Способ передвижения – Сноуборд
Опыт – 10 лет
Количество мест катания в России – 0
Поездка в КП с 13 по 21 марта 2016 г.
Никогда не писал отчетов, но тут разрывает.
Итак: Сезон 2016. Кризис. Курс. Жаба. Горящий тур в КП 30 000 на 7 ночей на двоих с перелетом и двухразовым питанием – копейки. Летим.
Настраиваемся: КП – не Европа. Это ознакомительная поездка, воспринимаем всё, как должное.
Сначала о хорошем.
Слухи о дороговизне КП явно преувеличены. Хотельный бизнес пришел в чувство и разброс цен от 600 до 20 000 руб за ночь вполне может удовлетворить любого. Сами жили в Арт Ап Сити. Бесплатный трансфер в обе стороны каждый час. Время в пути 5 – 10 мин. Поесть тоже не проблема. От фешенебельного ресторана до банального Макдональдса. Пицца на горе на двоих – 400 руб. Хочешь сэкономить – купи бутылку воды и сникерс в автомате за 100 руб и кати себе дальше. Такого в Европе нет. Очень демократично и адекватно. Инфраструктура, магазины, развлекуха, транспорт – особенно с учетом гостиничных шатлов – вполне бюджетненько.
Цены на скипасы – на личный взгляд каждого. По нам так 700 руб с 9.00 до 13.30 на Газпроме в будни – просто подарок. Если не сидеть в кафешке, то можно укататься. Особенно в первые дни. Да и 1900 на Розе это не 40 Е по курсу. Построены и планируются вполне приличные подъемники. Жаль, что не теми темпами, как хотелось бы. Ну и хорошая компания, как обязательный атрибут. Отдохнули классно! Ведь отдых – это не только катание на лыжах.
Теперь про остальное...
Больше всего понравился Газпром. Он правильный. Маленькая Европа. Да, небольшой, да, как и везде, больше половины трасс закрыто, да, быстро наскучит, но на нем можно отдохнуть и покататься. С огромным удовольствием пару дней поработали над техникой. Эпизод: к присевшей около подъемника для настройки крепа на снег жене подошел сотрудник и предложил сидушку. С возвратом. Радует. Ну и, слава Богу, не было небожителей. Ну а дальше …. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

«Красная поляна – лучший курорт страны! Мы стараемся для Вас! Мы думаем о Вас! И т.д.» – призывает нас реклама. Мы верим и везем сюда свое бабло. И доверчиво пихаем его в звериный оскал зарождающегося капитализма. И со всей присущей нашему характеру горой оптимизма стараемся не замечать, если что не так. Убеждаем себя в том, что все хорошо. Ведь было же еще хуже. Еще 5 лет назад здесь ничего не было, а вот теперь!!!!!
Теперь: есть Горки Город и Роза Хутор. Проблемы одни и те же. Горки, конечно, получше, Роза – это нечто.
Эпизод: Роза Хутор. С досадой приземляюсь на задницу. Не выдерживаю: «И за это Лядство еще берут деньги?» Сзади смех. Оборачиваюсь. Пожилой инструктор: «Отлично, это будет сегодня фразой дня». Он все видит и все понимает. Он здесь каждый день. Он со мной согласен… Печалька. Трасс для катания нет. То есть они, конечно, есть, но не для катания. Это расчищенные от леса дороги для спуска с горы, ранее, судя по всему, использовавшиеся для строительства и обслуживания олимпийской трассы. Ведь что такое катание? Это управляемое скольжение с горы на предмете катания для получения удовольствия. Или я не прав? Что имеем по факту? Узкие кулуарные серпантины, чередующиеся с относительно широкими крутыми участками. На Розе это куски Олимпийской трассы. Если я правильно разобрался. И вот стар и млад устремляются в одну дырку. Крутой участок все, кто не может ехать прямо, тут же превращают в недоразвитый могул, на котором борются за жизнь те, кто катается получше, и тут же влетают в узкие извилистые проходы, в которых основное удовольствие получаешь от осознания того, что ты, наконец-таки, выбрался из этого месива тел живой и никого не убил. И мерилом класса вашего катания как раз и является количество напрягов, встретившихся на этой полосе препятствий. В каком месте здесь, собственно, катание? Это борьба за выживание. Да, я знаю, у этого развлечения есть масса поклонников. Но это не Чегет. Это курорт. Широко разрекламированное место для отдыха.

Эпизод: Кажется, В52 или что-то похожее. Двое бордеров сидят аккурат посреди трассы. Двое пытаются их объехать и ложатся по обе стороны. Остается два маленьких прохода. Сбрасываю скорость и ухожу в тот, что побольше. Летящему сзади лыжнику остается тот, что поменьше. Вписывается с трудом. Кому-то достается лыжами, кому-то палками. Мат, крики, взаимная ругань. Кто виноват? Да тот, кто строил это убожество и звал сюда такое количество народу. И то, что сноубордисты имеют отвратительную привычку сидеть посреди трассы, не является чем-то новым и неизвестным в народе. Кататься хотят все, и те, кто летает как торпеда, и тот, кто еле ползет. За этим и везут сюда деньги. А взамен хотят получить комфорт и безопасность. Комфорт, в данном случае – это широкие трассы, дающие возможность для маневра всем, даже тем, кто этот маневр еще только учится совершать… И тут из-за ближайшей сосны появляется клыкастая рожа капитализма. «Нахрена? Дорого. И так схавают». Все хавают и пытаются убедить себя в том, что этот экстремизм – и есть заветное катание. Дядька с оскалом за сосной удовлетворенно считает монетки. Все довольны. Идиллия….

Теперь без шуток о безопасности. На трассах отсутствует вменяемая маркировка. Сетки ограждения присутствуют далеко не везде, где они необходимы. Особенно на Розе. То есть формально они есть, но…. Маркировка трасс – это система визуальной информации, позволяющая любому катающемуся определить свое местоположение и направление движения. Те редкие таблички с цифрами, никак не соотносящимися с убогой картой на бумаге, таковой признать весьма трудно. Сам рассматривал указатель, на котором три стрелки показывали в лес на нераспаханный склон, убеждая меня в том, что подъемник там. Ограждения выставлены, порой, чисто формально. На моих глазах лыжник вылетел с трассы мимо стоящей сетки. Прокатился вниз по склону метров на 20. В хорошую погоду все бы ничего, да только о прелестях климата на КП написано уже немало. Нас несколько раз накрывал туман. Это когда о движении по склону можно судить только по мельканию снега под тобой. И один раз попали в пургу – это когда через 5 минут подготовленная трасса напоминает неухоженный склон. Реально неприятно. А если у тебя мало опыта и неустойчивая психика, то и смертельно. В день нашего заезда с трассы улетел горнолыжник. Через 3 дня его еще не нашли. Еще через день разбились насмерть два фрирайдера. Это за неделю! В позапрошлом году за неделю пребывания наших друзей на маркированной трассе погибли две женщины. «Да по весне вытают» – фраза от местных. Это РЯДОВОЕ явление! У неподготовленного человека, вылетевшего с трассы в тумане на 20 метров, и оказавшемся в снегу по пояс на крутом склоне, самостоятельно выбраться шансов нет, даже если он себе ничего не сломал! Кто не верит, может попробовать сам.

Пара слов о фрирайде. Мне не удалось понять, да я к этому и не стремился, разрешен тут фрирайд официально или нет. Если нет – запретите, как в Бормио. На вышках стоят камеры с хорошей оптикой, и как только ты дофрирайдил до низу, ребята в черной спецодежде с надписью «карабинер» отбирают у тебя ски-пасс. Повторный инцидент заканчивается в полиции. Если да – отмаркируйте безопасные зоны, нанесите их на схему, например, как в Майрхофене, закройте опасные участки и катайте на здоровье. Лично наблюдал два раза, как инструктор и сотрудник на РХ отговаривали людей от фрирайда по тому или другому склону. Главный аргумент – количество не доехавших до низа. Люди тупо не знают, где можно ехать, а где нет. А хочется.
Поинтересовался – за чей счет банкет со спасами. Не поверите. Все закладывается в стоимость ски-пассов. То есть за счет всех остальных, за мой. Немножко экономики. Кресельный подъемник с трассой стоит порядка нескольких лямов в евро. Ратрак – лям зеленых, 1 кв.м. сетки ограждения стоит 60-90 руб. Табличка с номером трассы – рублей 300. Из-за сугроба появляется клыкастая морда. «Нет у меня денег. Налоги, расходы». Нагло так заглядываю в лежащий рядом компьютер Морды. В новогодние праздники ежедневное посещение только по РХ доходило до 12 500 чел. Копм не врет. Он подключен к кассе и турникету. Он железный. Перемножаем на стоимость скипаса. Что-то около 350 000 баксов в день без доходов от инфраструктуры. «Неужто жалко даже на сетку?» – Морде неудобно за такое крохоборство. «Да нас…ть мне на Вас» – честно признается она. Занавес закрывается… Плак. Поймите! КП – это не зона экстремального туризма. Это широко разрекламированный амбициозный курорт Российского значения. И приезжают сюда, в том числе, люди с нулевой подготовкой, не имеющие никакого представления о безопасности. И обеспечение этой безопасности – главная задача организаторов, на которую они забили.

Задаюсь вопросом: а для кого я все это намалевал? Для апологетов КП, выросших здесь и молящихся на эти склоны – наверно, нет. Через 15 минут они предадут меня анафеме и будут упражняться в публичном изничтожении посягнувшего на их святыню. Для людей, не видавших ничего, кроме Сорочан, и бьющихся в экстазе от крутых гор? – конечно, нет. Получайте удовольствие. Я рад за Вас. Все придет. Для фрирайдеров различных мастей – уж точно нет. Для них все вышеизложенное чуждо и по барабану. Те, кто посмотрел на то, как это должно быть – и так со мной согласны. Кстати, их в КП немало. Кризис. Ехидный смешок из-за занавеса. «Зря старался! Всем все нравится!» Господа! Пока Вам нравится Э Т О – по-другому не будет. Ну не нальют вам борща, пока вы с радостью хаваете краюху черствого хлеба и балдеете при этом!
Хотел, тем не менее, закончить на позитивной ноте: мол, давайте кормить российский курорт, развивать наш родной туризм, все равно будем ездить в КП и верить в светлое…… , но осознание того, что Морда только 10% прибыли потратит на развитие, а на 90% купит шале в Альпах, мешает мне это сделать. Лучше уж я сам отвезу эти деньги буржуинам. Хоть покатаюсь отменно. Извините. В зале гаснет свет. Слышно цоканье горнолыжных ботинок. Морда вприпрыжку бежит кататься в Куршевель.