Практически любые крепления для катания на горных лыжах производства ведущих компаний-изготовителей, каковыми являются (в алфавитном порядке, все перечисленные крепления работают великолепно и выбор марки - дело вашего вкуса) Atomic (практически точно такую же конструкцию имеют и крепления Dynamic), Fischer (крепления изготавливает концерн Salomon), LOOK (один разработчик и изготовитель с Rossignol), Marker, Rossignol, Salomon, Tyrolia, подходящие вам по шкале усилий. Усилие срабатывания, необходимое вам, должно располагаться близко к середине шкалы. Например, если ваше усилие срабатывания - "6", Вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 9, если "8 - 9", то лучше купить крепления со шкалой от 5 до 12 или 15. Менее распространены, но от этого не становятся менее надежными крепления Nordica.
Как отрегулировать крепления и что с ними нужно делать?
Надёжная работа креплений - основа Вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога.
Самая опасная нагрузка на ногу - винтовая. При такой нагрузке передняя головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок. Винтовые нагрузки осложняются давлением на носок вниз или вверх, вибрациями, они могут быть резкими или плавными. Снизить винтовую нагрузку на ногу при таких сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов креплений и ... ваши деньги.
Второе необходимое направление срабатывания - освобождение пятки ботинка при падениях вперёд. Безопасность при этом, как правило, надёжно достигается на всех моделях креплений, выпущенных в течении последних 15 лет.
Все больше моделей креплений позволяют освобождать носок ботинка вверх под любым углом, то есть в секторе 180 градусов. Это может понадобиться при полётах и кувыркании в рыхлом снегу, а также для лыжников со слабой физической подготовкой. Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под ваш ботинок и ваши ноги. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке с определённым усилием. Поэтому для ботинок с другой длиной подошвы (цифра обычно находится сбоку на каблуке) надо передвигать пятку креплений. Это обычно легко сделать с помощью ступенчатого фиксатора или (в некоторых моделях) винта. Достаточно один раз посмотреть, как это делает опытный лыжник и Вы сами можете подгонять крепления под разные ботинки. Многие модели имеют простой индикатор прижима в виде метки, которая должна попасть в окошко при вставленном ботинке. Если индикатора нет, достаточно поставить задник так, чтобы пятка ботинка становилась на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии (конечно, при этом носок ботинка желательно вставить в головку креплений). Диапазон настройки простых универсальных креплений - не менее 24 мм, часто - 28-30 мм, есть модели с 40 мм и наконец специальные модификации для прокатов адаптируются под любую длину подошвы. Длина подошвы определяется не только размером обуви, но и технологическими и конструктивными особенностями ботинка.
Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений - шкала винтовой нагрузки, усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке - усилия при падении вперёд. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ski-мастера или по таблицам, прилагающимся к креплениям. Если таковой под рукой не окажется, можно воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам - 30%. Опытным лыжникам - 0%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Срабатывание креплений обычно происходит при падении, но можно упасть, не нагрузив крепления или наоборот, создать мощное усилие, стоя на месте. Если вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает что делает. Крепления не любят весеннюю грязь и дорожную соль. Не стоит применять для мытья растворители, чистящие средства и горячую воду. А вот холодной воды они не боятся. При аккуратном обращении крепления даже через 4-5 сезонов не нуждаются в смазке, и могут прослужить более 15 лет. Крепления любят, чтобы их прыскали защитным силиконовым аэрозолем. Сцепляя лыжи тормозами для переноски, немного сдвиньте одну лыжу, сведите их "скользячками" вместе и аккуратно сдвигайте лыжи до зацепления, применяйте "липучки" для связывания - это продлит жизнь скистопам и кантам. Подробнее о регулировке креплений можно прочитать еще одну страничку этого сайта.
Кстати, о креплениях.
Чегет. Южная мульда. Лет 20 назад. Занятия с группой новичков, обутых в PolSport + КЛС проводит инструктор. Сверху на высокой скорости появляется хорошо экипированный и в красивой стойке лыжник. Взоры новичков устремляются на него. Польщенный таким вниманием, лыжник ослабляет внимание, врезается в бугор. Двойной щелчок креплений-автоматов, и лыжник, не меняя стойки, уходит головой вперед - за бугры. Лыжи остаются на месте. Инструктор, стоящий на лыжах Polsport + КЛС: "А вот так срабатывают в случае опасности для здоровья лыжника современные автоматические крепления Salomon 727 со ски-стопами". Лыжник встает, отряхивается как собака, вылезшая из воды, подходит к лыжам, оставшимся на том-же месте, вставляет ботинки в крепления и, оттолкнувшись палками, набирает скорость. Инструктор: "И, как видите, застегивать их тоже очень удобно."
Примечание: КЛС - крепления, выпускавшиеся в СССР, без ски-стопов, застегивались вручную, привязывались веревочками или бинтиками, чтобы не уезжали далеко при срабатывании.
Автор: Георгий Дубенецкий Источник: SKI/RU |