Безусловно, следующее десятилетие пройдет под знаком скитура. Оздоровительные и прочие положительные бонусы uphill скиинга уже замечены прогрессивным человечеством и массово впитывают новых поклонников. Концепция курорта без подъемников уже мелькала на страницах скиру.
И все же я думаю, что будущее с горизонтом 10+ лет за парамоторами. Быстро и сравнительно экологично вас забрасывают на вершину или хребтик, и летят за следующим клиентом.
Давайте сравним стоимость с хелиски - вертолетным катанием. В хелиски конечная стоимость вертикального километра примерно 250-300 $ (по крайней мере так было лет 6 назад, с тех пор я не катался). Если отбросить расходы гидов и прочие навары, то, наверное, чистая себестоимость вертолетного катания будет около 150 долларов на 1 км.
Теперь возьмем параплан с мотором, бензин можно не считать, основные затраты — это зарплата пилота. По запросу «полеты на параплане тандем», находится цена 3500 рублей при которой обещают, как раз поднять на километр. Получается, что заброска на парамоторе будет в 2.5 раза дешевле чем хелиски.
Единственный минус - это время подъема, скороподъёмность парамоторов 1.5-2 м/с, то есть набор высоты 1000 метров займет 25-35 минут. Если на группу у вас всего один пилот и параплан, то это будет не катание, а мучение.
Но если у вас несколько пилотов, или, например, вам не нужна группа, то параплан с мотором – это оптимальный вариант.
И вот еще что. Буквально в течении 2-3 лет появятся парапланы-боты, которые будут сами доставлять лыжников на место старта, а это уже огромная экономия на пилоте, и уменьшение себестоимости еще в 2-3 раза.
Вот так, прямо и вижу, лет через 15-20, канатки стоят заброшенные, а люди поднимаются в горы на ботах парапланах.
Параплан в разы чувствительнее к погоде, чем вертушка. Парамотор плохо тянет на высотах 3+ км. Параплану с мотором нужна площадка для посадки и старта, он не умеет зависать. Про снарягу я молчу, куда рюкзак 10кг клиенту девать