Новости с краснополянских горнолыжных фронтов не дают скучать даже в конце сезона. Общий тренд горнолыжного фона – позитивный. Не смотря на череду громких обсуждений действий администраций курортов (или благодаря им) стали меняться взаимоотношения с катальщиками. Эти заметки КП-локала абсолютно субъективны, но они идут от инсайдера (но не надейтесь что я вам выложу все что знаю
Снег… Снег… Снег… Снег…
Хотелось запихнуть этот раздел в зад статьи, и назвать «И о погоде…» но ведь именно снег делает для КП целый миллион катальщиков в сезон. То есть каждый третий или четвертый катальщик России зависим от наличия снега в КП.
И именно из-за снега я не мог написать этот материал почти месяц – ну как сидеть за компом, когда за окном валит!
Спешу обрадовать: снега в этом сезоне было (и есть до сих пор!) до … (долго искал легальные выражения) много. Возможно 25 летний максимум. И тенденции по продолжительности сезона самые радужные. И если окончание сезона в воли ГЛ курортов (в основном связано с нежеланием достаточного количества челов катать до июня), то начало катания стабилизировалось в начале декабря, и мы вышли на продолжительность в районе 160 дней. Я исследовал погодные тенденции в Красной Поляне – но это материал для отдельной статьи.
В этом году в гонку раннего открытия сезона неожиданно включилась ГТЦ «ГАЗПРПОМ», СКЛОН «АЛЬПИКА». Конкуренция между курортами за ранее открытие – лучший друг лыжебордера!
Практически сформировалась система раннего тестового катания – открытие курортов осенью по факту наличия снежного покрова на выходные дни. Так в позапрошлом году я официально открыл сезон 2 ноября!
Курорты уже объявили о закрытии сезона:
ГТЦ «ГАЗПРПОМ», СКЛОН «ЛАУРА» - видимо в ближайшие дни
ГК «РОЗА ХУТОР» - 5 мая (вот уж спасибо за подарок - продление сезона почти на 2 недели!)
ВГК «ГОРКИ ГОРОД» - 12 мая
ГТЦ «ГАЗПРПОМ», СКЛОН «АЛЬПИКА» - хранит интригу. Надеемся, что дата будет приятным сюрпризом для фанатов летнего катания.
Трассы
Прирастал новыми трассами лишь один из курортов - ГТЦ «ГАЗПРПОМ», СКЛОН «АЛЬПИКА». Трассы официально реконструировались до отметки 1100 м (приют «Солнечный») и составили 7539 м, но по факту можно катать до отметки 780 м.
Спланированы и снабжены системой искусственного оснежения трассы до самой долины Мзымта, станции канатных дорог «АЛЬПИКА». Но не запущены в эксплуатацию. Однако это не мешало фанатам с период естественного снегового покрова спускаться «как в старые добрые времена» до самого низа.
На ГК «Роза Хутор» появилась связующая трасса с ГТЦ «ГАЗПРПОМ», СКЛОН «АЛЬПИКА» - «Горицвет». Но она скорей пешеходная – сноубордисты однозначно передвигаются по ней пешком, лыжники большую часть – коньковым ходом. Эта трасса как магнитом притягивает несведущих людей – постоянно вижу на ней бесцельно идущих в обе стороны людей, не смотря на предупредительные плакаты, информирующие, что вы покидаете зону курорта. Волшебная трасса в страну дураков.
Трасса «Явор-2» (Южный склон) продлена трассой «Азалия» до самого подъемника «Эдельвейс» минуя так называемый «кегельбан» - отрезок трассы вбирающий в себя все трассы Южного склона перед подъемником. В результате получилось «зеленое кольцо» Южного склона: от станции «Роза Пик» - «Явор» (несколько суетной загруженный), «Явор2» (широкий, с малым уклоном) и «Азалия», идущая по пихтовому лесу. Эта связка самая зрелищная на юге, я всегда ее катаю когда оказываюсь на трассовых или универсальных лыжах – создает настроение и дает возможность всласть по-карвить.
ВГК «ГОРКИ ГОРОД» в худших своих традициях в течении сезона минимизировала свою зону катания. Реально большую часть времени работало половина трасс. Зато утренние очереди на трансфер в сторону ГТЦ «ГАЗПРОМ» И ГК «РОЗА ХУТОР» напоминали великое переселение народов.
Отмечу большой прогресс со стороны ГК «РОЗА ХУТОР» по открытию трасс после снегопадов. Время открытия значительно сократилось. Видно, что службы курорта работают более оперативно. А иногда наступает настоящий праздник, когда открывают не ратраченные трассы!!!
Вне трасс
Впервые за 5 сезонов было несколько ох@енных снегопадов «когда ничего не едет». Это когда глубина свежевыпавшего снега более 50 см. Однажды было 105 см!!!!
Не секрет, что курорты активно используют в рекламных целях образы фрирайдеров в промороликах, наружной рекламе, в привлечении прорайдеров и амбассадоров. С другой стороны, они всячески ограничивают право кататься вне трасс вплоть до полного его запрета в правилах курорта. Создают карательные отряды лыжного патруля и блокируют ски-пассы в случае отлова фри-фанатов. Ситуация мягко говоря не приглядная. Причем обе стороны конфликта не ангелочки – безграмотные «одноразовые» фрирайдеры создают реальную угрозу для катающихся по трассам, а курорты объявляют тотальную войну всем катающимся вне трасс, вплоть до гидов по фрирайду. Вот и получается «все против всех».
Пожалуй, только ГТЦ «ГАЗПРПОМ» не является стороной фрирайдового конфликта. Но мне кажется это до серьезного инцидента.
С другой стороны, есть движения к выработке каких-то понятных обоим сторонам правил. Так ГК «РОЗА ХУТОР» впервые с момента основания:
- начал маркировать внетрассовые маршруты: «Крейзи Хутор», «Верорника», «Юнона»;
- Эпизодически стал официально открываться «Крейзи Хутор», причем с интригующим ахтунгом: «Трасса не подготовлена!»;
- Система безусловного блокирования ски-пасса заменена на предупредительную – с тебя на первый раз берут объяснительную, а в случае рецидива ставят к стенке уже разбираются по степени твоих нарушений.
- Спасатели эпизодически стали проверять наличие БЩЛ у выезжающих с оффписта.
Вносят «свою лепту» в безопасность вне трассового катания, и установщики предупреждающих знаков «не соответствующих ГОСТу». Напомню, что начало этой традиции положил портал «SKI.RU». В этом году на заходе в кулуар «Юрьев Хутор» появился стенд с проверкой включенности бипера. Я офигел от этого, ничем не меньше чем от присутствия спасателя, контролирующего спуск в этот кулуар статус, которого «Вечно закрыт!».
Под конец сезона, после очередного скандала в социальных сетях, на ВГК «ГОРКИ ГОРОД» свершилось чудо: в один день исчез «Лыжный патруль» весь сезон терроризирующий любого «одним колесом наехавшего на осевую» зацепившего кусочек пухляка между трассами.
Есть надежда, что к новому сезону появятся прозрачные, разумные правила и маршруты катания вне трасс стимулирующие безопасное катание. И вполне разумные драконовские меры для тех, кто «ложИл на все» ради своего кривого траверса над подготовленной трассой.
Обучение: розовая коза с желтою полосой
С учетом, того что примерно 99% посетителей российских горнолыжных курортов, в той или иной степени нуждаются в обучении и совершенствовании горнолыжной и сноубордической техники катания, рынок обучения составляет миллионы пользователей, пусть и не все катальщики готовы платить за обучение. Пусть из миллиона лыжебордеров приезжающих за сезон в Красную Поляну только 10-15% готовы стать учениками. Для их обучения понадобится 500 -600 инструкторов. Тогда как в официальных школах их меньше в разы и цены на их услуги на грани запретительных. Этот дефицит с лихвой покрывается наличием неофициальных (они же «черные», они же «афро-») инструкторов. Есть среди них и настоящие профи, есть и «ловцы лохов», есть и просто слабо катающиеся, но «сильнопредпреимчивые». Естественно это породило «инструкторские войны». Причем война идет против «афроинструкторов» путем блокирования им ски-пассов. Война за деньги, экономическая война – назвать можно по-разному. Но не пора ли и здесь достигнуть консенсуса? Ведь доходит до абсурда: «Я не могу учить кататься собственную тещу – осуществить мечту любого зятя!». И только ГТЦ «ГАЗПРПОМ» делает какие-то разумные шаги по ликвидации этого абсурда, в водя заявительную процедуру.
Обучение «по методике» официальных школ, не дает 100% гарантии ученику. «Работа на результат» которую исповедуют продвинутые «черные» тоже не безупречна, но более эффективна. Мне кажется надо следовать дао Конфуция «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Ведь кроме экономических интересов курорта существует и право клиента на выбор. Я не знаю готового рецепта против «инструкторских» войн, но есть же для этого «специально обученные люди». А вот отмазка «В Альпах везде охотятся на черных инструкторов», напоминает «А в Америке вешают негров!». Зачем нам обычаи и законы не русских стран?
Кадры решают?
Я прекрасно помню открытие ГК «Горная карусель», ныне ВГК «ГОРКИ ГОРОД». Минимум трасс, но никого в Magic Forest, ни единого следа в Первом цирке! Прошло более 10 лет и вот, по моему личному мнению, курорт в подвале горнолыжного рейтинга Красной Поляны. Начиная от полузаброшенного 3-го цирка, держимордами из Лыжного патруля и вечно полузакрытый Восточный сектор.
Но произошла смена руководства. Новый руководитель ВКГ «Горки Город» Круковский Андрей Алексеевич – менеджер новой генерации – молодой (35 лет), красный диплом, МБА, кандидатская степень, бизнесмен, сноубордист, путешественник (восходил на Килиманджаро, Эльбрус). Такой набор качеств и умений вселяет уверенность в будущем курорта. Желаю успехов обоим и курорту, и Андрею!
Вот билет на балет! Но единого все нет!
Я стал больше верить в Бога, когда в Красной Поляне уже при практически открытом горнолыжном сезоне вдруг объявили о введении «Единого ски-пасса» между ГК «РОЗА ХУТОР» и ГТЦ «ГАЗПРПОМ. Естественно с конской ценой, отсутствием соединительных трасс между курортами, кучей осложняющих условий по срокам пользования. Но ведь Бог не катается на лыжах: «Вы молились о «едином» - получите эту картонку!». И при этом вычеркнул из нее ВГК «ГОРКИ ГОРОД» за греховные заведения
Еще бочку стеба в эту тему добавило введение единого ски-пасса ГК «РОЗА ХУТОР» - «Шымбулак». Я ценю юмор, особенно горнолыжный, но это предел! Выборы Зеленского главным клоуном президентом меркнут! При условии разницы стоимости скипасса между курортами в 10 раз (да Карл, в 10!) хотелось бы знать сколько он стоит в Шымбулаке.
Через несколько лет, когда единый обретет адекватность и смысл, мы еще посмеемся над всеми перипетиями. А сейчас по моим секретным источникам единый купило около 100 человек. Из миллиона! Карл! Из миллиона!
P.S.
Для 90 % приезжающих в Красную Поляну кататься поднятые темы не актуальны. Они вполне довольны самым лучшим курортом России куда легко попасть, где можно всласть катать, прилично жить, вкусно есть-пить и развлечений больше чем во всей остальной Стране.
Но именно 10%, интересы которых затронуты наиболее активны в медио-пространстве и именно они формируют ауру и имидж курортов. И чтобы людей приезжало еще больше именно для этого активного меньшинства, нужно расти в качестве курортам Красной Поляны!
До встречи в Красной Поляне!