Катался с 2004 года на доске. Измучавшись преодолевать все тяготы и лишения фрирайдной бордерской жизни, в этом году перешёл на лыжи. На лыжах катаюсь стрёмно, но об этом – чуть позже, поэтому объехать самые-самые секретные крутые места Курмайора я не смог, потому что они либо запрещены, либо для их освоения требуется горная подготовка и немного снаряжения вкупе с умением его использования, либо место было таким, что моего уровня катания там явно не хватало.
Подозреваю, что сей нетленный поток сознания могут читать люди с разным опытом и уровнем катания, поэтому в очередной раз хотелось бы нудно напомнить о двух простых вещах:
- Не пренебрегайте элементарными правилами поведения в горах и соизмеряйте свой опыт выбранным маршрутам (иначе говоря, смотри куда прёшь и думай головой).
- Не забывайте о минимально-необходимом комплекте снаряжении (бипер, щуп, лопата, желательно АБС) и минимально прокачанном навыке его использования (т.е. если впёрся, умей быстро выпутаться и помоги другу).
Нужен ли вам гид – решайте сами, недавно была годная статья, советую ознакомиться. Наша банда отморозков все эти годы обходилась пока без гидов. Короче бла-бла-бла, если что, сами виноваты, вас же предупреждали... Кстати, о предупреждениях. Именно с предупреждения, в т.ч. на русском языке, начинаются фрирайдные маршруты в Курме. Кроме того, там написано, что участок, отмеченный у меня на карте красным, запрещён лично мэром Курмайора, и пойманные будут преданы казням египетским. Фамилия у меня не Малахов и даже не Уоллиш, и от лыжного патруля я тупо не уеду, даже если захочу (и даже не потому, что там внизу адский плоский выкат, ха-ха), учитывая высокую стоимость двухнедельного ски-пасса, который могут отобрать, в запрещенный лес мы бандой не совались, хотя выглядит он крайне аппетитно.
Про ски-пасс
В Курме предлагают два вида ски-пасса:
- Mont Blanc Unlimited, куда входит катание в Шамоневке и Вербье, а так же льготный проезд на автобусе Курма-Шамони. Цена 545 ойро. После долгих раздумий решили взять двухнедельный ски-пасс…
- …Courmayeur Premium который включал три дня на любом курорте региона Aosta. Стоимость последнего составила 452 ойро, включая залог за ски-пасс.
Про подъёмники
С Курмы можно подняться с практически с центральной улицы на огромном вагончике. Есть ещё один подъёмник, который ходит от La Palud. И третий – Dolone, работает, вроде, с 8:30, но мы поднимались на гору в 9:00, медлить тут нельзя, и сейчас расскажу, почему. 95% фрирайдных маршрутов начинаются от двух верхних очередей подъёмника. Это адские кабинки, спиленные от недостроенного дирижабля Zeppelin Zwei вместимостью 20 человек – Youla и 15 – Arp. Половина катания заключается в том, что проводишь время в толпе аналогичных тебе придурков с фрирайдными лыжами, которые переминаются с ноги на ногу в попытке уехать. Минимальное время уехать в будни на Youla – 30 минут. Ближе к выходным – 45, и в один день мы даже стоять не стали, потому как если от калитки 45 минут, то там стоять пришлось бы часа полтора. Самое богомерзкое, что курорт довольно высокий, и в случае облачности Arp закрывается в первую очередь, и вся толпа идёт раскатывать единственно доступную стенку Youla-Zerotta. А если и Youla закрыли (было и такое), то остаётся два места для каталки. Это от Checrouit в кулуар Youla-Dolone и «типа лес». Тут следует понимать, что остальные, не будь дураки, идут делать ровно тоже самое.
Таким образом, с учётом моего уровня катания получалось делать в день максимум 3 захода.
Про обучение
Перед поездкой, начиная с октября, я три раза в неделю по два часа в будни и по четыре в выходные осваивал лыжи. Перед поездкой я умел уверенно кататься по трассам, включая бодрое катание в свиче, карв, боковые соскальзывания и что-то там ещё, включая транзиты в свич через прыжок. В парке научился прыгать с mute grab на большом трамплине и 180 с приземлением в свич на маленьком. Я думал, что готов… На третий день страданий я понял, что вообще не умею нихрена. Техника уходила прямопропорционально сложности склона. Как только он был подмёрзший, разбитый и с добрым уклоном, у меня начинались проблемы. Соскоблиться я мог, конечно, везде со 100% контролем, но о том, чтобы съехать (тем более – красиво и с удовольствием) речи не шло. Всем приходилось меня ждать. В какой-то момент хотелось выбросить лыжи и встать обратно на борд.
Плюнув на деньги, решил сдаваться в школу. И тут сюрприз, ближайшая запись в обоих школах (их там всего две) в англоязычные группы (русскоязычных на ресепшене – сказали нет) с разным уровнем катания была на через пять дней. Индивидуально инструктора можно было застолбить аккурат в день отъезда, через 2 недели. Финиш. Видимо, с кармой моей что-то не так.
Про трассы и парк
Трассы хорошие, ухоженные, есть пара могульных, короче – на любой уровень, хотя я мало что в этом понимаю. Парк есть, но его по сути нет. 6 фан-боксов, пара перил, пара небольших трамплинов. Сам парк расположен посередине склона и своего подъёмника не имеет. Т.е. если ты там катнул, наверх либо на свох двоих, либо спускайся вниз до подъёмника, что крайне неудобно.
Ради чего, собственно, приехали
Описанные ниже маршруты исключительно фрирайдные, т.е. без скитура и карабканьем по леднику с кошками и ледовым инструментом.
Более детальный разбор этих и других маршрутов приведен в книгах, которые можно заказать через интернет либо купить в книжной лавке на центральной улице Курмайора. Цена сакральных знаний – 25 ойро. Мы пользовались синенькой Freeride on Mont Blanc, она включает белую долину и Шамони, но если мы говорим про Курму, то рекомендую красненькую, в ней так же есть белая долина (полистал в магазинчике, она более подробная, есть пара интересных маршрутов) =)
- Youla - plan de la gabba
- Youla/Arp - Zerotta
2а. Выходим с Youla направо, минуем забор, спускаемся по первому широкому кулуару, затем уходим налево.
2b. Выходим с Youla направо, траверсим, стараясь держаться как можно выше до выхода в широкий цирк.
2c. Выходим с Arp направо, заход осуществляется по гребню пешком, выходим в широкий цирк, начинаем спуск.
2d. Выходим с Arp направо, начинаем спуск на лыжах к седловине. Далее выходим в широкий цирк.
Миновав клёвые поля, все эти заходы сливаются в два широких кулуара, которые постоянно укатаны в хлам, не исключая powder day.
2e. Можно набрать высоты метров 30 по стенке слева (для этого нужно заходить по варианту 2d) и уйти за гребень.
Все варианты заканчиваются на снегоходной трассе, которая в какой-то момент становится плоской. Выход занимает минут 10-15 коньковым ходом до подъёмника Zerotta. Бордерам рекомендуется взять палки. Если это powderday (PD), то выгребать приходится несколько дольше и энергозатратнее (борд в этих условиях просто не едет).
- Youla - Dolone
Выходим с Youla налево и траверсим склон справа, держась как можно выше. На седле нужно немного поработать ногами, набор высоты небольшой, метров 10-15. Потом начинаются самые вкусные широкие поля с минимумом следов, правда, заканчивается это всё в довольно узком ручье, и если в PD там нормально, то если снега не было, внизу там будет обязательно вышкаблено много неприятных камней. Место узкое и стрёмное. Выход внизу на 25 трассу.
- Arp-Dolone
4а. Если держаться правее, то выходим на ручей, на котором есть офигенские снежные подушки, в общем, если PD – это просто праздник какой-то. Главное – не увлечься, иначе есть шанс просыпать, и выгребать придётся долго. Рано или поздно попадаете на пешую тропу и спускаетесь по ней аккурат к реке под автомобильный мост. Выглядит этот мост снизу, конечно, очень круто и монументально, в PD, я бы даже сказал, – инопланетно. Тут два варианта, налево по дороге вдоль речки в горку к Dolone (около 5 км) либо направо в Palleusieux. (По автобусам лучше не встревать).
4b. Как все ручьи стекаются в реку, рано или поздно все варианты будут стекаться в одну тропу через лес, которая траверсит гору в сторону 25 трассы, промахнуться мимо довольно тяжело. Ориентир – несколько домиков на полянке и вешка с обозначением Dolone. Местами траверс пологий, поэтому бордерам может быть немного некомфортно.
Возможен выход в соседний кулуар Youla Dolone, но сами не ходили, тут и так весело.
- Arp-La Balme
Лес просто бомба, там всегда отличный снег и подушки для прыгов.
Далее выходим на тропу, по ней выходим в широкую долину с автострадой. Смотрите направо (это La Thuile, детка!) спускаемся по тропе, чуть ниже уходим по полям налево к деревне La Balme. Оттуда автобусом до Курмы.
- Типа лес
- Toula
(Под дороге на Toula с видом на MB)
Если погодные условия позволяют, до Punta Helbroner ходит две очереди канатки из посёлка La Palud. Туда можно попасть на автобусе из центра Курмы, либо спустившись с курорта на канатке Val Veny и пройти в гору до La Palud, минут 10-15. Место потрясающей красоты, только ради него, может, и стоит туда ехать. Учитывайте, что на 3462 м довольно прохладно, но именно тут есть вход в Белую долину и спуск обратно в Италию через ледник Toula. К сожалению, удалось катнуть только до средней станции подъёмника, в этом году снега было не много, и в виду южной экспозиции склона было очень много самосходов и проплешин без снега. Так что было принято решение не рисковать. Попасть на ледник довольно просто, выходим с верхней станции и идём по ратраченной дороге до упора, потом спускаемся по лестнице.
Маршрутов на Toula – 3. Справа, слева и по центру (центральный наиболее сложен, там сераки).
- Белая долина
(Заход Vierge, через 150 метров от подъёмника уходим направо)
Про это уже столько букв написано, что писать лишнее не стоит, но я попробую. Зашли черeз Vierge, 5 минут веселья, 15 минут смотрим сераки, 30 минут выкатываем, 15 минут лезем в гору, 30 минут шкаблимся в шамоневку. Единственную опасность представляют сераки (недавно чувак на борде провалился) и вон та бабка, что несётся на тебя. Особенно под конец, когда начинаешь катать между бабушек и детишек, а вокруг ещё с десяток таких же охламонов.
8a. Бордеры не выдержали выката и ушли к концу долины на лестницу слева. В результате прокатились на электричке за 25 ойро до Шамони.
8b. На лыжах держались правее, прокатились по интересным коридорчикам, встали в очередь на выход из долины. Поднялись пешком минут за 15 с вереницей туристов, и по накатанной «трассе» погнали в Шамоневку.
C точки зрения катания, ну так себе. С туристической точки зрения – уникальное природное место, очень красивое, где чувствуешь себя песчинкой и понимаешь, что всё остальное – это суета и тлен. Но блин, сколько там народа. Вся поэтичность сходит на нет. Видимо, просто не повезло. Но посетить белую долину нужно один раз в жизни обязательно.
- La Tuile
Резюме
Курмайор – место само по себе знаковое и интересное. Одна только
Все кивают, что это место просто Gucci и тут такие перцы катают. По-честному, есть и другие места, где не меньший объём фана можно вырубить с меньшими затратами (финасовыми/временными/физическими). Да, на склонах этого небольшого курорта можно встретить всех звёзд отечественного и не только фрирайда, и даже перетереть с ними за погоду. Почему они выбрали это место, лично мне понятно, ну а я, пожалуй, поеду дальше, ведь сколько чудес за туманами кроется…
Часть 1 - Бытовуха