О том, что горнолыжный кластер Сочи – визитная карточка России, о рынке проката снаряжения, о том, что Поляна — это идеальное место для жизни и бизнеса... Обо всем этом поведал сооснователь сервиса проката горнолыжного снаряжения GetSki Кирилл Кочергин.
Помните девушек и юношей в синей униформе, которые встречают всех в зале выдачи багажа в аэропорту Сочи? Они еще с ходу задают вопрос: «А Вы будете кататься на горных лыжах?». А если вы замешкались, то сразу предлагают обеспечить вас прокатной снарягой с ног до головы. Вспомнили? Ну вот, это и есть GetSki.
Так случилось, что мне самому выпало заказывать лыжики для ребенка в этом прокате, и, честно говоря, был приятно удивлен их адекватным сайтом и всеми последующими моментами коммуникаций.
Нет, не могу сказать, что все было идеально. Чай в прокате вроде чифиристый, а прокатчики какие–то тихие, чуть не отпустили мелкого в ботах на размер больше.
Наверное, их Куба своим глубокопрорайдерским видом смутил))).
Но, в целом, прокат необычный, со своим уникальным стилем, можно сказать, ньюскульный.
Стало любопытно кто же этот бизнес раскручивает. И вот, спустя пару недель, сижу с совладельцем "ньюскульного" проката, в Москве в кафешке, с видом на вечную стройку и парковку на Ботаническом саду.
Всегда было интересно, как люди начинают новые бизнесы. Кирилл, откуда вообще взялась эта идея, какая предыстория?
Идея связана с попыткой сбежать из Москвы. Тут как-то очень быстро проходит жизнь, запросто можно полдня в пробках провести. Когда работаю в Москве — за два дня устаю, а в Поляне могу спокойно семь дней пахать. Там я чувствую, что живу, а здесь просто проживаю жизнь.
И там за чашкой кофе у тебя вид на горы, а тут… на парковку.
Я москвич, родился и вырос тут, учился в Авиационном Институте, работал в строительстве объектов связи.
Когда появились дети, начал понимать, что тут в Москве жизнь проходит, в какой-то момент поймал себя на мысли, что в одно прекрасное утро проснусь 72 летним стариком, вокруг внуки, и ВСЁ...
Надо было что-то менять.
У одного моего товарища прокат автомобилей, и, к примеру, он сдавал hyundai solaris за 2000 рублей в день, при тогдашней стоимости машины 700.000 рублей.
Стоимость лыж 30 тыс. рублей, и показалось, что это неплохая идея — сдавать лыжи в прокат в три раза дешевле чем машину, при стоимости актива в 20 раз меньшей. Соорудили бизнес модель, просчитали, она полетела.
К этому моменту я объездил полмира катаясь на горных лыжах, и когда открыли обновленное к Олимпиаде горнолыжное Сочи, я понял, что это лучший горнолыжный курорт в мире. По крайней мере по соотношению цена/качество. Первый раз я тут был, в 2008, катался на старой Альпике и могу сравнивать.
То, что сделано за 10 лет, восхищает — Сочи стало визитной карточкой России!
Происходящее сейчас в Красной Поляне можно сравнить с Кремневой долиной, сюда съезжаются уникальные люди. Они другие.
Например, не воруют. Мы открылись в 2016, и в первый год еще не было системы учета, сотрудников набрали по объявлениям, и было всего 550 прокатных комплектов. Поскольку я из стройки и знаю, как это бывает, так что был готов к тому, что в конце сезона недосчитаемся около сотни комплектов. Весной собрали, посчитали - все 550 на месте.
Здесь собираются своеобразные пассионарии. Это люди, которые уехали из своих городов, городишек и поехали за какой-то мечтой, это необычно для России, все-таки у нас подвижность населения гораздо меньше, чем на западе. И эти люди нацелены на предпринимательство, кто-то делает гитары, кто-то выращивает киви, кто-то занимается резьбой по дереву.
Модель взлетела и начали строить бизнес?
Да, в общем мы соединили модель доставки и модель проката. Мне кажется - это актуально, наступает эра совместного использования всего, своеобразный коммунизм, плюс эра доставки и логистики. Люди готовы к совместному использованию, и хотят обладать материальными благами, но не очень хотят за ними ходить.
Мы зашли с такой системной моделью, и это дало нам определенные преимущества.
Я, тут в Поляне, в этом бизнесе полностью реализуюсь. За плечами физмат школа, и мне это все очень интересно. Логистика проката непростая, особенно если он с доставкой, отвезли комплект, а потом надо довезти что –то еще. У нас четыре проката, большие перемещения оборудования, большой учет: 2300 лыж, 20 тыс. клиентов в год, 60 тыс. лыжедней.
Мне кажется мы единственные, кто всё считает. Например, большинство прокатов сдают лыжу, скажем, по 500 рублей и считают, что она в «работе» весь сезон 100 дней, и они заработают на ней 50 тысяч, но этого, конечно же, не происходит. Мы по каждой конкретной лыже можем дать статистику, сколько и где она работала и заработала.
Так что мы очень внимательно считаем затраты, а они у нас есть, мы же даем качественный сервис. Например, у нас стоят дезинфекторы по 360 тыс. каждый, для обработки ботинок специальной жидкостью, сушилки фирменные стеллажи, а не нечто из фанеры и досок. В этом году из-за бесснежного Нового Года 150 комплектов под списание — клиенты поломали лыжи/доски на камнях. Много всего набегает.
Никто не занимается реальным учетом затрат так глубоко, как мы. На построение системы учета мы потратили 3 года, логика проката сильно сложнее просто доставки чего-либо… Созданная система учета и движения материальных средств — тотальна и по-своему совершенна. Теперь мы можем масштабироваться на прокат в любой сфере.
У нас очень структурированный бизнес. Встречающие люди в аэропорту, это только часть системы. Всего у нас 38 каналов продаж. Поскольку я сам из связи, мы подключили разные интересные фишечки. Например, умеем собирать номера телефонов, пользующихся местными wifi спотами, и можем отправлять смс на приезжающих в роуминг абонентов.
Какая доля клиентов заказывает доставку?
По деньгам — 24% приносят заказы с доставкой. В пике сезона на линию выходит 18 машин доставки
Мы возим сразу три пары ботинок на примерку, поскольку ботинки по ноге — это очень важно.
В Европе, например, в прокатах ботинок меньше чем лыж, а у нас, наоборот в два раза больше. А все потому, что там клиент уже искушенный, он едет со своими ботинками, которые однозначно подходят, а в прокат берет все остальное.
То есть вы доставили лыжи, но сдавать надо в прокате?
У нас есть услуга SkiBack - за 300р мы забираем лыжи откуда угодно. И, кстати, есть еще сервис сезонного хранения, там разные опции, в частности, за 5 тыс. руб. мы весь сезон храним и подвозим/увозим в отель.
Это круто, особенно для лыжников выходного дня, я как раз недавно изучал эту тему.
А что с конкуренцией, насколько плотный рынок?
На момент старта проекта тут было около 60 прокатов, и спустя 4 года их столько же, единственное изменение — ежегодно треть меняет владельцев.
Но это «пешеходные» прокаты, мы со своей моделью доставки с ними даже не пересекаемся.
Хотя, в первый год была жесть, нас пытались всячески вытеснить, запугать…
Сейчас, по большому счету, мы конкурируем только с прокатами Курортов и это самая большая наша проблема.
Спокойнее всех Газпром, Роза нас не любит, а курорт Красная Поляна просто самый выдающийся. Наша основная точка продаж (круглосуточная) находится прямо напротив их подъемника. И они почему –то запрещают нам в этом офисе продавать их скипассы! Да, мы еще торгуем скипассами.
Это же надо додуматься! Мы отправили огромное количество людей на Газпром и в Розу Хутор, вместо того чтобы поставлять им клиентов. Проходимость этой точки 300-400 посетителей в день. Они очень странно себя ведут.
Нас трудно остановить. Мы единственные в Поляне создали реальный бренд. В следующем году пойдем франшизой в Архыз. Мы партнеры AFP, Jones, Fischer, к нам сам (!) пришел Редбул.
Чем занят прокат в межсезонье?
Да, это большая проблема, каждый апрель «карета превращается в тыкву». Летом прокат велосипедов, но он пока не способен обеспечит нужный денежный поток, так что 80% персонала сезонные.
Да, уже в конце марта начинаются проблемы, казалось бы, самый бархатный горнолыжный сезон март-апрель: снег, солнце, отличные дни, а людей приезжает минимум.
Но, ничего, рынок активного отдыха в России растущий, а мы в правильном месте.
Вообще, Красная Поляна это некое Эльдорадо. Приезжает из Сибири или с Урала человек с деньгами. Смотрит - «О море!», «О гора»! Это значит можно между морем и горами за полчаса катать. Так и есть. Дальше существуют три типа инвесторов, либо отель, либо ресторан (с пельменями), либо прокат.
И вот вам результат: итого 360 отелей, 250 ресторанов и 60 прокатов.
Потом стройка и открытие чего-то очень помпезного и крутого. А в марте месяце все это начинает закрываться, сворачиваться, панически продаваться или распродаваться. Посмотрите оборудование для кухонь на Avito… мне кажется Сочи снабжает кухонной техникой - кофеварки, плиты и т.п. всю страну.
Москва, конечно, тоже Эльдорадо, но грустное Эльдорадо. А в Поляне все весело и задорно, все с идеями)).
интересно. :)