Ищу попутчицу на покатушки в Архыз. Декабрь 2024 - Январь 2025 Россия
СПб-Геш-СПб 24.02.25-04.03.25 24 Февраля 2025 - 4 Марта 2025 Россия, Шерегеш
, Совместный трансфер в Домбай 10 Января 2025 - 20 Января 2025 Россия, Домбай
+20

Кубок России по фрирайду на Мамае

Храбовченко Владимир Лента автора 15 Декабря 2017 (12:14) Просмотров: 1861 0
Субъективный взгляд изнутри на то, как все прошло.
 

Принимал участие в Кубке в качестве приглашенного эксперта по лавинной безопасности и хотел бы поделиться впечатлениями. 

Ранее участвовал в качестве судьи в проведении соревнований по сноуборду от краевых первенств до Кубка мира и Олимпийских игр. Доработался до звания судьи 1 категории. Поэтому было интересно применить имеющийся опыт к соревнованиям по фрирайду.

За ходом российских и зарубежных соревнований, наверное, как любой фрирайдер, слежу внимательно и теоретически порядок проведения соренований был понятен. Для полного понимания роли гидов в проведение стартов - вот ролик от FWT.

На Мамай мы с судьей по сноуборду и победителем российских фрирайд-стартов Павлом Львовым прибыли в 14.00 воскресенья 3 декабря за 2 дня до начала Кубка. Разместились в зимовье у гостеприимного Ивана Неделько и сразу отправились по заданию главного организатора Евгения Дьячева осматривать склоны для квалификации. Начали с места квалификации прошлого года - горы Кедровая. Поднялись под гребень,


сделали компрессионный тест и спустились обратно на приют.


На следующий день пошли на вершину Мамай Истиный через Бурятский цирк. Опять шурф и тест. Спустились под Мамайские скалы и на обед вернулись в зимуху. В этот же день спустились еще и с Мегадудки (Мегаканавы). По ходу просмотрели и прокатили еще один склон, который через пару дней наметили на квалификацию.


В первый день заезда участников Кубка России Mamay First Snow пошли с участниками разминаться и снимать видео/фото в лесу на Кедровой.


Для координации процесса с видео и фотооператорами, постоял выпускающим и замыкающим.  Сьемки прервались спасработами. Одна из участниц еще не начавшихся соревнований, катаясь в своей группе, повредила колено. Иммобилизовали, приложили холод и оперативно доставили в зимовье. На следующий день пострадавшую доставили в Иркутск, что само по себе, учитывая удаленнось ущелья, нетривиальная организационная задача. 

После обеда этого же дня поднялись маленькой группой прорайдеров над нашим зимовьем на склон Передовой и катнули классный лес под свежему снегу. 



Вечером, после метеонаблюдений на временно организованной метеоплощадке, провели судейский брифинг с обсуждением вариантов склонов для квалификации и финалов.

На следующий день идем в Северный цирк. Снегопад продолжается третий день. На южных склонах Сторожевой видны следы схода свежих лавин. В цирке у подножия Мамая Восточного копаем шурф полного профиля, проводим наблюдения и делаем компрессионные тесты. Для участников лавинного семинара это мастер класс по оценке стабильности снега.


Затем поднимаемся на гребень и копаем шурф там. На гребне снега гораздо меньше и до глубинной изморози всего 1.5 м из которых 50 - это свежевыпавший снег.

Вечером открытие соревнований, брифинг с участниками по лавинной ситуации и жеребьевка.


Квалификацию решили проводить на новом склоне с разнообразным рельефом и тремя секторами для спуска разной сложности. Склон заприметили еще во время выхода на Мегадудку и главному судье Виталию Ильиных он понравился разнообразием вариантов проездов. Николай Пиотровский и Павел Львов одобрили его по наличию интересного рельефа для дропов. Участникам склон также понравился, о чем они не преминули сообщить во время и после стартов. Главное, что это было новое место. Ибо многие полагали, что квалификация опять будет на Кедровой и усердно накатывали проезды по ней. 

В пять утра были уже на ногах и рассвет мы встречали в снежном двухметровом шурфе. После тестов ликвидировали шурф  обратной засыпкой и выдвинулись к старту на гребень.


Со старта сделали проезды основных вариантов спуска и убедились в стабильности снега. В этом месте хочу поблагодарить коллег - гидов откликнувшихся на просьбу рассказать о лавинной обстановке в районе и посоветовать склоны для соревнований. Витя Захарин, Слава Шаповалов, Костя Заздравных, Сергей Климов, большое спасибо!

Глядя на вереницу поднимающихся участников, подумалось, что соревнования по фрирайду это "ужас" лавинщика/спасателя.


Сотня агрессивных фрирайдеров вместо спокойной безопасной линии выбирает самую сложную и агрессивную, дропает на склон со скал повыше.


Утешает, что ехать стараются максимально быстро и без траверсов.


Наблюдая за проездами любителей, пришел к заключению, что для попадания в первую десятку любителей надо ехать быстро, преимущественно открытыми дугами на уклоне до 35 градусов, уметь сходу читать рельеф и находить свою линию, надежно приземлять дропы до 3 м. Понятно, что такие способности требуют длительного наката в трассе и вне трассы, тренировок в парке, на батуте и офп.
Также примечательно, что мои ожидания о лавинной подготовке спортсменов были несколько выше. На жеребьевке на вопрос "Кто знает что такое бипер-чек ?"


подняли руку меньше половины участников. А на "Кто сегодня перед катанием проводил бипер-чек?" - не более трети. Даже среди экспертов были участники не имеющие собственного лавинного снаряжения и/или опыта тренировок с ним. Поэтому, на мой взгляд, лавинный семинар на этапах Кубка и в дальнейшем мог бы стать весьма актуальным обучающим мероприятием для любителей фрирайда. 

Возвращаясь к квалификации - около часа дня стартовал заключительный участник среди мужчин-экспертов. И, буквально через пару минут, на старт  поступила  информация о падении на приземление дропа в середине склона. Райдер лежал неподвижно пару минут, поэтому по распоряжению главного судьи с аптечкой и волокушей спустился к месту падения. Начал осмотр и опрос пострадавшего о травмах. Минут через десять снизу подошли спасатели МЧС и начали готовить райдера к транспортировке. 


Через двадцать минут после остановки, старты продолжились и поступила команда опять подняться наверх и там дежурить до финиша последнего участника. А уже после завершения, сбора флагов и оборудования, вещей участников  - удалось спуститься по соревновательному кулуару со всем барахлом.

На следующий день был финал. Впервые в истории соревнований на Мамае. Впервые в формате хели-ски.



Прямо с вершины горы Мамай.


и с видом на Байкал


Вызывал опасение один из подветренных кулуаров с чашей снега над ним. Выкопали шурф, провели тесты. Дополнительно дважды сделали ski cut. Открыли весь склон для проездов. И не зря столько мороки - именно с линией через этот кулуар заняла первое место у сноубордисток Кристина Скитович.


Благодаря четкой организации и таймингу финал прошел быстро. И это было кстати, т.к. на вершине было очень холодно из-за ветра.


А вечером было награждение, ночной фристайл контест в свете прожекторов и гирлянд снегопада, фейрверк и вечеринка с горячим бесплатным глинтвейном.


Все участники получили памятные медали, наклейки и карты Мамая. А победители - медали, призы и денежные сертификаты.


Эффектные трюки с биг-эйра с приземлением в пудру очень впечатляли.


Напомнили ночные старты в хафпайпе и могуле на Олимпиаде. Но даже там, ничего подобного по красоте, душевности и эмоциональности не припомню.

Все было настолько круто организовано, что временами забывал, что мы в тайге. И вокруг нет курортов, электричества, дорог и какой-либо инфраструктуры.

В заключительный день провели вторую часть лавинного семинара и бесплатную открытую лекцию по лавинной безопасности. 

В день отьезда снегопад продолжался и мы чудом проскочили перевал до начала образования пробки из фур. Запомнились горячие бурятские позы в панорамном кафе на высоком берегу Байкала, сагудай и брусничный чай. И уже вечером в Иркутске в батутном центре Tsarsky отметили завершение соревнований бесплатной для участников тренировкой на батутах и слеклайне с распитием чая со вкусняшками. Полезно для фрирайда и для здоровья. Как говорится, "удиви печень - выпей воды и попрыгай на батуте" :-)

Спасибо Оргкомитету Кубка по фрирайду за приглашение, спортсменам за содействие и душевное настроение и лично Евгению Дьячеву за прекрасно организованное мероприятие в уникальном месте на карте российского фрирайда.

Всем снежного сезона !

Текст Храбовченко Владимир (при поддержке Extremskis, Cebe, Кронидов)
Фото Алексей Закиров, Святослав Михайлов, Владимир Храбовченко
 
+20