+3

Критерии повышения уровня катания: народные и объективные

A_J Лента автора 16 Марта 2012 (22:14) Просмотров: 1637 12
Глядя на обсуждения недостатков (и достоинств) тех или иных инструкторов, я решил добавить и свои пять копеек (или пять сантимов?) по теме.

Прежде всего придется постулировать кое-какие тезисы. А именно — что является результатом работы инструктора? На мой взгляд, это:
  1. Удовольствие (fun), полученное клиентом от обучения/катания.
  2. Собственно повышение уровня катания клиента.
Рассматривая более детально первый пункт, мы можем выделить несколько подпунктов, таких, как: радость от общения с горами (природой) и общения с людьми (единомышленниками), повышение самооценки (типа, как я круто стал кататься), выработку адреналина и эндорфина. Все это, разумеется, должно прилагаться к обучению, и с хорошим инструктором вы получите свою долю удовольствия.

Второй пункт настолько же очевиден, насколько трудно поддается оценке. Именно об него ломаются многочисленные копья (или палки) в блогах и на форуме. 

Помог ли человеку инструктор, или просто время, проведенное на лыжах? Научился он у инструктора чему-то новому, или нет? Наконец, было ли это новое полезно для его катания? Ниже я рассмотрю несколько «народных» критериев улучшения качества катания, и постараюсь объяснить их недостатки и достоинства (буде таковые найдутся).

Итак, поехали (любое сходство с реальными или вымышленными персонажами является случайным).
  • Я перестал ездить в плуге.
Разумный критерий. Очевидно, рано или поздно лыжник перестает плужить. Обычно это происходит не позднее чем через неделю обучения на первом уровне ESF (1er degree). Причем — у большинства обучающихся. Никакого особого мастерства как от инструктора, так и от обучаемого тут не требуется.
  • Я перестала сидеть на попе (вариант — вилять попой).
Первое утверждение очень трудно проверить. Ибо «садятся на попу» лыжники практически любого уровня катания, в том числе и спортсмены, если трасса не дает им другого выбора. В той или иной степени всем нам приходится сидеть на попе. Что касается второго, это скорее из области женской психологии. Впрочем, если хочется вилять — почему нет?
  • Перестала бояться ездить по красным.
Уменьшение страха, разумеется, важно в любом спорте. Чем сильнее ты чего-то боишься, тем труднее это сделать. Однако снижение боязни не дает напрямую улучшения катания. Хоть и может быть результатом работы с инструктором. Критерий несомненно важен для женщин, но является признаком хорошего инструктора лишь косвенно.
  •  Я начал съезжать по черным.
Съехать по черной трассе, овладев боковым соскальзыванием, совершенно не сложно. Я делал это, откатавшись одну неделю с инструктором, при том, что ни о каком значимом росте уровня катания не могло быть и речи. Это просто вопрос амбиции и смелости.
  • Перестала скрестись по красным.
Если это так, то это отличный показатель улучшения катания (при условии контроля скорости), однако «скрестись» — недостаточно четкое понятие, чтобы применить его без опаски быть неправильно понятой. Если ориентироваться на звукоподражание, то любое скатывание, когда лыжи ставятся под большим углом к склону (и соскребают с него снег) мы должны называть «соскребанием». Т. е. дело тут в стиле, а не в скорости. Человек, тихонько съехавший по красной плугом, «скребется» меньше, чем ветеран годиля (который я вынужден также отнести к соскребанию).

Красивый (декоративный?) карвинг по красным (и даже синим) трассам — удел немногих. Разве что закладывать дуги шириной в полсклона? И, разумеется, требует внешней экспертной оценки.
  • Пропал страх катания по целине.
Как и в случае с боязнью красных трасс, это, скорее всего, психологический аспект. Особенно если учесть, что на нормальных курортах внетрассовое катание даже более безопасно для новичков, чем катание по крутым трассам. Сам по себе навык катания по целине полезен, но вряд ли позволит радикально улучшить вашу технику. При этом каждый раз я наблюдаю вне трассы десятки людей, непонятно зачем сунувшихся туда, и мучительно пробирающихся вниз, падая и откапываясь каждые 20 метров. Видимо, какой-то драйв в этом все же есть...
  • Инструктор хвалил мое катание.
Критерий может работать, а может и нет. Разумеется, инструктор не станет ругать ваше катание, тем более публично (во всяком случае инструктор ESF). Он может тактично указать на недостатки. Наоборот — хвалить ваши успехи будет каждый первый инструктор. Лукавит он или нет? Поймет разве что телепат. Да и бывают ли люди, которые не сделали прогресса за неделю обучения? Тут может помочь один совет — смотрите на других людей своей группы. Как по вашему, шел их прогресс? Быстрее вашего, или медленнее?

Как видим, ни один из приведенных критериев не может считаться объективным для оценки как вашего уровня, так и уровня инструктора.

Тут я хочу немного сказать о т. н. «learning curve» или «кривой обучения» (обучаемости?). Это такой график роста ваших умений в зависимости от длительности обучения. У каждого человека (и в каждом виде деятельности!) он свой. Кто-то быстро схватывает азы, а потом медленно и мучительно растет дальше. Кто-то наоборот долго топчется в начале, а потом делает рывок.

Припоминаю случай в моей группе. Там каталась девочка с красивым именем Адель (лет 20-22) и мальчик-подросток Зак (лет 14-15). Кажется, это было обучение на второй уровень (2eme degree). Первые два дня этот самый Зак постоянно падал, валялся на склоне, улетал в сетку и пр. Инструктор с высоты своих 65 лет костерил его, не жалея эпитетов. Адель наоборот, идеально повторяла за инструктором плавные повороты на пологих трассах, и получала заслуженную похвалу. Но по прошествии нескольких дней, когда группа перешла на склоны большей крутизны и начала осваивать движения на большей скорости, произошла инверсия. Зак, который раньше падал каждые 100 метров, подъезжал к инструктору одним из первых, и держался на ногах все увереннее, а Адель вообще ушла из группы, сказав, что она боится скорости и быстро ездить по синим трассам она никогда не сможет (что, разумеется, неправда).

Кривая обучения: Эффект "плато"


Тут мы подходим к очевидному следствию неидеальности человека. А именно: кривая обучения не может бесконечно расти. Рано или поздно она подойдет к своему пределу (если, конечно, человек не уйдет из спорта, к примеру). Более того — кривая эта вовсе не обязана монотонно расти. Травмы, возраст, отсутствие мотивации — все это может негативно сказывается на вашем уровне. Но самый трудно переносимый эффект в обучении — это «эффект плато». Его суть наглядно пояснена на графике 2. Несмотря на рост времени обучения, уровень остается тем же. Т.е. КПД обучения как бы стремится к нулю (туда же падает самооценка, а иногда и либидо). На самом деле расстраиваться особо не стоит. Рано или поздно плато достигает любой человек, в том числе и чемпион мира.

Для нашей заметки важно другое — а именно: оценить качество инструктора до первого «плато» практически нереально. Тут гораздо больше зависит от человека. Групповые занятия с новичками это подтверждают. Сделав оценку по «первой неделе» мы скорее поймаем «шум», чем полезный сигнал. Более разумно — посмотреть на рост уровня (и КПД) уже после первого «плато». Тут роль инструктора можно оценить уже более корректно.

Так как же мы будем оценивать? Об этом я так и не сказал. Увы, объективных метода я знаю всего два:
  1. Оценка времени прохождения трассы слалома/гиганта.
  2. Оценка экспертами видео катания на склоне.
Первый метод хорош тем, что практически абсолютно объективен (если брать одну и ту же трассу в одних и тех же условиях), но подходит далеко не всем. Трассы любимы далеко не всеми, а «эти спортсмены» давно всех достали своими закантовками, разгрузкой и цехом. То ли дело зажигать по пухляку, и не париться! Кроме того, даже если вы заставите себя пройти трассу, измениться может не ваша техника, а только ОФП. Тут есть риск переоценить свои успехи. Приседания со штангой, конечно, полезны, но не заменят техники. Иначе на склонах бы лидировали культуристы.

Второй метод хорош всем, кроме отсутствия нужного числа экспертов. Конечно, можно выложить видео в блог Грега, но его явно не хватит на всех желающих. Да и негоже сваливать все на одного. Кроме того, диагнозы по Internet всегда неточны. Многое зависит от ракурса, состояния склона, etc. Еще одна проблема — мало кто хочет попасть под огонь критики и публично продемонстрировать свое неумение кататься.

В этом случае может помочь хороший инструктор, но, где его искать и как оценить? С этого мы начинали статью. Неужели замкнутый круг? Или все же выход есть...


+3
0  
Sonalex    17 Марта 2012 (03:46)   #
Цитата(A_J @ 16.3.2012, 22:44)
Глядя на обсуждения недостатков (и достоинств) тех или иных инструкторов, я решил добавить и свои 5 копеек (или 5 сантимов?) по теме.


Прежде всего, придется постулировать кое-какие тезисы. А именно - что является результатом работы инструктора? На мой взгляд это:

  1. <strong>Удовольствие (fun) полученное клиентом...</strong>
<BR /><BR />Читать далее в блоге >>

На мой взгляд результат работы инструктора - повышение уровня катания. Получение удовольствия клиентом- очень важный, но только лишь один из механизмов, который помогает улучшить процесс обучения.

Предлагаю воспользоваться имеющимся опытом, не моим личным, а философским и педагогическим.

Процесс познания обычно идет по спирали: прежде чем подняться на новый виток, необходимо накопить некоторый багаж (знаний, умений и навыков). Инструктор, как и любой преподаватель, должен проконтролировать последовательное накопление этого багажа на каждом витке спирали:
1 ЗНАНИЯ: уметь объяснить теорию (например плуга)
2 УМЕНИЯ: уметь продемонстрировать выполнение этого плуга так, чтобы ученик увидел как только что объясненная теория должна воплощаться на практике. После некоторых стараний это получится и когда ученик "поймает" это ощущение и сможет его несколько раз повторить- это и есть умение.
3 НАВЫК: когда плуг будет получаться не один раз на десять, а девять из десяти - это и есть навык. Этот этап, по моему мнению, будет самым продолжительным плато во время изучения плуга (в данном случае).
Ну а дальше - к повороту из упора, повороты на параллельных лыжах, карвинг, бугры, целина, скорость и.т.д.

Вне зависимости от того, на каком уровне находится ученик (носится по синим или соскребается по черным), освоение им любого нового элемента и его закрепление учеником всегда безошибочно ощущается- а значит есть прогресс и работа инструктора пошла на пользу.

Мне кажется, что Вы перечислили самые частые и актуальные ошибки, но на мой взгляд, исправление каждой из них и является результатом работы учителя.
Например: если ученик освоил правильную стойку и инструктору удалось добиться, что у обучающегося она перешла из разряда знаний в разряд навыков на этапах плуга и поворота из упора, то присаживаться на пятую точку при поворотах на параллельных лыжах ученик конечно будет, но инструктор должен проконтролировать, чтобы это происходило только в самом начале освоения этого элемента катания.

Резюме: результатом работы инструктора должны быть освоение (правильное неоднократное выполнение) нового для него элемента техники, а уж будет ли это правильная стойка или хорошее время спуска - это зависит от уровня обучающегося. В связи с этим я бы включила в критерии оценки работы инструктора все имеющиеся в учебниках элементы.

PS:хотелось бы узнать Ваше ответное мнение, особенно - с чем Вы не согласны!

  • 2
  • 1
0  
A_J    17 Марта 2012 (16:19)   #
Вы правы в том, что развитие идет по спирали, в том плане, что мы возвращаемся к одним и тем же задачам на новом уровне развития. 
Что касается критериев, то я перечилял только то, что может заметить сам ученик, либо внешние наблюдатели. Освоение того или иного элемента это конечно хорошо, но как его детектировать? Многим кажется, что они прекрасно освоили поворот на паралельных лыжах или там поворот из упора, но так ли это на самом деле? 

Прелесть трассы или видео в том, что они дают некое интегральное представление об общем уровне катания, причем - довольно обьективное.Ведь даже инструктор может немного польстить.



0  
Alexx    21 Марта 2012 (12:08)   #
Основываясь на своем 5-летнем опыте работы инструктором, попробую высказать свое мнение.  по-моему, хороший инструктор тот, который в каждом конкретном случае определяет возможности обучающегося и может предложить правильные для того упражнения, которые и приводят к быстрому прогрессу в обучении катанию
  • 2
  • 1
0  
A_J    21 Марта 2012 (13:24)   #
Разумеется, и это тоже. А вот в групповых занятиях (ну, когда 5-6 человек катаются с инструктором одновременно).
0  
Alexx    22 Марта 2012 (10:39)   #
Опять из моего опыта - 5-6 человек в группе были только совсем начинающие (первый раз на лыжах). Вот здесь совсем индивидуальный подход на втором часе обучения (первый час уходит на занятия на плоскаче).
  • 2
  • 1
0  
A_J    26 Марта 2012 (18:05)   #
Зависит от страны. Во Франции коллективные занятия есть для всех уровней. Максимальное число народу в группе - 8 человек вроде. Среднее - 5-7.
0  
Alexx    27 Марта 2012 (10:14)   #
Насколько мне известно , там более практикуется занятия в горнолыжной школе в течение нгедели, когда целый день отрабатываются один-два приема
  • 2
  • 1
0  
A_J    27 Марта 2012 (13:05)   #
Ну да, 6 дней, по 2-3 часа.
0  
Alexx    28 Марта 2012 (21:46)   #
И как здесь можно оценить искусство инструктора?
  • 2
  • 1
0  
A_J    28 Марта 2012 (21:52)   #
Здесь - это где?
0  
Sonalex    29 Марта 2012 (02:42)   #
Цитата(A_J @ 28.3.2012, 21:52)
Здесь - это где?

Что Вы имеете в виду?

Когда инструктор занимается с группой из 8 человек - это 4 часа в день и так 6 дней.
Другие критерии должны быть - не то, что одиночку неделю выкатывать - это индивидуальная работа.

Очевидно же: чем меньше и однороднее группа, тем лучший результат ожидается!

На мой взгляд, критерии работы инструкторами в группе и индивидуально - они разные. Вернее, критерии одни, но оценивать их в группе придется по каждому ученику. Помните как в школе? Есть некий средний балл, и все тут...

0  
Alexx    29 Марта 2012 (19:51)   #
И я про то - в каждом отдельном случае.