Одна из главных «вкусняшек» на курорте фрирайд с подъемников. Особо бесценен первый след. Но чтобы быть первым у девушки на целине нужно сильно постараться. Предупреждение от автора: это не путеводитель по фрирайду, а беллетристика (прозаические повествовательные произведение художественной литературы).
Договоримся о терминах (С)
Фрирайдом называется спуск вне трасс в направлении по линии падения воды.
«Траверститами» называются многочисленные псевдофрирайдеры катающиеся траверсами. Обычно бордеры остановившееся в развитии на заднем канте и лыжники, не освоившие повороты.
Фрирайд VS траверститотв
Алгоритм гарантии «первого следа»: Первому достается все. Все остальные дерутся за крошки на столе и докуривают «бычки»
Целина ждет
Симптом «первого кресла» - одна из главных составляющих синдрома фанатичного катальщика. И если ты хочешь, чтобы «первый след» был твоим, то несмотря на вчерашнее удачное апре-ски, «гудящий котел», «ватные» ноги, ты с воем вырываешь свою жопу из уютной кроватки, на автопилоте ползешь к первому ски-басу, ловишь 15 минут дремы и распихивая локтями «китайский даунхил» в момент открытия подъемника, наконец-то вваливаешься в первую пятерку гондол. Хорошо, что наши горы устроены так, что через полчаса абстинентный синдром перевоплощается в эйфорию от предчувствия близкого удовольствия.
Взгляд с первого кресла
«Первое кресло» работает на склоне «Альпика», если он открывается после снегопада наравне с остальными курортами. Если открытие произошло через сутки – склон уже обычно раскатан службами курорта и «партизанами» пришедшими с ГК «Роза Хутор».
Более ли менее принцип «первого кресла» работает на курорте «Красная Поляна».
На ГК «Роза Хутор» мало оказаться первым на «Олимпии». Это не дает ни каких преимуществ.
Поднявшись на «Стреле» вы находитесь в более выгодном положении. И если даже «верхА» закрыты у вас есть варианты скаток до уровня Роза 1350 от подъемника «Сказка», под «Кавказским экспрессом» или путь на восток на нижнюю часть ручья Крейзи и Magic Forest с выкатом на Роза Стадион (Роза960).
Есть вариант заехать на авто на «Роза Стадион» и подняться на гондоле «Дриада» - как правило с открытия там нет особой конкуренции на «первую гондолу». На «Дриаде» даже в случае закрытых верхов вам гарантировано более 600 м перепада и множество вариантов как притрассового катания, так и лесного.
Рыбак рыбака видит издалека
И вот открываются долгожданные верхА. Если не было сверх нормативного снегопада (не более 20-30 см свежего снега без ветрового переноса), то как правило подъемники открываются по графику. Время начала посадки на подъемники есть как на сайте, так и в приложении.
Самыми сладкими спусками считаются Юга: спуски очевидны, все заканчиваются на трассах, относительно пологие. Но Юг открывается позже, чем Северный цирк Роза или Обер Хутор. И часто возникает дилемма: «Катнуть по Северам или ждать открытия Югов?». Выбор варианта осложняется неопределенностью – после снегопада Юг часто открывают с задержкой, причем она может составить от 30 минут до 2-3 часов. И точное время открытия знают только двое – Бог и его воплощение на «Роза Хутор» - заместитель генерального директора по эксплуатации горнолыжного курорта, который собственно и дает команду «Огонь!» «Открыть!».
Иногда на «Розе Пик», у верха и низа подъемника «Тундра», на подсадке «Кавказского экспресса» возникают приличные толпы «ждунов». На сленге местных фрирайдеров это называется «рыбачить». Существует значительная прослойка «матерых» для которых «первый след» - это наркотик. И они готовы ради дозы ждать неопределенно долго. Но готовы ли приехавшие на короткий срок тупить в ожидании «первака», когда есть другие варианты катания? Каждый решает сам.
Ждуны на Яворе
Ждуны на Роза Пик
Ждуны на Обер Хутор
Но, эпичный старт «китайского даунхила» с Роза Пик в сторону «Эдельвейса» (как со стороны, так и глазами участника) стоит испытать хоть раз!
Ждуны на старте даунхила
Тактика выбора внетрассовых спусков
- катать как можно больше,
- катать только «вкусняшки» и первым следом.
В начале сезона предпочтительна первая тактика. А «наевшись» целины становишься гурманом и предпочитаешь только целинные деликатесы. Первая тактика актуальна еще и тем, что фрирайдеров много, а целины мало, и она быстро кончается.
Когда верхА еще закрыты
Один из популярных «фрирайдерских фаст-фудов» начинающихся с Роза Пик является кулуар между подъемником «Эдельвейс» и его дублером (локация с повышенной глубиной снега), он проезжается практически до «Панорамы» с переходом на фрирайдовый спуск «Наяда» и с последующими вариантами лесного спуска до трассы «Явор».
Весь сектор между трассами «Панорама» и «Сторожка» неплохое место для адекватного внетрасового катания, как и очевидный спуск от верхней станции «Эдельвейс» до трассы «Панорама».
Между Панорамой и Сторожкой
Фрирайд под Эдельвейсом
Далее следовать по кулуару (ручей Тарчевского, на сленге «Фекальный ручей) категорически нельзя. Он заканчивается 30 метровым водопадом (на сленге «Мышеловка»), который не обойти не объехать. Только назад. Но почему-то весьма популярный в клубе «Слабоумие и отвага», не смотря на ахтунги в точке возврата на трассы.
Мышеловка для клуба "Слабоумие и отвага"
А вот ехать с самого начала на дальний «Крокус» особого смысла нет, так как он открывается гораздо позднее «Эдельвейса», а может и не открыться в день после снегопада.
Затем кулуар западней трассы «Примавера» до трассы «Альпика» и далее беря ближе к «Примавера», с выездом к месту ее слияния с «Панорамой», так как восточней (левее) уже все раскатано «траверситами».
И с Югами покончено. Целина уже раскатана многочисленными конкурентами, а внизу поджидает злобная получасовая очередь. Но если вы бодры и не тупите (фотосессии в павдердей – зло!), то можно катнуть и в третий раз, отделавшись 15 - 25 минутами толчеи на «Эдельвейсе».
- А, как же «Крейзи»? – спросите вы. А никак. Этот кулуар официально открывается крайне редко. Кара за его не санкционированный проезд могут быть весьма болезненны, до блокировки ски-пасса.
- Но почему же он тогда постоянно в раскатанном состоянии? - спросите неугомонные вы мои.
- Потому, что «настоящих буйных мало» хватает! И рисковать правами ски-пассом личное дело каждого.
Гостепреимный Крейзи Хутор
Обычное состояние закрытого КрейзиХутора
Колекционеры первых следов
Катание по обе стороны от гондолы «Кавказский экспресс» - удовольствие «так себе». Для этого нужно хорошо кататься, уметь дропать с ходов и знать заходы и выходы. А глядя как народ зависает на кустах, скребётся в «Метро», ступорит в «Суициде» понимаешь, что 99% попадающих туда едут по чужим следам и не представляет, что там их ждет. И поэтому это самое травматично-летальное (от слова летальный исход) пятно на всем хребте Аибга. И там в июне вытаивает больше всего лыж, палок, масок и других запчастей от экстремалов.
Кулуар "Суицид" снизу выглядит не страшным
Склоны по обе стороны от трассы «Обер Хутор» - место обостренной жизнедеятельности фрирайдеров. Но Акулий Плавник и отрог «Балаган» весьма рискованны в лавинном отношении для трассы «Горизонт». Наблюдал как на эту трассу спускали лавину не очень умные фрирайдеры. И благо, что никто не пострадал. Если вас отловит патруль над «Горизонтом» (а то и над верхним Обер Хутором), то блокировка ски-пасса гарантирована.
Акулий плавник
Заход в Крейзи Хутор через Обер Хутор
Заход с верхней трассы «Обер Хутор» на кулуары Крейзи, обычно заканчивается сваливанием в ледовый кулуар (начищенный как паркет лавинами из-под газексов) или крутыми спусками по раздолбанным узким щелям. На любителя.
На склоны «Альпики»
Заходы очевидны. Метеостанция («Мегафон») видны со всех сторон. Выходы обратно не столь очевидны, но стоит потерпеть до следующего года – и курорты по северам соединит трасса. Сам Сулимовский цирк интересен пока его не раскатают. То есть первые пара часов после открытия «Альпики». Затем «траверситы» убивают его бессмысленными горизонталями.
"Метеостанция" или "Мегафон" - перевальная точка с Роза Хутор на Альпику
Альпийское шоссе
Обычно туда попадают катальщики под гондолой «Стрела». Долго тошнить по косогору, попасть в ручей, выбираться на шоссе – занятие медиативное.
Есть туда нормальные спуски, но мотивации туда ездить нет. Разве, что в качестве последнего патрона пристанища целины.
Попытки спустится по Сулимовскому ручью до «Моей России» - регулярное занятие клуба «Слабоумие и отвага». Но нормальные пути спуска к «Моей России» или нижней станции «Стрелы» есть. Даже в этом году они были возможны на протяжении пары недель.
Самый сладкий склон для фрирайда
Примерно 90% истязателей целины назовут так широкое пологое поле под подъемником «Крокус». Оно в меру длинное и предлагает линии спуска с разной крутизной. И на карте курорта обозначена как фрирайдовая трасса «Вероника».
Самый сладкий фрирайд под подъемником "Крокус"
И именно сюда стремиться большая часть любителей оффписта. На «Веронике» у всех все получается, тут мягко падать, «тут классно!». Но!
Пока под «Крокусом» разливается желтое море адреналина, настоящие пацаны с первого кресла исчезают в сторону «Юрьева Хутора». И хотя он тоже бывает открыт не чаще пасхи, слаще первого следа в нем нет ничего! По рассказам там бывавших
Проехать Юрьев Хутор первым следом - большая удача
Юрьев Хутор на замке
Именно здесь есть заветный путь ведущий на нижнее озеро «Сердечко». То есть около 1400 м перепада вне трассы. Но по пути несведущих ждет злобная «Мокрая жопа», выматывающие положняки по пояс в лесном снегу, выпадение на нижнюю технологичку «Последний шанс», с последующим пешкодралом в 3- 4 км и объяснениями с охраной. Для страдающих топографическим кретинизмом есть путь клуба «Слабоумие и отвага» до самой Мзымты, знакомство с водным туризмом и радостной встречи с пограничниками. Кайф, чо! Весьма желательно пользоваться очевидным первым левым выкатом к нижней станции «Тундра», и не исследовать куда ведут чужие следы.
Стандартный выезд из Юрьева Хутора
За трассой «Примула» есть небольшая зона внетрассового катания ограниченная с востока линией флажкового ограждения. Все кулуары за этой линией можно смело назвать «трупосборниками». Часто самосходят до самой земли. В период ограниченной видимости это еще и прямой путь в монастырь (есть таковой в селе Аибга, что на реке Псоу) протяженностью около 10 км по лесу. А то и прямо на небо. К тому же на выезде из этих кулуаров постоянно дежурит наряд пограничников. А это внеплановое посещение заставы в Эстонке, оплата штрафа. Были случаи, когда особо ретивые фрирайдеры отсиживали сутки в Ермоловке (там находится погранотряд).
Трупосборники за Примулой
Заманчиво выглядят склоны восточной экспозиции на подъемником «Кабан». Но по сути это косогор – это хорошо видно по многочисленным следам «траверситов». К тому же и лавиноопасный, в следствие чего и вероятность блокировки ски-пасса велика.
Находясь в здравом уме и твердой памяти заявляю: автор не полностью раскрыл тему из корыстных побуждений и тревоги за здоровье своих читателей. Или как говорила моя эстонская бабушка вылезая из-под трамвая: «Хорошего по немножко!».
Обед фрирайдера
Если кто-то может дополнить фрирайдовые радости нашего городка – пишите в комментах.
Спасибо! :)