Закончился горнолыжный сезон, который в очередной раз показал, что деньги можно зарабатывать отдыхая. Так, например, поступает вице-президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Дмитрий Свищев. По его мнению, горнолыжные курорты располагают к тому, чтобы быстро и легко решать бизнес-вопросы. При этом корреспондент газеты ВЗГЛЯД выяснил у Дмитрия Свищева, почему российские олигархи сейчас все как один начали вкладывать средства в спорт.
- Ваш спортивный клуб «Новая лига» является организатором элитарного турнира «Кубок миллионеров», который вот уже третий раз проводится в Куршевеле. Расскажите, что было интересного в этом году?
«Обсудить дела и спокойно поговорить можно разве что в выходные. А там все на месте. Можно быстро решить бизнес-вопросы» - В отличие от предыдущих лет в соревновательной формуле Кубка миллионеров появились изменения: свои призы разыграли дети богатых родителей. Первый победитель турнира Григорий Березкин в этом году принял участие только в церемонии награждения, зато две его дочки – Арина и Соня – примерили стартовые номера. И Соня стала-таки серебряным призером, проиграв чуть больше секунды маленькому английскому аристократу Тоби Д'Амбруменилу. Третьей среди детей стала 11-летняя Елизавета Бондаренко. А Иван и Анастасия Потанины – победители прошлогоднего Кубка – повторили свой успех. Настя теперь – двукратная чемпионка. Среди гостей, которые в соревнованиях не участвовали, но на лыжах с удовольствием катались, были Александр Починок, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, актер Игорь Верник.
- Легко ли там заводятся нужные деловые связи?
- Конечно, ведь встретиться с человеком в Москве практически невозможно. Обсудить дела и спокойно поговорить можно разве что в выходные. А там все на месте. Можно быстро решить бизнес-вопросы – будь то слияния или покупка акций. На курорте все к этому располагает. Я и сам так поступал. Поработал – отдохнул – деньги заработал.
- Говорят, Куршевель как место для элитной тусовки потихоньку умирает, а миллионеры скоро совсем перестанут туда ездить…
- Прошло уже 10 лет, как в Куршевеле началось развитие русской тусовки. И до сих пор Куршевель не умер! Количество русскоговорящих туристов не уменьшается, а даже увеличивается. Другое дело, что изменился их состав. Если раньше там была вся Москва, то есть представители практически всех крупнейших компаний, то сейчас эти люди разбрелись по всей Европе, многие уехали в Швейцарию. А их место заняли представители востока России и республик бывшего СССР – Украины, Белоруссии. А «первооткрыватели» – Абрамович, Потанин, Прохоров – так и ездят туда. У кого-то там свои дома появились. У кого-то друзья среди владельцев отелей, у кого-то тренеры свои личные – все-таки 10 лет люди ездят. Недавно промоутер Дима Федоров открыл в Куршевеле русское караоке, а французы делают для наших соотечественников за свой счет русское Рождество! Это говорит о том, что русские там до сих пор. Кстати, Куршевель любят не только русские: есть и бразильский сезон, и арабский. Например, в феврале там не было ни одного нашего – сплошные англичане. Бразильцы приезжают в феврале, а арабы – в марте.
- Роман Абрамович – футболом, Потанин – горными лыжами, аквабайком и бадминтоном (сейчас он его особенно усиленно развивает), Михаил Прохоров – баскетболом, лыжами и тем же аквабайком, Андрей Бокарев – горными лыжами, Искандер Махмудов – волейболом и баскетболом, Лисин – стрельбой. Практически каждый человек, достигший серьезных успехов в бизнесе, считает своим долгом поддерживать спорт. Бизнес и спорт – это вещи, идущие вместе. Все крупные корпорации поддерживают спортивные мероприятия, являются спонсорами команд или отдельных спортсменов. Это престижно, это выгодно. Я недавно разговаривал с Андреем Бокаревым, который возглавляет ОАО «Кузбассразрезуголь». Мы вместе с ним строим курорт в Шерегеше. Я ему говорю: «Андрей, ты и горные лыжи поддерживаешь, и волейбол, и баскетбол, и бадминтон, и фристайл и сноуборд. Зачем тебе это?» Он ответил буквально следующее: «Знаешь, я заработал столько денег, что должен отдать какую-то часть на благие дела и на славу страны». Это высокие слова, но я ему поверил, потому что он говорил искренне. Эти люди хотят оставить что-то еще и для своей страны, для народа. В конце 80-х – начале 90-х годов, когда спорт был в забвении, люди занимались бизнесом. Но сейчас они остановились: бизнес поделен и стабилен, у каждого есть свой уголок, и люди начали думать о себе и о тех, кто рядом. Посмотрите, сейчас все спортивные залы забиты; и если посмотреть, кто арендует спортивные площадки, – это банки, крупные компании, известные организации.
- А какие крупные компании строят горнолыжные курорты?
- Магнитогорский комбинат, например, строит горнолыжный комплекс в Абзакове. Олег Дерипаска поддерживает строительство горнолыжных комплексов в Сибири. Потанин с Прохоровым – в Красноярске и Норильске. Сибирский регион «застраивают» Евразхолдинг и Кузбассразрезуголь. Потанин строит курорт под Сочи – «Роза Хутор». А в конечном итоге чем больше строится центров, тем больше людей начинает заниматься спортом.
- Существуют ли какие-то стандарты в горнолыжной моде? Что считается «правильным» в плане одежды, экипировки, техники?
- Сейчас горнолыжная индустрия огромна. Это и одежда, и экипировка, и различные аксессуары. Что касается профессионалов, то лыжи для них изготовляются вручную. А ведущие мировые фирмы – Rossignol, Fischer, Volkl, Atomic – имеют специальные цеха, где все это делается. Подбор лыж для каждого спортсмена – дело сугубо индивидуальное: у каждого человека своя геометрия, свои физические особенности. Что касается одежды, то спортсмены спортклуба «Новая лига» экипированы в одежду японской фирмы Goldwin. Что же касается любителей, то я заметил, что именно русские любят модную горнолыжную одежду. Европейцы в этом смысле предпочитают практичную одежду, не так сильно обращая внимание на красоту. Если, например, едет девушка в роскошном костюме, то она, на все сто процентов, наша соотечественница. У нее костюм весь в стразах, с меховой оторочкой. При этом она не понимает, что это очень непрактично. Одно падение – и ее меха превращаются в драную кошку. Еще наши любительницы снежных склонов просто обожают белые костюмы, в которых их просто нереально заметить на горе. Красота ни в коем случае не может служить оправданием безопасности!