
Три часа нормальной дороги от лионского аэропорта Сент-Экзюпери, через столицу Савойи Шамбери и Альбервилль до городка Эм (Aime). Дальше - довольно утомительный серпантин.
Поворот за поворотом шоссе набирает высоту: 1000 метров над уровнем моря, 1400 (тем, кого укачивает, советую заранее запастись «взлетными» карамельками), 1800, 2000… Стоп, выше вроде бы уже некуда. На савойском диалекте La Plagne означает «горное плато» - на него-то мы и забрались.

Идея организовать здесь лыжный курорт родилась сравнительно недавно - чуть больше сорока лет назад. В сезоне 1961/62 первая «база» Плань-Центр, оснащенная несколькими бугельными подъемниками, начала принимать гостей. Сегодня горнолыжный регион La Grande Plagne это десять населенных пунктов (четыре исторические деревни и шесть отстроенных с нуля высокогорных станций), 111 канатных дорог общей грузоподъемностью 128 000 человек в час, 225 километров связанных между собой трасс.
Солнце просыпалось за громадой Bellecote (3417). Его первые лучи сначала робко касались обнаженных вершин, но с каждой минутой все увереннее опускались ниже и ниже, пока наконец все обширное пространство между Roche de Mio (2700), Becoin (2594) и Mont St.Jaques (2407) не заполнялось ровным теплым светом.
Нам предстояли большие прогулки. Вообразите, что вы на лыжах дважды объехали по МКАД вокруг Москвы - именно такова общая протяженность размеченных трасс «Красной шапочки». Маршрут, понятное дело, не на один день. Компания подобралась дружная, но по уровню катания далеко не однородная: кто-то уверенно стоял на лыжах, кто-то делал самые первые шаги… И вот что оказалось: совершать многочасовые, бесконечно увлекательные лыжные путешествия по всему региону вполне по силам даже не очень опытным катальщикам.

Мы стартовали из Бель-Плань, самого крупного по числу мест для гостей (более 7000) курортного поселка на высоте 2050 метров. Улиц в нем нет (все машины спрятаны в большом подземном паркинге), - есть лифты и лестницы, и бесчисленные галереи, связывающие отдельные лепящиеся к склону здания. Понять, сколько в них на самом деле этажей, довольно трудно. Посмотришь сверху - один-два, снизу - все шесть. Войдешь на первый этаж, поднимешься на пятый и, пройдя по коридору, выходишь прямо на трассу.
До Плань-Белькот (1930) несколько минут спуска по простенькой «синей» дорожке. Змея высотных апартаментов - дань архитектурной моде начала 1970-х - пригрелась на солнечной поляне меж заросших хвойным лесом склонов. На нижнем этаже магазины, рестораны и бары, пункты проката, парикмахерские, химчистки... Большой фитнес-центр La Scandinaviane с саунами, соляриями и джакузи, турецкой баней и массажными кабинетами. Каток и открытый бассейн, который по вечерам выглядит особенно эффектно, - сияющее голубое озеро в окружении темных вершин… К сезону 2002/03 в Плань-Белькот запустили новую скоростную 6-креселку: с ее помощью теперь можно быстро подняться на перевал и уйти на южные склоны к Шампани-эн-Вануаз (1250). Или продолжить подъем на вершину с ласковым именем Roche de Mio - на еще одной новой шестиместной дороге.




Бобслейная трасса предлагает туристам два вида развлечений: Bob Raft и Taxi Bob. В первом случае за 35 евро можно в четырехместном, автоматически управляемом беспилотном «сундуке» промчаться по ледяному желобу со скоростью 80 км/час (дети до 18 лет допускаются только в сопровождении родителей). Taxi Bob, профессиональный болид, предполагает наличие драйвера, берет на борт трех пассажиров (80 евро с каждого) и развивает скорость свыше 100 км/час. Оба аттракциона что называется на любителя и, как предупреждают рекламные буклеты, не рекомендуются людям со слабым сердцем и беременным женщинам.


Через Fornelet (1970) по приятным лесным трассам спускаемся в Плань-Монтальберт. Лежащая на 1350 м симпатичная деревушка на самом краю региона присоединилась к нему совсем недавно, в 1980 году. Здесь мы застаем всю нашу компанию загорающей на солнечной террасе ресторана. Традиционное menu skieur: салат Montagnarde, ветчина-гриль с обжаренной картошечкой или спагетти Carbonara, савойский сыр на десерт - 18 евро, плюс столовое красное вино по 8 евро бутылка… Совсем недорого за приличный «комплексный» обед. Особенно расси-живаться, впрочем, рискованно: обратная дорога в Бель-Плань займет «по прямой» не менее часа, а канатки работают до 16.30.
Кстати, о горных ресторанах, которых в регионе больше двух десятков. Расположены они, как правило, в самых живописных местах, откуда открываются самые потрясающие виды. Но не стоит устраиваться со своими бутербродами и фляжками там, где написано Pique-nique interdit или No picnic: вас обязательно (случается, что и в весьма резкой форме) попросят удалиться. Хозяев ресторанов можно понять - у них свой бизнес… Короче, будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях!
Всю неделю мы так и этак примеряем «Красную шапочку» - гуляем по округе в разных направлениях. По «военной» трассе Mont de la Guerre, с которой отлично видны все «этажи» Куршевеля, разлегшегося на противоположном склоне, спускаемся в Шампани-эн-Вануаз, а возвращаемся по Mira (неплохо звучит: «трасса Мира»). Отдыхаем на широких и светлых учебных склонах l’Arpette (2385), что собственно и переводится как «ученик».
Немного сложнее спуск в местечко Les Bauches (1800). Длиннющий пологий траверс, огибающий гору (по нему впору пустить рейсовый автобус, а то приходится долго толкаться палками), приводит в Ле-Кош (1450) или еще ниже - в Моншавэн (1250). К сезону 2003/04 здесь будет построен двухэтажный 200-местный фуникулер, который свяжет Плань с соседними Арками (Les Arcs). В результате возникнет крупнейшая (если не по протяженности трасс, которая составит 425 км, то по площади точно) объединенная горнолыжная область в Альпах Paradiski , с тремя ледниками и двумя вершинами выше 3000 метров - то-то еще будут прогулки!.. А пока мы с удовольствием блуждаем в лабиринте лесных трасс над Ле-Кош.


Ну и, разумеется, «крыша» региона. Почти полчаса занимает подъем в 6-местных «яйцах» из Бель-Плань через Roche de Mio на ледник Bellecote. 3250 метров над уровнем моря - несколько бугелей здесь работают круглый год. Креселка Traversee вытянет на гребень, откуда начинаются два серьезных «черных» спуска с километровым перепадом высот.
Любители внетрассового катания берут еще правее по северному склону… А с южной стороны по леднику Cul du Nant, говорят, можно спуститься в Champagny le Haut… Впрочем, сам не пробовал, врать не буду. К тому же подобные экскурсии без гида категорически запрещены.
Так что «Красная шапочка» не только для «чайников» - ничьих ожиданий не обманывает.
Полную версию материала (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.