С понедельника россияне фактически лишились горнолыжного курорта «Красная поляна», а местные жители – единственного источника доходов от размещения курортников.
Работу прекратила канатная дорога Красной Поляны.
Как рассказал «Газете.Ru» Петр Федин, генеральный директор ООО «Альпика Сервис», которому принадлежит канатная дорога, сначала 19 января пожарная инспекция и санитарные службы опечатали склады с техническим оборудованием для обслуживания подъемника из-за «незначительных нарушений». «На складе всего лишь не работали электрические лампочки и не было сигнализации», – пояснил он. Кроме того, за нарушение санитарных норм были закрыты некоторые пункты питания. К самой «канатке», по его словам, у надзорных органов претензий не было, но из-за закрытия техскладов остановить ее пришлось самой администрации горнолыжного центра.
22 января подъемник окончательно перестал обслуживать туристов.
Как говорит гендиректор «Альпика Сервис», объекты на Красной Поляне опечатали за пару часов: за это время проверяющие успели подать жалобу в суд Адлера, суд успел ее рассмотреть, вынести решение, отослать на склады судебных приставов. «Обычно в таких случаях закрытию объекта предшествуют предписания суда об устранении нарушений, штрафы, но в этом случае все было не так», – сказал Федин.
Правда, официального объявления о том, что подъемник выключен навсегда, пока нет: решение суда действует до среды. «Сейчас на канатной дороге висит объявление «Не будет работать с 22.01 по 24.01 включительно», – рассказал «Газете.Ru» один из райдеров. – А на улице, как назло, полно снега, погода одна из лучших для катания – жаль, конечно, будет уезжать. Но придется».
По словам гендиректора «Альпики», давление на возглавляемый им центр началось сразу после того, как в Краснодарском крае сменилась администрация, а Сочи стал кандидатом на проведение Зимней олимпиады. Тогда началась война за право землепользования в этом районе.
«Такое ощущение, что нас просто планомерно пытаются обанкротить. Доказать нашу финансовую несостоятельность. Цель? Я думаю, как и всегда, стоит вопрос о земле», – заявил он, добавив, что до пожарных с проверками на Красную Поляну наведывались налоговики, экологи и представители Ростехнадзора.
Закрытие "канатки", по мнению господина Федина, скорее всего, связано с судебными делами по поводу спорного участка земли в 10 га под детско-юношеской школой олимпийского резерва по горным лыжам, расположенного по соседству с трассами. «Альпика» выкупила школу и оформляла право на землевладение. Однако потом вышло постановление главы Краснодарского края, согласно которому участок передавался компании «Экотур» во главе с помощником губернатора края. «Альпика» начала судебное разбирательство, считая незаконным передачу федеральной земли без согласования с соседями в руки представителя администрации, однако проиграла все возможные суды в Краснодарском крае. Теперь в компании готовят документы в Высший арбитражный суд.
Местные чиновники называют поводом к началу проверок инцидент, случившийся в Красной Поляне 4 января: тогда из-за неполадок канатная дорога якобы зависла на несколько часов.
В этот момент на «канатке» было якобы 800 человек. По словам Федина, 12 января на Совете безопасности губернатор Ткачев заявил, что канатная дорога небезопасна.
Сам гендиректор «Альпики» утверждает, что никакого инцидента 4 января не было, да канатная дорога и не рассчитана на подъем 800 человек. Неприятность, по его словам, случилась 3 января, когда двое сноубордистов раскачали кресло и спрыгнули по пути движения фуникулера, из-за чего слетел трос, а транспортер пришлось остановить. «10 находившихся там в тот момент человек эвакуировали в течение часа вместо допустимых по инструкции двух часов. Некоторым по их просьбе вернули деньги», – пояснил Петр Федин.
В настоящий момент администрация «Альпики» вкрутила недостающие на складах лампочки и устранила большую часть нарушений, однако для отмены решения суда о закрытии необходимо подать встречный иск к органам, проводившим ревизию на прошлой неделе. На вопрос, сколько на это уйдет времени, Федин ответить не смог.
Местные власти от комментариев на этот счет отказываются.
Так, в администрации города Сочи «Газете.Ru» просто не смогли прокомментировать ситуацию. В департаменте курортного дела администрации Краснодарского края ответили, что вообще не слышали об остановке подъемника, так как «вроде бы никакого судебного решения еще не было». «По некоторым данным, дело было передано в прокуратуру, но суд не посылал приставов опечатывать канатную дорогу», – сообщили в пресс-службе департамента.
Как считают в туристической компании «Сочи-Тур», отправляющей туристов в Красную Поляну, закрытие канатной дороги может полностью сорвать лыжный сезон в Красной Поляне.
Пока в Красной Поляне работает около 50 гостиниц, каждая из которых может одновременно принимать 100–150 человек. Номера в них бронировались в основном именно для горнолыжников, купивших путевки на склоны с подъемником. В этом году сезон начался с опозданием, однако как только выпал снег, курорт стал работать при 100-процентной загруженности. «Но в понедельник у нас отказался от путевки клиент, выезд которого был назначен на завтра. Всего у местных туроператоров после этой новости сорвались как минимум 10 сделок», – рассказала «Газете.Ru» менеджер компании Екатерина Вышинская. По ее словам, в курортный сезон с ноября по апрель в Красной Поляне бывает до 1 млн туристов, в том чиcле и иностранцы. Основная же прибыль идет от русского клиента, особенно семейных пар с детьми, предпочитающих относительно недорогой вид отдыха.
Впрочем, в московской туркомпании Express-Line Travel «Газете.Ru» заявили, что по-прежнему успешно посылают своих клиентов на склоны Красной Поляны.
«Произошла форс-мажорная ситуация, неприятно, что это случилось в разгар сезона, однако мы надеемся, что в ближайшее время канатная дорога начнет работать», – заявила менеджер компании Ольга Пиляева. По ее словам, гостиницы пока не отменили ни одной брони, но если это случится, компания готова возместить клиентам все издержки.
В то же время, как считают в Express-Line Travel, даже если «канатку» не откроют, горнолыжники на Красной Поляне останутся. «Туристам по-прежнему предлагают подниматься на высоту с помощью вертолетов», – сообщили в компании. Впрочем, признали представители туроператора, «хели-ски» в основном покупают иностранцы, предпочитающие экстремальный отдых.
По словам самих горнолыжников, вертолет в Красной Поляне действительно есть, но отток туристов с курорта неизбежен: «хели-ски» не является альтернативой канатному подъемнику.
Тур на день на четыре подъема, по данным туроператоров, стоит в Красной Поляне $350, а дневной абонемент на склоне с канатной дорогой – около 900 рублей. "Да и самим туристам с детьми вряд ли придет в голову летать на гору на вертолете – это развлечение для экстремалов", – заявили "Газете.Ru" в одной из турфирм.
Текст: Елена Горланова, Олеся Герасименко, Валерий Перевозчиков (Сочи).
Фото: ИТАР-ТАСС