В конце марта во Франции прошла центральная европейская выставка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM. В Канны съехалось более 17 000 участников из более чем 60 стран мира.
Россию представляли три субъекта федерации - Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Кубань представила более 150 инвестиционных проектов. В основном они касались индустрии туризма. Наиболее значительным из них был проект создания и развития туристско-спортивного горноклиматического комплекса "Красная Поляна". Сегодня это один из крупнейших мировых инвестиционных проектов в индустрии отдыха: объем инвестиций - около 1,5 миллиарда долларов. О перспективах проекта рассказывает заместитель главы города Сочи Александр Удалов - он отвечает за реализацию этого проекта в администрации города Сочи.
- Александр Петрович, как бы вы оценили участие в нынешней выставке?
- Краснодарский край уже четвертый раз принимает участие в этой престижной европейской выставке. Сегодня в Каннах уже никто не путает Кубань с Кубой. Люди, которые приходили на наш стенд, уже четко представляют, что такое Краснодарский край, где он расположен, каков его инвестиционный рейтинг, какие крупные компании работают на Кубани.
Все это - результат продуманной имиджевой политики. Край последние годы активно знакомит мир со своими возможностями на различных европейских выставках и экономических форумах. Поскольку курортная отрасль - одна из основных в региональной экономике, то естественно, значительное число представляемых проектов относятся именно к ней.
Участие в каннской и других выставках позволит нам привлечь новые технологии и ресурсы в собственную индустрию туризма. Ведь, как правильно отметил Александр Ткачев, между Югом Франции и Югом России много общего. И мы должны развиваться так, чтобы конкурировать с мировыми европейскими курортами.
Уже сейчас можно точно назвать имя будущего конкурентоспособного на мировом уровне российского курорта. Это Красная Поляна - главная "точка роста" всего российского туристско-курортного комплекса. Здесь создается курорт международного уровня. (Кстати, говоря об общих чертах Франции и Юга России, стоит отметить, что в работе над нашим горным проектом работают ведущие французские компании в этой области. Это DGA и Dianege (представительство в России - компания - Gorimpex), ранее принимавшие участие в реконструкции всемирно известного курорта Куршавель).
Выставка показала, что интерес к Красной Поляне огромный. Наши потенциальные конкуренты - представители других горных курортов - по сравнению с другими годами проявляют повышенную любознательность в отношении малейших тонкостей краснополянского проекта. Их вопросы стали более конкретными и предметными. А это уже говорит о том, что на мировом рынке зимнего отдыха нас стали принимать всерьез. Отрадно, что интересуются Поляной не только конкуренты, но и потенциальные инвесторы.
- В какой стадии разработка генплана Красной Поляны?
- В конце апреля в Сочи пройдут публичные слушания по его проекту. В течение нескольких дней в Сочи будет работать выставка, где все желающие смогут ознакомиться с различными разделами генплана. Пройдут "круглые столы" с участием общественных экологических организаций и разработчиков генплана по вопросам экологической безопасности проекта. Замечания и предложения будут учтены в окончательном варианте генплана, после чего последует его утверждение.
- По плану в границах нового курорта должны оказаться и приморские территории. Уже сейчас будущий курорт раскручивает брэнд чуть ли не единственного в Европе "горно-морского курорта", когда, скажем, в июне можно будет покататься на горных лыжах, а через полчаса неутомительной дороги окунуться в море. Некоторые ваши конкуренты утверждают, что по меньшей мере лукавство - говорить о краснополянском сочетании гор и моря. Дескать, для туристов в то время, когда "открыто" море, еще или уже "закрыты" горы, и наоборот, в сезон катания на лыжах в море обычно не купаются.
- Их можно понять. Поймите и вы, что несмотря на, казалось бы, безграничный объем мирового инвестиционного рынка, у него все же есть свои пределы. Проектов множество, но реализуются далеко не все. И конкуренты, о которых вы говорите, понимая это, пытаются найти "слабые места" в других проектах, вызывая скепсис потенциальных инвесторов. На самом деле никакого лукавства нет. Наоборот, было бы лукавством не говорить об этом. Связка "горы - море" - эта та самая уникальная и сильная черта проекта, которая делает его по-настоящему конкурентоспособным на мировом курортном рынке.
Посудите сами. На вершине горы Аибга есть три цирка, в которых снег лежит до июля: на высоте 2300 - 2400 метров находятся языки достаточно слежавшегося снега глубиной 3-4 метра и длиной около 300 - 400 метров - приемлемо, чтобы кататься. На море в это время, даже в районе Адлера, вода уже достигает 20 - 22, а воздух - 30 градусов.
Не стоит забывать о ледниках, которые вообще "работают" круглогодично, без перерыва. Правда, тут мы должны вести разговор уже о heli-ski (подъем на горные цирки на вертолете и катание вне трасс - прим. редакции), а это, во-первых, не всем доступно, так как достаточно дорого, а во-вторых, весьма экстремально, поскольку предполагает спуски по неподготовленным трассам, которые нельзя рекомендовать широкой публике. Но для поклонников настоящего экстрима такая возможность существует, что добавляет Красной Поляне дополнительную привлекательность. Между прочим, французы уже второй десяток лет пользуются этой возможностью.
Одно правда: пока горнолыжный сезон для большинства лыжников в Красной Поляне действительно заканчивается в мае, когда купаться еще нельзя. Но в недалеком будущем границы горнолыжного и купального сезона сольются.
Генеральный план предусматривает следующее зонирование: собственно территории поселков Красная Поляна и Эсто-Садок, включая горные склоны, участок предгорий, где будут реализованы различные проекты, в том числе и масштабное строительство - гольф- и СПА-курорта - и приморская Имеретинская долина, в которой расположится новый морской курортный комплекс. С реализацией идеи создания в Имеретинской низменности системы искусственных водоемов с морской водой купаться там можно будет практически с мая по октябрь. То есть купальный сезон будет продлен еще на 2 - 3 месяца. Плюс безграничные возможности Сочи с точки зрения оздоровления и лечения с его уникальными методиками, котирующимися по всему миру.
Вот и получается: то, что некоторые называют "лукавством", на самом деле - реальность самого ближайшего времени. Более того, возможность совмещения горнолыжного и купального сезона может представить только Красная Поляна.
- Выставка MIPIM - выставка проектов коммерческой недвижимости. Красная Поляна - курорт. Корректно ли, в принципе, вести речь о краснополянской коммерческой недвижимости и насколько она интересна инвесторам?
- Вполне корректно. Но определение не совсем точное - скорее, стоит говорить о курортной недвижимости. Людей, которые переезжают в Красную Поляну на постоянное место жительство и проживают там, несоизмеримо меньше тех, кто приезжает сюда отдохнуть, весело провести время и набраться здоровья. Поэтому на выставке речь шла о проектах гостиничных комплексов, апартаментах, клубных коттеджных поселках и всем том, что напрямую связано с курортной инфраструктурой отдыха и развлечений.
О развитии этого рынка и о растущем к нему интересе инвесторов красноречивее всего говорит такой показатель, как стоимость земли в курортных поселках. Динамика роста цен такова, что за год они растут примерно в два раза. Дорожала бы, возможно, и больше, но пока сдерживающий фактор - недостаточная развитая инфраструктура и коммуникации. Хотя многое уже сделано. Территория в прошлом году газифицирована, электроэнергия и вода в Красной Поляне есть, в этом году закончена новая дорога "Адлер - Красная Поляна".
- Могли бы вы рассказать о том, как развивается Красная Поляна в настоящее время?
- Сейчас формируются новые комплексы мирового уровня, рассчитанные на массовое использование, готовится проектная документация по двум крупным проектам.
Первый проект, под рабочим названием "Карусель", реализует ОАО "Красная Поляна" - компания, учрежденная администрациями Краснодарского края и города Сочи.
В прошлом году провели конкурс, по результатам которого территорию в 1920 гектаров на северо-западном склоне горы Аибга передали в аренду этой компании. Инвестор этого проекта - группа компаний "ЮМАКО". В работе принимает участие консорциум французских разработчиков Gorimpex S.A.R.L, в который входят компании DGA и Dianege (представительство в России - компания - Gorimpex). Помимо огромного опыта в данной области эти компании обладают важнейшим качеством. Не все, наверное, знают, что во Франции принят специальный закон о горах, регламентирующий использование и застройку в горной местности. Французские компании, работающие над проектом, изначально нацелены на причинение минимального вреда окружающей среде, они как бы являются носителями этой идеологии. Работать иначе они просто не умеют.
Мастер-план проекта "Карусель" предусматривает обустройство более 70 километров трасс различного уровня сложности, строительство 20 подъемников гондольного, кресельного и бугельного типов, которые доставят людей на высоту 2400 метров, на пик Черная пирамида и Пик 2100. На высоте 930 - 960 метров будет создана горная деревня. Склоны достаточно пологие, поэтому здесь появятся горнолыжная база и детская спортивная школа. Будут построены гостиницы, апартаменты клубного типа, коттеджи, места питания и развлечений. Комплекс будет способен обслужить около 12 тысяч человек в день. По плану следующей зимой первая очередь проекта вступит в строй, и гости Сочи смогут подняться до отметки 1400 метров.
Осенью прошлого года во время проведения международного экономического форума "Кубань-2004" был заложен первый камень в строительство первого подъемника нового проекта. Сделали это министр экономического развития и торговли Герман Греф, полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
Второй проект инициирован компанией "Интеррос", возобновившей свое участие в развитии Красной Поляны в конце прошлого года. В районе плато Роза Хутор на территории в 430 га планируется создать горнолыжный комплекс, рассчитанный на обслуживание 9,5 тысячи человек в день. Будет построено 15 подъемников разного типа, включая первый в стране комбинированный кабинно-кресельный подъемник и 54 километра трасс для катания горнолыжников. В долинной зоне плато планируется создание необходимой сети объектов туристической инфраструктуры, в горной зоне - сети общепита. "Интеррос" в качестве проектировщика выбрал германо-австрийское бюро ILF, партнером которого выступит австрийский строительный концерн STRABAG.
Курорт стремительно обрастает современной туристической инфраструктурой. В районе реки Лаура ОАО "Газпром" строит горно-туристический центр, рассчитанный на обслуживание семи тысяч человек в день, в состав которого также войдут несколько десятков горнолыжных трасс и подъемников, лыжная школа, кафе и рестораны, коттеджный поселок и гостиничный комплекс. Группа компаний "ЮМАКО" ведет строительство двух уникальных клубных курортных комплексов с разнообразной инфраструктурой для отдыха и развлечений, рассчитанных на одновременное проживание более 800 человек.
Таким образом, уже сейчас вырисовываются очертания единого горноклиматического комплекса, который будет работать круглый год и позволит удовлетворить спрос на разнообразный отдых людей с различным уровнем доходов.
- В статьях о Красной Поляне постоянно мелькают названия "Интеррос", РАО ЭС, "Газпром". Вот и вы упомянули эти компании. Возникает ощущение, что весь курорт поделен между сильными бизнес-мира сего и свободного места здесь больше нет - ни в прямом, ни в переносном смысле. Это соответствует действительности?
- Нет, это принципиально не так. Другое дело, что те, кто раньше других зашел на определенную территорию, естественно, получают некие преференции, прежде всего - ценовые, поскольку приобрели землю и возможность реализации своих проектов по первоначальным ценам. Каждый последующий имеет более скромные перспективы и тратит большие деньги за вхождение в проект. Это нормально, это же рынок. Инвесторы вправе решать, каким образом ему достичь конечной цели получения прибыли - продолжать реализовывать задуманное самостоятельно или продать бизнес другому. А вот задача городской администрации состоит в соблюдении баланса интересов города и инвесторов. Красная Поляна, Сочи не должны превратиться ни в "каменные джунгли", ни в огромный санаторий. При этом необходимо сохранить главное предназначение этой уникальной территории. Сочи - это курорт, место, куда приятно приезжать на отдых и оздоровление.
Однозначно утверждать, что "рынок поделен", нельзя - самим же рынком и определяется ротация его участников. И еще: "Интеррос", "Газпром", ОАО "Красная Поляна" обустраивают только часть склонов, пригодных для катания. Но ведь и на других территориях - масса инвестиционных возможностей. Вы представьте: площадь курорта - 62 тысячи гектаров, а говорят: "Все поделено".
Возможности будут у всех, у кого есть реальный интерес и кто готов взяться за дело всерьез. Ведь нужны и крупные гостиничные комплексы, и небольшие гостиницы на 15 - 20 номеров, и коттеджные поселки, бары и рестораны, подъемники.
- Каким образом можно будет принять участие в развитии Красной Поляны другим компаниям?
- Точно также, как это происходит и сейчас, - участвуя в инвестиционных конкурсах. Красная Поляна - не Аляска двухсотлетней давности, здесь нет инвесторов, которые по праву первого застолбили за собой участки. Все компании - участники проекта прошли необходимые процедуры и участвовали в торгах на приобретение определенных лотов.
- Когда могут состояться очередные торги?
- Давайте дождемся принятия генплана, потом - градостроительного регламента. Но я думаю, что уже в 2005 году очередной конкурс может быть объявлен.
Публичные слушания по проекту генерального плана ТСГКК "Красная Поляна"
27 апреля 2005 года состоятся публичные слушания1 по проекту генерального плана туристско-спортивного горноклиматического комплекса "Красная Поляна". Место проведения: г. Сочи, санаторий "Светлана", 10.00.
Вход свободный.
В рамках публичных слушаний в период с 23 по 27 апреля состоится выставка-экспозиция материалов генерального плана. Место проведения: г. Сочи, санаторий "Светлана".
Время работы выставки: 10.00 - 17.00
Организаторы:
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, администрация Краснодарского края, администрация города Сочи, ЗАО "Национальный градостроительный институт", ОАО "Красная Поляна".
Телефон оргкомитета в городе Сочи +7 (8622) 64-33-59.
N 28 Градостроительного кодекса РФ.
Комментировать