обратном пути. Это удобно и логично. Однако по сравнению с прошлым годом данная организация поломалась. Судя по всему, таблички с номерами 1 и 2 были розданы водителям в произвольном порядке. За время нашего пребывания мы видели номер 1 на Газпроме и по пути в РХ, и по пути в ГГ (чего не может быть), и сквозные проезды двойки как в одну, так и в другую сторону. Что это - саботаж, тупость, случайность? Я не знаю, но стало хуже.
Еще хуже стало то, что скибасы по какой-то причине, по большей части, не заезжают на остановку рядом с подъемником РХ, а "шарашат" далее вплоть до Роза-Холла. А оттуда идти с лыжами заметно дальше. Я написал "по большей части", потому что пару раз водители останавливались у подъемника как раньше, но теперь это, к сожалению, исключение. Кому и зачем потребовалось это "усовершенствование"? Допустим, кто-то скажет, что на круге у подъемников мало места для всех автобусов. Но скибасов ведь всего 2-3 за час - они погоды не сделают. А вот чего там, рядом с подъемником действительно в избытке и что создает реальные проблемы, так это такси. В вечерние часы, когда народ возвращается с горы, на выезд из РХ формируется пробка, потому что таксисты в два и более ряда стоят на главной дороге и подбирают клиентов. И это несмотря на знаки Остановка запрещена. Бардак? Таксомоторная мафия? Кумовство в ГИБДД и чиновничестве?
Такой бизнес по выкалачиванию с приезжих денег за то, за что уже фактически заплачено, Красную Поляну не красит.
Вы можете спросить, чего я так ухватился за скибасы, если есть городские автобусы, которые стоят сущие "копейки" - 25 рублей обычный и 32 экспресс. Здесь, конечно, все очень индивидуально, а о вкусах, как водится, не спорят. Попробовав этот вид транспорта пару раз, я имею мнение, что он сильно неудобен. Как, держа лыжи в одной руке и палки в другой (ну или в одной руке то и другое), снять перчатки (обычно мокрые под вечер и потому плохо снимающиеся), куда-то их заховать на время, достать мелочь из кошелька, потом снова натянуть перчатки, ничего не уронить и не особо разозлить водилу, который обычно бурчит "проходи быстрее"? Когда этот процесс повторяется десятками людей из очереди, отправление существенно задерживается. Но это еще только начало. Далее рейсовый автобус будет неспешно собирать народ на других остановках, в частности на Газпроме. И здесь мы снова вспоминаем гениальную идею о прямых маршрутах скибасов (похороненную в этом году какими-то чиновниками-вредителями), поскольку городские маршруты все делают петлю на Лауру. Для кого-то это мелочи. Для меня - нет. Когда их много, они выстраиваются в единую картину недоделанного, местечкового бизнеса по понятиям, который превращает отдых в борьбу с препятствиями и неудобствами. А курорт - это место, где все должно быть налажено и легко.

Плавно перемещаемся к апре-ски. И в этом разделе будет не столько изложение, сколько вопрос. Касается он кулинарных аспектов "послекатального" отдыха. Дело в том, что я случайно открыл для себя, насколько вкусная и правильная (по консистенции, легкости и ценам) продукция Сочинского хлебокомбината, в особенности пирожные. Судя по информации в сети, комбинат является победителем международных конкурсов, так что это не только мое субъективное мнение. Вопрос же заключается в том, чтобы найти аналог в Москве ;-). В Москве несколько сотен хлебокомбинатов и кондитерских цехов, но продукция ни одного из тех, что попадалась мне в магазинах, не соответствует высоким критериям. Напишите в комментариях, если кто-то пробовал сочинскую продукцию и нашел похожее качество в Москве. Заранее скажу, что Добрынинский, Венский Цех, Фили-Бейкер, У Палыча, Mirel - не соответствуют.
Это конечно решение. Но просто для его принятия нужно знать, что они сознательно не дают посуду
. Я прежде во многих апартаментах при недостатке чего-либо обращался к принимающей стороне и они моментально или на следующий день давали то, что надо (крышку или чайник, например). А такой вот минималистичный узаконенный набор посуды и отказ дать крышку - перебор, имхо.