Ближайший к Кремлю лыжный курорт?! Нет, нет, не то, что вы подумали. – Воробьёвы Горы. Москва. Россия.
Попадавшие сюда зарубежные специалисты лыжного спорта рыдали от восторга и зависти – уникальное в Мире явление: в центре огромного города – изумительный лыжный спортивный комплекс. Ни в одном другом мегаполисе Мира такого нет.
Центр лыжного спорта с круглогодичным функционированием: четыре лыжных трамплина, увеличивающейся мощности во главе с Большим Московским трамплином для больших соревнований. На трамплинах можно вести подготовку прыгунов на лыжах от новичков до мастеров.
Круглый год: на всех трамплинах искусственное покрытие… Лыжные склоны с разнообразным рельефом, позволяющие эффективно решать учебные и тренировочные задачи в подготовке горнолыжников и сноубордистов. Во главе с трассой, сертифицированной Международной Лыжной Федерацией для проведения соревнований по «короткому слалому». На трассах эстакада, кресельный и буксировочные подъёмники, освещение, система искусственного оснежения, благодаря которой снежное покрытие на горе можно держать по пол-года… Трамплины и горнолыжные склоны оплетают трассы для лыжных гонок (cross-country-ski) – трассы мастерского уровня, проложенные с использованием прихотливого рельефа Воробьёвых Гор.
Да. – И этот лыжный центр – в центре огромного города-мегаполиса. А мегаполис – Столица самой зимней в Мире страны. – Да, России… Территория СССР включала тёплые азиатские регионы, поэтому СССР был вторым по «зимнести» после Канады. Теперь Россия по снегу и холоду «впереди планеты всей». Москва её Столица. И эта Столица самой зимней в Мире страны имеет в своём центре, в своём сердце, уникальное сокровище – центр лыжного спорта!.. – На нашей Ворбьёвке.
Имел. Имел любимый город любимое сокровище, а вот - не имеет.
…Уже не имеет.
Это было, было, было и... нет. Как? А вот. Сломали. После долгого периода административных стараний прекратить существование лыжного спорта на Воробьёвых Горах, с громкими попытками доказать всему честному московскому люду, что лыжный спорт здесь невозможен и не нужен, решили спорткомплекс… реконструировать. Поставить новый большой трамплин. Пока – сломали всё, что было. И в таком состоянии «слома» всё замерло-умерло. Правда стали воздвигать верхнюю опору трамплина. Смотрится грандиозно. Но – неживое всё… Правда, при этой опоре, на верху горы живёт и весело расстраивается вверх ресторан. А всё спортивное – мертво.
Можно всё воссоздать. Но дело стоит (ну, «ковид», понятно). Кто делом руководит – непонятно. Никого из известных «на Москве» спортивных специалистов (они же энтузиасты, они же знатоки Воробьёвки и воробьёвского спорта) - к делу не допускают.
Внимание! Этот текст не критика, не жалоба, не осуждение кого либо. Не воззвание к кому-либо. Этот текст – сообщение высокому и высшему начальству Москвы и Страны о том, что начальству-руководству предоставляется шанс вершить промысел Всевышнего. Сделав всем и себе достойный подарок – воссоздав спортивную народную Воробьёвку!
О, какую спортивную жизнь здесь застали древние теперешние ветераны спорта и даже вполне молоденькие спортивные ветеранчики!
Вся Воробьёвка – вся! – кипела, бурлила лыжным спортом. Летала на лыжах над здешними склонами и трамплинами.
Величайшие люди Страны оставили здесь свой лыжный след. Так же, как не знаменитые, но не менее героические её граждане… И знаменитые мировые чемпионы приезжали сюда участвовать в наших спортивных мероприятиях. Вот здесь вместе поднимались на трамплин, выкатывались на трассы. А там проводилась традиционная международная лыжная гонка на приз газеты «Вечерняя Москва» на вечерней освещённой трассе.
Было, было, было! Будет ли вновь?
А воссоздавать комплекс спортивный надо именно в его традиционном назначении. Чтобы был не один большой трамплин-монумент для устроительства на нём одного показушного спортивного события раз в три года, а чтобы был комплекс учебных и тренировочных трамплинов увеличивающейся мощности, на которых могли бы готовиться сотни летающих лыжников, как в былые времена.
И обязан быть при этом ареал горнолыжных слонов и трасс – для культивирования собственно горных лыж и для горнолыжной подготовки прыгунов на лыжах. Именно совокупность склонов и трамплинов и подготовки воробьёвских прыгунов и горнолыжников там и там оказывалась в былые времена ультра-эффективной для достижения феноменальных результатов теми и другими.
А кто приходит на лыжные трамплины? Прыгать. Приходят такие, кто не могут реализовать себя в жизни в менее экстремальных видах активности. Неуёмные. Дети приходят часто заброшенные взрослыми, как бы никому не нужные, такие, кого родители и няни не водят на занятия модными видами спорта. А в душах у таких бушует жажда спортивного совершенства – божественного совершенства… - ну, на лыжах-то летать! Для таких горы и трамплины на них – спасательное средство от деструктивности биографии. – Не шпаной стать, а академиками сделаться. Да-да, среди бывших прыгунов повышенный процент учёных.
А кто приходит любоваться прыжками на лыжах? Кто зрители здесь? А вот - все или очень многие знают романтическую песню Александра Городницкого про атлантов, которые держат небо. И про то, что, чтобы укрепить душу, надо придти и посмотреть, как они его держат… На лыжных трамплинах не мифические атланты, а живые люди. Они не держат небо, они летают по небу. Почти «без ничего».
И приходят к трамплину к воробьёвскому (приходили!) люди любоваться полётами людей. И наблюдают за полётами. Заворожённо. Душу укрепляют, наверное. Верой в человека летящего.
И ведь никак никогда не был анонсирован Московский Большой трамплин на Воробьёвых, на Ленинских Горах. О спортивных событиях здесь происходивших не было никогда ни афишки какой-нибудь в Городе, ни сообщеньица в средствах информации, а собирались огромные толпы заворожённых зрителей. В дни всеобщих праздников, когда к ним бывали приурочены спортивные мероприятия на Воробьёвке, эти наши мероприятия, пожалуй, оказывались самыми значимыми и впечатляющими в городских праздничных программах.
Было, было, было!.. И нет… И не будет? Или будет?
Опасения не пустые…
Недавно прошла Зимняя Универсиада в Красноярске. Наша! Прыжки на лыжах с трамплина - «классические полёты на дальность» - королевский вид лыж, венчающий зимний спорт. В программе проводимой нашей Страной Универсиады не было прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья… В Красноярске не было прыжков!
Красноярск. Трамплины. Они здесь с тридцатых годов прошлого столетия. В 1945 – полёты за восемьдесят (Константин Кудряшов, Москва). К концу века здесь несколько больших трамплинов, один из них «лётный» - огромный, позволял летать (летали!) за полторы сотни метров. Ко времени Универсиады все трамплины в разрушившемся состоянии. Не восстанавливаются, не реконструируются. И… Зимняя Универсиада в Красноярске. Её проводит самая зимняя в Мире страна. Прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в программе этой Универсиады нет! Впервые за всю историю всех зимних Универсиад…
…Это ж как надо было ухитриться!
Для устройства лыжного трамплина – горы для полётов над ней – нужен перепад высот. На ровном месте соорудить трамплин сложно. Особенно, большой. Хотя современные индустриально -технические возможности позволяют расправляться с такими задачами довольно лихо. Там, где есть горы, построить трамплин проще. Хотя тоже необходимо поработать. В Красноярске и трамплины (разрушенные), и горы для сооружения трамплинов подходящие. Но…
Подмосковье, Яхрома. На высоком берегу красивого оврага высоченная колонна загадочного назначения. Красивая. Это верхняя опора большого трамплина. Он стоял здесь недавно. Ликвидирован. Теперь-то и не догадаешься о том, что было. А – было, было!
Горький. То есть, Нижний Новгород. Прославленный Горьковский стометровый трамплин. Стоял до недавнего времени. Якобы имел не современный профиль. Якобы надо реконструировать. Срезали эстакаду разгона. Почему-то так? – Огромное стальное ажурное сооружение. Ликвидировано. И всё. Всё так и стоит. Трамплина нет.
Кировск, Киров (Вятка), Ленинград (Петербург), Калуга, Уфа, Свердловск (Екатеринбург), Томск, Южно-Сахалинск… «От Москвы до самых до окраин» - руины трамплинов! К концу девяностых по Стране полтора десятка лыжных центров с большими трамплинами. Ещё живых. И примерно четыре с половиной десятка мест, где прыжки на лыжах культивируются, включая и полтора десятка тех, с большими трамплинами. В тех местах, где больших трамплинов нет, там прыгают с учебных и тренировочных. Но – прыгают…
С большинством трамплинов в Стране, прекративших существование (разрушились или были уничтожены), это произошло в начале нашего нового тысячелетия. Причина – невосстановление и/или отъём спортивных баз разными собственниками и структурами. А возможности «чистых энтузиастов» -- и для защиты, и для созидания -- ограничены. А если ещё и закрывать детские спортивные школы и ликвидировать тренерские ставки, то?..
Интересна тоже краткая история и судьба, тоже короткая, большого трамплина в Свердловске. Для его сооружения в склоне горы при помощи направленного взрыва устроен большущий котлован. Круглый. От верха горы в котлован уходит гора приземления, над которой на горе – разгон с эстакадой. В глубине котлована гора приземления выполаживается «радиус» и переходит выкат, круто устремлённый на нижний край котлована. По краю, по кругу котлована располагаются зрители, которые наблюдают весь прыжок-полёт «в упор» - лучше не придумать. Очень изящное и очень современное решение для сооружения трамплина. Очень хороший трамплин. Был. Тоже – уничтожен. Теперь принято решение засыпать котлован свалочным материалом…
Однако, однако – в местах былого торжествующего процветания лыжно-прыжково-полётного дела непонятным образом хранятся традиции этого нашего дела. И есть люди – хранители нашей лыжно-полётной религии. Изумительные люди! Если попутешествовать по близким и удалённым весям Страны, эти люди встретятся обязательно. А если таким людям Самой Зимней в Мире Страны помочь в их делах и стараниях…
Сейчас в Стране два лыжных прыжковых центра, где есть большие трамплины, на которых можно проводить (и проводят) соревнования высшего международного уровня. И где есть при них комплекс учебных и тренировочных трамплинов – ряда трамплинов, мощность (размеры) которых от одного к другому увеличивается, и это даёт возможность готовить спортсменов от новичков до мастеров экстра-класса. Это Урал, Нижний Тагил и Чайковский (Челябинская область). Тагил – заслуга тамошнего тренера, отчаянного и непреклонного энтузиаста лыжно-полётного спорта. Чайковский детище в недавнем (и долгом) прошлом президента Федерации Прыжков на Лыжах с Трамплина и Лыжного Двоеборья Российской Федерации, теперь её заслуженного экс-президента. Ему удалось инициировать строительство в Чайковском этого нового комплекса трамплинов.
Олимпийские трамплины в Сочи подходят для проведения на них соревнований спортсменов высшего уровня. И только для этого. Готовить здесь прыгунов нельзя: негде. -- Два огромных соревновательных трамплина – других нет. Нет учебных и тренировочных трамплинов. Даже тренировочные сборы даже для мастеров международного класса здесь проводить затруднительно и нежелательно. По той же причине: прыгунам любого уровня квалификации совершенно необходимо «работать» на «кочках» и тренировочных трамплинах малой и умеренной мощности.
…А Страна – огромная…
Москва. Новейшая история Спорткомплекса Воробьёвы Горы. Кратко.
Под верхней опорой Большого трамплина располагалось помещение спортивной базы. Комнатушечки. Много. В них десяток спортивных обществ, раздевалки, инвентарь, дети, взрослые, тренеры. Горнолыжники, прыгуны, двоеборцы. Лыжехранилище. Медпункт. Маленькая комнатка директора. Радиоузел. Все помещались. В какой-то период спортивный «личный состав» стал разрастаться - поставили пол-дюжины строительных вагончиков. Всё заполнено. Четыре десятка тренеров, все при детях-юношах-взрослых. Спортивная жизнь кипела и давала результаты.
Пришли новые времена. Спортивные общества ликвидировали вместе с тренерскими ставками. Базировавшихся на базе выбросили в никуда. В помещении базы – перестройка-евроремонт. И в этом помещении теперь ни спортсмена, ни тренера, охрана, режим. Внутрь – ни-ни. Внутри – чиновники. Большей частью отношения к Комплексу и к спорту не имеющие. И там теперешним чиновникам – тесно.
Над помещением базы скоро-скоро надстроили ресторан. Ввысь и в бока: получился гриб с галереями.
Но спортивная жизнь на Спортивном Комплексе… не прекратилась! Она не кипела уже, но и не хотела умирать, ютилась на периферии спортивного объекта, боролась за существование вопреки стараниям приходивших администраций жизнь Комплекса прекратить.
Ну и вот – замерло всё… Реконструкция.
Нет, нет, и нет! Текст этот не критика, не жалоба, не вопль о том, что не туда зашли и «всё не так, как надо». Нет, это предложение-напоминание тем, кто имеет ресурс решений, о выпавшем им шансе творить благое, уподобляясь богам!
Повсеместно в Мире устроители спорта рвутся вон из кожи в стараниях приблизить спортивные события к народу. Цели приближения – и возвышенно благородные, и рекламные (заработать). Апеллируют к городам: трудно зрителям забраться в горы, добраться в леса, где большие трассы. Можно устроить всё коротким и компактным, но рядом, в городах. Для проведения городских спортивных мероприятий устроители с участниками спускаются с вершин, выходят из лесов, строят грандиозные спортивные сооружения.
А у нас – родной город и – вот оно… Сооружение! – Уникальный в Мире лыжный комплекс.
Погибнет или продолжит жить?
Реклама… Внедрение спорта в народ. Воспитание в народе культуры бытия. А наши лыжи несут огромный воспитывающий потенциал. Уникальный. От созерцания и изумления божественными возможностями летящего человека. От погружения в лыжно-полётное чудо с реализацией неуёмности духа в бесконечном бескорыстном энтузиазме подъёма в высокую культуру бытия.
Алексей Германов. Август, 2020.
Футбол, да , Олимпиаду лучше не вспоминать, осадочек остался от химии.