Курорт Вар-Ризуль (Vars-Risoul) борется за место под ярким южным солнцем путем назначения оптимальной цены на ски-пасс за довольно обширную и высокогорную зону катания. Высшие точки курорта достигают 3000 м.
Vars-Risoul заметно дешевле известных больших курортов Франции. Дневной ски-пасс стоит 33 евро, недельный – 165 евро. В то же время на курорте 110 горнолыжных трасс общей протяженностью 182 км, обслуживаемых 52 подъёмниками. Курорт построен на основе старинных деревень Вар и Ризуль, сохранивших свой исторический дух. Объединенная зона катания Вар-Ризуль называется La Forêt Blanche, что в переводе означает «Белый Лес». В зависимости от запросов, туристы могут поселиться как в современном отеле по современной цене, так и в частном секторе за смешные деньги. Курорт находится в непосредственной близости от основной дороги Бриансон - Гап, однако к серпантину от основной дороги до подъёмников следует отнестись очень внимательно. Он всегда открыт, но почти всегда заснежен, так что без цепей хотя бы в багажнике лучше даже не пробовать.
Как добраться
Самый оптимальный способ – это взять напрокат машину в Турине, Гренобле или Женеве. В таком случае появится возможность посетить и многочисленные курорты, расположенные в пределе 1 часа езды за рулем. Общественным транспортом добираться придется с пересадками. Ближайшие аэропорты – Турин (160 км), Гренобль (170 км), Марсель (250 км), Женева (300 км).
Трассовое катание
Большая часть трасс на этом курорте ориентирована на начинающих лыжников и сноубордистов. Эти трассы проложены на очень широком пологом плато с разнообразным рельефом – перегибами, поворотами. Курорт очень просторен и открыт – есть точки, с которых можно просмотреть всю зону катания и даже другие курорты. Почти все трассы находятся под солнцем круглый день. По другую сторону долины от основной зоны катания можно отдохнуть на лесных, но, тем не менее, не пологих трассах.
Любителям трассового катания понравится исключительно дружелюбная атмосфера на курорте, удаленном от внимания восточноевропейских масс.
Очень рекомендуем побывать на верхней точке зоны катания – Пик Шабриер (Pic De Chabrieres) (2750). На самой высокой точке хребта оборудована отличная смотровая площадка, с которой открываются виды и на окружающие вершины, и на озера и на соседние курорты. Потратьте полчаса катального времени, такая красота обязательно отложится в памяти!
Особая достопримечательность курорта – это трасса рекордов скорости, на которой опытные инструктора готовы дать уроки «спид-скиинга»* (не путать с «даун хиллом») почти всем желающим.
*Спид-скиинг — это один из видов горнолыжного спорта, одиночный скоростной спуск на лыжах, по специально подготовленной прямой ровной трассе, длиной около километра. Скорость, которую регулярно достигают горнолыжники в этом виде спорта, превышает 200 км/час. Спид-скиинг - это самый скоростной вид спорта, не использующий мототехнику, за исключением прыжков с парашютом. Для достижения таких больших скоростей спортсмены используют специальную одежду и шлемы, позволяющие снизить аэродинамическое сопротивление. Лыжи для спид-скиинга имеют длину 2,4 м и ширину до 10 см, максимальный вес пары лыж - 15 кг. Для проведения соревнований по спид-скиингу обычно выбираются высокогорные трассы, где воздух более разрежен.
Трасса Шабриер - Piste de Chabrière:
44°34′6.59″N, 6°
38′51.29″E
Старт: 2 720 м
Финиш: 2 285 м
Макс уклон: 98 %
Средний уклон: 52.5 %
Перепад: 435 м
Официальный рекорд: 243,902 км/ч был поставлен Филиппом Бийи в 1997 году (Philippe BILLY, 1997)
Филипп Бий сегодня является дипломированным тренером и ведет тренировки на этой трассе и готовит ее. Таким образом, на трассе Шабриер в Варе любой желающий, практически без каких-либо ограничений может под руководством опытного инструктора освоить азы этого редкого вида спорта и достичь таких скоростей, каких самостоятельно никто из обычных лыжников не достигает. И все это совершенно безопасно. Во-первых, трасса готовится идеально, чтобы на пути Вам не попалось ни единой кочечки или неровности. Подготовщик даже периодически ложится на трассу, прижимается к ней щекой и оценивает опытным взглядом и вручную ровность покрытия. Во-вторых, тренировки начинаются снизу-вверх, и тренер поднимает клиента потихоньку все выше и выше, только убедившись в готовности ученика.
Легенда внетрассовой схемы
Следует иметь ввиду, что схема трасс изложена схематично и не всегда верно отображает рельеф. Схема плоская, а горы объемные, поэтому имеет место искажение масштабов, т.е. длины маршрутов на схеме совсем не пропорциональны длине проездов. На схеме умышленно не показаны маршруты линиями, так как внетрассовое катание не подразумевает конкретной трассы, а возможно в целых областях (зонах, склонах). Эти зоны (склоны) мы разделили на два типа – просто и сложно. Просто – это желтый цвет, сложно – оранжевый. 2 вида штриховки – классическая (маршрут доступен от подъемника) и крестиками (требует пешки 10-30 минут) Пунктирные контуры зоны – склон за хребтом, на схеме не виден. |
Внетрассовое катание
Вар-Ризуль – это колыбель фрискиерa. Курорт способен воспитать настоящего фрискиера мирового уровня. Vars не может предложить длинных диких внетрассовых маршрутов, но он является прекрасной тренировочный базой как для фрирайдера, так и для ньюскулера.
Хребты l’Eyssina и Chabrières дарят любителям оффписта несколько десятков кулуаров, половина из которых легко доступны от подъемников. Самые популярные кулуары носят названия «Y», «Entonnoir», «La virgule», «Petit Col», «Le Caché», «La Banane» и имеют уклон 25-45 градусов.
Колыбелью фрискиеров Вар называют не зря. Именно здесь в 1999 году состоялись первые в Европе экстремальные зимние игры Mad Masters. А в 2000 - Yoz Winter Games. Сегодня это место признано и любимо многими именитыми райдерами, среди которых Себ Мишо и Энак Гаваджио.
В январе этого, 2010 года, на этом курорте проводились престижные соревнования Red Bull Linecatcher с участием самых известных звёзд фристайл-фрирайда. Можно сказать, что это были соревнования по бэккантри фристайлу. Квалификация проводилась на восточном склоне с перепадом 300 метров и с разнообразным рельефом. Сами соревнования мы, к сожалению, пропустили, а жаль!
Проезды были впечатляющими. Записи некоторых из них мы просмотрели по много раз, в частности проезд Кандила Тове. И, вдохновившись, решили взять пример со звёзд и тоже потренировались на этом склоне в соревновательных условиях – задутый и разбитый склон. С этого же хребта есть варианты классических спусков в широкие и узкие, пологие и крутые кулуары. Эта стенка отлично подойдет для отработки навыков фрирайда – очень легко просматривается линия спуска, заблудиться невозможно. Тем не менее, рельеф довольно серьезный, можно найти крутые и техничные спуски. Мы советуем на этих склонах отрепетировать выбор линии спуска с помощью бинокля. Все эти спуски доступны прямо от верхней станции бугельного подъемника Chabrieres.
Финал соревнований Linecather прошел на этом же курорте, на соседней северной стенке. Она недоступна с подъёмника, а пеший подъём на хребет Eyssina занимает до 1 часа. Как известно, с первого места Linecather’a начался первый после травмы и сразу же победный спортивный сезон Кандида Тове.
К слову, катаясь с хребта Шабриер, мы столкнулись лицом к лицу c Сэйджем Каттабрига-Алоза, фрискиером из Штатов. Его шевелюру, торчащую из-под шлема, не узнать было невозможно. На соревнованиях Red Bull Linecatcher Сейдж занял только 4 место и, видимо, решил остаться, чтобы покататься еще и посниматься. Катался он вдвоем со своим персональным фото-видо-оператором и прямо у нас на глазах играючи крутил трехи с высоких дропов. Наверное, стоило взять автограф…
На южной стороне долины есть возможность покататься по очень правильно растущему, но недлинному лесу. В этом лесу почти гарантированно будет свежий снег. Можно купить скипасс только на эту зону, он будет стоить всего 20 евро.
Сноупарки
Если же фрискиер устал кататься вне трасс и прыгать с камней, в его распоряжении отличный парк, и даже не один. На территории курорта расположено целых четыре прекрасно подготовленных сноупарка, три на территории Вара и один на территории Ризуля: Park de l’Eyssina - самый большой парк. В его состав входят зеленая, синияя, красная, черная линии и линия бигэйров. Парк обслуживается двумя параллельными бугельными подъёмниками.
Park des Ecrins – это джиббинговый парк, который раз или два в неделю работает и по вечерам с искусственным освещением. В парке две линии: из 8 боксов и из 5 стрит-рейлов. Park des Escondus – новый парк для начинающих, 8 мини-боксов, установленных на трассе Escondus, соединяющей парки de l’Eyssina и des Ecrins.
Snowpark Risoul – большой парк. Тут есть Фан зона, трамплины, бигэйры, слайды, гэпы, а также трасса бордкросса и хафпайп, один из самых больших во Франции, длинной 150м. В этом году курорт добавит ещё один парк – на этот раз «натуральный», в лесу, с деревянными фигурами. Парки курорта Вар-Ризуль очень известны среди французов, и, похоже, что их популярность все растет!
Итог
Не стоит идти на поводу у менеджеров турфирм, которые вряд ли много катаются в Европе. Мы были и в Шамони, и в Санкт-Морице, и в Майрхофене, но в следующий раз вернемся туда, где нам было комфортнее всего. Для съемок и за техничными проездами в стиле соревнований по фрирайду мы поедем в Вар. При этом обязательно захватим лыжи для ньюскула, чтобы в условиях задутого или разбитого снега отточить технику прыжков в парках.
Мы благодарим офис по туризму Vars, а также службу трасс за гостеприимство и помощь в посещении курорта и проведении съемок.
Авторы статьи Михаил Крутянский и Екатерина Коровина.
Фото: Андрей Арсеев
Это путешествие было организовано благодаря поддержке интернет-портала SKI.RU и наших спонсоров:
Миши Крутянского – одежда для фрирайда Halti, лавинные рюкзаки Snowpulse
Кати Коровиной – одежда для гор Marmot и снаряжение Black Diamond.
Блестяще! А я то думал, что у них под каской только акселерометр и горящие глаза)