История появления горнолыжных курортов. Артефакт из 60-х. Часть 1
Не круглая дата
1 января 2020 года исполнилось 52 года с момента образования детской горнолыжной школы в Красной Поляне. 60-ые года прошлого века начался первый бум развития горных лыж в Советском Союзе. Строятся канатные дороги, открываются первые горнолыжные курорты. Но для освоения склонов в Красной Поляне понадобился человек с невероятным желанием, пробивным характером и верой в непременный успех.
Знакомьтесь – Светлана Моисеевна Гурьева, с неё и её детской горнолыжной школы началась история горнолыжных курортов Красной Поляны.
Ирония судьбы или улыбка
...заключается в том, что возникновении краснополянской детской горнолыжки не малую роль сыграл уже существующий тогда ГЛК в Терсколе. Именно там успешно работала директором горнолыжного интерната Светлана Моисеевна и трудился тренером ее муж - Гурьев Дмитрий Алексеевич. Но возникла проблема – уровень преподавания в местной общеобразовательной школе был, мягко говоря, не очень высоким. И у ее выпускников не было никаких шансов поступить в ВУЗ. Именно это обстоятельство с подвигло перебраться супругов в Красную Поляну, где на тот момент краснополянская школа считалась лучшей на юге, на Кавказе.
По счастливому стечению обстоятельств, горноклиматические и ландшафтные условия Красной Поляны в конце 60-х годов максимально соответствовали требованиям создания горнолыжных трасс. Об этом Светлане Моисеевне рассказали знаменитые альпинисты братья Малейновы. Они же упоминали о довоенных изысканиях под горнолыжку. Но этого было мало. Для выделения ресурсов (подъемники, помещения, горнолыжный инвентарь) под строительство горнолыжной базы требовался больший повод, чем просто создание горнолыжной детской школы.
И Светлане Гурьевой удалось «пробить» это место под тренировки сборной СССР по горнолыжному спорту. Этот проект принес ресурсы и деньги под строительство подъемников в Красной Поляне.
Первый горнолыжный след 6 декабря 1968 года
Именно в этот день Семья Гурьевых (Светлана, Дмитрий и их сын), недавно появившаяся в Красной Поляне, на глазах у изумленных аборигенов, решила опробовать свежевыпавший снежок. Фурор среди местных произвело уже одно появление новоселов на улице — в ярких импортных костюмах из эластика, горнолыжных ботинках, с лыжами на плечах.
Из интервью Светланы Моисеевны Гурьевой журналу ИТОГИ:
- На нас смотрели как на ненормальных. Говорили: «Да тут невозможно кататься! Тут такой липкий снег». Я отвечала: «Вот сейчас растопчем, и вы увидите, как тут можно кататься!» Сделали импровизированную трассу и стали по ней шарашить.
Вторым важной вехой стала ее статья в 4 номере журнала «Техника Молодежи» за 1969 год. Надо сказать, что в то время этот журнал был супер популярным - как сейчас National Geographic или Популярная Механика, а тираж достигал 2 млн экземпларов. Вот ее содержание (синий текст):
СОЧИ: МОРЕ, ГОРЫ, СНЕГ, СПОРТ
«Сколько их было, разведывательных вылетов! И летом, и зимой... Все три горы, три сестры Аибги, знакомы, кажется, до последнего камешка: облазали их и посуху, и в дождь, и в метель. Задание, поставленное перед изыскателями Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР, сводилось к следующему: выяснить возможности спортивного освоения района Красной Поляны. Впервые подобные исследования в горах были поставлены у нас, что называется, на широкую ногу. Ученые из проблемной лаборатории снежных лавин географического факультета МГУ объединились со специалистами по горнолыжным трассам.
от kuba: Да, начиная с 1967 года Красная Поляна стала объектом пристального изучения на предмет возможности развития как горнолыжный регион. В этот год супруги Гурьевы по заданию комитета по физической культуре и спорту СССР выехали для изучения обстановки в район поселка Красная Поляна. Они подробно изучали местность в течении месяца, осмотрели практически все склоны вокруг Красной Поляны с целью выбора места для размещения Республиканской горнолыжной детско-юношеской спортивной школы (РГДЮСШ). В итоге остановились на склонах близ ручья Ржаного (25 лет спустя здесь началось строительство ГЛК «Альпика-Сервис»). Зимнее обследование Дмитрием Гурьевым подтвердило правильность выбора места под горнолыжную базу. И 1 января 1968 года Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР была образована РГДЮСШ Красной Поляне.
Восторженные прогнозы энтузиастов горнолыжного спорта, давно приметивших аибгинские склоны, полностью оправдались. Оказалось, что здесь самое обильное в Российской Федерации. снегозалегание — зимой меньше двух метров не случается! На самом же хребте, на высоте 2400 м, снег не тает круглый год. Обилие солнечных дней, необходимая влажность воздуха, атмосферное давление, не требующее от спортсменов акклиматизации — все это постоянные плюсы краснополянской погоды.
Немало задач пришлось решить проектировщикам трасс. Склоны здесь такие, что самое трудное — выбрать наивыгоднейший по экономическим меркам маршрут. Именно точный расчет, желание избежать лишних строительных затрат, вынуждали спортивных специалистов отказываться от соблазнительных трасс, «приготовленных» самой природой.
Но вот разработаны и одобрены проекты. Принято решение создать в сочинской Красной Поляне республиканскую комплексную учебно-спортивную базу. И, хоть строители пока только набирают темпы, уже можно рассказать о том, каким будет горнолыжный комплекс неподалеку от Черного моря.
от kuba: Так в 1969 году возник горнолыжный комплекс получивший в последствии название «Спартак», под ведомством Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР.
Изначально база планировалась для советской сборной. Было установлено три бугельных подъёмника с нижней точкой 540 м и верхней 750 м над уровнем моря. Такая высота принесла, разумеется, и проблемы со снегом, поэтому бугеля были переносные с возможностью установки их на более высоких точках.
Тренировки сборной были организованы циклами: четыре дня на снегу, затем четыре дня на побережье и обратно в горы, спортсмены находились под постоянным медицинским наблюдением — шла интенсивная научная работа. Тренировки проводились до середины июля, именно до этого времени снег на хребте Аибга позволял проводить полноценные занятия на склоне. Впрочем, через некоторое время из-за появления более высокогорных баз и небольших «снежных» проблем, тренировки сборной прекратились, что сделало склоны Красной Поляны доступными для всех желающих.
Трасса скоростного спуска для мужчин начинается с высоты 1550 метров над уровнем моря. Она проложена по интереснейшему рельефу спадов и контруклонов, стремительных, прямо-таки бобслейных, желобов и почти ровных полок. Трасса эта ни в чем не уступит лучшим зарубежным. Ее проектировщики использовали богатый опыт, накопленный и у нас в стране и в ведущих горнолыжных державах — Австрии, Швейцарии, Франции. Спортсмен, набравший на головокружительном спаде скорость в полтораста, а то и больше километров в час, сможет дать секундный отдых мышцам и нервам на спокойном участке. Ведь впереди следующий скоростной этап. Вся дистанция построена именно по этому принципу гармоничного сочетания нагрузок и передышек.
Средняя Аибга сделала подарок женщинам. Наконец-то у них будет свой скоростной спуск. Женскую трассу отличает необыкновенная, как говорят спортсмены, мягкость профиля спуска. Ее-то и недостает уже освоенным в нашей стране склонам.
Трассы гигантских слаломов, женского и мужского, сольются в одну спокойную полосу шириной в 70 метров. В стопятидёсятиметровый размах впишут сложное сочетание виражей участники и участницы состязаний по специальному слалому.
Причудливые нити всех дистанций вьются по одному склону и оканчиваются на одной площадке, где и будут финишировать спортсмены, соревнующиеся в альпийском многоборье. Рядом с финишем поднимутся судейские сооружения, а на удобных трибунах разместится несколько тысяч зрителей.
Площадка столь велика, что на ней будет устроена большая стоянка для автомашин. Здесь же нижние станции подъемников. Пока намечено протянуть две канатно-кресельные и четыре буксировочные дороги. За час они смогут поднимать до полуторакилометровой отметки 1600 человек. Думается, такая мощность заведомо мала. Ведь полюбоваться красотами Кавказа захотят и туристы, которых и сейчас уже манит Красная Поляна. Опыт приэльбрусских спортивных баз лишний раз убеждает в этом. А в Сочи «проблема подъемника» станет еще острее.
Рядом с финишной площадкой будет построен пансионат. Он предназначается специально для спортсменов. 500 участников соревнований удобно расселятся в красивом, светлом здании. Интересные сооружения решено возвести и наверху, у стартов. Они так и названы — стартовыми домиками. В них спортсмены смогут переодеться перед выходом на трассу, получить необходимую медицинскую помощь, подремонтировать лыжи и отрегулировать крепления. Телевизионные установки помогут следить за ходом борьбы. Судьи будут вызывать горнолыжников на старт по радио. И после того, как динамик отсчитает предстартовые секунды, спортсмен начнет спуск прямо с «порога» домика.
Красная Поляна, очевидно, сможет со временем принять и летающих лыжников, и саночников, и бобслеистов. Уже начат следующий этап спортивной разведки. Специалисты прикидывают, где бы установить трамплины, проложить санные трассы. Конкретнее оцениваются возможности «заселения» высотного этажа Аибгинских гор.
А пока, с января нынешнего года, здесь, в красивейшем районе курортного Сочи, работает республиканская детско-юношеская горнолыжная спортшкола. Ребята получают первые уроки стремительного спуска. Уже проектируется новое школьное здание с большим тренировочным залом и плавательным бассейном. И пусть сегодня Красная Поляна все еще снежная целина. Будущие мастера уже проложили по ней первую лыжню».
С. ГУРЬЕВА директор Краснополянской горнолыжной спортивной школы 1969 год.
Рисунок В. Овчинникова
Интересная деталь – авторский текст первого варианта статьи заканчивался абзацем:
«Если Советский Союз когда-нибудь получит право на проведение зимних Олимпийских игр, то это будет только Красная Поляна, город Сочи».
Гениальное пророчество Светланы Моисеевны, которое сбылось спустя 45 лет!
Но такая концовка не прошла цензуру (вопрос о выпуске статьи решался на уровне Центрального Комитета КПСС), в итоге оставили упоминания о сооружении трамплинов, санных трасс - олимпийских видов спорта.
В то время просто так никакие статьи не появлялись. Все происходило в рамках советской цензуры.
Статья писалась под впечатлением от поездки на Олимпийские игры 1968 года в Гренобле, именно там Светлана Гурьева загорелась мечтой об Олимпийских играх в Сочи. Публикация в ТМ в те времена, была ни больше ни меньше — заявкой на получение ресурсов развития горнолыжного потенциала Красной Поляны.
Все статьи проходили одобрение высших инстанций, так что публикация была серьезным аргументом.
Между тем комплекс продолжал развиваться. Были установлены вагончики для школы. 1972 год - смонтированы четыре стационарных подъемника «ВЛ-200» производства ЧССР
1974 год - «ВЛ-1000», который вскоре получил название «Ленинградка».
Это очень быстрое развитие для той поры. Светлане Гурьевой удалось заручиться поддержкой руководителей Спорткомитета РСФСР Алехина и Захавина и только с их помощью получилось добиться таких темпов.
1976 год - Москва выиграла право проведения летней Олимпиады 1980 года в 1974 году. На олимпийскую стройку брошены все материальные и людские ресурсы страны. Гурьевых «выдергивают» в Москву для работы в Спорткомитете СССР. Светлана Моисеевна становится спортивным директором центра подготовки олимпийских сборных в подмосковном Новогорске.
Светлана Гурьева: «Тоже было интересное время. Но это было просто работой. Я мечтала об Олимпиаде в Сочи».
Хочу отметить, что Светлане Моисеевне удалось не только построить школу, но и собрать отличный коллектив тренеров: Павел Алексеевич Шумихин (Урал, г. Пермь), Тихонов Ю. И. (г. Ленинград), Николай Михайлович Кононов.
Светлана Моисеевна сейчас является почетным членом Российской федерации горнолыжного спорта.
Закат и возрождение
Увы! Любой лишенный энергии процесс со временем останавливается. Отъезд Гурьевых лишил комплекс «Спартак» самого главного движителя. Комплекс какое-то время передавали с рук на руки, из одного спортивного общества в другое, пока окончательно не закрыли в 1992 году. Но в этот же год образовалась «Альпика – Сервис» - компания задачей которой было строительство современного горнолыжного курорта.
Но это уже другая история…
Р.S. Обратите внимание на рисунок мастер-плана из журнала «Техника Молодежи». Трассы нарисованы от устья р. Ржаного в сторону черной Пирамиды, правее (орографически) водопада «Поликаря» («Штаны» на местном жаргоне). И по сути, проходят по Восточному сектору курорта «Красная Поляна» (бывш. «Горки Город»). Остатки опор буксировочных дорог до сих пор можно найти на этих склонах.
И, кстати, от базы МО «Красная Поляна» в направлении верхней вертолетной площадки тоже был буксировочный подъемник история которого мне не известна, но судя по остаткам он тоже из начала 70-х.
Интересно, что 5 годами ранее в журнале «Техника молодежи» была напечатана статья о перспективах развития горных лыж в Гагре. Но там не нашлось «двигателя» для воплощения.
В статье использованы материалы из журналов "Техника Молодежи", "Русская зима", "Итоги", DER SPIGEL и фото с сайта farhad1958.livejournal.com, privetsochi.ru, funsochi.ru
Спасибо! Познавательно и содержательно...