кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны,
нам будет проще поменять Конституцию.
Леонид Тягачев,
президент Олимпийского комитета
России с 2001 по 2010 год
Время лечит. Время все расставляет на свои места. Время забирает негатив, оставляя светлые и теплые воспоминания. Но при всем при этом время не может отбить память, отформатировать то, что вас ранило или глубоко тронуло.
Сложно сказать, в каком году я первый раз оказалась на Красной поляне, это было точно летом и до 2000 года. Утопающая в зелени природа дарила нам прохладу, а мчащаяся Мзымта осталась в моей памяти прозрачно-каменистой…
На горнолыжном курорте я оказалась в 2011 году, после новогодних праздников. Тогда мне сказочно повезло с погодой или погода была еще иной? Снежно, солнечно и немного прохладно. Я ездила кататься из Адлера, погружаясь в сон на обратной дороге. В то время уже бурно шло строительство, страна готовилась к зимней Олимпиаде…
Из года в год Поляна для меня не преображалась, а менялась. Как я сейчас понимаю, это правильное слово. Убеждает в этом общение с коренными местными жителями, которые навсегда потеряли все то, что у них было. Лес. Горы. Самшитовые рощи, занесенные в Красную книгу. Форелевое хозяйство. Рыбу в реке. Микроклимат.
Они потеряли это все не в одночасье. Потери происходили и продолжают происходить ежедневно, только это сложно заметить нам, тем, кто приезжает на неделю-другую «катнуть».
Удар № 1 от Олимпиады
Про трагедию, случившуюся с самшитовым лесом, я узнала на презентации журнала GEO (№11 (211), ноябрь 2015).Парадоксально, но факт: в вечнозеленом Сочи оказалось недостаточно зелени, чтобы облагородить только что застроенные территории к Олимпиаде! Деревья и кустарники стали закупать за рубежом. Спешка и разного рода обстоятельства сложились так, что в 2012 году на саженцах, привезенных из Италии, была обнаружена огневка самшитовая. Сейчас это прожорливое насекомое заканчивает с вековыми деревьями на территории Абхазии. У нас их уже нет (подробнее – в статье журнала GEO «Чужие», автор – Надежда Гребенникова, стр. 55-64). Сейчас самшит должен был бы цвести небольшими желтовато-белыми цветочками с таким непередаваемым прекрасным запахом, от которого разворачивается душа… Пчелы должны были бы сейчас пойти на опыление… Но самшит уже никогда не зацветет. Нет растения, ровесника мамонтов. Нет реликтового леса, насчитывающего 4 и более тысяч лет. Накануне трагедии, за год до нее, власти не разрешили провести газопровод в две деревни, в которых проживает не одна сотня людей, так как нужно было бы вырубить с десяток деревьев. Здесь самшит отстояли, а в следующие 3 года так и не смогли спасти от насекомого.
Удар №2 от Олимпиады
Как связать Адлер и Сочи с горами, где должны были проходить соревнования Олимпиады? Конечно же пустить современные авто и жд магистрали!Грузовой порт, построенный к Олимпиаде, не выполнил задуманной функции по приему песчано-гравийной смеси (ПГС), а после затонувших барж, пришедших из Турции с грузом, вообще прекратил прием инертных материалов. К тому же назрела проблема высокой стоимости ПГС для строительства олимпийских объектов и отсыпки полотна для ж/д и автодорог. Наложившиеся друг на друга проблемы – стоимость и отсутствие материалов от турецкого подрядчика – решили за счет повторного введения закрытых ахштырских карьеров – Каменского и Ахштырского, а также добычи гальки и известняка из рек Шахе, Псоу и Мзымта. Несмотря на поручение Дмитрия Медведева, после знакомства с материалами, предоставленными Экологической Вахтой по Северному Кавказу, закрыть все незаконные карьеры на территории Национального парка, ничего закрыто не было. Поручение Президента проигнорировали. Так горы – Верхняя Каменка и Ахштырь были переработаны для получения нужных материалов. Уровень Каменки с 500 м был доведен до 0. Если представить территорию «верхнего кластера», то есть поселка Красная поляна, в виде чаши, то с одной из ее сторон получился откол. В реках был нарушен их водный баланс, а также за счет выпрямления Мзымты – увеличена скорость потока. Именно по этой причине, а также потому, что было построено дополнительно 6 новых железнодорожных тоннелей и 3 автомобильных длиной от 100 м до 4,5 км (к имеющимся ранее 3-м), нарушился микроклимат Поляны. Кроме всего прочего, долину как бы выпрямили, вырубив лес, выпрямив все, что можно было спрямить. Так теплый морской воздух, ранее задерживаемый горами, извилистостью долины, стал беспрепятственно проникать по прямой на курорт. Снег, привычный для зимних месяцев, превратился на Красной поляне в дождь. Потоки воздушных масс утром идут с севера, а вечером – с юга. Если раньше ночью и утром холодный воздух держался в долинах трехтысячников и, спускаясь вниз, там же и оставался, то сейчас воздушным массам ничто не мешает для быстрого прямолинейного выхода. С юга идет теплый воздух, который и проникает на Поляну. Температура повысилась по разным оценкам на 5-8 оС, в частности, по словам В.В. Кимаева, члена совета общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу»
Удар №3 от Олимпиады
Как строили горнолыжные трассы, и как продолжается их строительство?Деревья, которые мешали прокладке трасс, вырубали и складывали в ущелья, засыпая сверху землей. Это продолжают делать и по сей день собственники курортов Роза Хутор, Газпром, Альпика Сервис и Горная карусель. И здесь опять все не слава Богу, потому что неправильно утилизированная древесина служит благодатным раем для короеда, который вылезает из своего логова и пожирает то, что еще не успели вырубить. Если в 2013 году лес еще был, то год от года он все более напоминает торчащие из земли палки. К тому же образуются сходы, селевые потоки. Опоры, которые должны стоять и удерживать необходимую инфраструктуру, попросту падают, поэтому Альпику Сервис и не могут до сих пор запустить.
Сейчас Роза Хутор идет к Энгельмановым полянам (Национальный природный заповедник), в сторону озера Кардывач (2472 м над уровнем моря), откуда берет свое начало р. Верхняя Мзымта (протяженность реки – 95 км). Несмотря на свой национальный статус, лоббирование проходит таким образом, что земли будут переходить в распоряжение горнолыжного курорта, собственники которого будут продолжать свою деятельность с нарушением всех экологических норм и законов. Капитальная дорога уже строится.
Проблем и болезней Олимпиада оставила намного больше... С аналитическим докладом «Экологической вахты по Северному Кавказу» «Сочи-2014: десять лет без права на закон. Как строили “лучший мир”» можно ознакомиться здесь:http://ewnc.org/files/sochi/Doklad-Sochi-2014_EWNC.pdf.
Постолимпийское наследие
Суммы, которые были вложены в трехнедельное амбициозное тщеславие, – дело прошлое. Однако это прошлое должно было стать не только красивым настоящим, но и светлым будущим для всего южного региона и страны в целом. Сумма, 1 трл. 500 млрд. рублей, израсходованная на самую дорогую Олимпиаду всех времен и стран. Это 1/10 от расходной части прогнозируемого бюджета России на 2015 год (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/1394939) или бюджет, отведенный на всю национальную безопасность и правоохранительную сферу на 2015 год! Или, еще пример, это годовой бюджет на образование (592), здравоохранение (406), культуру и кинематографию (98), физкультуру и спорт (75), охрану окружающей среды (56) и еще останется чуть ли не 1/3!В итоге, где же соревнования международного уровня? Где наши тренирующиеся спортсмены? Где заинтересованность в постолимпийском наследии иностранного сообщества? Госкомспорт молчит ровно так же, как и сами объекты.
Однако можно переходить и к нам, людям, о которых, вроде и подумали, да до конца не довели, бросив где-то посередине. (
Как известно, в России две беды – дураки и дороги. О первых говорить можно, но чем тоньше и незаметней, тем лучше. О вторых – больно, но иногда можно.
Например, тактильная плитка (для слабовидящих) уложена так, что люди, для которых она предназначена, либо вылетают прямо на дорогу под колеса машин, либо врезаются в фонарный столб, либо – в забор.
О сквозных проходах в Эсто-Садке решили не заботиться, вели себе по прямой забор, да и все, поэтому мы, живя практически напротив Горной карусели/остановки, ежедневно таскали на себе горнолыжное оборудование, наматывая километровые крюки. Что касается тротуаров на ул. Березовой, в наличии присутствующих и по кадастровому плану, и по проекту, то их нужно постараться разглядеть, а если у вас это не получится, то, переплывая одну из луж меж «грамотно» сделанных стоков, стоит потесниться на трассе, уступая дорогу очередной машине…
Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда.
Это, безусловно, так, но ни одна одежда не сможет выдержать таких подарков, когда снизу вас поливает, а наверху – метель и туман. И пока ты, спускаясь с Розы Пик (2320), попадешь в район 1600 м, тебя, подмороженного и покрывшегося корочкой, встретит проливной дождь! Креселки, которые хоть как-то защищены от непогоды, все равно приезжают мокрыми. Ты садишься на них, и раз за разом суше попе не становится. Но тебе все ни по чем! Ты радостно мчишься по буграм (лично я от них была периодами в восторге), лавируешь меж камнями, встречающимися изо дня в день на одних и тех же местах, замеряя скорость, согреваясь немного, сглатывая капли с балаклавы, скопившиеся от дыхания и дождя, протираешь каждые 5 секунд маску, аккуратно пропуская шумахеров или обгоняя случайно забредших новичков, и это здорово, несмотря на то, что в тумане кататься не очень прикольно! И непременно в моей памяти останется тот единственный спасительный теплый туалет на Пике, в котором я согревалась и пыталась хоть немного просушить себя. Только благодаря стечению обстоятельств я поняла, что такое быть слепым… Это было страшно, но важно понять.
Итак, после часа дня, дико замерзшая, я совершила второй заход в спасительную комнату, а когда вышла, на Пике не было ни души! Только сотрудники мобильной машиной разгребали снег.
- Где все? – спросила я.
- Все уже внизу! Вы откуда?
- Я грелась в туалете… - протянула я. - И что мне теперь делать?
- Просто аккуратно спускайтесь.
- Но ничего же не видно! Вообще ничего, даже оградительных палок…
- Ну, как-нибудь потихоньку спускайтесь. Вы же знаете трассу.
- А что, вообще никого нет, с кем бы вместе можно было спуститься?
- Нет. Все уехали…
И вот здесь я испытала такой страх, что не пожелаешь никому…! Но я не жалею, что этот спуск в плотном тумане в одиночку с Пика и до верха Сказки у меня был. Я остановилась около Сказки, чтобы запечатлеть на видео на память и для истории подарок природы. Через несколько минут из тумана, как призрак, в черном длинном плаще выехал человек. Он подъехал ко мне.
- Лучше вам здесь не стоять, а аккуратно спускаться вниз, нигде не останавливаясь. Весь склон закрыт из-за лавиноопасности.
- Но мне страшно одной спускаться.
- Не торопитесь, аккуратно съезжайте и все. Мне нужно проверить, нет ли еще где-то людей…
И он уехал.
На мое счастье сверху спустился еще один человек! И мы вместе с ним доехали до Беседки. Здесь тумана уже не было, дождь прекратился, а деревья оделись в снежный наряд. На душе стало хорошо. Отпустило…
Никогда я не забуду картину, когда люди на подъемнике выжимали свои варежки, а с них ручьем текло! Не капли воды, а именно текло, как с вобравшего в себя много влаги хлопчатобумажного полотенца! Никогда так мало людей не каталось, как в тот день. Никогда я не слышала, чтобы людей, которые массово пытались перепродать свои скипассы, чтобы вернуть хоть какую-то сумму, выгоняла охрана того же курорта!..
Вообще тема отношения персонала курортов к отдыхающим – тема отдельная. С их хамством я в полном объеме познакомилась в свой крайний катальный день на Горной карусели.
День был солнечным и добрым. Я посмотрела работающие трассы. Цирк, ради которого я и пошла на Карусель, был открыт. Купив скипасс (1800 р), довольная поехала наверх. Как только вышла из кабинки, объявили, что по погодным условиям Цирк закрывается. «Приехали», - подумала я… Все с Цирка двинули на единственную оставшуюся красную трассу, которая уже была не в лучшем состоянии. Бугры я продолжала радостно принимать, но вот огромное количество камней, песка, снежной каши и людей, которым просто негде было уже кататься, было перебором. Я обратилась с просьбой принять скипасс обратно, так как оставшаяся трасса была в жутком состоянии, все остальное – закрыто, а радоваться на зеленых, на которых ситуация была еще хуже, совсем не хотелось.
Мне посоветовали спуститься вниз и обратиться в отдел информации. Там меня в горнолыжных ботинках и со снаряжением при температуре в +14 прогнали поцеловать закрытую дверь (была суббота), находящуюся метрах в 300. А дальше началась просто удивительная история.
Деньги возвращать мне не хотели, никаких хоть мало-мальских специалистов, отвечающих хоть за что-то, не было. Вызвали дежурного менеджера (им оказался, как я выяснила несколько дней спустя, уже уехав с курорта, Лолоа Тенгис Леонидович). На месте он отказался представиться, вел себя по-хамски и настолько непрофессионально, что я была очень удивлена, когда узнала позже в какой он должности – начальник управления эксплуатации спортивных объектов!
На протяжении 2-х недель ответа на мое заявление о возврате денег за скипасс, об отношении сотрудников к клиенту, о безобразном поведении начальника, так и не поступило. Заявление просто не передали, раз за разом обманывая… Написала в Роспотребнадзор.
Дело в том, что огромное количество людей возмущено недоработками курорта, но молчат, так как не хотят отравлять свой недолгий отдых правдоискательством. Раз так сложилось, что я включилась в борьбу за свои права, нужно довести дело до конца.
Например, не устраивает качество, безопасность и количество открытых трасс, отсутствие информации о состоянии на склонах, очереди в кассы и на подъемники, возможность вернуть деньги за скипасс, некомпетентность обслуживающего персонала, отсутствие шатров, в которых можно было бы согреться или укрыться от непогоды, адекватность цен за еду и ее качество, транспортная логистика, отсутствие кондуктора в автобусе, в котором все стоят как сельдь в бочке, а оплату принимает сам водитель, недостаточное количество камер хранения и высокие цены за них…
Перечислять можно долго.
Кто несет ответственность за все это?
Из года в год ничего к лучшему пока не меняется. Собственников интересуют только деньги. Им наплевать на природу, которую они продолжают убивать, наплевать на отдыхающих, которым они создают эфемерный комфорт. Все пропитано отношениями брат-сват, покрывательством, барыжничеством и взяточничеством.Спасают горы, лучше которых могут быть только свободные и не загаженные человеком горы!..
Те довольные катальщики, которые в восторге от всего, пусть с этим и останутся. Мне хотелось показать то, насколько варварским проектом была Олимпиада. Насколько ужасны последствия от нее для природы и для тех коренных жителей, которые болеют за свою малую Родину, которых насильно выселяли, которые потеряли навсегда все то, что у них было, внуки которых никогда не пройдут по тем местам, по которым ходили их родители.
Да, есть трассы. Да, вам может повезти с погодой. Да, можно за 7-8 тыс. купить билет и за 2 часа уехать из суетной Москвы в зеленый Сочи. Да, есть ровная автодорога, по которой можно нестись хоть с какой скоростью. Да, есть белые вершины. Да, есть дворцы и жилье высокого уровня.
Но…
Нет и никогда уже не будет тысячелетнего единственного в мире самшитового леса. Нет и не будет, потому что нельзя нарастить горы, того микроклимата, удерживающего холодный воздух. Вместо снега будет дождь. Нет и не очень скоро вырастет новый лес вместо того, который сожрал и продолжает уничтожать короед. Нет, и одному Богу известно, когда восстановится р. Мзымта. Нет и никогда не будет той атмосферы свободы и единства с природой, которая была здесь, когда в сотни и тысячи раз было меньше людей.
Будут новые аэкологичные трассы, строящиеся в обход законодательству, будет все меньше леса, все больше дождей вместо снега, будет все хуже состояние трасс. Но деньги, вложенные в этот безумный проект, нужно отбивать всем: и курорту, и инвесторам, и местным, перестроившим для будущих потоков отдыхающих свои дома. Деньги… Деньги… И еще раз они…
Больно.
Елизавета Матвеева
Я и моя 24-килограммовая сумочка
Таяние снегов… В прошлом году по этим местам катались…
Куртка без ПФС, безопасная для человека и природы
Как надоели эти "гости" местным коренным жителям!!!
Не нравится? Не приезжайте!