"Мы все проекты смогли продвинуть, но проект "Ведучи" – национальной важности. Мы не хотим, чтобы он пострадал, просим подключиться к этому вопросу", – сказал он.
Полпред в СКФО Сергей Меликов ответил, что власти Чечни должны держать вопросы реализации инвестпроекта под личным контролем. "По проекту "Ведучи" мы подключимся и при необходимости окажем всю административную поддержку", – пообещал он.
О строительстве всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" впервые было объявлено в 2011 году. В 2013 году курорт попал в состав туркластера СКФО и вошёл в управление ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК).
По первоначальным планам, курорт рассчитывался на одновременный приём 4,8 тыс. туристов, общая протяжённость его канатных дорог должна была составить более 15 км. Туристам собирались предложить 19 трасс протяженностью 46 км.
Якорным резидентом "Ведучи" является известный бизнесмен Руслан Байсаров. Он имеет личную заинтересованность в реализации проекта, поскольку курорт должен строиться в его родном селе Итум-Калинского района республики.
По данным пресс-службы КСК, общий объём заявленных в бизнес-плане резидентом инвестиций составляет 12 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей – его собственные средства, остальные предполагается привлекать в виде кредита.
По информации ООО "Ведучи", по состоянию на 1 марта 2015 года в проект вложено 981,1 млн рублей.
Осенью прошлого года сообщалось, что "Ведучи" могут открыть в 2015 году за счёт привлечения средств зарубежных инвесторов. Потенциальные инвесторы из Азербайджана, Турции и Израиля выражают заинтересованность в участии в проекте, подчеркивают в КСК. Но пока что не готовы заходить на начальной стадии.
"Опыт реализации проектов туристического кластера показывает, что инвестору необходимо показать спрос на курорт, который демонстрируется туристическим потоком. Поэтому новых инвесторов можно ожидать по итогам первых сезонов эксплуатации курорта "Ведучи", – пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании.
"Ускоренными темпами строится дорога Грозный – Ведучи. На горных участках трассы днём и ночью работает техника. Несмотря на то, что дорога проходит по ущелью и перевалам, она является одной из самых комфортабельных и безопасных горных магистралей Кавказа. Полностью сняты также и организационные проблемы с подводкой газа, воды, света. Строятся отель, пять шале и другие объекты", – сообщал осенью глава Чечни Рамзан Кадыров во время инспекции объекта.
Но в связи со сложной экономической ситуацией проект ждут испытания, сообщил Interfax-Russia.ru директор "Высшей горной школы", член экспертного совета Минэкономразвития по туристско-рекреационным особым экономическим зонам Алексей Овчинников.
"Я считаю, что проект на какое то время будет поставлен на паузу. Собственно, "Ведучи" на последнем совещании об этом и заявили. Они скорректировали бизнес-план, существенно уменьшили размер участка и объем инвестиций. Существенно удлинили сроки – перенесли их за 20-й год", – сказал он.
В свою очередь, в КСК подчеркивают, что не принимают решений по реализации и "заморозке" тех или иных площадок.
Вместе с тем, кризис может повлиять и на другие туристические проекты Кавказа.
С точки зрения географии курорты Северного Кавказа делятся на курорты западной части Кавказа (Приэльбрусье и Архыз) и курорты восточной части (Ведучи, Армхи, Матлас и Мамисон). По мнению Алексея Овчинникова, первая группа курортов находится в гораздо более привлекательном положении, чем вторая.
Проблемы восточной части курортов заключаются отчасти в том, что они располагаются в низкогорье. "Армхи" (Ингушетия) и "Ведучи" имеют мало природного снега и он лежит недолго. Это серьёзный риск для инвестора, который впрочем устраним, как на Красной Поляне. Но при этом курорты требуют больших инвестиций – нужно много воды и электричества для генерации искусственного снега.
"Дагестанский "Матлас" уже практически свёрнут, и правительство Дагестана сейчас в первую очередь рассматривает Дербент. Там есть шансы, если всё хорошо, сделать прекрасный региональный морской курорт для жителей стран Каспийского бассейна. Там нет нефтяных розливов и хорошее расположение", – пояснил Алексей Овчинников.
Неясное положение и у "Армхи". "У властей Ингушетии есть большое желание всё построить, но ситуация с якорными инвесторами пока непонятная, и видно, проект тоже пока будет развиваться медленными темпами", – сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
У осетинского "Мамисона" основная сложность состоит в том, что дорога, ведущая к склонам, лавиноопасна. Поскольку у Северной Осетии есть Транскам, который регулярно также вынуждены закрывать в сезон лавин, то пока этот серьёзный вопрос с безопасностью от Владикавказа до Мамисона не будет решен, инвесторы вряд ли будут смотреть в его сторону.
"Кураторы проекта из Осетии все силы пытаются направить сейчас на строительство и найти федеральное финансирование на дорогу, работают по этому вопросу с Автодором. После сам по себе объект будет интересен – хорошая логистика, недалеко от Владикавказа, хорошие склоны, на которых подолгу лежит снег", – добавил Алексей Овчинников.
Лучше ситуация у Приэльбрусья и Архыза. В частности, в строительство последнего недавно вошли два крупных местных инвестора, готовых вложить 810 млн рублей. Обе компании с опытом строительства и одна из них – с опытом управления туристических объектов.
"Если он ("Архыз") будет развиваться такими темпами, то через 2-3 года составит серьёзную конкуренцию Красной Поляне. С другой стороны, у Поляны уже готова вся новейшая инфраструктура. Сейчас она довольно дорогая, нужно окупать дорогостоящие объекты. Но у "Розы Хутор", к примеру, есть планы по строительству бюджетного жилья. Сейчас они заявили о строительстве хостела на 400 мест с экономикой в 500 рублей за ночь с завтраком", – рассказал директор ВГШ.
Недавно президент РФ Владимир Путин на встрече с главой "Интерроса" Владимиром Потаниным заявил о введении единого ски-пасса для всех трасс на склонах Поляны.
При этом, у Архыза перед Приэльбрусьем преимущество в том, что у него отсутствуют земельные проблемы. "В Архызе, когда КСК туда зашло, они смогли довольно большие участки взять в своё управление и представлять их инвесторам", – объяснил он.
В Приэльбрусье же, равно как и в Домбае, нет свободных земельных участков – вся земля в собственности у местных жителей, которые не готовы продавать её дешево. Стоимость участков в Приэльбрусье приблизительно равна стоимости участков в Имеретинской низменности, которую государству приходилось выкупать к Олимпиаде.
Одно из решений этого вопроса – создание там особой экономической зоны, по примеру других застраиваемых под курорты территорий Кавказа и Юга. Теоретически ОЭЗ позволила бы решать земельные вопросы и регулировать управление территорией, но этот процесс сложный, отметил эксперт.
Ещё одна большая проблема горных курортов Кавказа – это электричество. Оно очень дорогое. Горные регионы покупают электричество в Ставропольском крае, где оно тоже стоит недёшево, поскольку там нет собственной генерации, и платят ФСК за транспортировку в горный район.
"Это дна из причин хронического банкротства канатных дорог Приэльбрусья – ски-пасс при своей цене никак не может окупить стоимость света", – отметил Алексей Овчинников.
По его мнению, первоочередная задача курортов это строительство мини-ГЭС. Дорогой свет, равный дорогой большой стоимости подъёмников, будет тормозить развитие любого горного курорта.
"Аналогичные мини-ГЭС есть в европейских горнолыжных курортах. Они плохо работают зимой, потому что напор маленький, зато летом окупают все. В районах Северного Кавказа есть возможность для их строительства", – считает собеседник.
Обозреватель Евгения Артемова, источник – Interfax-Russia.ru