В кои-то года удалось увидеть в один день нашу спортсменку на КМ в 2-х стартах, тем более в 1 попытке в последних номерах. Есть над чем подумать.
На последних стартах творились какие-то «чудеса». То она прорывается в 30-ку и занимает 18 место. Казалось: Ну, вот, пошла наконец-то. И вправду пошла – опять пробилась в 30-ку. Ну, упала – бывает. Но, на следующий день – последняя. Сегодня стартовала и… опять последняя. Причем, выглядела на трассе, как случайно забредший сюда любитель, а не профессионал. Что творится?
В первый раз комментатор Андреев предположил, что ледяная трасса 2-го дня дала преимущество первым спортсменам, как более опытным. Но лед был для всех. Почему – последняя-то? По льду никогда не ходила? Бред…
Второй раз, прорвавшись в 30-ку, упала. Почему? Андреев пожалел: «Ну да, трасса подразбилась - ее даже чуть не разорвало». Вопрос: - а что ж других-то не рвало? Что к этому сбою привело? Значит надо смотреть, что было раньше. Где ошиблась?
Склон в Куршевеле идет ступенями: начинается сравнительно полого, потом – покруче, потом совсем крутой участок выполаживается на финише. Понятно, что и трасса начинается с «открытых»ворот, первые из которых идутся в обтекаемой стойке. Затем ворота постепенно «закрываются» и на крутом, как и положено, максимально «закрыты».
В калитке К. Ткаченко. Старт... Первое, что бросилось в глаза – идет на пределе. Надо, конечно, спрямлять траекторию, особенно на пологом, но впереди – не финиш, а увеличение крутизны склона и соответствующее закрытие ворот. Так и хотелось подсказать: - «Ну, чуть раньше, чуть выше. Не можешь раньше – зайди пошире. Потеряешь десятки, но не потеряешь все». Чем круче склон, тем дуга поворота сползала все ниже. И вот уже на крутом - закономерный финал. Выходя по нижней бровке из предыдущих ворот - не остается выхода – бракаж лыж в воздухе и резкое падение в поворот. Даже не в поворот, а в резкую остановку. В той же ситуации у новозеландки даже лыжа отстегнулась. Падение обоих было неизбежным.
Так в чем причина падения? В выбоинах, которые остальным не помешали, или в тактической безграмотности?
Ну ладно старая гвардия, типа Догадкина не догадались, но у Вас же штатная должность есть – «АНАЛИТИК». Где он ? Канты точит? А иностранцы-голодранцы? Тоже не видят?
Смотрим сегодняшный старт. Трасса вообще – положняк. Но… с таким же характером: очень полого, полого, чуть круче, сравнительно круто, выполаживание на финише. Разница лишь в том, что «закручивание» ворот начинается уже на пологом. И вот тут мы видим полного «чайника». Даже смотреть было стыдно. Спрямляя траекторию в закрытых на пологом склоне ворот, спортсменка, практически начинала поворот у флага, где он должен был заканчиваться!!! На пологом склоне она ехала по нижней бровке поперек горы, как будто ворот для нее вообще не существовало, а все усилия были направлены, чтобы вывернуть лыжи в нужную сторону. А чем дальше, тем круче, тем ворота более закрыты. Так всю трассу по нижней бровке и проехала. Казалось: - «Остановись у флага. Начни с нормального захода и удерживай траекторию до конца трассы. И время, несмотря на остановку, будет лучше». Итог – последняя… Не из-за падения, не из за потери баланса (технических ошибок), а из за устаревшей в прошлом веке тактике прохождения ворот.
Объясняю для особо упертых, начитавшихся «СКИ.РУ», или вообще ничего не читавших с прошлого века. Тактика «ломиться на флаг» в технических дисциплинах берет свои истоки в прошлом веке по 2 причинам.
1) Низкие скорости движения в технических дисциплинах, обусловленные инвентарем (прямые лыжи), и техникой соскальзывания (торможения) в виражах. А то бы вам Стенмарк катался бы без шлема. (Ща-з-з-з…)
2) По тогдашней технике, центр масс шел, практически весь вираж, над опорой. Т.е., след лыж обозначал приблизительно траекторию ЦМ.
Таким образом, если позволяет скорость движения (а она позволяла), можно сократить путь движения ЦМ, двигаясь не по радиусу от флага к флагу, а по прямой, совершая короткие повороты с торможением, смягчая это торможение авальманом (Г. Тоени), максимальной амплитудой вертикальной работы (Стенмарк) и др. ухищрениями. Да и правила постановки ворот были другие, способствующие такой тактике.
С тех пор изменились и лыжи, и скорости, и техника и правила постановки ворот. Лыжи позволяют достичь больших скоростей за счет резаного ведения. Правила постановки ворот стали учитывать собственный R лыж, и контролировать эту скорость. Техника позволяет иметь ЦМ свою, отдельную от лыж, траекторию. Но не безгранично. Она (траектория ЦМ) ограничена длиной опоры, т.е. ног. Таким образом, если ворота достаточно открыты (змейка, др. вертикальные фигуры), то можно и нужно «ломиться на флаг», но в закрытых виражах требуется все равно рассчитывать некую оптимальную эллиптическую траекторию. А бездумное уплотнение траектории (т.е. спрямление) и приводит к закономерному финалу К. Ткаченко. Ньютона не обманешь!!!
Ау! Федерация! У Вас методички какого года? А-а-а 1978-го… Ну тогда ясно.
С уважением ко всем читающим,
Орловский А.К.
Интересно...