Мы попробуем развеять некоторые устойчивые мифы, которые сложились вокруг инструкторов в целом и, конкретно, вокруг инструкторов ESF. Также мы поговорим о соревнованиях, спортивном уровне самих инструкторов, спорте для инвалидов и многом другом. Здесь и далее наши вопросы будут выделены жирным шрифтом. По возможности мы пытались сохранить авторский стиль изложения, внося лишь минимальные правки для удобства чтения.
1. О себе
- Как вы пришли в профессию?Мои родители имели ферму в долине Devoluy, и во время постройки курорта мой отец работал в мэрии (он был муниципальным советником). Для строительства курорта требовалось место, где могли бы жить строители. Мои родители поселили у себя некоторое количество работников. Мать готовила им завтрак и ужин, а обедали они на объекте. Когда строительство закончилось, родители превратили ферму в gite, чтобы принимать туристов. Они были одними из первых в долине, кто принимал туристов. Я и четверо моих братьев родились в ту эпоху, и нас, конечно, обучили базовым горнолыжным навыкам. Потом был создан спортивный клуб Devoluy, так что с 6 лет я уже начал участвовать в соревнованиях. Я прогрессировал в своем развитии вплоть до кубка Европы, но там я получил травму. Параллельно я учился. Проблема того времени состояла в отсутствии факультетов, которые бы позволили совместить образование и лыжи (как это есть сейчас). Я предпочел заняться образованием, войдя при этом в университетскую команду Франции. От соревнований я перешел к учебе в университете, а затем мне закономерно предложили работу горнолыжного тренера. Я обучался одновременно на лыжного монитора и на тренера. Так я попал в профессию. Это было 35 лет назад. Пятнадцать лет я проработал тренером во французской лыжной федерации (FFS), занимая посты регионального уровня (селекционер). Я смотрел на детей, оценивал их уровень, разбивал по возрастным группам. Французская система отбора ориентирована на отбор с юных лет. И вопрос отбора в сборную является очень важным.
2. Инструктор и курорт
- Каков статус инструктора как профессии, и как он связан с конкретным курортом?Партнерство между станциями и инструкторами начало развиваться после войны, с 1945 года. Инструкторы имеют юридический статус "свободной профессии", как доктора или художники. Мы получаем доход, с которого сами платим все налоги (социальный, подоходный, НДС) аналогично другим французским предпринимателям. С другой стороны, как инструктора, мы относимся к местному синдикату (например, синдикат инструкторов Chamonix), который "привязан" к конкретной станции. В синдикате есть свои внутренние правила, но одновременно имеется единый национальный регламент, применимый ко всем инструкторам "в красном платье" (т.е. инструкторам ESF). Мы долго боролись за признание лэйбла "ESF", за то, чтобы принимать только дипломированных специалистов, а также за поддержание высокого уровня образовательного стандарта по отношению к другим европейским странам. Вместе с австрийцами и швейцарцами мы неизменно поддерживаем высокий стандарт обучения. В плане стандартов обучения мы полностью связаны национальным синдикатом (т.е. не можем проявлять самодеятельности).
- Можете ли вы сменить станцию, на которой работаете?
Да, я могу сменить местный синдикат, но при этом я потеряю некоторые преимущества, которые накопил тут. Т.е. мне придется начать с нуля, с другими людьми и, возможно, другими правилами внутреннего распорядка. Внутри местного синдиката мы из года в год прогрессируем в зависимости от диплома, который у нас есть. Прогресс зависит от "выслуги лет", а также от пройденных дополнительных курсов обучения. Дополнительные стажировки мы проводим внутри своего синдиката и, кроме того, стараемся сохранять связь со спортивными клубами. Это важно, поскольку многие юные спортсмены заинтересованы в карьере лыжного монитора, и мы помогаем им стажироваться в профессии в партнерстве с национальной школой (ENSA). Так что после прохождения тестов они смогут работать мониторами в будущем.
- В России остро стоит проблема "черных инструкторов", которые не работают на станции, но находят клиентов прямо на месте, не имея при этом порой профильного образования и диплома. Как обстоят с этим дела во Франции, и кто вообще может обучать людей на склоне за деньги?
Во Франции есть такая же проблема. Хотя мы входим в национальный синдикат, но остаемся "свободной профессией". Человек без диплома не имеет права обучать на трассах за деньги. Для борьбы со злоупотреблениями у нас имеются контролёры, которые смотрят на людей, обучающих группы. Если это семья или добровольцы – все нормально, но если человек получает за обучение деньги, начинаются проблемы. В принципе, инструктор не обязан вступать именно в синдикат ESF. Есть несколько других синдикатов инструкторов (самый известный – ESI), и, кроме того, я могу обучать даже совершенно самостоятельно. Набирать собственную клиентуру и применять методики, которые считаю нужными. На это у меня есть право во Франции (при условии соблюдении определенных формальностей). Суммируя: чтобы обучать лыжам за деньги нужно, во-первых, иметь диплом определенного уровня, во-вторых, быть зарегистрированным в префектуре как представитель свободной профессии и, в-третьих, вступить тот или иной синдикат (либо образовать свой). Мы долго боролись за эту систему, и сейчас она спасает нас от безработицы. В 90-х годах к нам приезжало большое количество инструкторов из других стран (в основном, голландцы и англичане). В те времена инструктора ESF в массе слабо владели иностранными языками и поэтому не могли полноценно обучать иностранных горнолыжников. В дальнейшем требования к языковой подготовке для получения диплома были существенно повышены, что дало возможность обучать и на других языках.
- Иными словами, если завтра мы захотим покататься с вами в Isola 2000, это сразу не получится?
Нет, это вполне реально. Т.к. диплом монитора признается на национальном уровне, то я могу поехать обучать туда хоть завтра, другое дело, что деньги, которые мне заплатят клиенты, мне придется все равно проводить через мой местный синдикат (Super Devoluy), т.е. возникнут неудобства, скорее, бухгалтерского плана. Но в этом нет ничего нелегального. Синдикат покрывает гражданскую ответственность независимо от места обучения. У нашего синдиката есть секретариат с бухгалтером и директором, которые управляют денежными потоками. Мы вычитаем из своей прибыли расходы, связанные с административной работой, арендой офиса, стадионов на склоне и т.п. Оставшиеся деньги, заработанные синдикатом за сезон, мы делим между собой в соответствии с количеством часов, которые каждый монитор провел на склоне. Это и есть сумма денег, которую я декларирую в префектуре. Далее на нее накладываются социальные выплаты, подоходный налог и т.п.
3. Инструктор и клиент
- В России сложилось мнение, что лыжный инструктор больше развлекает клиента, чем обучает. Даже если у клиента что-то не получается, инструктор не станет требовать, как тренер – "давай-давай", а будет все равно хвалить клиента. Справедлив ли такой взгляд? Какие еще варианты взаимодействия с гидом существуют?На самом деле, все зависит скорее от того, чего ждет клиент. Т.е., по сути, инструктор может работать на нескольких "уровнях", которые комбинируются в зависимости от целей клиента. Например, если речь идет о работе с детьми, это чем-то похоже на традиционную тренировку и ставит целью прогресс в терминах уровней и "звездочек" (о французских уровнях обучения см. мою статью). Педагогическая методика нашего синдиката в отношении детей основана именно на этом – поощрение за хорошие результаты. С момента образования ESF разобщенный педагогический опыт накапливался и систематизировался и теперь он более-менее диверсифицирован. ESF стала более социальной, не столь зацикленной именно на спортивном результате. Мы не можем сказать ребенку: "ты полностью провалился". Раньше уровней ESF было меньше, но зато часты были ситуации, когда тот или иной уровень ребенок не мог получить два сезона. Теперь такое случается реже, т.к. прогресс стал более плавным, и теперь у ребенка больше шансов получать награду каждый год. У взрослых уровень и пожелания сильно разнятся. Тут мы имеем, с одной стороны, иностранцев – например, немцев и голландцев, которые хорошо развиты физически и стремятся заниматься именно спортом, а с другой стороны – французов, которые более "расслаблены".
Смешивать эти два стиля было очень трудно, поэтому сейчас мы предпочитаем делать группы из французов и – отдельно – из иностранцев. Стало гораздо проще, а дополнительный плюс – отпадает необходимость объяснять одно и то же дважды на разных языках. Инструктор проходит обучение как по специфической дисциплине (лыжи, сноуборд, etc), так и по спортивной педагогике в целом. Таким образом, мы всегда пытаемся понять, на какой тип обучения ориентирован клиент: будет ли это тренировка или, скорее, сопровождение. При желании, клиент всегда может сменить инструктора или стиль обучения (если речь идет об индивидуальном тренере). Есть три типа услуг в ESF: коллективные уроки, индивидуальные уроки и "аренда" (engagement) тренера на время. Последний вариант мало распространен на небольших семейных станциях (поскольку сюда едут не слишком богатые люди), но популярен на больших станциях, где вы можете просто нанять инструктора на неделю. К примеру, если у вас есть 2000 евро бюджета, вы можете прийти в ESF и сказать: "я хочу иметь инструктора, которого буду оплачивать понедельно". Это популярный вид обслуживания на станциях типа Куршевеля, Межева и т.п. Более того, у меня есть знакомые инструктора, которые работают только по такой системе.
- Stage Compétition – как они были созданы, какова их роль сейчас, и почему некоторые курорты их проводят, а некоторые нет? (если вы не сталкивались с ними, см. статью по ссылке)
Devoluy был одним из пионеров этого направления. У нас проходят курсы FFS (Французской Федерации Лыж). Местные дети записываются в горнолыжный клуб и занимаются подготовкой к соревнованиям. Также исторически сложилось, что оказалось много детей, чьи родители были владельцами местной недвижимости. И они приезжали на рождественские каникулы, на две недели в феврале и на Пасху. То есть это дети, которые катались постоянно и имели такой же быстрый прогресс, как если бы они жили здесь, в долине. Они быстро достигали высокого технического уровня и хотели продолжать. Чтобы дать им возможность прогрессировать, мы создали Stage Compétition. То есть изначально это была индивидуальная инициатива каждой станции, поддержанная и упорядоченная потом на национальном уровне. Мы создали эти Stage Compétition и теперь уже десяток лет имеем так называемые клубы ESF. Это то же самое, что горнолыжный клуб, который управляется школой ESF. Получается, что есть курс федерации и курс ESF. Мы обучаем детей в обоих курсах, и в конце года устраиваются общие, смешанные соревнования для поднятия уровня. Таким образом, выходит, что существуют две разные системы отбора, и теперь во французской сборной есть дети, пришедшие с обоих курсов. Все больше и больше "городских" детей доходят до уровня кубка мира. У нас есть люди из Ниццы, из Парижа, из Лиона. И есть даже иностранцы, которые с помощью этого курса ESF доходят до очень высокого уровня. По поводу того, на каких станциях такие мероприятия есть: сами инструктора предлагают свои услуги, затем предложение проходит через бюро локального синдиката. Это мотивация, которую некоторые из нас имеют, более или менее. Есть лыжные станции, где этого нет. В Devoluy, мы всегда хотели поддерживать Stage Compétition. Лично я работаю в них уже 15 лет. Когда я закончил закончил обучение детей в федерации, я полностью погрузился в эту тему, так как видел в ней потенциал.
– Почему взрослые французские лыжники не любят учиться, при том, что французы – горная нация?
Мы, взрослые, как только можем ехать на параллельных лыжах, считаем, что уже достигли вершины успеха и не хотим обучаться дальше. Поэтому у нас много детей в Stage Compétition и очень мало взрослых. Бывают, конечно, молодые люди 20-25 лет и – очень редко – люди более старшего возраста, которые хотят прогрессировать. Типичный француз хочет все попробовать, но не стремится иметь высокий уровень техники. Он достигает уровня, который кажется ему достаточным, и меняет свою активность. Для нас сноуборд стал альтернативой. Было много людей в 90-х – 2000-х годах, которые погрузились в стихию сноуборда. В лыжах у них был хороший уровень, а в сноуборде они оказались дебютантами. И в течение многих лет поддерживалась высокая мотивация по обучению сноуборду. Проблема в том, что феномен повторился и со сноубордом. В том плане, что, если взрослый мог красиво спуститься на сноуборде по синей трассе или спокойно по красной, он терял мотивацию к дальнейшему обучению. Так что хорошо, что появились карвинговые лыжи и телемарк. Но в целом, взрослые обычно остаются на среднем уровне. Так что мы во Франции постоянно думаем о создании новых продуктов, которые сохраняли бы для взрослых интригу и мотивацию. У нас есть много предложений по знакомству с горами. Мы создали стажи по фрирайду, но они еще не очень развиты. Нужно найти и другие виды активности.
- Забавно, что в других видах спорта такой ситуации нет. Например, в моем скалолазном клубе очень много взрослых, а в лыжном я – единственный взрослый. Почему это так?
Тот факт, что для взрослых лыжи теряют свою привлекательность, – большая проблема. Некоторые погружаются в соревнования, но остальные теряют радость от катания. И это вопрос, который стоит на национальном уровне. Проблема касается не только ESF, но и владельцев подъемников и имеет серьезные финансовые последствия. Например, приезжает на курорт семья: четверо взрослых (папа, мама, дедушка, бабушка) и двое детей. И часто на шестерых покупаются только два ski pass-а – для детей. Взрослые не катаются, а едят много раклета. То есть мы постоянно размышляем, как сделать лыжи более привлекательными для взрослых?
– Пожалуй, в России горные лыжи рассматриваются в том числе и как взрослый спорт, а во Франции – скорее нет.
Да, по уровню обучения Россия сейчас похожа на Францию 60-70-х годов. Люди начинают учиться уже будучи взрослыми, тогда как во Франции сейчас дети встают на лыжи очень рано, часто с 3-х лет. То есть, если они с 3-х до 18 лет – фактически 15 лет – занимаются лыжами, потом у них вкус в лыжам часто пропадает, и им хочется заниматься чем-то другим. До того, как были придуманы альтернативы вроде сноуборда и других активити, у нас имелась огромная возрастная пропасть. Были в основном дети с 3-х до 12 лет, либо взрослые – с 30 до 60 лет. То есть сегмент от 12 до 30 лет в 90-х годах вообще не приезжал кататься. Будучи взрослыми, люди приезжали, только когда привозили обучаться своих детей. Сноуборд появился в подходящий момент. Он дал возможность детям, которые перестали прогрессировать в лыжах, начать обучаться сноуборду. И благодаря этому мы привлекали подростков. Но не так давно начался новый спад для взрослых, и поэтому нам нужно искать новые виды активности.
– Еще один расхожий миф об инструкторах и, особенно, инструкторах ESF, что они никогда и никого не обучают бесплатно. Справедливо ли это?
С того момента, как мы начинаем обучать, есть два выбора: либо мы обучаем и получаем за это оплату. Даже наши друзья могут нам платить, чтобы мы обучали их по-стандарту. Либо мы просто катаемся с друзьями и можем давать им разные советы. Это не проблема. Проблема в оплате. Если в России вам нужно развивать уровень лыжного инструктора, если вы хотите по-настоящему создать французский эквивалент, нужно очень сильно защищать себя в этом плане. Создать систему, как во Франции. Австрия и Швейцария функционируют, как мы. То есть у вас есть диплом, диплом вам дает возможность обучать за вознаграждение, у вас есть контролирующая организация и страховка. Таким образом, вы спокойны.
– Давайте поговорим об ответственности за жизнь клиента. Что будет, если инструктор выведет клиента на лавиноопасный склон, и клиент погибнет? Куда вообще гид может вывести кататься клиента?
Есть несколько уровней. Если есть диплом, мы можем обучать также и вне трассы. Но у нас нет права обучать на ледниках. То есть в Шамони инструктор не имеет права вести клиента на Vallée blanche и другие ледники. Это могут делать только высокогорные гиды (guide de haute montagne). Это два разных уровня. Но у нас существуют инструктора ESF, которые являются по-совместительству горными гидами. У меня диплома гида нет, но я могу выходить за трассу. У нас есть предписание на национальном уровне: обучать вне трассы только при соблюдении условий безопасности – наличии оборудования обнаружения жертв лавин, которое должны иметь на себе и мы, и клиенты. Клиент также должен пройти небольшую тренировку прежде, чем выходить вне трассы. Чтобы в случае, если инструктор попадет под лавину, клиент мог прийти на помощь. Есть множество дополнительных процедур на уровне гражданской ответственности. Если мы когда-либо уходим вне трассы, мы должны иметь соответствующее снаряжение и прерогативу. Если, несмотря на это, происходит несчастный случай, у нас есть страховка (responsabilite civile) на национальном уровне, где может задействоваться система адвокатов, которая покрывает такой страховой случай.
– Недавно было происшествие в Южных Альпах, где погибли трое клиентов, выжил гид и еще один клиент пострадал. Есть ли для гида риск персональной ответственности в данной ситуации?
Во Франции есть процедура, в которой правосудием привлекается специалист по лавинам, который пишет рапорт о причинах схода лавины, была ли она спровоцирована действиями гида или клиента. Он проводит общий анализ, не имея никаких предубеждений. Потом этот рапорт предоставляется суду, который решает, привлекать ли гида к судебной ответственности. За гида несет ответственность директор локального синдиката, а за того, в свою очередь, национальный синдикат. То есть, если несчастный случай – это результат ошибки инструктора, он будет признан виновным с соответствующими судебными последствиями. Во Франции есть две системы процедур : гражданский иск с возмещением ущерба либо уголовный процесс. У меня был друг, которого перевели на уголовный процесс в связи его ошибкой в оценке ситуации, и он понес наказание. При несчастном случае со смертельным исходом все очень сложно. Развитие регламентации в этой области произошло очень быстро – в течение 5-6 лет появились вполне драконовские предписания касательно внетрассового катания. Когда я был юным инструктором, мы могли свободно решать, где кататься с детьми, отклоняться от трассы, сделать небольшой крюк по лесу на stage compétition. Теперь мы находимся в очень жестких рамках и поэтому создали стажи фрирайда, где мы специально занимаемся с людьми внетрассовым катанием со всем соответствующим оборудованием и предварительной тренировкой.
– Я помню, как на четвертом уровне обучения инструктора выводили нас на склон, казавшийся мне опасным, без всякой подготовки или оборудования.
Если хотите, на уроке для взрослых без снаряжения мы можем ехать вне трассы на склонах с определенным углом наклона и при определенном состоянии снега. Но и это становится все более и более зарегламентированным. Предписания по безопасности эволюционируют очень быстро. Не знаю как в России, но во Франции есть какой-то массовый панический психоз: если дождь идет – мы боимся, если снег – тоже боимся, и если ветер – боимся. Мы пытаемся справиться с этим психозом и хотим иметь два направления внетрассового катания: контролируемые склоны и склоны, где люди сами будут выбирать пути для спуска. Думаю, что мы будем в этом направлении развиваться. Например, у нас в Devoluy есть трассы, рядом с которыми лес, и он уже относится к вне-трассы, хотя там нет риска схода лавин. То есть нужно создавать разные зоны. На текущий момент этой системы не существует.
– Я вижу, что на французских курортах хорошо развито катание для инвалидов. Работа с инвалидами и другими людьми с отклонениями: существуют ли специальные инструкторы для них, как вообще начался процесс вовлечения их в катание?
Начиналось это как со stage compétition – с инициативы отдельных инструкторов в отдельных лыжных школах на некоторых станциях. Затем они объединили свои знания, и теперь у нас есть специфические курсы для людей с физическими или умственными отклонениями. Есть несколько федераций: французская горнолыжная спортивная федерация инвалидов (Fédération Française Handisport) и федерация адаптированного спорта (Fédération Française du Sport Adapté). Совместно с ними мы создали протоколы обучения и коучинга. И вслед за этой инициативой станции были соответственно оборудованы. Еще у нас есть благотворительное католическое сообщество – Secours Catholique, которое 15 лет назад занимало очень важную роль в спорте инвалидов. Они были первыми в инициативе создания специальных кресел на подъемниках. С финансовой помощью этой ассоциации мы смогли купить первые специальные кресла. Например, школа ESF в Devoluy купила три кресла.
4. Инструктор и государство
– Как получить диплом, какие есть пути в инструкторы?Есть несколько ключевых этапов: если вы пришли из спорта, нужно прежде всего пройти тесты. Во-первых, технический тест – это слалом. Там открывающие национального уровня задают время, и в соответствии с ним вы подтверждаете или нет свой уровень. Во-вторых, у нас имеется предподготовка в течение трех недель для того, чтоб мочь начать обучать новичков. С этими двумя элементами вы получаете "книжку об образовании" и уже имеете право обучать. Затем мы проходим Eвротест. Этот экзамен был создан на европейском уровне, чтобы сохранить высокий уровень дипломированных специалистов во Франции и Швейцарии. Евротест – это слалом-гигант с открывающим национального уровня. После чего вас, наконец, допускают к обучению, которое проходит в ENSA в Шамони и длится приблизительно 4-5 лет. Оно включает в себя педагогику, технику, катание вне трасс, демонстрацию катания. Но это не непрерывное обучение, а череда 2–4-недельных стажировок в течение года. Поэтому обычно молодые инструктора, как только получают право обучать, помогают нам в рождественские и новогодние каникулы, а также в феврале. Но сами продолжают учиться в январе, марте и апреле. В настоящее время (уже 10-15 лет) имеются и летние стажи, которые проходят на таких станциях как Тинь, Валь-д'Изер и других, – это стажи на ледниках. В конце обучения диплом подтверждается на экзаменах. Требуется английский язык и еще одна дополнительная дисциплина вдобавок к горным лыжам – например, сноуборд или телемарк. В итоге, дипломированный специалист должен быть широко образован в зимних видах спорта, знать несколько языков и быть педагогом. И в этом есть определенная сложность профессии: нужно быть сильным сразу во многих вещах, обладать универсальностью.
– Имеется ли протекционизм государства, меры против других школ, к примеру, английских? Да, протекционизм по отношению к своим гидам был с самого начала. Еще в 50-е годы, когда гиды только появились, Франция стремилась защитить профессию гида от иностранного влияния.
– Нет ли на этой почве конфликта с другими школами (не ESF)?
Есть другие школы, например ESI, но их диплом точно такой же, как и у нас, так что могут возникать конфликты только коммерческого плана. Но конкуренция тут очень полезна, так же, как и с ресторанами. Если на курорте только один ресторан, он будет действовать, как в голову взбредет, но в конкурентной среде он будет действовать иначе и задаваться вопросом, что особенного он может предложить клиентам. Так что нам тоже полезно иметь конкурентов. Но важно, чтобы это было легально. У нас в Superdevoluy есть пробелы с иностранными языками, в том числе и с русским. Поэтому туроператоры, которые приезжают с чешскими или польскими туристами, напирают на то, что мы не обучаем на этих языках. И эта ситуация более-менее понятна. Но в любом случае, безопасность клиента должна быть на первом месте.
5. Инструктор и сообщество
– Есть ли разногласия в инструкторской среде типа: старая школа годиля и новая карвинга, разрыв поколений?Нет, во Франции такого явного разрыва нет, переход был скорее плавным. Я участвовал в становлении карвинга. Когда я был тренером во французской лыжной федерации, мы сделали тесты на категориях U14, U16 и U18 еще до того, как это стало общим местом на кубке мира. Т.е. у нас были дети, например, U16, которым мы дали попробовать карвинговые лыжи, и они катались на уровне детского кубка мира. Мы приняли это во внимание, как и производители лыжного оборудования, и дальше эволюция произошла очень быстро. Так что мы немного предвосхитили "карвинговую" революцию. На национальном уровне мы немного изменили подачу материала и то, как подавалась эта тема, и за счет этого быстро эволюционировали в техническом плане. Поэтому для нас изменения произошли очень плавно. Был довольно короткий период между 1996-м и 2000-м годом, во время которого люди все больше и больше предпочитали карвинговую геометрию обычной. Это было интересно, поскольку появилось очень много взрослых, которые в детстве научились кататься на прямых лыжах и теперь брали уроки, чтобы освоить карвинговые лыжи. Таким образом, мы смогли предложить им новые ощущения, новый опыт. Лично я сейчас сотрудничаю с Salomon (поскольку это мой спонсор), и мы работаем над тем, чтобы карвинговые лыжи эволюционировали во что-то более доступное, чтобы дать возможность взрослым первого-второго уровня получить хороший отклик от лыжи. Так что я думаю, что все еще немного эволюционирует. Задача в том, чтобы дать людям почувствовать удовольствие, которое может доставлять карвинг.
– Насколько важны для школ ESF разных станций результаты кубка мониторов?
Да, результаты кубка мониторов очень важны. Важно сохранить дух соревнования в горнолыжной школе. Это двигатель прогресса. На больших станциях даже есть практика разгрузить людей, участвующих в соревнованиях, чтобы они могли больше тренироваться. На нашей маленькой станции у нас нет такой возможности. Этим, исходя из своих средств, занимается локальный синдикат. Это вопрос политики станции. Возьмем две близких станции: Alpe d'Huez – очень спортивная станция, которая на протяжении многих лет имеет высокие результаты в кубке мониторов, и прямо напротив нее, станция близнец – 2 Alpes, которая имеет более прагматический подход. Это две школы с разным духом. Мы на своей небольшой станции всегда пытались сохранить спортивный дух. Например, для этого мы с несколькими мотивированными инструкторами создали на региональном (PACA) уровне такую форму: мы взяли молодых спортсменов возраста U16/U18, которым было слишком мало соревнований на федеральном уровне, смешали молодых инструкторов (и других заинтересованных в соревнованиях) с этими сильными детьми, а потом запустили их по одной трассе. Таким образом привлекли спортсменов (детей), выступающих на европейском уровне, и подняли общий уровень. С одной стороны, мы подняли уровень инструкторов, с другой – уровень детей и, в результате, создали отличные соревнования. Раньше количество мониторов от нашей станции, которое участвовало в кубке, постоянно сокращалось, но теперь мы смогли привлечь нескольких молодых мониторов 25-30 лет к соревнованиям. И теперь комитеты, такие как комитет Савойи или Шамони, говорят: "а что, неплохая идея, возможно, мы скопируем ее у себя". Тут, как в инженерии, стоит кому-то создать работающую модель, остальные начинают ее копировать.
– Есть ли соперничество или даже зависть среди мониторов из-за разного уровня катания?
Как в любой свободной профессии. Представьте себе врачебный кабинет, в котором не один, а 45 врачей и у каждого есть своя специализация и свои предпочтения. Среди них неминуемо будут люди, которые пытаются расти, повышать свой уровень, и те, кто просто занимается рутиной. И у нас есть люди, которые ведут себя как наемные работники – они откатывают свои часы на горе и едут домой, и те, кто мотивирован развиваться и улучшать свою школу. Поэтому мы хотим, чтобы у молодых инструкторов изначально был очень высокий уровень, и они старались бы сохранить свой уровень высоким, насколько это возможно, на протяжении профессиональной карьеры.
– Есть ли внутри школы такое понятие как "командный дух"?
Да, безусловно есть. И хотя порой встречаются внутренние проблемы и недопонимание, мы вместе пытаемся их разрешить. Но самой большой проблемой является то, как заинтересовать взрослых горными лыжами.
– Как распределяются деньги за клиентов, отнимает ли один монитор их у другого?
Когда вы только приходите в школу стажером ESF, вы очень зависите от школы, поскольку она дает вам работу. Но если вы хорошо выполняете работу или на чем-то специализируетесь, то люди начинают нанимать вас напрямую. Например, для меня это соотношение 50 на 50. Половину часов на склоне мне дает школа, а другая половина, сформировавшаяся за годы работы, – мои постоянные клиенты. Это разные люди – от соревнующихся любителей до родителей трехлетних малышей.
Спасибо за интервью, желаю успехов вам и вашей школе! Ну и, конечно, побольше призовых мест для Devoluy в кубке инструкторов!
P.S. Автор благодарит Анну и Ольгу Годес за перевод и вычитку этого интервью.
Самая лучшая в мире подготовка инструкторов, государственная поддержка на миллионы евро в год, законы по защите инструкторов самые совершенные и, при этом, у взрослых людей падает интерес к горным лыжам.
Вот на эту тему что думает руководство есф, какие шаги предпринимает?
Может быть пора разворошить это болото?
Вокруг развитие - новые идеи, новые школы, новые подходы, а у французов тишина...
Вот вопрос!!!