В абсолютном большинстве случаев лыжники попадают в лавины, спровоцированные самими лыжниками. Но Чегет – настолько хорошо знакомое место, что, казалось бы, я знаю все линии отрыва на склонах, доступных с подъёмника. Горы не прощают такой самоуверенности. Да, на фотографии, при тщательном изучении, я могу показать линии, по которым отрываются лавины на Чегете. Но во время катания? Когда хочется мочить и прыгать? Мне был преподан хороший урок.
В Приэльбрусье уже долгое время стояла очень нестабильная погода – много осадков и большие перепады температур. Снег и дождь чередовались между собой вплоть до высоты 2500 м. Кататься было возможно только в хорошей одежде с мембраной, с которой капли скатываются сами. Днём после очередного снегопада открыли вторую очередь, и самые смелые отправились раскатывать Доллар. Это был уже второй спуск, самые очевидные и безопасные проезды были раскатаны. Немного развиднелось, и душе захотелось прыжков. Я решил зайти на самую нижнюю скалу правее Широкого кулуара над Долларом. С безопасного склона заложил дугу налево и остановился под камнем, думая, что стою на контуре. Попрыгал, ничего не сдвинулось. 40 метрами ниже был уже мой дроп. Дождался Костю Хидирова, обсудил дроп и поехал.
Скорость была невысокая, рассчитанная под этот дроп. Я проехал метров 5 и краем глаза увидел, что склон надо мной треснул. Справа, насколько хватало глаз, тоже была трещина. Слева лавина упиралась в камни. Уходить от лавины вперёд я не решился – слишком маленькая скорость. Единственное, что оставалось – попытаться забраться как можно выше по лавине, вдруг она вся уйдет вперед меня. На остатках скорости я заложил дугу и попытался заехать по движущемуся снегу как можно выше. В процессе этого маневра лавина сбила меня с ног и потащила вперёд головой. Резко стемнело, но дыхание пока не ограничивало. Всё, это уже край – надо срочно активировать Snowpulse! В лавине это оказалось совсем непросто! Снег препятствует даже движениям рук. Конечно, любой airbag надо активировать до того, как лавина накроет с головой. Но на практике до последнего не верится, что не сможешь уехать от лавины. Но продолжим. Мне удалось дернуть за ручку, и через несколько секунд я почувствовал, что меня перевернуло на спину, в положения сидя, потянуло наверх, и в этот момент лавина остановилась.
Я оказался в весьма комфортном положении, рот почти на поверхности, обе кисти и носки лыж тоже на поверхности. Если сильно напрячься, то мог даже шевелиться, но было страшно засыпать дырочку, через которую я дышал. Намека на холод не было. Снег был только вокруг, несмотря на все ротации в лавине, под одежду снег не попал благодаря юбке на куртке. Меня было хорошо видно, так как торчал кусок красного надутого баллона рюкзака. Сразу же подъехал Костя, а за ним и Катя Коровина с Таней Косинской, втроём они быстро меня откопали.
К сожалению, нам было не до фото. Сдули подушки и поехали вниз, думать и делать выводы.
Если бы на мне не было рюкзака Snowpulse, я бы оказался погребенным на глубине 1-2 метра, в хвосте лавины. Возможно, мог бы дышать. Если бы я не пытался заехать как можно выше по лавине в самом начале, то оказался бы в середине лавинных отложений глубиной 2-4 метра. Возможно, от неё можно было уехать вперёд. Но если бы мне не хватило скорости, лавина накрыла бы всей разогнавшейся массой. Ну и моя серьезная ошибка заключается не в том, что я поехал в это место, а в том, что не увидел тот контур, по которому позднее сошла лавина. Я думал, что она должна была оторваться на несколько метров выше. Такого рода ошибка может стоить жизни.
И большая просьба обладателям рюкзаков Snowpulse – не забывайте перед каждым спуском убеждаться в том, что спусковая ручка на поверхности, а не спрятана под молнией! Каждый день проверяйте давление в баллоне! И, самое главное, не выходите на склон без него!
Автор: Михаил Крутянский, спонсор одежда Halti
Фото: Андрей Арсеев
История случилась 10.03.2010 в Приэльбрусье на г.Чегет
плюс минус метров 20-50, невозможно угадать точно, да и зависит от характера степени воздействия, да и сходит часто не сразу...