Отель
Выбирали отель недалеко от склонов, с бассейном. Таких отелей оказалось немного, а из доступных – только Горки Панорама 4* в Горки Город 960, с завтраком шведский стол. Отель уютный, персонал доброжелательный.До подъёмника от отеля около 250 м по брусчатке и сотня ступеней. Пару раз удалось проехать к подъёмнику на маленьком отельном каре. Логичнее было бы сделать один-два паровозика, которые курсировали бы по всему Горки Город 960.
День 1-й. 22 февраля. Роза Хутор
Погода солнечная, в долине днём обещают +10. Решили кататься два дня на Розе Хутор. Подъём в 7 утра, 7:30 завтрак, 9:00 садимся на гондолу, чтобы спуститься в Горки Город 540. Там ждём около 10 мин рейсового автобуса. Многочисленные таксисты предлагают свои услуги – 300 р. Приходит автобус, водитель начинает обилечивать пассажиров через переднюю дверь. Не посадив всех, он закрывает дверь и уезжает. Теперь понятно, почему столько таксистов. Следующий приходит через 5 мин. Входим с лыжами через узкую дверь и отсчитываем 23 руб с чел.Примерно через 10 мин прибываем на Розу Хутор. Ски-пассы покупаем в кассах под Макдональдсом – там очередь меньше, сдаём ботинки в камеру хранения и в 10 ч мы на верхней станции гондольного подъёмника Стрела. В кармане лежит навигатор Гармин, который записывает весь дневной трек. По треку можно будет проанализировать пройденный путь и определить параметры склонов.
Верхняя и средняя части Ванкувера широкие, места достаточно, чтобы гонять, не мешая другим. Нижняя часть, общая для Ванкувера, Шамони и Нагано, несколько сложнее по рельефу, ориентирована на юго-восток и быстро разбивается. Там приходится медленно спускаться из-за обилия людей и узкого выката, на котором стоят люди у кафе.
Характеристики Ванкувера: верхняя плоская широкая часть – уклон 17 градусов, длина 300 м, перепад 90 м; средняя плоская широкая часть – уклон 11 градусов, длина 600 м, перепад 120 м; нижняя сужающаяся часть с неоднородным рельефом – уклон 10-25 градусов, длина 800 м, перепад 180 м.
Несколько раз спустился по Нагано. Верхняя часть Нагано прямая, около 850 м, с перепадом 220 м и уклоном 15 градусов, – вполне рабочая.
С Пика спускаемся по Горизонту и Незабудке к нижней станции Крокуса. Верхняя станция Крокуса находится выше Розы Пик на 150 м.
Спустившись вниз, уставшие, идём к автобусу. Тут снова очередь из-за обилечивания лыжников. Точнее это будет назвать сбором денег, потому что не все забирают билеты у водителя. При входе мало кто проходит до конца автобуса, и на следующей остановке, Газпроме, смогли ещё сесть всего несколько желающих. Ездить на городских автобусах в Красной Поляне неудобно.
Итог: 35 км спуска с суммарным перепадом 8 км.
День 2-й. 23 февраля. Роза Хутор
Утром в 10 ч снова поднялись на Стреле. Горное солнце прямо-таки жарит после пасмурной Москвы. Акклиматизация дает о себе знать, трудно сосредоточиться, а тут ещё жара. Внизу Волчьей скалы +4С. Друзья решили продолжить раскатку на Ванкувере. Несколько раз спустился вместе с ними. Потом ухожу посмотреть другие трассы. Поднимаюсь на Квартете до 1580 м, далее на Сказке до 1840 м и ещё далее на Кабане до 2160 м.Спуск вниз с Кабана не впечатляет – красно-синие трассы с плохим обзором, в основном узкие или разбитые в бугры. Похоже, основным его назначением была доставка олимпийцев к старту скоростного спуска на МОС. В свою очередь, Сказка доставляла к старту скоростного спуска на ЖОС, Квартет – к стартам мужского и женского супергиганта, Волчья скала – гиганта и слалома.
С Розы Пик спускаюсь по Тритону до развилки. Эта часть Тритона шириной 20-40 м, протяжённостью 800 м, перепадом 220 м и уклонами от 10 до 20 градусов. В конце средней части имеется небольшой сброс, на котором неожиданно получился прыжок. Видимо, засчёт простора скорость меньше ощущается.
Сверху Сказки, после небольшого пологого участка, на отметке 1755 м начинается Женский олимпийский спуск. С этого же уровня, выезжая на МОС, стартовали участники нынешнего Чемпионата России.
От верха Большой Сковородки до поворота вправо на трассу Озерная – широченный ровный участок длиной около 650 м, уклоном 17 градусов, перепадом 200 м. Благодаря большой ширине склона уклон кажется меньше и проявляется лишь неожиданно хорошим набором скорости. От съезда со Сковородки на Озерную до нижней станции Волчьей скалы перепад 300 м с переменным рельефом и средним уклоном около 11 градусов – вполне приличный маршрут погонять.
Если со Сковородки не сворачивать на Озерную, а ехать дальше прямо по Каскаду до сброса ЖОС, то от верха Сковородки до сброса ЖОС получится 1050 м длины и 300 м перепада – хороший прямой участок для тренировки гиганта. Было бы здорово, если тут был бугель.
К сожалению, бугеля нет, а чтобы попасть наверх Большой сковородки нужно делать пересадку на Квартет или гондолу. С Волчьей скалы без пересадки можно выехать лишь на середину Сковородки, потеряв почти 100 м её перепада. Но даже несмотря на это, маршрут Волчья скала + Озерная очень неплох. Прокатив его несколько раз, думаю, что уже пора пообедать. Вчера обед пропустил и хочется кушать.
Направляюсь прямиком в кафе Грелка. Комплексный обед (с 13 до 15 ч) из 4 блюд – 400 р. Отдельно можно взять только компот – 30 р. Симпатичная официантка помогла донести мне поднос до столика. Пол скользкий, и видимо уже были прецеденты кульбитов.
День 3-й. Роза Хутор
Друзья, устав от автобусных переездов, остались на Горной карусели, а я снова еду на Розу Хутор. Надо же проехать в гигантах по олимпийским трассам, найти Женский олимпийский спуск и начало Мужского олимпийского спуска, попробовать южные склоны. Погода по-прежнему теплая и солнечная. На стадионе – плюс 4, на Роза Пик – минус 2. Думаю, что немного погорячился, когда в январе сильно хотел увидеть Розу Хутор залитой солнцем. Но всё же жара лучше, чем плохая видимость. Переобуваюсь на Розе Плато, тут камера хранения удобнее, чем в Роза Долине.Сначала разминаюсь на Ванкувере. Низ уже поплыл. Пока не начали таять верхние склоны, поднимаюсь до верха Сказки и пару раз спускаюсь по МОС с 1800 м до Роза 1600. К сожалению, на этом участке уже много народу и появились бугры, не погоняешь. Если не ошибаюсь, эта часть называется «Эстонская труба».
Поэтому решаю снова ехать по Тритону, помня его интересную верхнюю часть до развилки. Прилично разгоняюсь и заранее готовлюсь к прыжку на сбросе. Вот он. Лечу. А где же склон? Что-то долго уже лечу. Тут главное – стойку не потерять. Наконец приземлился на задники, – ещё бы подольше и упал на спину. Опять недооценил этот трамплин и скорость. Надо было, конечно, предварительно осмотреть его, но жаль тратить на это подъём на гондоле. Дальше спускаюсь до Стадиона через МОС и Каскад, с вынужденными остановками.
К сожалению, не вижу на Розе Хутор маршрута, где сейчас можно было бы нормально потренироваться. Для этого нужен быстрый подъём и рабочий спуск без тормозов. Обычно для таких случаев вдоль подходящих участков ставят бугели. Перепада 200 метров вполне достаточно, а если больше – то ещё лучше. Лишь бы не остывать во время подъёма. В моём понимании тренировка подразумевает погружение в ощущения от спуска. При этом тело и мозг адаптируются к специфическим ускорениям и вырабатывают новые шаблоны поддержания равновесия. Для этого между спусками не должно быть длительных промежутков, чтобы не забывались ощущения, и тело не остывало. Также не должно быть отвлекающих факторов, например, вынужденных остановок из-за плохого обзора, скопления людей и прочих неожиданных препятствий.
Из того, что есть в данный момент, ближе всех к этому идеалу, пожалуй, маршрут Волчья скала+ Озерная. Озерная трасса – синий склон с виражами и небольшими сбросами. Сбросы разбиваются, но благодаря хорошим выкатам их можно проходить по прямой, снижая наверху скорость, чтобы оценить расположение людей. Решаю кататься тут до обеда. Ещё не попробовал маршрут Крокус + Примула на южном склоне, но там сейчас слишком тепло.
Для разнообразия решил сегодня пообедать в столовой отеля Райдерз Лодж. Шведский стол (с 13 ч до 16 ч) – 700 р, для постояльцев – 600 р. Не знаю, что было в 13 ч, но в 14 ч выбор скудный, хотя голодным не останешься. Компот, сок или чай – пей, сколько влезет.
Выйдя из Райдерз Лодж, осознал, что вернуться к основной зоне катания можно только через гондолу. Станция гондолы расположена на 30 м выше. Надо или идти пешком в горку, или спуститься на 10 м к подъёмнику Шале, подняться на нём 120 м и затем съехать к гондоле. Этот путь занял 13 мин. Размышляя о логистике курорта и порадовавшись, что почти нет очереди на гондолу, я отстегнул лыжи и прошел на посадку. Когда отъехали, понял, что еду вниз. На нижней станции от канатчика узнал, что я не первый, совершающий сей маршрут. Ошибка стоила мне 20 минут.
Раз уж я на гондоле, поднимаюсь с пересадками до конца, на Розу Пик. Путь от Розы Долины до Розы Пик занял 28 минут. Судя по схеме, МОС начинается от Виража. Проезжаю начало Тритона, весь Вираж, но начала МОС не нахожу. Спускаюсь через Большую сковородку и Озерную к Стадиону. Весь спуск с остановками занял 13 минут. Длина спуска 5,6 км, перепад 1380 м. Занявший первое место на олимпиаде Матиас Майер прошел весь МОС за 2 мин 6 сек (3,5 км, перепад 1075 м). Интересно было бы измерить своё время, но в виду исчезновения верхней части МОС, сделать это невозможно.
Подниматься на гондоле не хочется, – долго. Поэтому завершаю день на Озерной и Ванкувере.
Очередь на спуск через Олимпию – 18 минут.
Итог: 44 км спуска на лыжах с суммарным перепадом 11 км.
Анализ трасс на Розе Хутор
За три дня катания пришёл к заключению, что официальная схема трасс не соответствует действительности, как, впрочем, и предупреждали на кассе. Неточность схемы, в сочетании с недостаточным количеством указателей на слонах, дезориентирует.Над нынешним бугельным подъёмником трасса уходила налево в ложбину, пересекая Сказку. Далее следовал крутой сброс, с названием «Лесной обрыв», и трасса уходила вправо траверсом, с названием «Большой траверс». После траверса ЖОС проходила по Шамони, далее пересекала Нагано и шла по Каскаду до сброса «Одиночный прыжок» перед Стадионом.
Как самостоятельная подготовленная трасса ЖОС сейчас существует только в виде двух крутяков – один на старте и один перед Стадионом. В остальных местах он совпадает с Каскадом и Шамони (последний переделан в сноупарк), либо не ратрачен. Это и понятно – вне соревнований полностью готовить ЖОС бессмысленно из-за пересечений с другими трассами. Информация, что ЖОС полностью открыт, по-моему, должна сопровождаться примечанием, что часть его не подготовлена, а часть переделана в сноупарк.
Женский гигант начинался на Каскаде на отметке 1365 м и далее шёл по ЖОС, перепад 400 м. 1-е место заняла Тина Мазе (сумма двух попыток 2:36.87).
Мужской олимпийский спуск начинался на уровне 2045 м, имел длину 3495 м и перепад 1075 м. 1-е место занял Матиас Майер, со временем 2:06.23.
Чтобы попасть к бывшему месту старта, сейчас нужно проехать 150 м по Каскаду от развилки, от которой начинается Каскад (развилка находится на 30 м выше старта МОС). На схеме место старта МОС соответствует пересечению Аибги с Каскадом. Сейчас участок МОС от старта и до отметки 1800 м не подготовлен и не промаркирован, поэтому его и не удалось найти.
Мужской гигант стартовал с Большой сковородки на отметке 1370 м, где была временно сооружена разгонная горка. После сброса Озерный прыжок трасса уходила в овраг на Озерную и заканчивалась на Стадионе. Общий перепад 410 м. 1-е место занял Тед Лигети, со временем 1:21.08.
[Лара Гут (слева) и Анна Феннингер проходят Лесной обрыв на Олимпийских играх 2014 г (совмещенный снимок)]
Что можно сделать для улучшения катания на Розе Хутор? Для безопасного катания нужно обеспечить комфорт катающимся, прежде всего, улучшив логистику трасс, чтобы помочь катающимся сосредоточиться на спуске. Нужно минимизировать пересечения потоков начинающих и опытных лыжников. Они не должны мешать друг другу на сложных участках. Может быть, целесообразно огородить начало МОС и других сложных трасс сеткой с узким входом и предупреждающими знаками, чтобы уменьшить число непреднамеренных выездов на них неопытных лыжников. Сложные участки должны иметь возможность объезда, чтобы неопытные лыжники не создавали бугров и не мешали остальным. На участках склонов, подходящих для тренировок, установить бугельные подъёмники. Например, на Малой сковороде, на Большой сковороде, вдоль прямых участков Ванкувера, Нагано, Каскада и Обер Хутора. Сделать подъёмник от конца трассы Бумеранг до Розы пик, проложив, таким образом, альтернативный путь на южные склоны. Конечно, для нахождения оптимального решения требуется более тщательный анализ, в том числе, с математическим моделированием потоков. Но заниматься этим должны специалисты, а не дилетанты вроде меня.В целом, олимпийские трассы на Розе Хутор интересные, но, к сожалению, пользоваться ими неудобно, а местами вообще невозможно, из-за пересечения с другими трассами, разбитости или неподготовленности. Получается, что сегодня олимпийские трассы принесены в жертву другими трассам, неинтересным для опытных лыжников, или вообще никому не интересных, вроде транзитных узких серпантинов. Чтобы радикально разгрузить олимпийские трассы, необходимо выделить их в отдельную зону катания, предназначенную для опытных лыжников, с тренировочными подзонами, с системой бугельных подъёмников. Для менее опытных лыжников создать новую отдельную зону катания с синими трассами, по площади равную или превосходящую зону олимпийских трасс. На Газпроме, к примеру, полностью разнесли зоны катания разных уровней сложности.
День 4-й. Горная Карусель
Всё-таки хочется нормально потренироваться. С учётом теплой солнечной погоды, это можно сделать только на верхних северных склонах, а на Розе Хутор удобных высоких склонов, как я выяснил, нет. Сегодня остаюсь на Горной Карусели. Не надо ехать на автобусе!Сразу поднимаюсь в Цирк. Эх, жаль, что не сделал этого раньше. Температура минус 2, склон жёсткий, ровный. Перепад трассы – 230 м, ширина 30-60 м, уклон 11-22 градуса. Подъёмник небыстрый (6 км/ч, время подъёма – 7 минут), но зато очереди практически нет. В средней пологой части плохой обзор трассы – не видно, где люди на следующем крутом участке, но людей немного. Провожу тут весь день за разными упражнениями.
На подъёмнике крутят хиты 70-80х годов, вроде The Rain Song (Led Zeppelin). В тишине Цирка музыка звучит необычно. На мой вкус, естественные звуки лучше, но в небольших дозах хорошо подобранная музыка – тоже неплохо.
Столовых на Горной карусели нет, а в ресторане долго ждать. Подкрепляемся у Бистро в Цирке, очереди нет. Пицца вполне съедобная. Пока её готовят в печи, можно ещё один раз спуститься.
День 5-й. Горная Карусель
То же, что вчера, только на слаломках. Пасмурно, плохо видно склон и катание получается не вполне рабочее. Приехавшие позавчера старые друзья подначивают: ну покажи, как катаешься. Показал. На одной из незамеченных кочек потерял равновесие при перекантовке и упал. Отстегнувшаяся лыжа ударила по ноге. Думал, ссадина. Вечером оказалось, что глубокий порез. Среди друзей были два врача, один из них хирург. Сказали – лучше зашить, дело простое. Пошли вместе в травмпункт спросить шовный материал. Там его не оказалось: «это только в Красной поляне, у нас тут условий нет». Травмпункт в Горки Город 960 – маленькая бытовка. Вспомнился случай в Андорре – там до стационарного травмпункта со всеми условиями, включая рентген, можно добраться на лыжах. Ехать в Красную поляну совсем неохота – долго и неудобно. В итоге фельдшер Миша туго стянул рану пластырем, предварительно обработав перекисью. Получилось вполне качественно. Спасибо ему. К счастью, рана не сильно помешала кататься. Этот случай напомнил, что для безопасного катания нужна концентрация на процессе спуска, и ни на чём другом.День 6-й. Горная Карусель
Погода снова солнечная, тёплая. В интернете хвалили G склоны на Газпроме. Но Газпром расположен ниже и, возможно, тает, поэтому не стали рисковать. Катаемся на Горной карусели.Отъезд
Утром завтракаем, собираем вещи и спускаемся к бесплатному автобусу от Горки Города 540. Он уже заполнен. В него от силы человек 15 может сесть с багажом. Сделали бы предварительную запись, что ли, или автобус нормальный. Едем на рейсовом. Хорошо, что они ходят почти каждые 15 мин. Вариант электрички отпал сразу – до неё ехать на автобусе, потом ждать (ходят раз в два часа), снова автобус до аэропорта, – и всё это с багажом. Уж лучше на городском автобусе без пересадок, прямо до входа в аэропорт. Ну или такси - 1500 р.Аэропорт новый, вполне современный, есть даже внутренний дворик для отдыха.
отличный анализ !