Прежде всего придется постулировать кое-какие тезисы. А именно — что является результатом работы инструктора? На мой взгляд, это:
- Удовольствие (fun), полученное клиентом от обучения/катания.
- Собственно повышение уровня катания клиента.
Второй пункт настолько же очевиден, насколько трудно поддается оценке. Именно об него ломаются многочисленные копья (или палки) в блогах и на форуме.
Помог ли человеку инструктор, или просто время, проведенное на лыжах? Научился он у инструктора чему-то новому, или нет? Наконец, было ли это новое полезно для его катания? Ниже я рассмотрю несколько «народных» критериев улучшения качества катания, и постараюсь объяснить их недостатки и достоинства (буде таковые найдутся).
Итак, поехали (любое сходство с реальными или вымышленными персонажами является случайным).
- Я перестал ездить в плуге.
- Я перестала сидеть на попе (вариант — вилять попой).
- Перестала бояться ездить по красным.
- Я начал съезжать по черным.
- Перестала скрестись по красным.
Красивый (декоративный?) карвинг по красным (и даже синим) трассам — удел немногих. Разве что закладывать дуги шириной в полсклона? И, разумеется, требует внешней экспертной оценки.
- Пропал страх катания по целине.
- Инструктор хвалил мое катание.
Как видим, ни один из приведенных критериев не может считаться объективным для оценки как вашего уровня, так и уровня инструктора.
Тут я хочу немного сказать о т. н. «learning curve» или «кривой обучения» (обучаемости?). Это такой график роста ваших умений в зависимости от длительности обучения. У каждого человека (и в каждом виде деятельности!) он свой. Кто-то быстро схватывает азы, а потом медленно и мучительно растет дальше. Кто-то наоборот долго топчется в начале, а потом делает рывок.
Припоминаю случай в моей группе. Там каталась девочка с красивым именем Адель (лет 20-22) и мальчик-подросток Зак (лет 14-15). Кажется, это было обучение на второй уровень (2eme degree). Первые два дня этот самый Зак постоянно падал, валялся на склоне, улетал в сетку и пр. Инструктор с высоты своих 65 лет костерил его, не жалея эпитетов. Адель наоборот, идеально повторяла за инструктором плавные повороты на пологих трассах, и получала заслуженную похвалу. Но по прошествии нескольких дней, когда группа перешла на склоны большей крутизны и начала осваивать движения на большей скорости, произошла инверсия. Зак, который раньше падал каждые 100 метров, подъезжал к инструктору одним из первых, и держался на ногах все увереннее, а Адель вообще ушла из группы, сказав, что она боится скорости и быстро ездить по синим трассам она никогда не сможет (что, разумеется, неправда).
Кривая обучения: | Эффект "плато" |
Тут мы подходим к очевидному следствию неидеальности человека. А именно: кривая обучения не может бесконечно расти. Рано или поздно она подойдет к своему пределу (если, конечно, человек не уйдет из спорта, к примеру). Более того — кривая эта вовсе не обязана монотонно расти. Травмы, возраст, отсутствие мотивации — все это может негативно сказывается на вашем уровне. Но самый трудно переносимый эффект в обучении — это «эффект плато». Его суть наглядно пояснена на графике 2. Несмотря на рост времени обучения, уровень остается тем же. Т.е. КПД обучения как бы стремится к нулю (туда же падает самооценка, а иногда и либидо). На самом деле расстраиваться особо не стоит. Рано или поздно плато достигает любой человек, в том числе и чемпион мира.
Для нашей заметки важно другое — а именно: оценить качество инструктора до первого «плато» практически нереально. Тут гораздо больше зависит от человека. Групповые занятия с новичками это подтверждают. Сделав оценку по «первой неделе» мы скорее поймаем «шум», чем полезный сигнал. Более разумно — посмотреть на рост уровня (и КПД) уже после первого «плато». Тут роль инструктора можно оценить уже более корректно.
Так как же мы будем оценивать? Об этом я так и не сказал. Увы, объективных метода я знаю всего два:
- Оценка времени прохождения трассы слалома/гиганта.
- Оценка экспертами видео катания на склоне.
Второй метод хорош всем, кроме отсутствия нужного числа экспертов. Конечно, можно выложить видео в блог Грега, но его явно не хватит на всех желающих. Да и негоже сваливать все на одного. Кроме того, диагнозы по Internet всегда неточны. Многое зависит от ракурса, состояния склона, etc. Еще одна проблема — мало кто хочет попасть под огонь критики и публично продемонстрировать свое неумение кататься.
В этом случае может помочь хороший инструктор, но, где его искать и как оценить? С этого мы начинали статью. Неужели замкнутый круг? Или все же выход есть...
Прежде всего, придется постулировать кое-какие тезисы. А именно - что является результатом работы инструктора? На мой взгляд это:
<BR /><BR />Читать далее в блоге >><strong>Удовольствие (fun) полученное клиентом...</strong>
На мой взгляд результат работы инструктора - повышение уровня катания. Получение удовольствия клиентом- очень важный, но только лишь один из механизмов, который помогает улучшить процесс обучения.
Предлагаю воспользоваться имеющимся опытом, не моим личным, а философским и педагогическим.
Процесс познания обычно идет по спирали: прежде чем подняться на новый виток, необходимо накопить некоторый багаж (знаний, умений и навыков). Инструктор, как и любой преподаватель, должен проконтролировать последовательное накопление этого багажа на каждом витке спирали:
1 ЗНАНИЯ: уметь объяснить теорию (например плуга)
2 УМЕНИЯ: уметь продемонстрировать выполнение этого плуга так, чтобы ученик увидел как только что объясненная теория должна воплощаться на практике. После некоторых стараний это получится и когда ученик "поймает" это ощущение и сможет его несколько раз повторить- это и есть умение.
3 НАВЫК: когда плуг будет получаться не один раз на десять, а девять из десяти - это и есть навык. Этот этап, по моему мнению, будет самым продолжительным плато во время изучения плуга (в данном случае).
Ну а дальше - к повороту из упора, повороты на параллельных лыжах, карвинг, бугры, целина, скорость и.т.д.
Вне зависимости от того, на каком уровне находится ученик (носится по синим или соскребается по черным), освоение им любого нового элемента и его закрепление учеником всегда безошибочно ощущается- а значит есть прогресс и работа инструктора пошла на пользу.
Мне кажется, что Вы перечислили самые частые и актуальные ошибки, но на мой взгляд, исправление каждой из них и является результатом работы учителя.
Например: если ученик освоил правильную стойку и инструктору удалось добиться, что у обучающегося она перешла из разряда знаний в разряд навыков на этапах плуга и поворота из упора, то присаживаться на пятую точку при поворотах на параллельных лыжах ученик конечно будет, но инструктор должен проконтролировать, чтобы это происходило только в самом начале освоения этого элемента катания.
Резюме: результатом работы инструктора должны быть освоение (правильное неоднократное выполнение) нового для него элемента техники, а уж будет ли это правильная стойка или хорошее время спуска - это зависит от уровня обучающегося. В связи с этим я бы включила в критерии оценки работы инструктора все имеющиеся в учебниках элементы.
PS:хотелось бы узнать Ваше ответное мнение, особенно - с чем Вы не согласны!