Краткое свидание с Красной Поляной
Неблагодарное это дело – писать отзыв про Красную Поляну. Обязательно по ушам получишь и с одной, и с другой стороны. Поэтому дисклеймер: я не считаю себя знатоком по Поляне, это сугубо субъективные заметки человека, проведшего там всего четыре дня. Удалось посмотреть и обкатать по трассам только два курорта: Розу Хутор и Лауру. Адресованы эти заметки тем, кто ни разу в Поляне не был и раздумывает над поездкой. Кстати, в инете есть сайты с подробнейшей инфой по курорту.
Начнем с того, что, благодаря Олимпиаде, в Красной Поляне был построен лучший в России горнолыжный курорт. Это медицинский факт. Ни по количеству склонов, ни по подъемникам, ни по сопутствующей инфраструктуре другие курорты просто рядом не стояли. Они отстают (и, увы, обречены отставать) на десятки лет. Другое дело, что слова про «курорт европейского уровня» лично мне кажутся изрядным преувеличением. В Европе есть курорты совершенно разного уровня. Но, если брать среднее по больнице, Поляна еще очень сильно недотягивает. Не покидает общее ощущение недокрученности и отсутствия того, что называется seamless user experience. Когда ты просто не замечаешь уровень сервиса, поскольку все происходит, как бы, само собой.
Плюсы
Мекка фрирайда
Главный и основной плюс Поляны – нереальный, фантастический фрирайд. Много написано о волшебном сухом паудере Поляны, но тут пока сам не попробуешь – не поймешь, какой это кайф. Я только чуть-чуть притронулся к этому чуду, благодаря Александру Кубе, замечательному гиду, к которому испытываешь полное доверие а горах.
Фрирайд - это и благословение, и проблема Поляны. Проблема, потому что фрирайд в горах требует трижды уважительного к ним отношения и высокой осознанности. Увы, бОльшая часть райдеров, как мне показалось, относятся к элементарным правилам безопасности наплевательски. Они могут катать по одиночке, без специального лавинного снаряжения, без гидов. Не зная местности, летят по чужим следам, рискуя своими и чужими жизнями. Но запрещать фрирайд в Поляне глупо.
Во-первых, если запрет будет строго выполняться, Поляна сразу потеряет основную свою сильную сторону в конкуренции с европейскими (а также турецкими, болгарскими…) курортами. Во-вторых, мы с вами знаем, что запрет выполняться не будет, и ничего не изменит.
Вероятно, имеет смысл продавать райдерам какие-то лицензии/страховки, покрывающие стоимость спасательных работ. Обозначить относительно безопасные зоны для фрирайда, а в остальные без лицензии – ни-ни. По крайней мере, такие лицензии покрывали бы затраты на спасательные операции. При продаже страховки хотя бы формально необходимо заставлять знакомиться с элементарными правилами безопасности. Обязательно надо прямо рядом с кассами вывешивать информацию о реальных несчастных случаях при несоблюдении правил безопасности на склонах. Пусть это будет звучать диссонансом с общей атмосферой праздника, но, возможно спасет кому-то жизни.
Красоты
Большим достоинством Поляны являются очень живописные горы и мягкий климат. Я провожу большую часть своих горнолыжных (точнее - бордических) дней высоко в горах на ледниках, где, как известно, взгляду зацепится не за что. Поляна же очень живописна, опять же – море рядом.
Жилье, магазины и прочая
В Поляне можно найти варианты практически на любой кошелек. Если бы я ехал с семьей, я, конечно же, выбирал бы апартаменты с кухней. Магазинов полно, в том числе «Перекресток», «Магнит», «Пятерочка». А вот с заведениями общественного питания все очень специфично. На Riderhelp есть подробный отчет о бюджетных местах в Поляне. Но, отдыхая с детьми, не будешь метаться по всему региону в поисках бюджетных мест. А местный общепит в большинстве своем претенциозен и недемократичен. Кстати, на горе, на Роза Плато в Берлоге столовка вполне с сорочановскими (не выше) ценами. Не так уж все и ужасно.
Подъемники
То, что в Поляне построили замечательные современные подъемники – это огромный плюс. Увы, с подъемниками связан и один из главных минусов.
Теперь о минусах
Планировка трасс
Сорри, но я считаю, что Поляна – это пока не курорт для семейного трассового катания. Курорт планировался, прежде всего, как огромный стадион для олимпийских игр. Были построены классные олимпийские трассы (увы, сейчас закрыты - из-за малоснежного сезона, как говорят). Остальное, видимо, планировалось по остаточному принципу. Главная проблема – узкие выкаты к подъемникам, в которые как в бутылочное горлышко сваливаются толпы народу одновременно с разных трасс. Естественно, выкаты моментально разбивают и выскабливают, и они превращаются в мучение для начинающих и для родителей, пытающихся как-то оберегать своих чад.
Трассы для начинающих на Роза Хутор – это вообще бывшие технологические дороги. Они слишком узки для тех, кто еще еле-еле управляет своим снарядом. В дополнение, по ним же - единственная возможность попасть на Роза Плато для всех катающихся со всего немаленького региона. Когда между толпами не очень управляемых чайников по узкой трассе гоночными болидами проносятся опытные райдеры создается очень напряжная и чреватая эксцессами обстановка. Поэтому постоянно катающиеся на Розе Хутор рекомендуют сваливать уже в 14.00.
Дефицит подъемников
Да, подъемников больше, чем на любом другом российском курорте, но и отдыхающих тоже больше в разы. Подъемники, увы, не справляются. Прежде всего – в ключевых местах Розы Хутор. Не справляется с утренним наплывом «Кавказский экспресс». Совершенно не справляется с потоком любителей катания на югах единственный, по сути, «Эдельвейс». Собираются такие толпы, кипят такие страсти, что я бы с ребенком не полез. Опять же оговорюсь, речь о детях, которые уже являются продвинутыми лыжниками. Для начинающих есть вполне комфортные лягушатники.
Местный прикол: досмотр при посадке на нижней станции и Газпрома, и Розы Хутор. Требуется рюкзаки и сумки сложить на ленту аппарата для досмотра, доски и лыжи – на специальный стол, вынуть из карманов телефоны и металлические предметы. И аппарат для досмотра – один, а лыжников, почему-то, много. Гвалт, кутерьма, пихание и толкание дополняются резкими окриками надсмотрщиков, сорри – охранников. День начинается бодро…
Трансфер до горы и обратно
Вот это – реальная засада. Автобусы есть, их даже много разных. Но они ходят по расписанию, игнорирующему утренний и вечерний наплывы лыжников и бордистов. Добраться до горы практически всегда можно с минимальным напрягом – есть платные автобусы, есть стихийные маршрутки по 50 руб. с носа. А вот выбраться, особенно с Газпрома, реальная проблема. Большинство шаттлов и автобусов идет через Газпром с Розы Хутора, они уже и так забиты. Втиснуться можно, но надо обладать известными навыками и крепкими нервами. Если бы я отдыхал с семьей, то единственным способом выбраться со склонов было бы такси (в среднем – 300 руб. по Поляне).
Гостеприимство и сервис
Народ наш, как известно, радушен и гостеприимен. Это в целом. Увы, исключением являются водители краснополянских автобусов и большинство представителей местного общепита и сервиса. Надо настраиваться на особую волну общения в стиле «Понаехали!».
Несколько слов о Лауре
Склоны Лауры (Газпрома) я обкатывал в снегопад и туман. В этом и основное назначение курорта, имхо, - служить запасным аэродромом, когда Роза Хутор закрыта. В Лауре есть три небольших зоны катания. Одна для начинающих с синими трассами. И две с довольно широкими красными. Трассы вполне достойные, до гораздо короче трасс Розы. И они не лишены местной характерной неприятной особенности – узкого выката к подъемнику, куда сваливается народ с нескольких трасс. Особых очередей не было. Про сервис и питание сказать ничего не могу. Все пишут, что пафосно и дорого. Меня взбесил прикол с камерой хранения. Наш газовый монополист, видимо, в силу мирового падения цен на газ стремится компенсировать падающие доходы за счет местной камеры хранения. Я впервые в своей практике сталкиваюсь с камерой хранения, где 200 руб. надо платить каждый раз, когда ты хочешь залезть в свой рюкзак. В прокате стоят симпатичные шкафчики с замочками. Но, представьте, ключики потерялись. Все, все потерялись, как сказал местная служительница культа. Собираясь выбраться в час пик в Поляну на автобусе, надо запастись стоическим терпением и силой духа. Либо просто заплатить 300 р. таксерам.
Upd: если сейчас, по прошествии пары недель спросить меня, поеду ли я еще в Поляну. Мой ответ: «Конечно – да!». Еще остались необкатанные целинные поля и склоны, да и найти более-менее пустой склон для карв тренировок вполне реально. Но вот с семьей не поеду, пока мелкая не научится уверенно управляться с лыжами.
- 10
- 7
- 2
Нереальный и фантастический фрирайд? Ммм... Это только тому, кто другого не видел. Не думаю, что на таком малом перепаде с ограниченным количеством маршрутов и неограниченным числом народа фрирайд такой прям сказочный. У меня хорошие впечатления остались с того единственного дня, когда мы вдвоём раскатывали Альпику в 4 спуска и всегда по чистому. Но, правда, без дропов - по лайту. Но было приятно просто поскользить. А теперь этот спот перекрылся. Симпатишно, там но.. мало во всех отношениях. Нереальность там в обилии народа на каждом маршруте и нереальность в краткости "жизни" паудера на каждом таком маршруте. Нынче со знакомыми гидами сколько программ не пытались сделать, но на что-то интересное для поездки так и не вышли. Дорого выходит за такой малый перепад хороших проездов. Возюкаться по раскатанному, раскуроченному снегу - то ещё удовольствие.
Но если автору понравилось - это хорошо. Хорошо, когда людям что-то нравится. Больше позитива!
- 10
- 7
- 2
Я имел в виду именно по снегу. Не по длинне и разнообразию маршрутов. Сам завязал с фрирайдом лет десять назад, но до этого видел всякое. И на Эле, и в Домбае, и в Кировске., и чуть-чуть в Европах Но снег почти никогда не был сухим паудером.
Да уж, снег в Поляне - что надо! Блин, я-то успел его зацепить, когда ещё до Олимпиады Поляна была таим милым раем для немногочисленных фрирайдеров. И недорогие хели-ски в компании Коли Веселовского! Эх ма, каие были времена!.. Мне это иногда даже снится...
это было не до Олимпиады. Это было задоооолго до ОлимпиадыДа уж, снег в Поляне - что надо! Блин, я-то успел его зацепить, когда ещё до Олимпиады Поляна была таим милым раем для немногочисленных фрирайдеров. И недорогие хели-ски в компании Коли Веселовского! Эх ма, каие были времена!.. Мне это иногда даже снится...
- 10
- 7
- 2
это было не до Олимпиады. Это было задоооолго до Олимпиады
Как щас помню, это было, когда у меня были уже Бандиты ХХХ. Помню, что мы гоняли туда постоянно, чуть не под каждый снег, примерно до самого начала стройки. Я помню, что туда зачастил Путин, и что-то началось , и у нас обломались хели-ски, так как вертолётные дела сразу начали упорядочивать (прикрыли.. ). Это уже прямо накануне начала стройки. Ну, а как стройка началась, то и кердык... Года за 4, наверное. Я уж не помню, сколько они там возились.
Как щас помню, это было, когда у меня были уже Бандиты ХХХ. Помню, что мы гоняли туда постоянно, чуть не под каждый снег, примерно до самого начала стройки. Я помню, что туда зачастил Путин, и что-то началось , и у нас обломались хели-ски, так как вертолётные дела сразу начали упорядочивать (прикрыли.. ). Это уже прямо накануне начала стройки. Ну, а как стройка началась, то и кердык... Года за 4, наверное. Я уж не помню, сколько они там возились.
Как появилась 4-ка - все стало раскатываться (если, конечно, не в процессе снегопада) максимум часа за два-три. Верха 4-ки, куда не всех пускали - дольше, но там не все и пешкодрал.
Хели летал в 98м, по 50 долларов, но катали фактически 4-ку. Позже не летал.
- 10
- 7
- 2
Как появилась 4-ка - все стало раскатываться (если, конечно, не в процессе снегопада) максимум часа за два-три. Верха 4-ки, куда не всех пускали - дольше, но там не все и пешкодрал.
Хели летал в 98м, по 50 долларов, но катали фактически 4-ку. Позже не летал.
Мы с 4ки левые кулуары катали по 2 дня, как минимум. . Я с козыря спрыгивал в один, так кроме меня вообще три дня никого не было - не решались в узкий створ прыгать сразу с 4-5 метров. И вообще, народу по гребню в сторону Розы очень мало ходило. Не помню, чтоб раскатывали там быстро. Нет, не было такого, А в лесах в той стороне вообще стояла тишина. То, что возле канатки, я и сейчас за зону интересов не считаю - всё стоящее ТАМ, дальше выше и в сторону. Пол-часа сходить ради хорошей линии вообще не в падлу было. Да и сейчас... По хребту бегать не сложно.
Хели стоили 12 - 14 000 за день (4 спуска).
- 1
- 1
А зачем надо много трасс, переезд же потеря времени ? Почему не найти ту одну где без очереди и с ночным освещением можно укататся в хлам?Есть на Розе ещё один прикол - трасс в км с каждым годом все больше, а реально катабельных все меньше(((.То там закрыто, то там. Концовку мужского олимпийского перехерачили техпроездом, женский на всю длину вообще не открывают, орел закрыт.... Ну а про закрытые верха, Юга и тд писать уже нечего - это на постоянку. В этом году ещё со снегом беда была и Волчью открыли бог знает когда.