SKI.RU: Давно катаетесь?
Ш.А.: Очень давно. Лет 15.
SKI.RU: Начинали как и где?
Ш.А.: В советское время еще - Чегет, Чимган… Я когда-то был военным, заканчивал академию Можайского. Попал служить на Байконур, там создал местную федерацию альпинизма, она существует до сих пор, кстати.
SKI.RU: Там гор, вроде, нет. На стартовые вышки лазили?
Ш.А.: Кому ни скажу, все так спрашивают. На самом деле, большие горы там гораздо доступней, чем в Москве. По крайней мере, раньше так было. Сутки до Алма-Аты - и Чимбулак, или за ночь до Чимкента можно добраться, а там уже - отроги Тянь-Шаня и Памиро-Алая. А когда ты занимаешься альпинизмом, то на зимних сборах, например, в том же Чимбулаке волей–неволей начинаешь кататься на лыжах. В те времена еще были кожаные ботинки, Polsport деревянные, но уже катание. С тех пор зимой - лыжи. Это уже традиция, рефлекс.
Честно говоря, с приближением осени начинаются сны горнолыжные, и с этим ничего нельзя поделать.
SKI.RU: А что снится?
Ш.А.: Ну, если синтезировать этот сон, то чаще всего снится Кавказ, большие горы, что-то такое… Да, фрирайд. Стараюсь кататься вне трасс.
SKI.RU: На каких лыжах катаетесь?
Ш.А.: Последние – Dynastar Big Intuitiv.
SKI.RU: А как же про Pocket Rocket?
Ш.А.: Ну, они, вроде бы, хороши, это первое ощущение, а потом… сам понимаешь, центральное положение креплений, нет смещения назад. Когда выходишь на укатанный склон, чувствуешь некомфортность. Первое ощущение восторга –в целине плывут, управляются хорошо - проходит быстро, и через какое-то время понимаешь: что-то все-таки не то.
Вообще, я не фанатик копания в технических характеристиках. Торсионная жесткость и прочее - для меня абстракция. Когда на некоторых форумах начинают обсуждать средний радиус поворота, я вообще ничего не понимаю, что значит «средний»…
SKI.RU: Но как же Вы выбираете лыжи?
Ш.А.: Естественно, по советам знакомых. Вот Dynastar мне порекомендовали ребята из Красной Поляны. Вообще, краснополянская тусовка сильна фанатами-экспертами. Они очень досконально, на полном серьезе, изучают технические характеристики лыж и досок, чуть ли не испытывают в домашних условиях на самодельных стендах. Так что я предпочитаю в вопросах снаряжения полагаться на мнение таких вот экспертов, мне же самому интереснее изучать и осваивать не снаряжение, а новые горы.
SKI.RU: И какой ареал катания?
Ш.А.: Очень широкий, разве что до Чили и Новой Зеландии не добрался, да и то просто потому, что это летние места, а летом я все-таки предпочитаю яхты.
Из наиболее ярких и запомнившихся мест это, конечно, Альпы, а особенно район L’Espace Killy («пространство Килли») – курорты Валь д’ Изер (Val d'Isere) и Тинь (Tignes), в первую очередь. Наверно, это парадоксально звучит, но раскрученные «Три долины» (Мерибель, Куршевель и Валь Торанс) мне понравились в меньшей степени. В Австрии, безусловно, Санкт-Антон (St. Anton am Arlberg).
Еще очень пристально изучал, но пока не доехал до Вербье, по-моему, очень интересное место. Ну и, конечно, наша Красная Поляна, правда, тут немного другие причины симпатий.
SKI.RU: И какие критерии того, хорошее место или нет?
Ш.А.: Я сужу по совокупности ощущений конечно, не только катание, но и все остальное. Вот в Мерибеле по ночам откровенно скучно. Там есть единственный паб, он так и называется "Pub", где собирается хоть немного молодежи и реальных катальщиков.
Санкт-Антон - легендарное место. Я в этом году еду в Ишгль только потому, что компания у нас разношерстная, и надо выбирать место, где все могут кататься в удовольствие. А в Санкт-Антоне не так уж много синих трасс, и они фактически забиты начинающими, просто огромное количество народа.
Но, конечно, изюминка Санкт-Антона – внетрассовое катание. Вернее, не совсем уж вне трассы, там есть маркировка, стоят вешки. Это фрирайдный склон, они называют это «route». Обычные трассы маркированы вешками с кругами, окрашенными в цвет сложности трассы, и с номером трассы. На фрирайдных спусках тоже номер нарисован, но сам знак - в виде ромба, и на плане трасс этот спуск обозначен пунктиром.
В откровенно опасных местах стоят сетки, например, над сбросами, чтобы народ не улетел или не заехал куда-либо в тумане. По этим вешкам можно более-менее уверенно спускаться без гида, но в то же время занятие это довольно бодрящее.
Мы в первый же день катания на такие знаки выскочили. Смотрю, ромбик на вешке красного цвета, я тогда еще не знал, что это значит, ну красная трасса и красная - поехали. Причем, это первый или второй наш спуск в сезоне, мы еще осторожничаем и озираемся по сторонам, и вдруг заезжаем за эти ромбики, а навстречу два мужика пешком (!) поднимаются вверх по склону, с лыжами на плечах, т.е. они поглядели на спуск и решили наверх идти к нормальной трассе. Мы все же поехали вниз, и, честно скажу, чегетский «Доллар» мне вспоминался менее эмоционально. А это всего лишь красный внетрассовый спуск! Есть еще и черные. Потом раскатались, конечно, но в целом ощущения были сильнее, чем просто «интересно» и «хорошо».
Так что, для хорошо катающихся рекомендую: Австрия – Санкт-Антон, Франция - L’Espace Killy, Швейцария – Вербье, и у нас - Красная Поляна.
SKI.RU: Красная Поляна, вроде, не слишком сложное катание.
Ш.А.: Ну это где кататься. Для меня, например, кайф Поляны, среди всего прочего, заключается в четвертой очереди, когда нужно с карниза, что на гребне, прыжочек все-таки сделать.
SKI.RU: Это тот карниз, который на самом верху? Он же огромный и, по-моему, вообще опасный.
Ш.А.: Да, тот карниз, который всех пугает, но, на самомо деле, он фактически стационарный, висит из года в год и уходит только по весне, он очень жесткий по сути своей. Поэтому его лавинщики не взрывают, и прыгнуть с него - отдельный кайф.
Вообще, что касается Поляны, она у меня стоит особняком. На это есть объективно-субъективные причины. Первая объективная причина заключается в том, что это единственные «большие» горы, которые доступны на субботу–воскресение из Москвы. В принципе, если человек не стеснен в деньгах, по крайней мере, может себе позволить хотя бы раз в месяц заплатить 200 долларов за уикенд в настоящих, больших горах – Поляна - единственное место, где можно осуществить это именно в субботу-воскресенье, не прерывая рабочий цикл.
Поскольку я человек занятой все-таки, это для меня - очень большая отдушина. Я очень благодарен Оле Пиляевой («Экспресс Лайн»), потому что именно она для меня открыла Поляну по-новому.
Раньше, года 2 –3 назад, не очень удобно летали самолеты. Приходилось лететь либо рано утром в субботу, и кусочек ее терялся для катания, либо в пятницу днем, часа в 3, что все-таки выбивало из рабочего ритма.
Потому, когда в прошлом году запустили чартерный вечерний рейс, это стало реальным прорывом. Вылет в пятницу, в семь вечера, т.е. пятница - нормальный рабочий день. Я с утра клал в багажник лыжи, рюкзак и сразу после работы ехал во Внуково, там машину оставлял в аэропорту, прыгал в самолет, и через пару-тройку часов я - на настоящем горнолыжном курорте. Со всеми вытекающими апре-ски, которые начинаются даже «до ски».
SKI.RU: А обратно когда?
Ш.А.: Обратно получается в воскресение вечером, тоже часов в семь.
SKI.RU: Идеальный вариант.
Ш.А.: Да, катаешься нормально в субботу, воскресение - целый день. Потом в аэропорт и через 2-3 часа ты уже в Москве, в ванной. Ну, в общем, картинка практически идеальная.
SKI.RU: Это без сбоев работает? Дорогу, может, засыпает или еще что-нибудь?
Ш.А.: Я летал в прошлом году восемь раз, по моему, за все время ни разу ни одного сбоя не было.
SKI.RU: То есть дорога там чистая?
Ш.А.: Ну, если и были задержки, то совсем незначительные, минут 10 –15.
SKI.RU: Странно, я пару лет назад из-за лавины, перекрывшей дорогу, на самолет не успел и завис на ночь в Сочи.
Ш.А.: Да нет. Там, во-первых, завершают новую трассу-туннель через тот опасный участок, так называемый «скальник», к тому же в прошлом сезоне очень активно ставили козырьки в самых опасных местах. Так что, насколько я понимаю, сейчас эта дорога стала вполне безопасна.
Так вот, вторая причина моих симпатий к Красной Поляне, это, конечно, особенность чисто орографическая. Как ни крути, это самый западный отрог Кавказа, и именно о него разбивается теплый и влажный морской воздух. Разбивается, и выпадает снег, много снега. Смотришь в конце сезона на отметки на столбах подъемника: пять, семь метров снега - это нормально. Подумайте только, апрель, а столько снега!
Особенность Красной Поляны заключается в том, что там не нужен крем от загара. Нормальная погода там - это просто непрерывный снег, катаешься, как в молоке, и в этом - отдельный кайф для тех, кто понимает. Ты проехал, а через час новый снег нападал, и ты, вроде как, по новой целине идешь.
SKI.RU: Да, только две пары очков иметь надо или просто одни очень хорошие – запотевают же.
Ш.А.: Ну, скорее, хороший костюм нужен. До этого я катался в облегающем комбинезоне, знаете, такие лыжные «трико». Это были традиционные, еще старые штаны, которые для меня как талисман. Когда я первый раз поехал в Альпы, мы 1995 год там встречали, в Зёльдене в Австрии, чуть ли не первые русские были в свое время, там я и купил этот костюм, и с тех пор он со мной ездил и ездил – настоящее немецкое качество.
Ну, а как попал в Поляну, я комбинезончик сменил, потому как там климат другой, и обмундирование должно быть другим…
Вот, это что касается объективных причин – доступность и снег. А субъективная причина - это тамошняя совершенно удивительная атмосфера общения. У каждого такого места есть фанаты, фанаты Чегета, Домбая и фанаты Красной Поляны, безусловно. Везде, помимо красот гор, притягивают еще и люди, которые там есть, которые с тобой катаются.
В этом смысле в Поляне существует совершенно потрясающая тусовка, очень открытая, очень добродушная. В ней происходит слияние сочинцев и москалей, южный российский курортный колорит сталкивается с Москвой, потому что вторая половина аудитории Поляны – это, конечно, москвичи, получается любопытный и очень энергетический коктейль.
SKI.RU: Вертолетное было катание?
Ш.А.: У меня ни разу не получилось, хотя несколько раз вроде бы записывался, но в силу погодных условий не получалось. Но, с другой стороны, я не жалею, хоть там, вроде бы, всего одна ветка подъемника, но с этой ветки видна очень большая территория. Если с трассы уйти немного в сторону, можно очень красивые места пройти. Плюс, катание в лесу, это отдельное удовольствие, пушистый снег сохраняется очень долго, не припекает солнце, ветер не трамбует, даже после снегопада недельной давности, казалось бы, снег должен уплотниться сильно, но там в лесу все равно легкий снег. Да и лес потрясающий, в нем практически нет подлеска, высокие деревья, сплошь эндемики и реликты. Очень красиво.
SKI.RU: Доску пробовали?
Ш.А.: Один раз вставал. В Финляндии. Честно сказать, я уважаю ребят, которые хорошо катаются на доске. Я не понимаю это искусственное деление между бордерами и лыжниками. Больше понятно деление на хорошо катающихся и не очень.
У доски есть одна особенность, я понимаю, почему молодежь западает на нее. Как ни крути, а до среднего уровня лыжник учится кататься обычно три сезона – аксиома. Чтобы научиться средне кататься на доске, нужен всего один сезон. А поскольку нормальное свойство любого молодого человека – «здесь и сейчас», то гораздо быстрей научиться кататься на доске.
Я так думаю, что и те, и другие по сути (!) – совершенно одинаковые, в одних горах катаемся, чего же их делить! У меня есть масса знакомых, которые катаются на доске, ну и что? Есть масса знакомых, которые отлично катаются и на лыжах, и на досках, есть те, кто перешел на доски с лыж и наоборот. Человек должен искать себя. Я лично сделал вывод, что мне в удовольствие кататься именно на лыжах, на сегодняшний день, по крайней мере.
Вот такой разговор получился, полезный и интересный. И в Поляну слетать стоит, только пусть еще снега сыпанет там.
Автор: Орлов Юлий |