Репортаж со второго этапа Кубка России по фрирайду.
За ночь в Поляне выпало полтора метра снега. Белым кружевом он лег на горы, деревья, машины - да так, что распознать в последних чудеса заграничного либо отечественного автопрома было весьма проблематично. С глубиной покрова справлялись только джипы всех мастей, "Нивы" и "Уазики". Последние потрошили сугробы, как подушки на "празднике непослушания", - замерзшая вода сдавалась без боя. Конкуренцию полноприводным машинам могли составить только автомобили с цепями. Да и то не все.
"Столько снега не бывает!" - глаза фрирайдеров, прибывших на второй этап Кубка России, сверкали в предвкушении невероятной "катухи". Вот это Красная Поляна, вот это порадовала!
А ведь Адлер встретил иначе. Плюс три - после московской десятки-двадцатки - прямо лето! Легкая морось, лужи на асфальте. Мокрые пальмы и зеленые газоны. Странно было подумать, что буквально в часе езды от моря нас встретит невероятная зимняя сказка. Но вот он, сюрприз, - добро пожаловать в рай!
На второй этап Кубка России по фрирайду в Красной Поляне заявилось рекордное количество участников - 107 человек (из них 30 девушек). 29 спортсменов прошли по результатам Кубка-2005 и первого этапа в Домбае. Растет и количество, и качество катания райдеров: среди них - мастера спорта, в том числе международного класса, альпинисты, спасатели - люди, не понаслышке знакомые с большими горами.
В связи с рекордной снеговой ситуацией трассу квалификации разметили в районе Третьей очереди (верхний район Четвертой очереди - после станции подсадки - был признан лавиноопасным, и катание там было закрыто). Роль домбайских камней и скал (прыжками с которых спортсмены демонстрировали класс) в Красной Поляне сыграли… кусты и деревья. Как пошутил по этому поводу главный организатор соревнований Сергей Семенович Зон-Зам: "В Домбае было мало снега и много свободы, в Красной Поляне - много снега и не меньше свободы!"
Так что в квалификации соискателям предстояло кататься в кустах черной трассы на склоне хребта Аибга. В связи с огромным количеством заявившихся, судьи решили ограничить трассу до 200 метров и сократить time-limit ее прохождения до двух минут.
Роль главного судьи на полянском этапе взял на себя Виталий Ильиных (Николая Веселовского отвлекли неотложные дела), судьями на трассе выступили Андрей Андрианов и Валерий Логунов, старт и финиш по традиции обеспечивали братья Романовы - Сергей и Андрей. Также к судейской коллегии в Красной Поляне присоединились горные гиды из Домбая Андрей Железнов и Сергей Камбалов.
Растущее благосостояние и техническая оснащенность спортсменов заставили судейскую коллегию специально предупредить райдеров - использовать рации во время прохождения трассы нельзя. Переживающие за спортсменов товарищи всегда готовы помочь и подсказать, куда ехать дальше, но это прежде всего нечестно по отношению к их коллегам. В следующем году этот пункт - о запрете использования техсредств во время заезда - будет внесен в правила соревнований по фрирайду.
Ко времени квалификации количество снега стало не только радовать, но и слегка напрягать. Снег не останавливался. То есть вообще. Трасса периодически скрывалась из поля зрения в тумане снежного облака - судьям то и дело приходилось притормаживать соревнования. Вплоть до того, что квалификацию горнолыжников решили перенести на следующий день из-за плохих погодных условий.
ВЕРИТЬ ЛИ В МЕЧТУ?
Лирическое отступление - несколько слов об Олимпиаде. Как известно, к 2014 году Красную Поляну наметили превратить в Олимпийскую деревню - и до намеченного срока осталось всего-то восемь лет. Честно говоря, на сегодняшний день один из лучших российских горнолыжных курортов мало похож на будущую столицу Зимних игр. Да, в Поляне построен ряд вполне качественных гостиниц, склоны ухожены, а цены в барах и на катаных дорогах порою опережают европейские. Но общей готовности приютить Олимпиаду не чувствуется.
В основном горит желанием провести Игры администрация Сочи - в городе намечено реконструировать и построить ряд спортивных объектов. А у жителей Красной Поляны совсем другие настроения. По их мнению, в связи со строительством различных объектов курорт наверняка будет раскопан, как у нас водится, "до основанья, а затем". И минимум на год (максимум посчитайте сами) отдых российских туристов будет нарушен. Об экологии в подобном случае тоже наверняка вспоминать не будут. Как не думают о том, что произойдет с курортом после того, как в лавиноопасной зоне построят определенное количество спортивных сооружений с емкостью в 10-20 тысяч человек.
И еще одна тема - как гости смогут попасть в Красную Поляну, чтобы насладиться соревнованиями героев спорта?
На сегодняшний день обстановка с дорогами в Поляне весьма плачевная - если до самого места можно доехать без проблем, то передвижение внутри курорта крайне затруднено - особенно во время сильных снегопадов, свидетелями которых мы и стали. Во многих местах путь расчищается только на расстояние одной машины - так что не то что разъехаться, но и разойтись машине и пешеходам на дороге невозможно. Состояние этой "ниточки" также оставляет желать лучшего - насквозь разбитая колея напоминает классическую деревенскую дорогу (вместо грязи тут - снежные бугры и колдобины, но подскакивать на них в "уазике" ничуть не радостнее).
Вопрос с постройкой новой (еще одной?) дороги "европейского класса" и линии легкого метро с пассажиропотоком 73 тысячи человек в час (!) внушает серьезные сомнения. Ради их сооружения придется кардинальным образом сравнять с землей половину ущелья, а существующая трасса Адлер - Красная Поляна - всего-навсего двухрядная. То есть пропускает всего по одной машине в одну сторону. Даже постройка нового современного туннеля не решила транспортной проблемы - для мероприятия всемирного масштаба потребуются совсем другие мощности. Иначе - даже при всех положительных раскладах - Олимпиаду в Сочи смогут увидеть далеко не все желающие…
Нынешняя инфраструктура Поляны ничем не похожа на олимпийскую - такой, какой мы видим ее с экранов телевизоров. Как, интересно, представители Заявочного комитета собираются за восемь лет разобраться с домиками в стиле "классическая российская деревня", с покосившимися заборчиками и дощатыми туалетами по обе стороны дороги? Все эти строения - и эстетичные, и не очень - частные, и их жители наверняка будут возражать против сноса и превращения бывшего огорода (или, допустим, пасеки) в часть мощного шоссе.
Ситуация с подъемниками горнолыжной зоны пока тоже не отвечает ни международным, ни общероссийским ожиданиям. Сейчас "президентский курорт" обслуживает всего одна ветка канатной дороги, и очереди выстраиваются помощнее, чем в Приэльбрусье - и даже не в пиковые "праздничные и выходные дни".
Но в Красной Поляне есть и приятные сюрпризы. Посетителей там ждет культурный шок - все оставляют лыжи и доски при входе в кафе безо всякого присмотра. Против чего натура бывалого любителя снежных забав протестует всеми фибрами своей души. Однако за все дни пребывания на курорте снаряжение (порою очень даже дорогое) оставалось в целости и сохранности. То ли на туристов так действует сознание того, что именно на этой канатке, именно в этих креслах ездил Владимир Путин, и именно так он поступал со своими лыжами - оставил при входе в кафе. Кто, скажите, посмел бы прикоснуться к оборудованию Самого? И теперь, по аналогии, не трогают "снарягу" гостей. Спасибо, Поляна!
ИСПЫТАНИЕ СНЕГОМ
В полуфинале Кубка России количество снега из благодати превратилось в серьезное испытание. Трасса (если смотреть снизу) была проложена в левом кулуаре от верхней станции Четвертой очереди канатно-кресельной дороги - в Шумихинском цирке. Что характерно, ввиду лавинной опасности катание в этом районе было запрещено для всех, кроме спортсменов - обычных сноубордистов и горнолыжников поднимали только до станции подсадки. Спортсменов опознавали по номерам, которые, по меткому замечанию работников канатки, "должны быть закреплены на видных местах".
Опять-таки, исходя из того, что снега в стартовом районе было практически по пояс, право первыми выйти на старт досталось мужчинам-горнолыжникам - как наиболее квалифицированным, опытным и подготовленным райдерам. И спортсмены не подвели - начали удивлять зрителей фронтфлипами. Сальто вперед исполнили Иван Малахов, Алексей Водолазкин и Мухтар Шаваев. Но, к сожалению, трюк удался только последнему. У Леши после сальто вперед второй раз - так же, как и в Домбае - отстегнулась лыжа, но ему удалось доехать до финиша. Упорство Водолазкина оценили - и он стал участником финала.
Все успехи и падения спортсменов запечатлевали на пленку и цифру бригада операторов и фотографов - Михаил Метелица (Extreme-Россия), Юрий Брезгин и Максим Белогуров (РТР-Спорт), Михаил Тормозов и Павел Шевелев (Ren-TV). А фотограф Андрей Каменев выполнял свой профессиональный долг буквально с риском для жизни: накануне полуфинала он серьезно повредил голеностоп, но все-таки пришел на место съемки, которое находилось на высоте 2238 метров над уровнем моря.
Погода, серьезно мешавшая судить квалификацию мужчин-горнолыжников, в полуфинале решила сказать "алаверды" девушкам, которые стартовали в этот день последними. На склон спустилось облако, из которого посыпались снежинки, постепенно превращавшиеся в маленькие снежки…
Вот где операторы помогли судьям. В случае спорных моментов камеры давали точный ответ на поставленные вопросы - какой трюк сделала спортсменка, было ли падение.
Место для финала было выбрано в левой части Шумихинского цирка - и наконец-то райдеры вкусили реального ФРИРАЙДА! Путь на старт был непрост - от верхней станции Четвертой очереди предстояло 30 минут идти пешком по гребню хребта Аибга (название которого, как и названия многих местных мест, происходит от имени черкесских племен, живших здесь во второй половине XIX века).
Зато погода в финале наградила всех - и сильную, и прекрасную половину человечества. Солнце жарило, как сумасшедшее, и сразу почувствовалась близость моря, хотя вокруг расстилались те же снежные поля…
И парни, и девчонки выдали на все сто. В попытке поймать удачу стартовавший первым Алексей Водолазкин сорвал часть склона (к счастью, он не превратился в лавину и вреда никому не принес). При приземлении после трюка Алексей нанес этому же склону значительный ущерб в виде ямы в снегу. Которая впоследствии стала причиной легкой "уборки" его коллеги Кирилла Анисимова, заработавшего, увы, на лицо. Но в целом, уже второй этап страховой компании "Стандарт-резерв", которая отвечает за безопасность спортсменов во время соревнований, совершенно нечего делать - даже прыгая с трехметровых (и более!) скал, ребята и девчонки ухитряются не травмироваться. Что называется, "опыт не пропьешь"!
Глубокий снег Поляны кардинально перетасовал колоду победителей: по сравнению с этапом в Домбае картина серьезно изменилась. Что обещает серьезную интригу на третьем этапе Кубка России!
Горные лыжи (мужчины)
1. Анисимов Кирилл (Приэльбрусье, "Триал-Спорт Snow Team")
2. Шаваев Мухтар (Приэльбрусье, Rossignol)
3. Васильев Антон (Москва, Stokli, Vist)
Сноуборд (мужчины)
1. Галат Константин (Москва, Alpindustria Freeride Team)
2. Львов Павел (Москва, "Трасса")
3. Федин Евгений (Красная Поляна)
Горные лыжи (женщины)
1. Железнова Ульяна (Домбай)
2. Шулекина Екатерина (Санкт-Петербург)
3. Тамбовцева Елизавета (Москва, "Триал-Спорт Snow Team")
Сноуборд (женщины)
1. Диденко Инна (Сочи, "Компания горных проводников")
2. Лихота Марина (Магаданская обл.)
3. Кузнецова Светлана (Приэльбрусье, Bonfire)
Вручение призов в Полянском клубе "GreenField" прошло, как обычно, шумно. По уже сложившейся традиции, награждать победителей приехали стюардессы авиакомпании "S7" (официального перевозчика Кубка России), ребята и девчонки поливали друг друга шампанским, грохотала музыка, и операторы наперебой брали в фокус счастливые лица победителей и победительниц. Впереди их ждет финальный, третий этап Кубка России по фрирайду-2006, который пройдет с 20 по 30 марта в Приэльбрусье (Кабардино-Балкария) - самом богатом "катальном" месте России.
По сравнению с другими горнолыжными курортами мы привыкли поругивать этот регион: за отсутствие должного сервиса, за очереди, за близость к неспокойным очагам конфликтов разного рода. Однако все упреки в "неспокойности" можно отбросить - растиражированный средствами массовой информации конфликт, имевший место в октябре 2005 года, как это часто бывает, в действительности имел мало общего с тем, что показывали по телевизору и писали в газетах.
Так что сейчас Приэльбрусье по-прежнему остается одним из богатейших по возможностям местом катания на сноуборде и горных лыжах, тем более что и сервис (в особенности, частный гостиничный бизнес) сейчас находится совсем на другой высоте. Но это уже совсем другая история, о которой мы расскажем в публикации о третьем, финальном этапе Кубка России по фрирайду, на котором определятся лучшие сноубордисты и горнолыжники страны за сезон 2005/2006.
Наташа ПОЛЕТАЕВА, Красная Поляна - Москва
Организаторами Кубка выступили Комитет по туризму города Москвы, Школа приключенческого и экстремального туризма им. Ю. А. Сенкевича и компания "Альпиндустрия".
Комментировать