Вот ведь сколько раз давал я себе обещание - не писать отчётов по тем местам, где был, не светить их попусту... И столько же раз его нарушал. Нарушу и на этот раз. Не жалко.
Ёлки
Что хотелось увидеть в Лааксе? Густые еловые леса, по контрасту с привычным для нас голым высокогорьем. Что оказалось? Нет, с ёлками всё в порядке, ёлки на месте. Но ёлки - это же низко! Это очень низко, максимум 1500-1700 м. А вокруг, не надо забывать, даже не Южная Сибирь, а Южная Европа. Так что снег здесь не слишком частый гость. Нет-нет, он есть, просто это нам не очень повезло в этом году, что перед нами в течение 2 недель внизу было +9 градусов. И, в свете глобального потепления, в перспективе его будет скорее меньше, чем больше. А подъёмников где-нибудь на хребте Черского или массиве Буордах мы уже вряд ли дождёмся в этой жизни.
Таким образом, в нижней лесистой части для катания пригодны только несколько магистральных трасс, оборудованных пушками. Стоит отметить, что искусственный снег, если его подтопить на солнышке и хорошенько помесить лыжами, почти не отличается от натурального.
Выше картина менее безрадостная, но всё равно оставляет желать лучшего. Справедливости ради надо сказать, что нам всё-таки досталась парочка небольших снегопадиков, которые несколько сгладили ситуацию. Стало возможно даже полазить кое-где в стороне от основных трасс... дней этак несколько. Нет, низкие горы - это не для нас.
Подъёмники
Чем привлекает Лаакс? Большим процентом вагонов и кабинок. Кому как, но мы любим именно их: удобные, мощные, скоростные, дальнобойные. Сколько ездил - видел, что швейцарцы их строить любят и умеют, в отличие от, скажем, французов. Подъёмники - тоже на месте... и как-то не на месте. Дело в том, что зона катания здесь чётко разделяется на две части по вертикали. Нижняя - глубокие ущелья с крутыми лесистыми склонами. И именно здесь сосредоточено большинство самых лучших (кабинных и вагонных) подъёмников. По существу, их основная функция - это, как и у нас в Домбае, утром поднимать отдыхающих к основной зоне катания и вечером спускать их нетрезвые тушки из ресторанов обратно. Впрочем, на них часто спускаются и вполне трезвые и здравомыслящие лыжебордеры: трассы нижней части к вечеру становятся не слишком комфортны для новичков.
Основное катание происходит в верхней части - а вот здесь-то как раз преобладают подъёмники бугельные и кресельные. На креслах, как и всегда у этих м####ов, доскерам положено ездить ровно с 1 пристёгнутой ногой, и никак иначе. Медленные, длинные, неудобные, и всё это - на бодрящем зимнем горном ветерке. На лыжах ещё можно вытерпеть, а на доске каково?
Хотя подъёмников довольно много, но стоят они довольно хаотично и как-то недодуманно. То и дело ловишь себя на мыслях: "И что бы им стоило протянуть эту креселку ещё на пару сотен метров, во-от на тот бугор? Ведь сразу открылись бы спуски вот сюда и вон туда..."
Заканчивают работу подъёмники довольно рано: верхние начинают выключаться после 15, а нижние после 16 часов.
Трассы
Что ожидалось? Значительные общие перепады высоты (от 3000 до 1100 м) сулили много длинных спусков. Кто как, а мы предпочитаем подняться 2-3 очередями подъёмников подряд на самую верхнюю точку и оттуда катиться до самого низа. Оказалось - за единичными исключениями, нет ни того, ни другого. Трассы перемежаются с подъёмниками довольно беспорядочно, чтобы попасть на вершину, нужно подниматься, спускаться к другому подъёмнику, подниматься ещё на этаж выше, снова спускаться на пол-этажа... Очень много тупиковых "висячих" трасс, с которых нет прямого выезда вниз, а нужно вытягиваться на местных бугелях и креселках обратно к ключевым точкам верхней зоны. В результате, катание получается, в основном, короткими перебежками вверх-вниз по 300-600 метров высоты. Исключения единичны: трассы La Siala - Grauberg - Flims, Nagens - выше Scansinas - Flims... и всё. И что толку с 1900 м общего перепада?
Как уже говорилось, верхняя и нижняя часть зоны катания здесь отличаются очень сильно. Немногочисленные магистральные трассы нижней части - в основном, крутые, скоростные. Сколько их ни ратрачь, за пару часов они укатываются в хлам, а к вечеру оказываются выскоблены до бутылочного зелёного льда (и хорошо, что до него, иначе было бы до земли).
Верхняя часть состоит, в основном, из безлесных плато с небольшим уклоном. Соответственно, и трассы здесь преобладают голубые или с уклоном в голубизну. Есть и красные... или, скорее, немного розовые. Но это применительно к лыжникам, для которых они и были проложены и промаркированы много десятилетий назад, до начала бордической эры. Трассы часто идут не вдоль склона, а поперёк - с небольшим средним уклоном, пересекая складки местности. Из-за этого на них много длинных глубоких ям, которые не так-то просто проехать на доске - а кое-где и невозможно в принципе. В сочетании с преобладанием подъёмников, наименее дружественных к бордерам, это означает, что ехать сюда на доске может только тот, кто катается... эээ... как минимум, средне. Стоит ли удивляться, что одноногие здесь лазят везде, где только возможно - но только не по трассам.
Фрирайд
Для фрирайдеров в Лааксе интересны, в основном, крайний южный и крайний северный сектора зоны катания: Cassons и Alp Ruschein, соответственно, а также переход с ледника Vorab в Alp Ruschein или в нижнюю часть сектора Vorab.
Но это при условии, что есть снег, погода и работают подъёмники. Совпадение этих трех факторов есть вещь не постоянная, увы. При нас Cassons работал примерно треть дней, а подъёмник Alp Ruschein так и не запустился ни разу. К тому же, в любом случае этот подъёмник обслуживает только начальную, верхнюю часть сектора. Основная же его часть - это дорога в один конец: спустившись в д. Ruschein или Ladir, нужно выбираться оттуда автотранспортом, кружным путём через Ilanz. По непроверенным данным, если трасса открыта, то оттуда, возможно, организуется шаттл обратно в Лаакс. Возможно, эта информация ложная. Но, в любом случае, положить, как минимум, полдня, на единственный спуск и возвращение - это роскошь, которую могут позволить себе немногие.
Пожрать-поспать
Что ожидалось? Вот чем привлекает Швейцария против Франции - так это именно тем, что в ней живёшь как человек, там же и так же, где люди живут уже не первую тысячу лет и будут жить ещё много тысяч лет после нас. И швейцарские апартаменты по 30-33 кв.м. на 2 персоны - это, согласитесь, совсем не французские 18-метровые кельи с двухъярусными нарами за ту же, если не бОльшую, цену.
Что оказалось? Большинство резиденций, в которых сдаются апартаменты, расположены в Лаакс-Муршетг (Laax Murschetg - попробуйте выговорить), а это как раз и есть горнолыжная станция, построенная на французский манер в стороне от постоянного жилья (от Лаакса - 2 км, от Флимса - 5 км). Люди здесь не живут, только туристы.
Резиденция наша (имени её называть не хочу, поскольку и остальные от неё, судя по всему, не сильно отличаются) оказалась построена не как нормальные швейцарские дома, не на века, не для себя, любимого, а для "этих", побыстрее и подешевле, с хлипкими стенками и замечательной акустикой. А единственное, что отличало её от остальных - это непосредственная близость к подъёмникам. Поэтому, не отрывая головы от подушки, можно было с точностью до минуты сказать, когда начинает работать большой вагон. Это бы в некотором роде даже и удобно, будильник не нужен - а днём оно всё равно пофиг, нас нету... но вагон этот имеет обычай ходить и в полночь, и часов в 5 утра: то ли персонал возит, то ли всякие съестные и питейные припасы в рестораны на горе. В общем, лучше было бы без этого.
К тому же тонкие стенки позволяют, как в родной советской хрущобе, заочно участвовать во всех попойках, дебошах и оргиях соседей. А поскольку весь Муршетг, как уже говорилось - не постоянное швейцарское жильё для культурных и уважающих себя (и соседей) людей, а выселки для отдыхающих, то и подобные мероприятия - одна из непременных составляющих культурной программы для многих её недолгосрочных обитателей.
Стоит ли упоминать о такой мелочи, что в домушке не топили - то ли по причине +9, то ли глобального потепления, то ли по какой другой. И так и не затопили до самого нашего отъезда.
Основной населённый пункт - это Флимс, большая, разлапистая деревня, размазанная по склонам ущелья. Здесь сосредоточены большинство отелей, ресторанов, магазинов и проч. Собственно Лаакс, хотя и считается брендом этой зоны катания - маленькая сонная деревушка, представляющая минимальный интерес во всех отношениях хотя бы по той причине, что ни подъёмников, ни трасс непосредственно в ней нет. Фалера - самая дальняя деревушка с одной трассой (голубою-голубою, не бывает голубей) и единственным кресельным подъёмником. Судя по тому, что он оборудован карманами для лыж и крючьями для досок, снег в ней есть далеко не всегда. Ски-басы курсируют, в основном, между Флимсом и Муршетгом (остановка Laax Bergbahnen), до дд.Лаакс и Фалера доходит где-то один из трёх. Причём ходят они не слишком часто (в пик - 3 раза в час) и заканчивают довольно рано, где-то в районе 18 часов, а из Фалеры/Лаакса - так и вовсе в середине дня. Так что если вам приспичит после катания съездить во Флимс хотя бы за жратвой (в Лааксе и Муршетге есть только по одному магазинчику с не слишком богатым ассортиментом) или откушать пирожка с кофейком в местной кондитерской, то надо торопиться. Иначе настанет время "Ч" и ваша карета превратится в сами знаете что, а добираться домой придётся уже за денежки на рейсовом автобусе.
Публика
Никогда не считал себя фрирайдером, но в Лааксе, хочешь - не хочешь, а поневоле станешь им. По трассам здесь ездит народу очень много и очень быстро. Катаясь во франко-итальянском углу Швейцарии, я никогда не страдал от того, что еду сильно медленнее основного потока - скорее, наоборот. Здесь же то и дело приходится уворачиваться то от почтенной бабушки, то от отмороженного тинэйджера, вылетающих то из-за правого уха, то из-за левого виска. Ездят здесь примерно так же, как водят в Москве: нагло и агрессивно. Стоит отпустить впереди идущего на более или менее разумную дистанцию, как перед тобой на твою полосу непременно встроится ещё какой-нибудь козёл. А виноватым, если въедешь ему в зад, будешь всё равно ты.
Это в будние дни, причём, по отзывам всех местных, мы попали не в низкий, а в очень низкий сезон. Про выходные же и вспомнить страшно: Лаакс - это, в первую очередь, не курорт для проведения 1-2 недель отпуска, а горка выходного дня для окружающих крупных городов Швейцарии и даже Италии. Количество народу возрастает не на десятки процентов, а во многие разы, и горка становится похожа на разворошённую муравьиную кучу. На подъёмниках выстраиваются реальные очереди на несколько вагонов, особенно на первой очереди поутру, когда снизу один за другим подходят десятки "автобусов здоровья".
Помимо швейцарцев и итальянцев, иногда попадаются британцы. "Не кажется ли вам, Ватсон, что по этому месту мы уже проезжали в прошлый раз?" - ведут учтивую беседу два джентльмена, отстёгивая доски где-нибудь в затяжной яме на кривой лесной дорожке. Довольно много разнообразных славян, иногда даже можно понять, о чём они говорят. Соотечественников много до отвращения, особенно по пятницам, когда они выходят на гору, восторгаются красотой окружающих пейзажей и сосредоточенно выясняют друг у друга, на какую станцию подъёмника их сейчас привезли.
Язык в этом углу Швейцарии - исключительно немецкий. С английским могут быть проблемы, уж проще было бы, наверное, даже с итальянским. Из молодёжи на языке международного общения говорит не больше трети (но уж кто говорит, тот говорит очень прилично), из среднего и старшего поколения - единицы.
Возрастной состав в будние дни, если нет каникул и т.п. - естественно, преимущественно пенсионеры. Трогательно смотреть, как 70-летние мальчики и девочки нежно кормят друг друга конфетками с ладошки. Сейчас таких уже не делают. Ныне в Европе в культ возведена педерастия, и целующиеся парочки обоего пола (т.е. или того, или другого) можно видеть повсеместно. Целуются здесь долго и страстно, вызывая цепную реакцию у окружающих содомитов и содомиток. Что поделать, человек - скотинка стадная. Здесь даже ёлки у подъёмника - и те голубые.
Горы
Ну и напоследок - о главном, ради чего мы колесим по свету, а не удовлетворяем себя привычными движениями где-нибудь в красногорском холодильнике. О горах. Увы, и горы здесь никакие. Нет-нет, я охотно верю, что по сравнению с какой-нибудь Австрией или Болгарией они восхитительны... но тот, кто видел Главный Кавказский хребет с Эльбруса, или хотя бы Маттерхорн с Монбланом, только равнодушно пожмёт плечами. За 2 недели ни разу не возникло даже малейшего желания вынуть из рюкзака фотоаппарат. Так бы он там и провалялся мёртвым грузом, если бы не чувство долга перед редактором и не понимание того, что без картинок весь этот длинный текст едва ли кто осилит хотя бы на треть.
В общем, так себе получилась поездочка. На троечку...
P.S. Что ещё неприятно поразило в Лааксе - это обилие больших собак. Почти как у нас в Москве. Если на западе Альп власти более или менее успешно борются с ними и их хозяевами (то ли налогами, то ли ещё как), то здесь нередко можно встретить бюргера, выгуливающего целую свору нехилых таких волкодавчиков. Зато кошек - впервые за много поездок - не видели ни одной. А это дурной симптом. Кошка очень хорошо чувствует физиологический комфорт или дискомфорт того или иного места (который мы тоже испытываем, но не умеем сформулировать это). Не зря же её первую запускают в новый дом. Если кошки здесь не живут - это очень нехорошее место. Не поеду туда больше.
Автор: о.Валентин
Другие статьи автора на сайте:
"В деревне Гадюкино - дожди...". Тинь и Валь-д'Изер
Цахкадзор, январь 2007
Сезон 2008. О Терсколе, о Домбае, и немножко о Швейцарии
Шерегеш-3. Лови момент!
Квань
Шо же это такое? Главное, за што?