Хочется ещё раз, что там не говори
подняться на «Пихтовый»,
пролететь по G3
Немного предыстории
«Красная поляна» (КП), как горнолыжный центр, иногда упоминалась в прессе ещё в 70-80 гг. прошлого столетия в основном в журналах типа «Техника молодежи», где основной упор делался на близость этого места к морю (около 40 км). А отсюда вытекала удивительная (как писали в прессе) перспектива: возможность искупаться в море и спустя два часа уже кататься на горных лыжах (а может быть и наоборот). Однако, далее этих писаний дело не шло и перспективы так и оставались недостигнутыми, а основные горнолыжные центры Союза того времени продолжали базироваться в Терсколе и Домбае, в Цее и др. местах.
В период так называемой перестройки, в начале 90х гг. группа новоявленных любителей горнолыжного отдыха (впоследствии названных олигархами и горячо полюбивших Куршевель) под эгидой В. Потанина финансировала построение серии подъемников в «Красной поляне» (на хребте Аибга), получивших название «Альпика-Сервис». В 2001-2005 гг. были введены в строй 4 и 5 очередь ККД, а в поселке «Красная поляна» появилась серия доморощенных отелей, а также шикарный пяти звездный «Рэдиссон САС Лазурная Пик Отель» (который довольно часто мелькал на экране TV). В преддверии Зимней Олимпиады 2014 г., район «Красной поляны» был выбран, как центр горнолыжных (включая прыжки с трамплина, санный спорт, равнинные лыжи и т.п.) видов спорта и здесь было широко развернуто необходимое строительство трасс, подъемников и прочей соответствующей инфраструктуры, а также отличной автомобильной дороги «Адлер-Красная поляна» и помпезной спец-электрички под поэтическим названием «Ласточка». И вот, спустя год после Олимпиады, а также в результате появления известных «санкций», перекрывших кое-кому «кислород» для поездки в горнолыжные центры Европы, наша небольшая группа (из четырех человек) отправилась с 10-ти дневным визитом на разведку в Красную поляну, чтобы на собственном опыте оценить упомянутые достижения в этой области. Необходимо при этом отметить, что волей-неволей указанные оценки проводились нами через призму виденного в последние годы в таких выдающихся Европейских горнолыжных центрах, как «Три долины» (Франция), «Валь ди Фасса», «Мадонна ди Кампильо» (Италия) и др., что естественно не могло не отложить отпечаток на объективность наших оценок.
Прибытие, трансфер и гостиница
Заказанный микроавтобус-такси до аэропорта «Домодедово» (дежурная фляжка, скрасившая длинную дорогу), бестолковое блуждание по коридорам и переходам этого огромного «сарая», где ни табло нормального, ни номеров «гейтов» не сыщешь – все это «comme toujor». И вот уже «Boeing 737», среднего возраста, за 2ч.10м доставил нас в аэропорт «Адлера». Порт «Адлера» впечатлил: просторно, чисто, современный дизайн, архитектура и, главное, мало народа. Экзотический план юной части делегации – добраться до места на чудо-электричке сразу потерпел фиаско. Оказалось, что эта знаменитая супер-электричка из четырех вагонов, и имеющая свой терминал в аэропорту, в настоящий момент сюда не заходит и вообще, как мы позже узнали, ходит до «Красной поляны» всего 2-3 раза в день. Ехать на автобусе было как-то не «по-джедайски», пришлось ехать на такси (все-таки отпуск) и, примерно через 40 минут (против обычных 2-3 часов трансфера), мы были уже у входа в нашу гостиницу. Отличная автодорога, современные тоннели (Европа), вантовый мост-красавец и конечно впечатлило полотно электрички, проложенное в основном на эстакадах (в русле реки «Мзымты») и снабженное многочисленными защитными сооружениями. Однако, все впечатления отравила погода: +12° (в начале февраля), нудный осенний дождь и клочья грязного тумана, поглотившие горные вершины и создающие иллюзию осеннего Подмосковья, где горами как-то не пахло. Наш симпатичный отель «Гала-Плаза 3*» расположился рядом с нижней станцией подъемника «Газпром-Альпика» и, практически, посредине между ГЛЦ «Роза-Хутор» и ГЛЦ «Горная Карусель», этим равноудаленным расположением отеля и определился его выбор.
Трехэтажный отель альпийской архитектуры оказался достаточно чистым, с просторными номерами, (по площади примерно в 2 раза больше, чем в Европе) и соответствующей меблировкой, включая халаты и тапочки, а также лыжехранилище и сушилку. После традиционной «прописки» отобедали в баре отеля, подготовили снаряжение и с надеждой на завтрашнее катанье, т.к. на высотах более 1200-2300 м дождь должен был постепенно перейти в снег, отправились в койку.
Красная поляна, как горнолыжный курорт
Горнолыжный центр «Красная поляна», как обобщенно именуется сегодня это место в целом, представляет собой ущелье реки «Мзымта», по обе стороны которой (на протяжении приблизительно 12 км) располагаются элементы инфраструктуры этого комплекса:
- поселок «Красная поляна» (с расположенными на его территории отелями) размещается на въезде в ущелье и несколько вдали от горнолыжных склонов;
- три отдельно расположенных (с интервалом примерно в 3 км) горнолыжных кластера (т.е совокупности трасс, подъемников и обеспечивающей инфраструктуры, включая современные отели недавней постройки): – это центр «Горная карусель», центр «Газпром-Альпика» и собственно олимпийский центр с несколько странным названием «Роза-Хутор».
Три названных горнолыжных центра функционируют автономно, никак не связаны между собой, не имеют единого ски-пасса и бесплатных автобусов-шаттлов, как это принято в Европе. Даже цены на ски-пассы и правила получения скидок на них – различны, что естественно не соответствует интересам пользователей. Аналогично выглядит и инфраструктура этих центров (архитектура и дизайн отелей, кафе, ресторанов и т.п.). Отдельным островом на отшибе выглядит центр «Газпром-Альпика», который, очевидно, является как бы «суверенной Vip-республикой», живущей по своим законам и укладам.
Особенно странно (на мой взгляд) выглядит архитектурный облик горнолыжного центра «Роза-Хутор», представляющего из себя конгломерат 8-9 этажных отелей 4-5*, построенных в имперском стиле конца 19 века и архитектурно никак не вписывающийся в окружающий горный ландшафт и не отвечающий нормам альпийских горнолыжных курортов, для которых свойственным является т.н. «тирольский стиль», органично вписывающийся в окружающую среду (это, например, «Мерибель», «Мерибель-Моттарет», Франция, «Валь ди Фасса» и особенно «Мадонна ди Кампильо», Италия, где каждый отель имеет свой неповторимый облик, сохраняя гармонию в целом).
Как здесь не вспомнить архитектурное новаторство конца 60-х начала 70-х годов – стекло-бетонные коробки гостиниц «Иткол», «Азау», Баксана, Домбая, а за тем и Цея. (И это несмотря на то, что были оригинальные решения, например, построенная немцами до войны гостиница «Солнечная долина», ставшая на долгие годы визитной карточкой Домбая). Но дух новаторства очевидно ещё не утрачен, как и очевидное желание потрясти устои. Все сказанное выше можно отнести и к облику «Карусели» (или «Горки-Города»), где архитектура отелей поражает своим эклектическим стилем (с использованием многочисленных коллонад, портиков, пилястр, балконов, различных башен и башенок) с фрагментарным вкраплением отдельных отелей, выполненных в альпийско-тирольском стиле «chalet», что весьма мало сочетается и не создает единого архитектурного ансамбля, объединенного общим замыслом.
В целом – архитектурная мешанина дополненная набережной из полированного гранита, огромным ж/д вокзалом с пустующей площадью на которую уже никогда не высыпет масса горнолыжников с пафосной электрички и трехэтажным Дворцом (являющимся одновременно нижней станцией подъемника канатной дороги «автономной республики» Газпром).
И все это великолепие с монументальными гранитными лестницами, полированными площадями и пустующими парковками выглядит весьма странно, ввиду практического отсутствия там посетителей (не более 10-15 человек одновременно бродили по пустующим этажам этого великолепного Дворца-подъемника!), т.е. создается впечатление покинутого города, где когда-то кипела жизнь и сновали толпы горнолыжников, а теперь разом вдруг никого не стало и все опустело.
Следует признать, что совсем по иному выглядит архитектурный облик центра «Газпром», где чувствуется единый почерк профессионалов проектировавших этот комплекс, от горнолыжных трасс и подъемников до отелей и биатлонного стадиона «Лаура», органично вписывающихся в горный ландшафт плато «Псехако». Неплохо смотрится и гостиничный комплекс (на плато 1100 м) бывшей Олимпийской деревни центра «Роза-Хутор», но в целом подобная мешанина может объясняться лишь отсутствием вкуса, единого системного подхода и представления об архитектурном облике современного альпийского горнолыжного курорта. Купеческий стиль в сочетании с горными лыжами – это модно, престижно! Забъем Куршевели и им подобное по объему капиталовложений! Пусть удивляются и завидуют состоятельным "хуторянам"!
Погода, катание, склоны
Как указано в одном из проспектов («Гид – путеводитель по Красной поляне 2005-2006 г.»): «Горный рельеф и близость теплого Черного моря, придают климату КП уникальные особенности…». В чем состоят эти особенности, там не раскрывается, но дальнейшие поиски информации привели к тому, что климат КП можно охарактеризовать как горно-морской с прохладной зимой (средняя температура самого холодного месяца – января на высоте примерно 570 м составляет +0,8°, а февраля +1,6°), сопровождающейся снегопадами и частыми оттепелями. Реалии этого сезона полностью отвечали этим уникальным особенностям (начиная со дня приезда, см. выше, и далее). В итоге из десяти дней – восемь дней непогоды (туман, снег с дождем, низкая облачность и только два дня были солнечными).
Отсюда и все вытекающие прелести катания «на ощупь» (по приборам) в тумане, когда не только рельефа, но и разметки трасс разглядеть невозможно. Дождь, переходящий в мокрый снег, и снежная каша на высотах менее 1000 м (где праздник души?).
Как представляется, помимо близости к морю, одним из определяющих погодных факторов при этом является диапазон высот этого курорта, значительно отличающийся в сторону понижения от горнолыжных центров Европы, см. таблицу 1, и, таким образом, определяющий наличие снежного покрова и диапазон температур в зоне катания.
Таблица 1 - Высота расположения горнолыжных курортов Европы
Страна | Италия | Австрия | Франция | Швейцария | Россия «Красная поляна» |
Общее число курортов | 20 | 12 | 25 | 26 | 1(3) |
Высота, м среднее значение (max) |
1330 (2360) |
1100 (1800) |
1500 (2300) |
1380 (1850) |
450-560 |
Учитывая, что ниже 1000 м снежный покров практически отсутствует, зона катания, например, в Роза-Хуторе» составляет по высоте 1100-2300 м (т.е. спуск в зону расположения отелей «Роза долина» 560 м не возможен). Аналогичная ситуация и в «Карусели» и «Газпроме», т.е. катание в режиме «Ski-in/Ski-out» (что особенно ценят настоящие любители лыж) невозможно или реализуемо лишь до высот 1000-1100 м, где и расположены зоны автономного проживания типа «Роза Плато» (1170 м) или «Поляна 1389» («Газпром»), а также плато «Карусель» (960 м). При этом первые очереди подъемников этих трех центров выполняют лишь сугубо транспортные функции.
Профиль склонов центра «Роза-Хутор» в целом, на мой взгляд, мало соответствует интересам основной массы катающихся, а трассы для катания, (за исключением трасс олимпийского спуска женского и мужского, подготовленных швейцарским горнолыжным чемпионом Бернаром Рюсси) вообще практически не спрофилированы, плохо маркированы, не имеют защитных сеток и не отличаются шириной (особенно в верхней части склонов «Розы-Пика»).
В целом история с профилированием трасс частично напоминает знаменитый Чегет, склоны которого (с трассами имени Ю.М. Анисимова) мало отвечали возможностям и технической подготовке любителей горнолыжников. Эти трассы практически не давали возможности скольжения, а заставляли кататься в режиме борьбы со скоростью (любители среднего уровня с гордостью заявляли: «Я спустился с Чегета», что по их мнению гарантировало высокий уровень подготовки). А борьба с 1,5-2-х метровыми буграми на «втором Чегете» вообще напоминала спуск лишь отдаленно! Сам Ю.М. гордо заявлял: «Если падают, пусть сюда не приезжают…». Основные параметры трасс обычно включают: протяженность, перепад высот, ширину, рельеф, среднюю крутизну, максимальную крутизну. В Италии, например, основные из них указываются на маркировке в начале трассы, что позволяет быстро оценить свои возможности при выходе на них. Сложность трассы, по моему мнению, определяется возможной скоростью её прохождения, которая в свою очередь, лимитируется уровнем горнолыжной подготовки спускающегося, что косвенно характеризуется такими параметрами, как средняя и максимальная крутизна трассы (указывается обычно в процентах).
Градация трасс или степень их сложности мало соответствует принятой в Европе (например, красная трасса «Обер-Хутор» вполне могла бы сойти за черную где-нибудь в Италии). Несколько лучше дело обстоит в «Карусели» особенно в зоне верхних «Цирков 1, 2». Подготовка трасс ратраками осуществляется нерегулярно и малоэффективна в условиях оттепелей. Катающиеся практически не знакомы с правилами поведения на склонах, а изобилие беспорядочно снующих поперек склона, расхристанных начинающих сноубордистов не способствует безопасности спусков. В выходные дни (пятница, суббота, воскресенье) изобилие народа на «Роза-Хуторе», вызывает появление очередей на подъемники, особенно на «Кавказский экспресс» – «Роза-Пик», где одновременно действуют две очереди, что не способствует порядку, а также функционирует так принятый в России – левый коридор для Vip-персон.
Иная атмосфера в «Газпроме», там все на уровне мировых стандартов и архитектура и дизайн и трассы и порядок на склонах.
Единственное замечание – отсутствие скидок на «ski-pass» для «senior`ov», а также очень тесный неудачный финишный выкат (с поворотом примерно на 90°) с красных трасс группы G1-G5 к подъемнику.
При этом, относительно небольшой диапазон высот особенно для синих трасс группы «B и D» также отрицательно сказывается на качестве их состояния.
Но в целом – почти Европа, Vip-заповедник, включая и цены!
Особенно хорош «Пихтовый приют» (на 1660 м) и сопутствующий комплекс красных трасс (группа G1-G5) и подъемников. А фирменный глинтвейн «Краснополянский» приятно бодрит в непогоду.
Следует также отметить отсутствие единой схемы расположения горнолыжных комплексов и трасс «Красной поляны» в целом. Наиболее детальной на сегодняшний день является схема трасс ГЛЦ «Роза-Хутор». Схема трасс «Газпрома» выполнена менее детально и не содержит данных о параметрах трасс (название, протяженность, средний уклон, максимальный уклон и т.п.). Аналогичные замечания относятся и к схеме трасс «Горнолыжной Карусели», которой, кстати, в кассах на момент нашего посещения вообще не оказалось.
Общая протяженность трасс ГЛЦ «Роза-Хутор»,согласно официальному проспекту, составляет на 2015 г. около 60 км:
Степень сложности | черные | красные | синие | зеленые |
общая протяженность, км | 16,2 | ~11 | 29 | 6 |
относительная доля в общем километраже, % | 26 (8)* |
17 | 47 | 10 |
*) Трассы реально эксплуатируемые в режиме массового катания.
В ГЛЦ «Газпром» протяженность трасс (по оценке) около 20 км (практически с оптимальным профилем и уходом). В ГЛЦ «Горная Карусель» (по приближенной оценке) протяженность трасс около 25-30 км.
Уровень цен на скипасы, питание, шопинг
Как указывалось выше, уровень цен и наличие скидок на трех ГЛЦ КП – различен (как, очевидно, различны и хозяева этих ГЛЦ). В сезоне 2015 г., после курсовых пертурбаций, вызванных известными санкциями, цены на «ski-pass» (день катания в высокий сезон) составляли:
- «Роза-Хутор» – 1850 руб.
- «Карусель»   ; – 1400 руб.
- «Газпром» – 1300 руб. (1500- пятница, суббота, воскресенье)
«Super Senior`am», возрастом 75 и более «Ski-pass» – бесплатный (в первых двух центрах), а в «Газпроме» лишь скидка на 2 будних дня на 300 руб. При этом создается впечатление, что «Газпром» опасается финансового разорения ввиду внезапного массового наплыва в «Красную поляну» нахальных горнолыжных старцев – любителей со всех концов света. Сюрприз в виде бесплатного «ski-passa» приятно удивил, но одновременно и напомнил о переходе в категорию «бодрость и здоровье» (и то, лишь при наличии хороших анализов). Прибор для замера давления подтверждал, что бесплатный «ski-pass» за просто так не выдается.
Много это или мало? И как это соотносится с ценами на «ski-pass» в Европе?
Средняя цена на «ski-pass» | в 2012 г. (в среднем на один день) |
на 2015 г. (прямой пересчет по курсу) |
Во Франции | 34€ или ~ 1540 руб. | ~2300 руб. |
В Италии | 28,5 € или ~1280 руб. | ~2000 руб. |
Отсюда следует, что цены трех ГЛЦ КП на «ski-pass» существенно завышены, т.к. изменение курса € очевидно не должно в такой степени оказывать влияния на его стоимость.
Цены на питание приближаются к Московским, однако выбор достаточно широкий: от столовых до кафе и дневных ресторанов не пафосного уровня. Из приличных ресторанов понравился «Chale» и особенно «Red Fox» (основанный почему-то компанией с неблагозвучным названием – «Жиртрест»?), где качество блюд, сервис и антураж (как, кстати, и цены) – на высоком уровне. Сравнительно очень мало магазинов и бутиков, торгующих горнолыжным инвентарем (как принято в Европе). Налицо изобилие сувениров весьма среднего уровня. Есть также «Дары Абхазии» (мед, специи и т.п.).
В заключении надо сказать, что это первые впечатления о КП Seniora (как именуются горнолыжники определенного возраста в зарубежных проспектах) и они, вероятно, могут быть субъективными, однако резюме, вытекающее из всего вышесказанного, можно кратко сформулировать следующим образом: на фоне предыдущих попыток создания отечественных горнолыжных центров это безусловный прогресс, но гигантские средства, вложенные в КП, можно было бы потратить более рационально на основе системного подхода, каковым, как правило, мало кто в России владеет.
Senior B., март 2015
P.S.: Следует также отметить небрежное ведение сайта "КП" в Интернете, где приведённая информация часто не соответствует действительности (параметры трасс, расстояния от отелей до подъёмников и т.п.) и обновляется крайне нерегулярно (сведения текущего периода разбавлены информацией 3-5 летней давности). Отсутствует единая схема трасс, подъёмников и отлей.
Что бы критика была конструктивной, ниже привожу список наиболее актуальных (по моему мнению) задач для прогрессивного развития курорта:
- планировка и подготовка трасс до кондиций европейского уровня (в расчёте на горнолыжников среднего уровня и выше);
- разделение ареалов катания горнолыжников и сноубордистов (сноупарки и т.п.);
- организация сообщения между ГЛЦ путём введения бесплатных (а лучше по ски-пасу) автобусов;
- объединение независимых ГЛЦ в единый регион катания с общим ски-пасом.