Лыжи сильно изменились за последние 150 лет. Оглянувшись назад, можно предположить, что будет дальше.
Современные лыжные технологии развиваются с молниеносной скоростью. Как только вы купили новую пару лыж, польстившись на восторженные отзывы о новой технологии, появившейся на рынке, так они уже устарели. И с этим ничего не поделать, за прогрессом не угнаться.
Но, оглядываясь на историю развития лыж, мы поймем, что лыжи постоянно развивались и обновлялись с самого начала. А в последние несколько десятилетий инновации, касающиеся формы лыж и материалов, буквально преобразили способ скольжения по снегу.
Ниже – перечень самых серьезных этапов в истории лыж и прогноз, что будет дальше с лыжными технологиями.
8000 г. до н.э.: Самые ранние записи о людях, скользящих по снегу, были сделаны 10 000 лет назад на Алтае и в Китае. Там были найдены наскальные рисунки с изображением древних охотников, использовавших что-то, напоминающее лыжи. Также в числе пионеров катания на лыжах были русские и скандинавы. Норвежские охотники и фермеры пользовались лыжами в средние века.
1850: резчики по дереву в норвежской деревне Телемарк соорудили первые лыжи, носы у которых были изогнуты вверх для облегчения маневрирования. Историки приписывают создание первого крепления с ремешком на каблуках, а также оригинальные лыжи для телемарка длиной около 8 футов, сделанные из сосны, сельскохозяйственному рабочему из Норвегии по имени Сондре Норхейм (Sondre Norheim).
1926: австрийский бухгалтер и лыжник Рудольф Леттнер (Rudolf Lettner) разработал первые лыжи с металлической окантовкой. Мысль об этом появилась, когда он чуть не погиб из-за проскальзывания лыж на опасном участке. Австрийцу потребовалось десять лет, чтобы придумать, как прикрепить металлические края к деревянным лыжам. «Металлические края лучше держали лыжи на твердом снегу и льду, лыжи стали более жесткими и меньше ломались», - говорит Лоуэлл Скуг, вашингтонский историк лыжного спорта и соучредитель Вашингтонского музея лыж и сноубордов. «Все эти факторы привели к необходимости контроля за более высокими скоростями».
1928: швейцарский инженер Гвидо Реуге (Guido Reuge) изобрел первый кабельный зажим с винтовой пружиной, чтобы фиксировать пятку ботинка для большего контроля. Он назвал свое изобретение «Кандагар», однако приспособление имело и другое название - «медвежий капкан».
Единственная проблема – эти крепления трудно отстегивались при падении лыжника. «Чтобы обеспечить более жесткое и долговечное крепление ботинка к лыже, а также улучшить контроль скорости, кабельные крепления были заменены на кожаные или плетеные ремешки», - говорит Лоуэлл Скуг.
Спустя десять лет профессиональный горнолыжник Хьялмар Хвам из Портленда, штат Орегон, запатентовал первые быстросъемные крепления после того, как сломал ногу на лыжах на горе Худ.
1947: авиаинженер Ховард Хед построил первые алюминиевые лыжи для промышленного выпуска. Они назывались Head Standard.
Первые опытные образцы алюминиевых лыж были выпущены во Франции, однако американский авиационный инженер Ховард Хэд (Howard Head) придумал первые коммерчески жизнеспособные алюминиевые ламинированные лыжи, названные Head Standard. Это случилось после неудачного дня, который он потратил, пытаясь научиться кататься на деревянных лыжах.
На деньги, выигранные в покер, он изготовил лыжи, а вскоре основал компанию Head Skis. «После этого деревянные лыжи ушли на второй план», - говорит Дэн Гилберт, продавец-консультант лыж для скоростного спуска в компании REI. «Металлические лыжи были более прочными и точными в своей конструкции, поэтому производители могли экспериментировать с различными изгибами, чтобы увидеть, что работает лучше».
1959: Фред Лангендорф и Арт Молнар (Fred Langendorf and Art Molnar) продали в Монреале первые модели стеклопластиковых лыж под торговой маркой «Toni Sailer». К середине 60-х годов стекловолокно стало основным материалом для изготовления лыж, вытеснив и дерево, и алюминий.
А в 1962 году Билл Киршнер (Bill Kirschner), владелец компании K2 Corporation в Вашингтоне, выпустил свою стеклопластиковую лыжу под названием Holiday. «В этот момент металлические лыжи исчезли», - говорит Гилберт. «Лыжи из стекловолокна были легче, отзывчивее и быстрее поворачивались».
1965: В каталоге REI 1965 года впервые появились пластиковые лыжные ботинки Lange. Они были описаны как «легкие, водонепроницаемые, практически неразрушаемые». Европейские сапожники и раньше пытались добавить пластик к кожаным лыжным ботинкам для повышения водонепроницаемости, но родителями первой пластиковой оболочки ботинка стали американцы Боб Ланг и Дэвид Луенсманн (Bob Lange and David Luensmann). «Ланг сделал это первым. Пластик увеличил долговечность и значительно повысил скорость катания», - говорит Гилберт.
В зимнем каталоге REI 1965-66 пластиковые лыжные ботинки Боба Ланга стоили $ 85.
1965: серфер по имени Шерман Поппен Sherman Poppen из двух детских лыж построил доску для катания по снегу и назвал её «Snurfer». Десять лет спустя 23-летний житель Вермонта по имени Джейк Бертон Карпентер Jake Burton Carpenterсоздает цельную фанерную доску без металлических кромок, представив миру новый вид спорта: сноубординг.
1988: Лыжная компания Atomic поручила одному из своих инженеров, Руперту Хуберу Rupert Huber, улучшить лыжу. Хубер распилил сноуборд пополам и приделал к нему лыжные крепления. После некоторой подстройки серийная модель стала известна как «Atomic Powder Magic». Это была первая супер-широкая лыжа для фрирайда шириной 115 миллиметров, что было значительно шире других лыж на рынке. «Это было важно, потому что в то время не было никаких других широких лыж», - говорит Джейк Страсбургер, коммерческий менеджер по горнолыжному спорту в компании Atomic. «Они облегчили катание на пушистом свежем снегу, потому что у них было намного больше поверхности под ногами. Они были также намного короче, чем обычные горные лыжи, что облегчало маневрирование».
1990: инженер Фрэнк Митто Frank Meatto начал проектировать лыжи с боковым вырезом. По сути, он придал лыжам форму, похожую на песочные часы, еще в 1980-х годах. К 1990 году Elan выпустила на рынок торговую марку «парабола» с выпуском SideCut eXtreme, или SCX, лыж первой формы, предназначенных для облегчения резаного поворота. «В эволюции горных лыж произошел очередной знаменательный скачок, позволивший вырезать любые дуги», - говорит Гилберт. «В первые пару лет Элан захватил рынок, затем все остальные вскочили на подножку».
1997: Крестный отец фрискиинга, Майк Дуглас, предложил идею лыж с загнутыми носом и хвостом, что позволило бы лыжникам выполнять те же трюки, что и сноубордистам. Он сделал промо-видео и разослал его различным лыжным компаниям. Позвонил Саломон, и в 1997 году вместе они создали Salomon Teneighty, одни из первых твинтипов.
«Все были просто поражены. Что это за лыжи? Мы никогда не видели ничего подобного», - вспоминает Дуглас. «Мы буквально каждый день разучивали новые трюки, и смогли делать много вещей, о которых раньше только мечтали».
В конце 1990-х годов появились широкие металлические лыжи Volant Skis, которые стали одними из первых лыж для паудера.
2001: дальновидный лыжник Шейн Макконки Shane McConkey вместе с инженером компании Volant Питером Тернером работал над созданием «Spatula», первой лыжи с обратным боковым вырезом и обратным рокером. Образцом послужила форма водных лыж.
В 2003 году Стефан Дрейк и швейцарский партнер Cyrille Boinay запустили DB Skis. Оригинальные лыжи от DB Skis, которые впоследствии стали DPS Skis, назывались Tabla Rasa. Они были запущены в 2003 году и одни из первых имели рокер и радикально выглядящий «ласточкин хвост». Слова «карбон» и «рокер» вместе в лыжами Tabla Rasa вошли в терминологию горных лыж. К 2006 году лыжи с рокером типа K2 Pontoon и Armada ARG стали культовыми.
2008: Rossignol представила S7, в которой сочетались рокер и обратный боковой вырез. Лыжа стала популярной. Они стали первыми рокерными лыжами, которые могли выдерживать биения на жестком снегу. «Когда Rossignol выпустил эту лыжу, все воскликнули «Эврика», - говорит Гилберт. «Эти лыжи имели огромный коммерческий успех». К 2011 году все лыжи в линейке K2 имели рокер.
Что произойдет с лыжами в будущем? «Мы вряд ли увидим значительные изменения в форме, по крайней мере, в ближайшем будущем», - говорит Гилберт. - Нас ждет появление легких лыж, которые реально хорошо едут. Вековой метод использования двух листов металла в лыжах претерпит изменения. Компании заменяют металл в лыжах на углеродное волокно и другие материалы, чтобы сделать их одновременно более жесткими, но более легкими».
Источники
skiinghistory.org
rei.com/blog
theguardian.com
Моя! Моя тема! Никому не дам! Пошли все вон, бандерлоги!
Спасибо автору.