"Ты уймись, уймись, тоска у меня в груди,
Это только присказка, сказка впереди..."
Именно эта песня В. Высоцкого приходит в голову всякий раз, когда читаешь новости о непреклонном желании построить горнолыжный курорт Лагонаки на землях Кавказского заповедника.
Нагорье Лагонаки включено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО по причине уникально высокой доли редких видов растений, произрастающих на небольшой территории. Популярно говоря, каждый третий вид местной флоры занесен в Красную книгу.
Еще один фактор уникальности - уникальное геологическое строение и широкое развитие карстовых форм рельефа.
Здесь расположены одни из самых глубоких карстовых шахт и красивых пещер России.
Строительство капитальных сооружений и профилирование горнолыжных трасс неизбежно приведет к полному уничтожению уникального почвенно-растительного покрова, истощению и загрязнению подземных вод с последующим воздействием на карстовый рельеф.
Как известно, планируется строительство горнолыжного комплекса на Лагонакском хребте на землях Апшеронского района Краснодарского края, непосредственно прилегающих к заповеднику. Высота хребта не дотягивает и до 2000 м. Вот как выглядят склоны будущего курорта в марте, в период максимального снегонакопления:
Очевидно, что снега совсем не много, а склоны здесь весьма пологие. Вряд ли с таким природным потенциалом можно конкурировать с горнолыжными склонами Красной поляны и разгрузить их в период пиковых нагрузок.
Есть еще один существенный природный фактор, о котором почему-то не упоминают: частые и сильные ветра в зимний период. Нагорье Лагонаки почти на километр выше близлежащих гор, поэтому юго-западный ветер беспрепятственно бушует здесь, сметая снег в понижения рельефа.
И все это на скорости горазда выше 15 м/с, при которой происходит автоматическое отключение гондольных канатных дорог, не вспоминая даже о кресельных.
Снега в альпийской зоне выпадает много, но зимой он переносится и тщательно упаковывается в ложбинах и кулуарах, питая многолетние снежники и самые западные на Кавказе ледники.
Поэтому "золотая" горнолыжная сборная СССР под руководством Л. Тягачева тренировалась на снежниках Абадзеша именно поздней весной и летом, когда ветра почти нет, а мощность снега высока.
Причем днем отпускает только верхние 5-10 см при сохранении относительно твердой подложки.
Несомненное достоинства летнего снега Лагонаки в том, что он расположен в двух часах перелета из Москвы до Краснодара и трех часах трансфера автотранспортом до нагорья. И природный снег высокого качества на высоте до 2800 м не требует времени на адаптацию к гипоксии.
Помимо Краснодарского края, на нагорье планирует строительство курорта и правительство Адыгеи. Причем в этом случае, практически полностью на землях заповедника, с которых хотят снять охранный статус, передав взамен заповеднику другие земли. Очевидно, что такой обмен никак не соответствует здравому смыслу охраны редких видов растительности и геологических памятников природы. Их невозможно переместить на новые земли. Резко отрицательное отношение к такому обмену высказали научные сотрудники самого заповедника.
Вот как сейчас выглядят склоны хребта Каменное море и горы Оштен, где планируется строительство курорта:
Снег есть, и на нем - следы заповедных зверей
Понятно, что в случае строительства курорта их среда обитания также будет нарушена. Причем начиная с краснокнижных земноводных и заканчивая орнитофауной.
Здесь уже совсем как в песне:
"И невиданных зверей, дичи всякой нету ей,
Понаехало за ей егерей,
Так что значит не секрет - Лукоморья больше нет,
И все, о чем писал поэт - это бред...
Ты уймись, уймись, тоска, душу мне не рань,
Раз уж это - присказка, значит дело дрянь..."
Поэтому вполне рационально было бы сместить акцент в развитие туризма на нагорье Лагонаки с массового катания низкого пошиба в сторону высококачественного экологического туризма. в частности, его зимних видов: скитура и походы на снегоступах. Эти виды связаны с минимальным воздействием на окружающую среду и высоким уровнем вовлечения в изучение и охрану дикой природы.
Именно здесь нагорье вполне может сравниться с природными рекреационными ресурсами Красной поляны. А с учетом ограничений пограничной зоны и близости Красной поляны к ядру заповедника, Лагонаки, но мой взгляд, по разнообразию маршрутов могут и превзойти любимую Полянушку.
Причем именно здесь есть все возможности для полноценного использования самого факта включения нагорья в список ЮНЕСКО. Международное признание уникальности природы Лагонаки является мощными фактором привлечения как российских, так и иностранных туристов. Развитие специализированной туристской инфраструктуры на прилегающих к заповеднику землях даст толчок к социально-экономическому развитию горных поселений. А обустройство зимних приютов на маршрутах в самом заповеднике будет весьма кстати, т.к. в мороз в палатках могут жить далеко не все любители бэккантри.
Все-таки видовое разнообразие гарантирует устойчивое развитие не только в биосфере, но и в турбизнесе. Поэтому специализация горных районов Кубани и Адыгеи по принципу максимально эффективного использования природных рекреационных ресурсов вполне оправдана.
Такие вот мысли посетили после очередного скитура на нагорье Лагонаки, в "домашние" для нас горы. Остается надеяться, что здравый смысл и профессионализм региональных туристских чиновников все таки возьмут вверх. И можно будет по-прежнему ходить в заповедные горы по дикому снегу.
Если моя точка зрения на проблему охраны дикой природы нагорья Лагонаки пришлась вам по душе - вы можете поделиться записью через соцсети и, возможно, привлечь к ней внимание.
Буду рад и комментариям с альтернативными мнениями.
Храбовченко Владимир (при поддержке Patagonia, Cebe, GORE-TEX®)
фото автора и Алексея Загинайко
- лыжникам - ДА!
- миллиардам хомячков - НЕТ!