Декабрь. Шерегеш. Ищем компанию. 8 Декабря 2024 - 14 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Ищу компанию в Шерегеш! 28 Ноября 2024 - 9 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Шерегеш 25.12 - 32.12 15 Декабря 2024 - 31 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
+4

Кризис может приостановить развитие нескольких горнолыжных проектов на Северном Кавказе

Reports Лента автора 30 Марта 2015 (18:26) Просмотров: 1346 36
Реализация некоторых туристических инвестпроектов на Северном Кавказе может приостановиться из-за кризиса.
 
Фото сайта "Новости Черкесска"
На одном из последних заседаний совета при полпреде президента РФ в СКФО председатель правительства Чечни Абубакар Эдельгериев высказал свои опасения о возможной заморозке проекта "Ведучи".
 

"Мы все проекты смогли продвинуть, но проект "Ведучи" – национальной важности. Мы не хотим, чтобы он пострадал, просим подключиться к этому вопросу", – сказал он.

Полпред в СКФО Сергей Меликов ответил, что власти Чечни должны держать вопросы реализации инвестпроекта под личным контролем. "По проекту "Ведучи" мы подключимся и при необходимости окажем всю административную поддержку", – пообещал он.

О строительстве всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" впервые было объявлено в 2011 году. В 2013 году курорт попал в состав туркластера СКФО и вошёл в управление ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК).

По первоначальным планам, курорт рассчитывался на одновременный приём 4,8 тыс. туристов, общая протяжённость его канатных дорог должна была составить более 15 км. Туристам собирались предложить 19 трасс протяженностью 46 км.

Якорным резидентом "Ведучи" является известный бизнесмен Руслан Байсаров. Он имеет личную заинтересованность в реализации проекта, поскольку курорт должен строиться в его родном селе Итум-Калинского района республики.

По данным пресс-службы КСК, общий объём заявленных в бизнес-плане резидентом инвестиций составляет 12 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей – его собственные средства, остальные предполагается привлекать в виде кредита.

По информации ООО "Ведучи", по состоянию на 1 марта 2015 года в проект вложено 981,1 млн рублей.

Осенью прошлого года сообщалось, что "Ведучи" могут открыть в 2015 году за счёт привлечения средств зарубежных инвесторов. Потенциальные инвесторы из Азербайджана, Турции и Израиля выражают заинтересованность в участии в проекте, подчеркивают в КСК. Но пока что не готовы заходить на начальной стадии.

"Опыт реализации проектов туристического кластера показывает, что инвестору необходимо показать спрос на курорт, который демонстрируется туристическим потоком. Поэтому новых инвесторов можно ожидать по итогам первых сезонов эксплуатации курорта "Ведучи", – пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании.

"Ускоренными темпами строится дорога Грозный – Ведучи. На горных участках трассы днём и ночью работает техника. Несмотря на то, что дорога проходит по ущелью и перевалам, она является одной из самых комфортабельных и безопасных горных магистралей Кавказа. Полностью сняты также и организационные проблемы с подводкой газа, воды, света. Строятся отель, пять шале и другие объекты", – сообщал осенью глава Чечни Рамзан Кадыров во время инспекции объекта.

Но в связи со сложной экономической ситуацией проект ждут испытания, сообщил Interfax-Russia.ru директор "Высшей горной школы", член экспертного совета Минэкономразвития по туристско-рекреационным особым экономическим зонам Алексей Овчинников.

"Я считаю, что проект на какое то время будет поставлен на паузу. Собственно, "Ведучи" на последнем совещании об этом и заявили. Они скорректировали бизнес-план, существенно уменьшили размер участка и объем инвестиций. Существенно удлинили сроки – перенесли их за 20-й год", – сказал он.

В свою очередь, в КСК подчеркивают, что не принимают решений по реализации и "заморозке" тех или иных площадок.

Вместе с тем, кризис может повлиять и на другие туристические проекты Кавказа.

С точки зрения географии курорты Северного Кавказа делятся на курорты западной части Кавказа (Приэльбрусье и Архыз) и курорты восточной части (Ведучи, Армхи, Матлас и Мамисон). По мнению Алексея Овчинникова, первая группа курортов находится в гораздо более привлекательном положении, чем вторая.

Проблемы восточной части курортов заключаются отчасти в том, что они располагаются в низкогорье. "Армхи" (Ингушетия) и "Ведучи" имеют мало природного снега и он лежит недолго. Это серьёзный риск для инвестора, который впрочем устраним, как на Красной Поляне. Но при этом курорты требуют больших инвестиций – нужно много воды и электричества для генерации искусственного снега.

"Дагестанский "Матлас" уже практически свёрнут, и правительство Дагестана сейчас в первую очередь рассматривает Дербент. Там есть шансы, если всё хорошо, сделать прекрасный региональный морской курорт для жителей стран Каспийского бассейна. Там нет нефтяных розливов и хорошее расположение", – пояснил Алексей Овчинников.

Неясное положение и у "Армхи". "У властей Ингушетии есть большое желание всё построить, но ситуация с якорными инвесторами пока непонятная, и видно, проект тоже пока будет развиваться медленными темпами", – сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

У осетинского "Мамисона" основная сложность состоит в том, что дорога, ведущая к склонам, лавиноопасна. Поскольку у Северной Осетии есть Транскам, который регулярно также вынуждены закрывать в сезон лавин, то пока этот серьёзный вопрос с безопасностью от Владикавказа до Мамисона не будет решен, инвесторы вряд ли будут смотреть в его сторону.

"Кураторы проекта из Осетии все силы пытаются направить сейчас на строительство и найти федеральное финансирование на дорогу, работают по этому вопросу с Автодором. После сам по себе объект будет интересен – хорошая логистика, недалеко от Владикавказа, хорошие склоны, на которых подолгу лежит снег", – добавил Алексей Овчинников.

Лучше ситуация у Приэльбрусья и Архыза. В частности, в строительство последнего недавно вошли два крупных местных инвестора, готовых вложить 810 млн рублей. Обе компании с опытом строительства и одна из них – с опытом управления туристических объектов.

"Если он ("Архыз") будет развиваться такими темпами, то через 2-3 года составит серьёзную конкуренцию Красной Поляне. С другой стороны, у Поляны уже готова вся новейшая инфраструктура. Сейчас она довольно дорогая, нужно окупать дорогостоящие объекты. Но у "Розы Хутор", к примеру, есть планы по строительству бюджетного жилья. Сейчас они заявили о строительстве хостела на 400 мест с экономикой в 500 рублей за ночь с завтраком", – рассказал директор ВГШ.

Недавно президент РФ Владимир Путин на встрече с главой "Интерроса" Владимиром Потаниным заявил о введении единого ски-пасса для всех трасс на склонах Поляны.

При этом, у Архыза перед Приэльбрусьем преимущество в том, что у него отсутствуют земельные проблемы. "В Архызе, когда КСК туда зашло, они смогли довольно большие участки взять в своё управление и представлять их инвесторам", – объяснил он.

В Приэльбрусье же, равно как и в Домбае, нет свободных земельных участков – вся земля в собственности у местных жителей, которые не готовы продавать её дешево. Стоимость участков в Приэльбрусье приблизительно равна стоимости участков в Имеретинской низменности, которую государству приходилось выкупать к Олимпиаде.

Одно из решений этого вопроса – создание там особой экономической зоны, по примеру других застраиваемых под курорты территорий Кавказа и Юга. Теоретически ОЭЗ позволила бы решать земельные вопросы и регулировать управление территорией, но этот процесс сложный, отметил эксперт.

Ещё одна большая проблема горных курортов Кавказа – это электричество. Оно очень дорогое. Горные регионы покупают электричество в Ставропольском крае, где оно тоже стоит недёшево, поскольку там нет собственной генерации, и платят ФСК за транспортировку в горный район.

"Это дна из причин хронического банкротства канатных дорог Приэльбрусья – ски-пасс при своей цене никак не может окупить стоимость света", – отметил Алексей Овчинников.

По его мнению, первоочередная задача курортов это строительство мини-ГЭС. Дорогой свет, равный дорогой большой стоимости подъёмников, будет тормозить развитие любого горного курорта.

"Аналогичные мини-ГЭС есть в европейских горнолыжных курортах. Они плохо работают зимой, потому что напор маленький, зато летом окупают все. В районах Северного Кавказа есть возможность для их строительства", – считает собеседник.

Обозреватель Евгения Артемова, источник – Interfax-Russia.ru

 
+4
0  
JIAY    30 Марта 2015 (22:38)   #

Reports, пн. 30 Марта 2015 (18:26)

Горные регионы покупают электричество в Ставропольском крае, где оно тоже стоит недешево, поскольку там нет собственной генерации,

А как же Невинномысская ГРЭС, и Солнечнодольская ГРЭС? Там наверняка проблема в другом!
0  
SYushinskiy    31 Марта 2015 (12:30)   #
плюс Зеленчукская ГЭС, которая прям на территории КЧР. 
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    30 Марта 2015 (23:42)   #

 

 

"Это дна из причин хронического банкротства канатных дорог Приэльбрусья – ски-пасс при своей цене никак не может окупить стоимость света", - отметил Алексей Овчинников.

Забавно.

Моя бабушка тоже называла электрическую энергию "светом"wink.png

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    31 Марта 2015 (11:19)   #

Reports, пн. 30 Марта 2015 (18:26)

Проблемы восточной части курортов заключаются отчасти в том, что они располагаются в низкогорье. "Армхи" (Ингушетия) и "Ведучи" имеют мало природного снега и он лежит недолго. Это серьезный риск для инвестора, который впрочем устраним, как на Красной Поляне. Но при этом курорты требуют больших инвестиций – нужно много воды и электричества для генерации искусственного снега.

 
Армхи хотя бы логично растет.  Там наверх есть куда до 3500,  только вот эти лавинособиратели кулуары обезопасить.
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    31 Марта 2015 (11:28)   #

А как же Невинномысская ГРЭС, и Солнечнодольская ГРЭС? Там наверняка проблема в другом!

Проблем-то море. И понятно, что цена на элекроэнергию наверняка больше зависит не от возможности выработки, а от других факторов... Вот только с ходу не могу придумать - каких...

Моя бабушка тоже называла электрическую энергию "светом"

Ну, это же обиходное выражение, типа: "А ты за свет заплатил?" Наверняка исходит из тех времен, когда были только лампочки, то есть свет. А не холодильники-свч-тв-компьютеры...
 
  • 120
  • 38
  • 18
+1  
jul    31 Марта 2015 (12:55)   #
Мясистый коментарий от настоящего эксперта wink:

цена на элекроэнергию наверняка больше зависит не от возможности выработки, а от других факторов... Вот только с ходу не могу придумать - каких...

 
0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:34)   #
Да найдут тех же самых что и над Сочи+фирмачи забугорные, кто оборудование для подъемников будет поставлять, типа Техноальпина и Ляйтнера. Щас еврики понапечатают, их ведь надо куда-ниб. вкладывать. Думаю, уже намётки есть.
Хотя месторасположение не фонтановое. Народ туда будет трудно затащить, пока через сторонки проедишь. Придется ведь на колесах туда. Грузины тоже не поедут.
ох что-то сомнения вскрылись!

 
0  
petrakov    31 Марта 2015 (12:57)   #

Мясистый коментарий от настоящего эксперта wink_smile.gif:

цена на элекроэнергию наверняка больше зависит не от возможности выработки, а от других факторов... Вот только с ходу не могу придумать - каких...

 

Линии передач электроэнергии тоже видимо непростое дело, особенно в горных районах.

0  
JIAY    31 Марта 2015 (14:03)   #

petrakov   вт. 31 Марта 2015 (12:57)   #

Линии передач электроэнергии тоже видимо непростое дело, особенно в горных районах.

Был в Архызе. По ущелью до поселка Романтик тянется линия электропередач. Местами, шесть проводов без всяких опор висят на растяжках. Зрелище впечатляет! Могут, если захотят!
0  
forell    31 Марта 2015 (15:20)   #
     Обыкновеная 2-х цепная ЛЭП.  Две линии по 3 фазы висят с разных сторон одной опоры.
0  
JIAY    31 Марта 2015 (15:59)   #
Опор нет, провода висят на растяжках которые натянуты поперёк ущелья, как паутина! 
0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:44)   #
а цепнуть откуда? от Владика? 
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    31 Марта 2015 (15:13)   #

 

 


 Местами, шесть проводов без всяких опор висят на растяжках.

Шестифазное!blink.png   biggrin.png biggrin.png

0  
avto    31 Марта 2015 (16:05)   #

То есть через изоляторы, а растяжки прям к скалам?

0  
JIAY    31 Марта 2015 (16:22)   #
Ну да! Как только такое сооружение выдержит обледенение? 
0  
JIAY    31 Марта 2015 (16:35)   #
Накопал! Всё-таки не выдерживают! http://www.mrsk-sk.ru/press_center/company_news/detail.php?ID=10351&n bsp;
+1  
Майер Лэнд    31 Марта 2015 (16:58)   #
Кому нужны будут эти курорты по ценам точно выше европейских (даже с нынешним курсом)?
В эти проекты такой процент корупционной составляющей вложен, что срок окупаемости будет вечный...
Будет такой домашний личный Куршавель для кавказских начальников. Не обвиняйте меня в полном отсутствии патриотизма, но о каком развитии и перспективах подобных проектов можно говорить, если все адекватные люди, которые могут себе позволить отдых на горнолыжном курорте, всегда поедут в Европу, но не на Кавказ))
0  
Sveaman    31 Марта 2015 (17:09)   #

 адекватные люди, которые могут себе позволить отдых на горнолыжном курорте, всегда поедут в Европу, но не на Кавказ))

почему вдруг?

0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:46)   #
верно, но ехать в эту местность где вообще нефига нет кроме гор и прибитых к ним гвоздями 6 фазных растяжек как то странно.
0  
Gosha    31 Марта 2015 (17:13)   #

почему вдруг?

А зачем искать приключения?

0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:49)   #
может экстримальная прослойка адекватных для разнообразия туда съездит. но лишь раз. 
Могут конечно понапридумывать сказок, что там видели снежного человека, нашли остатки древнего космического карабля. но эти народ не заманишь.
0  
Sveaman    31 Марта 2015 (17:16)   #

А зачем искать приключения?

Какие?

0  
Gosha    31 Марта 2015 (17:25)   #

Какие?

Да всякие.

В студенчестве поездил по Азии и Кавказу, сейчас совершенно не охота напрягаться.

Потом дешево там врядли будет.

0  
Sveaman    31 Марта 2015 (17:29)   #

До сих пор езжу, не напрягает dry.png

По цене - посмотрим. Архыз дёшев, например.

0  
petrakov    31 Марта 2015 (17:49)   #

По цене - посмотрим. Архыз дёшев, например.

Ещё бы он дорогой был. Жить негде. Кататься тоже. Полторы синих трассы. Добираться неудобно. Инфаструктуры нет.  

Для местных жителей из Ставрополя, Краснодара - наверное пойдёт, если на машине. 

0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:49)   #
да грузины только поедут
0  
Майер Лэнд    31 Марта 2015 (18:45)   #






 

Reports, пн. 30 Марта 2015 (18:26)

Проблемы восточной части курортов заключаются отчасти в том, что они располагаются в низкогорье. "Армхи" (Ингушетия) и "Ведучи" имеют мало природного снега и он лежит недолго. Это серьёзный риск для инвестора, который впрочем устраним, как на Красной Поляне. Но при этом курорты требуют больших инвестиций – нужно много воды и электричества для генерации искусственного снега.

Я понимаю в Сочи олимпиада была, событие вселенского масштаба, стройка века для России и так далее... там можно было и искусственный снег организовать, заплатить за него.
В случае с вышеупомянутыми курортами сложно оценить рентабельность всего мероприятия.. Строить горнолыжный курорт ради горнолыжного курорта - и не важно бывает снег в этой полосе или нет - ну совсем ...
+1  
forell    31 Марта 2015 (19:00)   #

Кому нужны будут эти курорты по ценам точно выше европейских (даже с нынешним курсом)?
В эти проекты такой процент корупционной составляющей вложен, что срок окупаемости будет вечный...
Будет такой домашний личный Куршавель для кавказских начальников. Не обвиняйте меня в полном отсутствии патриотизма, но о каком развитии и перспективах подобных проектов можно говорить, если все адекватные люди, которые могут себе позволить отдых на горнолыжном курорте, всегда поедут в Европу, но не на Кавказ))

  Отмотай форум на 3 года назад -тоже самое про Красную Поляну говорили. И что мы видим? КП сегодня полна народом.

0  
JIAY    31 Марта 2015 (19:40)   #
Приэльбрусье и Архыз тоже не страдают от нехватки народа! cool
0  
Майер Лэнд    2 Апреля 2015 (21:00)   #
Из КП сделали бренд, который, как правило, сам себя и продает, там была олимпиада (я не до конца разделяю правильность этого мероприятия, которое провели в Сочи, но постфактум уже нет смысла рассуждать)... А кататься в родном селе Байсарова - ну всё-таки не комильфо.. А такой гос.поддержки, как КП, этому проекту никогда не видать... Отсюда делаю выводы, что не рентабельный..
  • 9
  • 4
+1  
SASН    31 Марта 2015 (19:58)   #

  Отмотай форум на 3 года назад -тоже самое про Красную Поляну говорили. И что мы видим? КП сегодня полна народом.

нифига Форел, КП была востребована и 3 года (на ГП и Карусель)  и 10 лет назад (на Альпику), и народу там всегда было нормуль. Не поверишь, но года 4-5 лет назад на Газпром на НГ каникулы была жопа толкучка у касс.

0  
petrakov    31 Марта 2015 (20:22)   #

Это говорит о том что спрос на ГЛ отдых превышает предложение. 

0  
Sveaman    31 Марта 2015 (22:47)   #

 

Строить горнолыжный курорт ради горнолыжного курорта - и не важно бывает снег в этой полосе или нет - ну совсем ...

 

ага, посчитай сколько ГЛЦ в Подмосковье :) а тут даже гор нет. rolleyes.gif

+4  
Захар Косых    1 Апреля 2015 (11:59)   #
электричества им не хватает.
ну ерунда же
врыли газгольдер, поставили минитэц  - в чем проблема?
автономка. раз в месяц по звонку приезжает цистерна.
плюс контракт на обслуживание оборудования.
штат глц увеличивается на пять-семь чел
но на этом золотого песка не намоешь.
а вот на строительстве лэп - намоешь и очень даже шикарно.
а уж обрывы проводов и ремонт  опор - так это вообще клондайк.
поэтому и не идет инвестор, что
всё решения принимаются не через голову, а через блэк джэк.

 
0  
Vlad39100    6 Апреля 2015 (06:55)   #
дорого будет. значит курорт уже сейчас войдет в десятку самых ("загадочных") элитных по РФ.
0  
Gosha    1 Апреля 2015 (12:14)   #

электричества им не хватает.
ну ерунда же
врыли газгольдер, поставили минитэц  - в чем проблема?
автономка. раз в месяц по звонку приезжает цистерна.
плюс контракт на обслуживание оборудования.
штат глц увеличивается на пять-семь чел
но на этом золотого песка не намоешь.
а вот на строительстве лэп - намоешь и очень даже шикарно.
а уж обрывы проводов и ремонт  опор - так это вообще клондайк.
поэтому и не идет инвестор, что
всё решения принимаются не через голову, а через блэк джэк.

Так ставишь вышку ретронслятор, рядом вентилятор для выработки электроэнергии.

А не фиг там, тяните электричество от нас 30км, а то нифига ваша вышка работать не будет